Содержание

  1. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1026190-8
  2. Какая вероятность, что законопроект примут?
  3. Какие налоговые изменения планирует законопроект в 2026 году?
  4. Налоговое администрирование (ЕНС, сроки, мониторинг)
  5. НДС (повышение ставки, цифровые активы, майнинг)
  6. Акцизы (алкоголь, топливо, табак, напитки)
  7. НДФЛ - налог на доходы граждан
  8. Налог на прибыль организаций
  9. Водный налог
  10. Государственная пошлина
  11. Налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов
  12. НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых
  13. Специальные налоговые режимы (УСН, патент)
  14. Имущественные налоги (транспорт, земля, имущество, игорный бизнес)
  15. Туристический налог
  16. Страховые взносы
  17. Международное налогообложение (правила МГК / налог у источника)
  18. Какие варианты налоговой оптимизации в 2026 году остаются?
  19. Что делать? Общий план действий для всех компаний
  20. Что делать компании на ОСНО
  21. Что делать компании на УСН и патенте

Мы обычно не комментируем законопроекты, говорим только о действующих законах и уже принятых решениях. Но для законопроекта № 1026190-8 от 29.09.25 придётся сделать исключение. О нём уже много говорят, и если его примут, с 2026 года жизнь предпринимателей серьезно изменится. Наши клиенты задают по нему много вопросов. 

Налоговая реформа 2026: как подготовить бизнес к новым правилам

1. Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1026190-8

29 сентября 2025 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1026190-8 (207 страниц).

Он предлагает изменения в Налоговый кодекс и связанные с ним акты:

  1. Снижение порога освобождения УСН от НДС до 10 млн. руб;
  2. Повышение ставки НДС с 20 % до 22 %;
  3. Пересмотр специальных режимов (ограничение или отмена ПСН для ряда видов деятельности);
  4. Пересмотр льгот по страховым взносам;
  5. Усиление налогового администрирования.

Эти меры практически перестраивают налоговую архитектуру для малого бизнеса с оборотом свыше 10 млн. руб.

2. Какая вероятность, что законопроект примут?

Будем реалистами.

Документ внесло Правительство, и он уже рассматривается Госдумой. Это значит, что поддержка высокая.

Многие меры оформлены как единый пакет, поэтому ключевые положения вряд ли исключат без ущерба логике реформы.

Есть небольшая надежда, что детали (льготы, пороги, переходные механизмы) скорректируют в процессе обсуждения.

Но вероятность принятия основных мер высокая:

  • снижение порога УСН;
  • рост ставки НДС;
  • отмена льгот по страховым взносам.

Сохранение хотя бы части льгот для отдельных МСП (особенно в стратегических отраслях) возможно.

3. Какие налоговые изменения планирует законопроект в 2026 году?

Мы изучили сам законопроект, пояснительную записку к нему и выделили группы изменений:

  1. Налоговое администрирование;
  2. НДС;
  3. Акцизы;
  4. НДФЛ;
  5. Налог на прибыль для организаций;
  6. Водный налог;
  7. Госпошлина;
  8. НДД (доп. доход от углеводородов);
  9. НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);
  10. Спецрежимы (УСН, патент);
  11. Имущественные налоги (транспорт, земля, имущество, игорный бизнес);
  12. Туристический налог;
  13. Страховые взносы;
  14. Международное налогообложение

Пройдем по каждой группе изменений.

4. Налоговое администрирование (ЕНС, сроки, мониторинг)

Что меняется:

  1. Перенос срока уплаты налогаЕсли последний день срока уплаты налога приходится на нерабочий день, предлагается установить днем окончания срока предшествующий рабочий день;
  2. Расширение и детализация единого налогового счёта (ЕНС). Отменяются дублирующие уведомления об исчисленных налогах и взносах. т.е. отменяется обязанность подачи уведомлений об исчисленных суммах по имущественным налогам, по НДФЛ и страховым взносам за периоды, по которым уже было представлено уведомление с планируемыми суммами;
  3. Расширяются основания для отсрочек и рассрочек. Теперь не только для тех, чья деятельность останавливается из-за климата, но и для тех, чьи масштабы снижаются более чем на 50% из-за климата или падения спроса. Сокращается количество документов, необходимых для получения отсрочки или рассрочки;
  4. Инвесткредит теперь до 10 лет (ранее 5);
  5. Банковские гарантии. Налоговый орган может аннулировать неиспользованную гарантию. Исключается возможность представления банковской гарантии на бумажном носителе при предоставлении отсрочки/рассрочки (переход к электронной гарантии);
  6. Налоговый мониторинг. Предлагается расширение периметра. Отмена обязательности соответствия кандидата всем трем критериям (выручка, активы, уплаченные налоги) – теперь достаточно соответствия любому из трех. Критерии отменяются для кандидата-правопреемника реорганизованного участника. Налоговый орган получает право проводить осмотр территорий/помещений и выемку документов при выявлении нарушений законодательства. Увеличение глубины мониторинга: до даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы/инвестиционного проекта (от нынешней даты заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений). Добавление оснований для досрочного прекращения мониторинга (например, систематическое нарушение сроков доступа к информационным системам);
  7. Упрощается обмен документами через личный кабинет, позволяя использование усиленной неквалифицированной подписи для физлиц;
  8. Уточняются процедуры взыскания с несовершеннолетних через представителей и восстановления безнадежных долгов при новых фактах;
  9. Упрощается осмотр территорий и помещений при проверках и мониторинге;
  10. Рассмотрение материалов налоговой проверки возможно с использованием видеоконференц-связи. А письменные возражения и подтверждающие документы можно подать лично, заказным письмом по почте или в электронном виде (через ТКС, личный кабинет налогоплательщика или на Госуслугах);
  11. Разовая налоговая амнистия, вводится списание мелких долгов физлиц до 500 рублей; 
  12. Уточняются переходные правила для цифрового рубля до 2026 года по взысканию и приостановке операций.

Зачем: повысить предсказуемость поступлений и автоматизировать контроль.

Пример:

  • Допустим, срок уплаты налога 28-е число выпадает на воскресенье. По действующим правилам срок переносится на понедельник (29-е). По законопроекту срок закончится в пятницу (26-е), что позволит средствам быстрее поступить в бюджет. Для предприятия минус - кассовый удар в конце месяца, платить придётся чуть раньше, чем сейчас;
  • У агропредприятия сезонный спад, раньше отсрочку нельзя было получить, теперь можно; 
  • Налогоплательщик подал уведомление по НДФЛ с планируемой суммой. Если фактическая сумма не изменилась, повторное уведомление не требуется;
  • Можно перейти на налоговый мониторинг, выполним одно условие. У IT-компании выручка составляет 12 миллиардов рублей (критерий 10 млрд руб.), сумма уплаченных налогов 150 миллионов рублей (критерий 100 млн руб.), но стоимость активов всего 5 миллиардов рублей (критерий 10 млрд руб.).Теперь достаточно выполнить лишь одно условие, компания получает право перейти на налоговый мониторинг;
  • Касательно ЭЦП в ЛК налоговой. Раньше для многих операций требовалась квалифицированная подпись (КЭП), которая стоит денег и требует визита в удостоверяющий центр, что отпугивало многих. Теперь физические лица (не ИП) могут подписывать документы в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС или Госуслугах с помощью УНЭП. Это подпись, которая формируется по правилам ФНС и соответствует требованиям закона об электронной подписи. По данным ФНС на 2025 год, такие изменения уже интегрированы в систему электронного документооборота (ЭДО), где с октября ввели универсальные сообщения для счетов-фактур, что упрощает обмен не только с налоговой, но и между людьми. Минус УНЭП работает только для личного кабинета, не для коммерческого ЭДО, так что бизнесу все равно нужна КЭП;
  • Теперь долги несовершеннолетних (по налогам, сборам, взносам) взыскивают с родителей, опекунов или усыновителей, а взысканные деньги идут на счет ребенка как единый налоговый платеж. Раньше это было не так четко прописано, и могли возникать споры. А для безнадежных долгов (например, после смерти человека или ликвидации фирмы) ввели восстановление: если появляются новые факты (наследство нашлось или фирму восстановили в реестре), долг "оживает" в пределах трех лет. Возьмем пример: у 15-летнего подростка есть квартира в собственности (унаследованная), и по ней накопился долг по налогу на имущество в 10 000 рублей. Раньше ФНС могла взыскать напрямую, но теперь четко - через родителей. Если родители не платят, долг спишут с их счетов, а на счете сына отразят как погашенный. Для восстановления долгов: допустим, человек умер в 2024 году с долгом по НДФЛ в 50 000 рублей, долг признали безнадежным. Но в 2025 выясняется, что есть наследство, квартира. ФНС восстановит долг (до стоимости квартиры) и взыщет с наследников. Это защищает бюджет, но требует от семей бдительности, проверяйте уведомления в личном кабинете. С ноября 2025 года ввели внесудебное взыскание для физлиц (не ИП), так что долги свыше 3000 рублей могут списать без суда, если не оспорить в месяц;
  • Об упрощении осмотра территорий и помещений при налоговых проверках и мониторинге. Поправки в статьи 91–94 НК РФ расширяют права инспекторов: осмотр теперь проще в рамках налогового мониторинга (это когда компания добровольно открывает данные ФНС для онлайн-контроля вместо выездных проверок). Добавили осмотр для проверки затрат по инвестиционным проектам (по закону о капиталовложениях) и при рассмотрении материалов проверки. Уведомление о вызове на допрос можно отправить через Госуслуги или личный кабинет, а осмотр провести с предъявлением удостоверения, без лишней бюрократии. Пример: если вы ИП с магазином, при камеральной проверке (по декларации) могут осмотреть помещение, чтобы убедиться, что товар не фиктивный. Это ускоряет процесс, но повышает риски. Рекомендуем фиксировать все на видео, чтобы избежать споров;
  • По цифровому рублю. Допустим, у вас долг по НДФЛ 20 000 рублей, и счет в цифровых рублях (тестирование идет с 2023). ФНС принимает решение о взыскании, размещает в реестре, оператор (ЦБ) получает уведомление и списывает. До 2026 это через промежуточный обмен, без полной автоматизации, чтобы дать время на доработку систем. С сентября 2026 пойдет массовое внедрение: банки обязаны подключить клиентов, операции с бюджетом с 2025. Если долг погашен, приостановка снимается аналогично. Это готовит к полной цифровизации, но пока идет переходный период. Если вы в пилоте ЦБ, следите за уведомлениями в приложении.

5. НДС (повышение ставки, цифровые активы, майнинг)

Что меняется:

  1. НДС 22% вместо 20%;
  2. Вводится чёткое налогообложение услуг по майнингу криптовалюты для иностранцев - аренда и использование вычислительных мощностей облагается НДС;
  3. Новый порядок для утилитарных цифровых прав (цифровые активы) - частичная оплата за такие права признаётся авансом под НДС;
  4. Нулевая ставка (0%) для добытчиков драгметаллов, продающих сырьё аффинажным заводам;
  5. Возможность отказа от ставки 0% при международных перевозках и экспорте;
  6. Сокращение лимита для освобождения от НДС с 60 до 10 млн руб;
  7. Уменьшается список операций, освобождённых от НДС при УСН.

Зачем: повысить бюджетные доходы и закрыть лазейки в цифровой экономике.

Примеры:

  • Рост ставки с 20% до 22%. Государство просто поднимает налог с продаж на 2 пункта. Почти все товары и услуги внутри страны подорожают. Товар стоит 1 000 руб без НДС, раньше с налогом 1 200, теперь 1 220. Если цена останется прежней, компания потеряет 1,6–2 % прибыли, придется пересчитать цены, обновить договоры, заранее предупредить партнёров;
  • Российская фирма сдаёт дата-центр иностранному клиенту, должна заплатить 22 % НДС;
  • Клиент купил цифровое право за 100 000 руб, компания сразу начисляет НДС, а не ждёт, пока услуга будет оказана;
  • Рудник продаёт концентрат на 100 млн. руб без НДС, если покупатель имеет лицензию на аффинаж;
  • Компания может отказаться от 0% НДС при международных перевозках и экспортных услугах, если смешивает эти операции с другими льготными ставками. Допустим, перевозчик везёт импортные товары, налоговая может обязать начислить 22%, если документы по экспорту неидеальны. Разделите учёт по операциям, иначе возможен доначисленный НДС; 
  • Фирма с оборотом 15 млн. руб. обязана стать плательщиком НДС, выставлять счета-фактуры, сдавать отчётность. Придется пересмотреть цены, найти бухгалтера, который ведет НДС;

Касательно списка операций списка, освобождённых от НДС при УСН. В законопроекте и тексте пояснительной записки, нет перечисления конкретных видов операций. Это рамочная норма, то есть детальный перечень будет уточнён постановлением правительства или правками в ст. 145 и 149 НК РФ при принятии окончательной версии. По логике и по практике прошлых изменений можно прогнозировать, что уберут именно "пограничные" освобождения, через которые бизнесы на УСН обходили НДС-учёт. Наиболее вероятные позиции:

  • Передача имущественных прав и субподрядные услуги, когда УСН-компания перепродавала лицензии на ПО, базы данных, консультационные услуги или выполняла субподряд на крупные проекты и пользовалась освобождением, хотя фактически была частью НДС-цепочки;
  • Агентские и комиссионные услуги - это схемы, где УСН-агент оформлял сделки без НДС, хотя реальные продажи шли через него;
  • Аренда и услуги в сфере недвижимости - часто освобождались на УСН, теперь налоговая практика выравнивается, чтобы арендодатели на УСН платили НДС наравне с общими;
  • Некоторые образовательные, медицинские и социальные услуги, предоставляемые частным сектором, часть из них могут вывести из освобождения, если нет лицензии или аккредитации;
  • Продажа имущественных прав и цифровых активов. С введением правил по утилитарным цифровым правам такие операции точно попадут под НДС даже на упрощёнке.

ФНС сокращает возможности дробить бизнес и "прятать" обороты на упрощёнке. В итоге УСН-компании, которые работали на грани схем (IT-аутсорсеры, агенты, арендодатели, франчайзи) скорее всего, утратят право не начислять НДС по части операций.

6. Акцизы (алкоголь, топливо, табак, напитки)

Что меняется:

  1. Индексация ставок акцизов на 2026-2027 гг. на уровень инфляции и сверх инфляции по спирту, алкоголю, табаку, никотину и сладким напиткам;
  2. Заданы ориентиры ставок на 2028 год;
  3. Вводится новая методика расчёта демпфера (связь цен на топливо и компенсаций нефтяникам);
  4. Отмена авансов по акцизам для производителей алкоголя;
  5. Уточняются формулы расчёта цены нефти "Цнефть";

Зачем: стабилизировать доходы бюджета и снизить схемы предоплаты по алкоголю.

Примеры:

  • Акциз на водку (например, 600 руб. за литр 100% спирта) может вырасти на 10–15% сверх инфляции;
  • Производители ликёров больше не вносят аванс, а платят по факту реализации.

Последствия:

  • доходы бюджета;
  • рост цен на алкоголь и сигареты;
  • упрощение для производителей (без авансов);
  • контроль над ценами на топливо через обновлённый демпфер.

7. НДФЛ - налог на доходы граждан

Что меняется:

  1. Не облагается НДФЛ компенсация за утраченные вещи, если ущерб возмещает виновное лицо;
  2. Уточняется, как использовать кадастровую стоимость при продаже/создании недвижимости в течение года;
  3. Расширяется перечень командировочных расходов, не облагаемых налогом;
  4. Вводится единый подход к льготе при продаже акций и долей - освобождение после 5 лет владения;
  5. Увеличиваются стандартные вычеты на детей: 2800 руб. на второго, 6000 руб. на третьего и последующих, с пределом дохода 450 тыс. руб. Вычеты на детей считаются только с доходов основной налоговой базы;
  6. Вводятся вычеты на обучение детей до 23 лет очно.;
  7. Уточняются правила для нерезидентов и резидентов по доходам от ценных бумаг;
  8. Расширяется освобождение от НДФЛ для доходов от продажи имущества, полученного в наследство;
  9. Уточняется, что дарение освобождается от налога только между членами семьи и близкими родственниками;
  10. Льгота при продаже жилья для семей с детьми расширена - теперь и для семей с недееспособными детьми, и для случаев, когда ребёнок родился уже после продажи, но до 30 апреля следующего года;
  11. Новые правила для расходов по долям, полученным при реорганизации;
  12. Нельзя повторно учитывать расходы, если они уже включались в доход;
  13. Если налоговый агент удержал не всю сумму НДФЛ, налогоплательщик обязан доплатить сам;
  14. Выигрыши в букмекерских конторах облагаются по каждому выигрышу отдельно, без суммирования;
  15. Введён запрет на налоговые преференции для иностранных агентов.

Зачем: унифицировать подходы и перекрыть схемы ухода.

Примеры:

  • Виновник ДТП выплатил 500 000 руб. за уничтоженный автомобиль, эти деньги будут полностью освобождены от НДФЛ, так как являются компенсацией;
  • Допустим, кадастровая стоимость объекта изменилась в апреле, при расчёте НДФЛ за продажу до декабря будет использоваться стоимость, действующая на момент продажи, с уточнёнными правилами применения;
  • Оплатили в командировке такси или гостиницу, НДФЛ не будет облагается возмещение расходов на такси или оплата дополнительных услуг в гостинице, если они включены в расширенный перечень;
  • Гражданин продает долю в ООО, которой владел 6 лет, доход будет полностью освобождён от НДФЛ, как и при продаже акций;
  • Сын подарил матери автомобиль стоимостью  500 000 руб., НДФЛ не возникает. Но если подарок получен от троюродной сестры, налог платить придётся;
  • Увеличение стандартных вычетов на детей с 2026 года: 1400 рублей на первого ребенка (без изменений), 2800 рублей на второго (было 1400 рублей), 6000 рублей на третьего и последующих (было 3000 рублей). Порог дохода для вычетов поднимается с 350 000 до 450 000 рублей в год. Пример: У вас двое детей, зарплата 40 000 рублей в месяц (480 000 рублей в год). В 2025 году вычеты: 1400 + 1400 = 2800 рублей в месяц до превышения 350 000 рублей (8 месяцев). Экономия: 2800 × 13% × 8 = 2912 рублей в год. С 2026 года: 1400 + 2800 = 4200 рублей в месяц, порог 450 000 рублей (11 месяцев). Экономия: 4200 × 13% × 11 = 6006 рублей. Это плюс 3094 рубля в год для семей, особенно если доход близок к порогу;
  • Новый вычет на обучение детей до 23 лет. Вводится вычет на обучение детей до 23 лет при очной форме (статья 219 НК РФ), расширяя текущий лимит 50 000 рублей в год на ребенка. Теперь он распространяется на студентов вузов, а не только на детей до 18 лет. Применяется с 2026 года, но может касаться расходов 2022–2025 годов. Пример: Вы платите 80 000 рублей в год за обучение сына (20 лет, очно в вузе). В 2025 году вычет возможен только для детей до 18 лет. С 2026 года вы получаете вычет 50 000 рублей, экономия: 50 000 × 13% = 6500 рублей. Если у вас двое студентов, экономия до 13 000 рублей в год. Это поддержка для родителей студентов, но нужны договор с вузом и платежки;
  • Уточнение правил для резидентов и нерезидентов по ценным бумагам. Законопроект уточняет налогообложение доходов от ценных бумаг (статьи 214.1, 226 НК РФ). Для резидентов (в РФ более 183 дней в году) прогрессивная шкала применяется к доходам от акций, облигаций, дивидендов. Для нерезидентов ставка 30% (или прогрессия для определенных доходов) теперь четче привязана к российским источникам. Упрощается учет расходов на покупку бумаг и перенос убытков.Пример: Вы резидент, продали акции, купленные за 1 млн рублей, за 1,3 млн. Доход 300 000 рублей облагается по 13% (39 000 рублей налога). Нерезидент заплатил бы 30% (90 000 рублей), но если доход от российских акций, применяется прогрессия (15% на эту сумму). Если вы в убытке на 100 000 рублей, убыток переносится на будущие годы, снижая налог. Это помогает инвесторам, но требует брокерских отчетов;
  • Расширение освобождения от НДФЛ при продаже наследственного имущества. Доходы от продажи имущества, полученного в наследство, освобождаются от НДФЛ для всех наследников (не только близких родственников), если владение превышает три года (статья 217 НК РФ). Применяется с 2026 года, но распространяется на 2022–2025 годы. Пример: Вы унаследовали квартиру от тети в 2023 году, продали в 2026 за 3 млн рублей. Если прошло три года, НДФЛ (390 000 рублей по 13%) не платите. В 2025 году это освобождение работало только для близких родственников. Это выгодно для дальних наследников, но отслеживайте сроки владения;
  • Вычеты на детей считаются только с доходов основной налоговой базы. При расчёте 350 000 руб. дохода для прекращения детского вычета учитывается только зарплата, но не дивиденды;
  • Льгота при продаже жилья для семей с детьми расширена. Семья продала старую квартиру в декабре, а новый ребёнок родился в феврале следующего года. Семья всё равно получит льготу по НДФЛ при продаже старого жилья;
  • Новые правила для расходов по долям, полученным при реорганизации. При продаже доли в новом АО, полученной в результате слияния, в расходы можно включить стоимость доли в старой компании;
  • Работодатель ошибочно удержал 10 000 руб. вместо 13 000 руб., работник должен самостоятельно подать декларацию и доплатить недостающие 3 000 руб;
  • За год было 100 выигрышей по 15 000 руб., налоговый агент исчислит НДФЛ с каждого из них отдельно.

Последствия:

  • защита семей с детьми и потерпевших (компенсации не облагаются);
  • контроль за физлицами усиливается (нужно самостоятельно декларировать, если агент не удержал налог);
  • усложнение налогообложения дарений и выигрышей.

8. Налог на прибыль организаций

Что меняется:

  1. Безналоговые передачи имущества теперь разрешены не только по федеральным, но и по региональным актам и постановлениям Правительства;
  2. Из перечня неамортизируемого имущества исключается то, что куплено за счёт бюджета;
  3. Уточняются правила применения повышающего коэффициента по лицензиям на ПО и базы данных, чтобы не дублировали вычет по цепочке;
  4. Можно списывать безнадёжные долги, если они куплены коллектором или новым гарантирующим поставщиком;
  5. Унифицирован подход к имуществу, полученному госкорпорациями от РФ или Банка России;
  6. Продление ограничения на перенос убытков до 2030 года;
  7. Сохранён инвестиционный вычет для естественных монополий (трубопроводы);
  8. Разрешается передавать инвествычеты внутри группы компаний;
  9. Региональный налог на игорный бизнес отменяется (было глава 29), появляется федеральный налог на игорный бизнес (глава 25.5);
  10. Прибыль букмекеров и тотализаторов теперь облагается в общем порядке (ранее вне налогообложения);
  11. Запрет на льготы для иностранных агентов и компаний, где они владеют ≥10%.

Зачем: закрыть дыры и унифицировать применение льгот.

Примеры:

  • Регион обязывает энергетическую компанию передать сети городу. Балансовая стоимость 50 млн. руб. Без новой нормы пришлось бы заплатить 20 % налога на прибыль (10 млн.руб). Теперь передача проходит без налогообложения;
  • Научная лаборатория получила грант и купила оборудование за 10 млн.руб. Раньше она не могла начислять амортизацию, теперь списывает по 1 млн. руб. в год в расходы и снижает налогооблагаемую прибыль;
  • ИТ-компания купила лицензию за 5 млн. руб, её подрядчик тоже учитывает эту лицензию в расходах. Раньше оба могли применить коэффициент 2, т.е. удвоить вычет), теперь только первый покупатель. Речь идет про налоговую льготу для российских компаний, позволяющая учитывать расходы на приобретение лицензий на российское ПО и базы данных из реестра в расчете налога на прибыль в двойном размере (с коэффициентом 2 с 2025 года), тем самым значительно уменьшая налоговую базу;
  • Коллектор выкупает кредитный портфель номиналом 100 млн. руб за 5 млн. руб. Из этой суммы 80 млн. руб безнадёжные долги. Планируется, что коллектор может сразу признать эти 80 млн. руб. убытком и не платить налог с них; 
  • Госкорпорация получает от Банка России активы на 200 млн. руб. Теперь их первоначальная стоимость и амортизация считаются по тем же правилам, что и при передаче от государства, единообразный налоговый учёт;
  • Промышленное предприятие накопило убытки за 2022–2024 гг. в 300 млн. руб и получает прибыль 100 млн.руб в 2026-м. Оно может зачесть старые убытки и заплатить налог не с 100 млн. руб, а, например, только с 50 млн. руб;
  • Трубопроводная компания инвестирует 500 млн. руб. в модернизацию сети. Она может уменьшить налог на прибыль на 10 % от вложений 50 млн. руб. Без этой нормы эти затраты уменьшали бы налоговую базу дольше через амортизацию;
  • Материнская компания вложила 100 млн. руб. в строительство цеха, но прибыль в этом году нулевая. Она передаёт инвествычет дочке, у которой прибыль 200 млн. руб, и та снижает налог на прибыль на 25 млн. руб;
  • Игорный бизнес. Для букмекерских контор и тотализаторов теперь основным объектом налогообложения становится доход от их деятельности, который будет облагаться по ставке 5% от суммы принятых ставок. Это переход от налога на "оборудование" к налогу на "финансовый поток". Для казино (игровые столы, автоматы) сохраняется прежний подход, основанный на физическом объекте, но ставки устанавливаются сразу на максимальном уровне, который был доступен регионам (например, 250 тыс. рублей за игровой стол и 15 тыс. рублей за автомат). Налог на прибыль: Для букмекеров и тотализаторов вводится налог на прибыль по ставке 25% с доходов от игорной деятельности. При этом разрешается учитывать суммы выплаченных выигрышей в расходах в момент их наступления. По сути, это переформатирование всей системы налогообложения азартных игр, направленное на централизацию, повышение собираемости и переход к налогообложению фактического дохода в основном секторе (букмекеры). Все старые объекты, которые были зарегистрированы по прежним правилам, с 1 января 2026 года будут считаться закрытыми, и компаниям придётся регистрировать их заново по новым правилам;
  • Букмекер заработал 500 млн. руб. чистого дохода. Раньше платил фиксированный налог с пунктов приёма ставок (например, 10 млн руб в год), теперь - 25 % налога на прибыль, то есть 125 млн. руб.

Последствия:

  • сохранение стимулов к инвестпроектам;
  • запрет на оптимизацию убытков через бесконечный перенос;
  • удар букмерам и организациям с долей иностранных агентов.

9. Водный налог

Что меняется:

  1. Определено, что коэффициент инфляции (дефлятор) утверждает Минэкономразвития, чтобы устранить двусмысленность;
  2. Введено округление ставок (до двух знаков) для унификации, включая забор воды для водоснабжения населения.

Зачем: техническое уточнение для корректного расчёта.

Примеры:

  • Если ставка 485,376 руб., теперь будет округляться до 485,38 руб.

Последствия:

  • Нейтрально для налогоплательщиков, но снимает споры о корректности расчёта.

10. Государственная пошлина

Что меняется:

  1. Отменяется пошлина за выдачу акцизных марок, импорт алкоголя больше не маркируется;
  2. Вводится пошлина за внесение данных о маркированных товарах в систему мониторинга.

Зачем: адаптация к новой системе цифровой маркировки.

Пример:

  • Раньше импортер платил ФТС 100 000 рублей пошлины за 100 000 физических марок на вино. Теперь, так как эти марки отменили, импортер сразу экономит 100 000 рублей на этой пошлине.Теперь импортер будет не просто клеить марку, а обязан вносить информацию о движении каждой маркированной бутылки (импорт, продажа, списание) в единую национальную систему маркировки (Честный ЗНАК);
  • Другой пример. Производитель обуви платит 0,60 рубля за каждый цифровой код. С введением новой госпошлины он будет платить, например, 0,10 рубля сверху за регистрацию данных о продаже, что увеличит общие расходы на прослеживание единицы товара до 0,70 рубля.

Последствия:

  • снижение административных барьеров при импорте;
  • рост цифровизации контроля за оборотом товаров;
  • новый источник фискальных сборов (через ГИС мониторинга).

11. Налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов

Что меняется:

  1. Расширены основания для восстановления фактических расходов на участке недр (теперь можно уменьшать исчисленный налог за счёт корректировок прошлых периодов);
  2. Техническая корректировка формулы Цнефть (цена нефти).

Зачем: упростить налоговый учёт и сделать НДД точнее отражающим экономику проекта.

Пример:

  • Нефтяная компания в прошлом году завысила расходы на бурение. Теперь может скорректировать в текущем периоде, не пересдавая прошлую отчётность.

Последствия:

  • гибкость и точность налогового учёта для добывающих компаний.

12. НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых

Что меняется:

  1. Уточняются формулы расчёта цены российской нефти (чтобы избежать двусмысленности);
  2. Из-за прекращения старых правил поставки газа добавляют определение понятия "газ" для расчёта показателей ККГ (коэффициентов к корректировке) за 2023–2024 годы;
  3. Вводится налоговый вычет по НДПИ для добычи железной руды (за исключением отдельных типов) на определённой территории Мурманской области.

Зачем: снизить юридическую неопределённость при расчётах и дать поддержку локальной добыче (Оленегорск).

Пример:

  • Компания, добывающая железную руду в Оленегорском районе, получает вычет. Налоговое бремя снижается на конкретную сумму по месторождению.

Последствия:

  • меньше судебных споров по формуле расчёта;
  • стимул для инвестиций на целевых участках (Мурманская область).

13. Специальные налоговые режимы (УСН, патент)

Что меняется:

  1. Уточняются переходные правила: расходы на товары, купленные за 3 (три) года до перехода с УСН/ЕСХН в ОСН, допускаются в расходах;
  2. Ясность по возможности применения УСН адвокатами/адвокатскими образованиями при несвязанных видах деятельности;
  3. ИП смогут корректировать заявление на патент при изменении физических показателей;
  4. Снижаются предельные доходы для применения патента и УСН (цель поддержать микробизнес), но исключаются стационарная торговля и грузоперевозки из патентной зоны

Зачем: 

  • Если компания уходит с упрощёнки или сельхозрежима на общую систему, она теперь сможет включать в расходы товары, купленные и оплаченные за последние три года, но проданные уже после перехода. Раньше эти затраты "выпадали" и налог на прибыль считался с полной выручки. Например, фермер купил семена и удобрения на 5 млн рублей в 2024 году, а реализовал урожай уже в 2026-м после перехода на общую систему. Теперь эти 5 млн. руб можно включить в расходы, и налог на прибыль уменьшится;
  • Адвокаты наконец получили ясность. Если адвокатский кабинет или коллегия ведёт побочную деятельность, скажем, сдает помещения в аренду или проводит обучающие семинары, доходы от этого разрешено учитывать по УСН. Раньше норма была двусмысленной, и налоговая часто требовала считать все доходы адвокатскими, с полной отчётностью и налогом по общей системе. Теперь адвокат, сдающий офис за 1 млн рублей в год, может платить с него 6 % по УСН, не усложняя учёт;
  • Для предпринимателей на патенте появляется возможность подать уточнённое заявление, если изменились физические показатели, например, число работников или автомобилей. Если пекарня покупает второй печной шкаф и увеличивает выпуск, налог по патенту можно пересчитать пропорционально, а не ждать следующего года. Это убирает риск переплаты и делает систему гибче;
  • Идёт сужение самой патентной системы. Чтобы оставить её только для микробизнеса, государство снижает предельный доход, дающий право на патент, и убирает из списка целые направления - торговлю в стационарных магазинах и грузоперевозки. Это означает, что владелец небольшого продуктового магазина с оборотом 25 млн рублей больше не сможет работать на патенте, а должен будет перейти на УСН или ОСН. Похожая судьба ждёт и автоперевозчиков: предприниматель, имеющий два грузовика и выручку 20 млн рублей, теряет право на патент;
  • Упрощённая система налогообложения тоже становится доступной только для меньших игроков: лимит дохода снижается. Компания с оборотом 250 млн рублей, которая раньше спокойно работала на УСН, теперь превысит порог и будет обязана перейти на общую систему, вести НДС и полную бухгалтерию. Логика такая "упрощёнка" должна остаться для малого бизнеса, а не для фирм среднего масштаба, которые конкурируют с крупными на льготных условиях.

Примеры:

  • Фермер на ЕСХН купил технику в 2023 году за 8 млн. руб, а продал урожай уже на общей системе в 2026-м, при принятии поправок эти 8 млн. руб можно учесть как расход и сэкономить 1,6 млн. руб. налога;
  • Адвокат открыл кабинет и параллельно консультирует бизнес по договору на 2 млн. руб в год. Законопроект говорит, что с этого дохода можно платить 6 % по УСН (120 тыс. руб.), а не 25 % (500 тыс. руб);
  • Фотостудия на патенте купила дополнительное оборудование и увеличила площадь мастерской. Подала уточнение и пересчитала налог с 50 тыс. руб до 75 тыс руб;
  • ИП с торговой точкой, выручкой 30 млн руб и тремя продавцами больше не сможет применять патент и перейдёт на УСН, где заплатит около 1,8 млн руб налога вместо прежних 150 тыс руб;
  • Перевозчик с пятью машинами и выручкой 18 млн руб утратит право на патент и перейдёт на УСН 15 %, будет платить налог значительно больше;
  • Компания на УСН с оборотом 220 млн руб превысит новый порог и перейдёт на общую систему, начав платить 22 % НДС и 25 % налога на прибыль, что увеличит налоговую нагрузку почти вдвое.

Последствия:

  • снижение административной нагрузки и более плавные переходы;
  • расширение базы мелкого бизнеса под льготные режимы;
  • сектор стационарной торговли и грузоперевозок теряет патентную опцию (ограничения).

14. Имущественные налоги (транспорт, земля, имущество, игорный бизнес)

Что меняется:

  1. Уточнения по освобождению от налога транспортных средств на с/х товаропроизводителей;
  2. Льготы по транспортному и земельному налогам для участников СВО и их семей;
  3. Организации освобождаются от расчёта региональных имущественных налогов - это возлагают на налоговые органы;
  4. Уточнено, что такое "объект бытового обслуживания" для целей кадастра/налогов;
  5. Перевод налога на игорный бизнес из регионального в федеральный - с новым подходом по букмекерам и тотализаторам (налогообложение по доходу, а не по объектам).

Зачем: упростить администрирование, унифицировать льготы и изменить налоговую модель игорного рынка.

Примеры:

  • Сельхозпредприятие с тракторным парком из десяти машин раньше спорило с налоговой, нужно ли платить транспортный налог, если техника используется только в поле. Теперь прямо указано, что такие машины освобождаются от налога, и предприятие экономит около 300 тысяч рублей в год;
  • Участник СВО, владеющий легковым автомобилем и участком земли под домом, получит полное освобождение от транспортного и земельного налога, а его семья право на такую же льготу. Например, за автомобиль стоимостью 2 млн рублей и участок 10 соток семья сэкономит около 25 тысяч рублей в год;
  • Организации больше не будут сами рассчитывать налог на имущество, землю и транспорт. Этим займётся налоговая служба. Завод с десятками объектов и участков теперь просто получает уведомление с готовыми суммами, что снижает нагрузку на бухгалтерию и устраняет риск ошибок;
  • Определение "объекта бытового обслуживания" теперь привязано к кодам ОКВЭД, а не к субъективной трактовке инспектора. Это значит, что мастерская по ремонту обуви, парикмахерская или химчистка не будут платить налог как за "нежилое коммерческое помещение", если фактически оказывают бытовые услуги;
  • Налог на игорный бизнес переходит под федеральный контроль. Теперь букмекеры и тотализаторы будут платить налог не с каждого пункта приёма ставок, а с фактического дохода. Например, крупная онлайн-контора с прибылью 1 млрд рублей заплатит около 200 млн рублей налога, а не фиксированные 10 млн по старой системе, тогда как мелкие операторы, наоборот, заплатят меньше.

Последствия:

  • упрощение для организаций (налоговые органы считают сами);
  • целевые льготы для ветеранов/семей;
  • регионы теряют доходы от игорного налога, перевод в федеральный бюджет меняет финансовую модель.

15. Туристический налог

Что меняется:

  1. Уточнение исчисления налога для временного проживания, включённого в путёвки санаторно-курортного лечения;
  2. Даны полномочия муниципалитетам дифференцировать ставки по сезонности и типу средства размещения;
  3. Освобождение от туристического налога для организаций, предоставляющих проживание в рамках госзаданий или для лечебных путёвок, оплаченных за счёт бюджета при наличии медпоказаний.

Зачем: учесть специфику санаториев и сезонность турсектора и не облагать лечебный отдых и госзадачи.

Пример:

  • Законопроектом предлагается, что с 1 января 2026 года турналог в санаториях будет считаться только с части проживания, не входящей в лечебную путёвку. Например, если путёвка в санаторий в Сочи стоит 70 000 руб, из которых 50 000 руб - лечение и питание, а 20 000 руб проживание, то налог в размере 100 руб за сутки берётся только с этих 20 000 руб. За 10 дней отдыха человек заплатит 1 000 руб туристического налога, а не 3 500 руб, как раньше при обложении всей суммы;
  • Муниципалитеты с 2026 года смогут сами менять ставки в зависимости от сезона и типа жилья. Так, в Анапе летом с 1 июня по 31 августа ставка может быть 150 руб за сутки, а в несезон - 50 руб. Отель премиум-класса будет платить по верхней ставке, а гостевой дом по сниженной. Например, при 7-дневном проживании в июле турист заплатит 1 050 руб, а в ноябре - всего 350 руб;
  • Учреждения, которые размещают людей по госконтрактам или лечебным показаниям, полностью освобождаются от турналога. Если федеральный санаторий принимает ветеранов по бюджетной путёвке на 21 день с оплатой из федерального бюджета, то при ставке 100 руб в сутки экономия составит 2 100 руб на каждого отдыхающего. Это же освобождение действует для детских лагерей и домов отдыха, работающих по госзаданиям.

Последствия:

  • гибкость для муниципалитетов и защита лечебного туризма;
  • потенциальная фрагментация ставок (туристы в соседних муниципалитетах платят по-разному).

16. Страховые взносы

Что меняется:

  1. С 01.01.2026 организации обязаны исчислять взносы с выплат руководителям, если их выплаты ниже , считать по МРОТ;
  2. Освобождение от взносов выплат лицам на контрактной военной службе для участия в СВО;
  3. Дополнительные командировочные расходы освобождаются от взносов;
  4. Для ИТ-организаций единый пониженный тариф повышается до 15% в пределах ЕПВБ, а сверх 7,6% (ранее 7,6%/не было ничего). Участники "Сколково" исключаются;
  5. Для радиоэлектроники - 0% сверх ЕПВБ;
  6. На 10 лет (с 2027) пониженные тарифы для религиозных организаций и СО НКО;
  7. Исключение возможности льгот для всех МСП, льготы только для приоритетных отраслей.

Зачем: перераспределить нагрузку, поддержать приоритетные отрасли и учесть военную службу.

Примеры:

  • С 1 января 2026 года, если директору компании начисляют зарплату ниже МРОТ или не платят вообще, страховые взносы всё равно нужно считать с МРОТ. Например, если МРОТ в 2026 году составит 27 000 руб., а руководителю платят 10 000 руб. в месяц, то взносы считаются с 27 000 руб., и компания заплатит около 8 100 руб. взносов вместо 3 000 руб;
  • Военнослужащие по контракту, участвующие в СВО, полностью освобождаются от страховых взносов с выплат. Если контрактник получает ежемесячное вознаграждение 195 000 руб. за участие в операции, то с этой суммы не удерживается ни рубля взносов, экономия около 40 000 руб. ежемесячно;
  • Расширяется перечень необлагаемых взносами командировочных расходов. Например, если сотруднику в апреле 2026 года оплачивают 15 000 руб. за проживание в гостинице и 5 000 руб. на транспорт внутри региона, эти суммы не включаются в базу для страховых взносов, даже если компенсация оформлена по фактическим чекам;
  • Для ИТ-компаний с 1 января 2026 года ставка страховых взносов вырастет: 15 % в пределах единой предельной базы (например, до 2,7 млн руб. в год) и 7,6 % сверх неё. Участники проекта "Сколково" теряют право на эти льготы и будут платить по общим ставкам - около 30 % от фонда;
  • Для предприятий радиоэлектроники сохраняется ставка 15 % до 2,7 млн руб., но всё, что сверх облагается по 0 %. Например, инженер с годовым доходом 3 млн руб. принесёт компании взносы только с 2,7 млн руб. - около 300 000 руб., а не с полной суммы;
  • С 2027 года религиозные организации и социально ориентированные НКО получат пониженные тарифы на 10 лет. Церковь с фондом оплаты труда 5 млн руб. в год будет платить 7,6 % взносов (380 000 руб.), а не 30 % (1,5 млн руб.). Благотворительный фонд с тем же фондом заплатит 15 % в пределах базы и 7,6 % сверх, что почти вдвое меньше стандартной нагрузки;
  • Малый и средний бизнес сохранит льготы по взносам только в приоритетных отраслях, утверждённых правительством. Например, пекарня с фондом оплаты труда 2 млн руб. в год, не входящая в перечень, будет платить полные 30 % (600 000 руб.), тогда как предприятие пищевой переработки из списка заплатит по льготной ставке 15 % (300 000 руб.).

Последствия:

  • поддержка отраслей (радиоэлектроника, религиозные/СО НКО), социальные исключения для военнослужащих;
  • повышение нагрузки на ИТ-организации (рост тарифа до 15% в пределах ЕПВБ);
  • формальное ужесточение для МСП, если они не в приоритетных отраслях.

17. Международное налогообложение (правила МГК / налог у источника)

Что меняется:

  1. Вводится порядок реализации правил минимального налогообложения (GloBE) для международных групп: российские участники МГК платят налог, необходимый для достижения минимального уровня налогообложения;
  2. Технические правки, чтобы исключить ошибочное применение освобождений у источника (пункт 2 ст.309): доходы, перечисленные в п.1 ст.309 (например, международные перевозки), остаются облагаемыми у источника и не должны автоматически освобождаться.

Зачем: привести национальное право в соответствие с международными правилами (ОЭСР), предотвратить двойные освобождения, защитить налоговую базу.

Пример:

  • С 1 января 2026 года в России вводятся правила минимального глобального налога (GloBE). Если международная группа компаний платит в среднем меньше 15 % налога на прибыль по своим юрисдикциям, то российская "дочка" доплачивает разницу. Например, российское подразделение глобальной IT-группы заработало 1 млрд руб. прибыли и заплатило 10 % налога (100 млн руб.), тогда как по правилам GloBE минимальный уровень - 15 %. Разницу в 5 % (50 млн руб.) компания должна будет доплатить в России, чтобы довести общий налог до минимального уровня;
  • Поправки к статье 309 НК уточняют, что некоторые доходы иностранных компаний, например, от международных перевозок не освобождаются автоматически от налога у источника в России. Если иностранный перевозчик из Турции в 2026 году получил 30 млн руб. за перевозку грузов из Санкт-Петербурга, то с этой суммы удерживается налог у источника 10 % - 3 млн руб., даже если раньше компания ошибочно применяла освобождение по соглашению об избежании двойного налогообложения без подтверждающих документов.

Последствия:

  • уменьшение риска выноса прибыли в юрисдикции с низкими налогами;
  • согласование с глобальными стандартами, экономическая и репутационная выгода; 
  • увеличение налоговой нагрузки для некоторых транснациональных структур, рост комплаенс-издержек.

18. Какие варианты налоговой оптимизации в 2026 году остаются?

Мы предоставляем ответы в этой статье в интересах наших клиентов, находящихся на бухгалтерском обслуживании. На сегодняшний день 7% клиентов работают по УСН, остальные с момента регистрации находятся на ОСН. Среди клиентов на УСН небольшая часть не использует НДС.

Именно от этой группы поступает значительное количество вопросов: как перейти на НДС, как организовать учет, какую налоговую нагрузку ожидать. Похожие вопросы поступают и от внешних клиентов. 

Ряд возможностей налоговой оптимизации все же сохраняется. Главные направления:

  1. сохранение права на освобождение от НДС,
  2. использование специальных налоговых режимов,
  3. участие в льготных проектах и корректировка структуры групп компаний.

Сохранение права на освобождение от НДС остаётся актуальным для микробизнеса. С 2026 года порог дохода для освобождения от НДС на УСН снизится с 60 млн руб. до 10 млн руб., поэтому дробление бизнеса станет оправдано только для самых маленьких компаний. Тем не менее, эксперимент с АУСН продолжится до 31.12.2027, и организации, применяющие АУСН, не будут признаваемыми плательщиками НДС. При этом ограничения включают отсутствие обособленных подразделений, доход до 60 млн руб. в прошлом году, численность до пяти человек и отсутствие налоговых нерезидентов. Ставка АУСН составляет 20% от "доходы минус расходы" (минимум 3% от дохода) или 8% при базе "доходы". Для сравнения, упрощенец с доходом 60 млн руб., не освобождённый от НДС, в 2026 году заплатит 5% НДС и 6% УСН, уменьшив УСН на страховые взносы не более чем на 50%.

Использование налоговых льгот и специальных налоговых режимов остаётся выгодным инструментом, хотя законодательство меняется часто. Особый интерес для 2026 года представляет статус участника проекта Сколково. Стать резидентом можно за 1,5–2 месяца, и это доступно не только IT-компаниям. Например, по данным на октябрь 2025 года, участниками являются 157 компаний машиностроения, 140 инженерно-технических организаций и 94 сельхозпредприятия, а IT-компаний — 2423. Участники Сколково освобождены от НДС и налога на прибыль, платят пониженные страховые взносы (15% на выплаты выше 1,5 МРОТ) и учитывают доход по кассовому методу. Освобождение действует до 10 лет или до выручки свыше 1 млрд руб., при этом налог на прибыль остаётся 0% до достижения прибыли 300 млн руб. Участники ведут специальный бухучет и сдают много специальной отчетности.

Территории опережающего развития (ТОР) интересны для промышленного бизнеса. Резиденты ТОР сохраняют неизменные условия налогообложения по налогу на прибыль, страховым взносам, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам. Ставка налога на прибыль для федерального бюджета - 0% в течение пяти лет, региональная - до 5%.

Альтернативы ПСН стали ограниченными: предельный доход по ПСН с 2026 года - 10 млн руб., что делает режим недоступным для большинства компаний. Хотя УСН с НДС 5% и выгоднее налога на прибыль 22% даже с учётом вычетов, но его доступность необходимо просчитать. 

19. Что делать? Общий план действий для всех компаний

Надо придумать, как пережить налоговый скачок. Резкий рост налоговой нагрузки для многих компаний начнется с болезненного перехода от льготного режима (УСН, ПСН) к Общей системе налогообложения (ОСНО) с новыми, более высокими ставками.

И первая ваша задача - это построить реалистичные финансовые сценарии на 2026 год, чтобы оценить влияние новых налогов на чистую прибыль компании и конкурентоспособность.

Главное, что нужно сделать, это построить реалистичные финансовые сценарии на 2026 год. Попробуйте создать две параллельные модели -

  1. текущую (по действующим налоговым правилам и ставкам);
  2. новую (с учётом ОСНО или УСН с НДС, повышенного НДС и новых взносов).

Увеличение НДС с 20% до 22% - это прямой удар. Рассчитайте, как именно будет распределено это бремя:

  • Если переложить 2% на покупателя. Оцените, насколько вырастет конечная цена и не отпугнет ли это клиентов;
  • Если оставить цены прежними: Рассчитайте, насколько упадет внутренняя прибыль.

Директор должен использовать этот расчет для подготовки к переговорам с ключевыми контрагентами.

Пока внимание директора приковано к налогам, главный бухгалтер должен провести тотальную ревизию учетной базы, чтобы быть готовым к отчетности по новым Федеральным стандартам бухгалтерского учета (ФСБУ). Так получилось, что запуск новых налогов накладывается и на длящееся реформирование бухучета. 

С 1 января 2026 года МСП обязаны перейти на федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ), что существенно изменит учет доходов, расходов и отчётность.

Коротко:

ФСБУ 9/2025 "Доходы" вводит признание доходов по факту готовности продукции или оказания услуги, а не по поступлению денег. ФСБУ 10/2025 "Расходы" требует признавать расходы в момент их понесения, а не оплаты. 

Также начинает работать ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчётность", который заменяет ПБУ 4/99. Этот стандарт вводит новые требования к составу, форме и содержанию бухгалтерской отчётности, что особенно важно для малого и среднего бизнеса (МСП). Теперь годовая и промежуточная бухгалтерская отчётность представляют собой единый комплект, состоящий из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта об изменениях капитала, отчёта о движении денежных средств и пояснений к ним. ФСБУ 4/2023 не содержит обязательных форм отчётности. Вместо этого предоставлены образцы, на основе которых организации должны разработать собственные формы с учётом специфики своей деятельности. В пояснениях к отчётности необходимо раскрывать более подробную информацию, включая данные о существенных фактах хозяйственной жизни, которые могут повлиять на экономические решения пользователей отчётности.По новому стандарту бухгалтерской (финансовой) отчётности организация обязана представлять сравнительные показатели за три периода: текущий год и два предыдущих года. Это значит, что уже в 2026 году МСП придётся пересчитать и восстановить бухгалтерский учёт за 2024 и 2025 годы по новым стандартам, чтобы корректно показать динамику. 

Ниже подробнее. 

Придется сделать пересмотр доходов и расходов за прошлые годы

ФСБУ 9/2025 и ФСБУ 10/2025 изменяют принципы признания доходов и расходов. Для сравнительных показателей придётся пересчитать все доходы и расходы за 2024–2025 годы по новым правилам: доход признаётся по факту готовности продукции или оказания услуги, расходы по моменту их понесения. Это особенно сложно для компаний с большим количеством сделок и договоров, где ранее применялся кассовый метод или другие упрощённые подходы.

Провести коррекции основных средств и амортизации

Если компания использует амортизацию по старым правилам, придётся пересчитать остаточную стоимость основных средств и начисленную амортизацию за предыдущие годы. Например, если амортизация за 2024 год была 120 тыс. руб., по новым правилам она может измениться на 10–15%, что повлияет на показатели отчётности.

Сделать восстановление баланса и капитала

Чтобы составить корректный сравнительный баланс за три периода, нужно восстановить показатели собственного капитала, обязательств и активов. Например, если на 31 декабря 2024 года капитал составлял 2,5 млн руб., его нужно пересчитать с учётом изменений в признании доходов, расходов и корректировок амортизации.

Написать подробные пояснения к отчётности

ФСБУ требует раскрытия существенных фактов и объяснения всех корректировок в пояснениях к отчётности. Для сравнительных периодов придётся документировать, какие именно изменения были внесены в прошлые годы и почему, чтобы аудиторы и пользователи отчётности понимали, что показатели пересчитаны по новым правилам.

Для тех, кто переходит с УСН на ОСНО нужно провести стыковку налогового и бухгалтерского Учета

Опасность кроется в расхождении между бухучетом (БУ) и налоговым учетом (НУ), которое усилится при переходе на ОСНО. Вот некоторые из них:

  • Различия в амортизации. Изменения в ФСБУ по амортизации ОС и НМА приведут к временным разницам (по ПБУ 18/02). Бухгалтеру нужно обеспечить точный расчет и отражение этих разниц для правильного формирования отложенных налоговых активов и обязательств;
  • Ретроспективный переход. Переход на ФСБУ 6 и 14 требует ретроспективного пересчета данных. Необходимо провести корректировку счета 84;
  • Нераспределенная прибыль на 1 января 2026 года, чтобы начать работу по ОСНО с чистым балансом.

"А у нас нет бухгалтера. Мы ведем бухучет в сервисе"

Особое внимание нужно уделить организации бухгалтерского учета. Сегодня часть МСП ведет бухгалтерию в онлайн-сервисах, которые не обеспечивают полноценный учет с НДС, а другая часть пользуется услугами частных бухгалтеров без необходимой квалификации. С 2026 года требования к учету усложняются. Это приведет к резкому росту спроса на квалифицированных бухгалтеров, которых сейчас дефицит, а стоимость их услуг у специализированных фирм заметно возрастет. Поэтому компаниям стоит заранее оценить качество и возможности своего текущего бухучета, перейти на профессиональные сервисы или заключить договор с квалифицированными бухгалтерскими компаниями, способными вести полный бухгалтерский учет с учетом новых требований и опытом работы с НДС, ВЭД и импортом-экспортом.

20. Что делать компании на ОСНО

В отличие от МСП на УСН и патенте, где переход на полную систему вызовет хаос с внедрением НДС 22%, раздельного учета и ФСБУ, компании на ОСНО обладают зрелой инфраструктурой, минимизирующей операционные риски.

Ваша учетная система давно интегрирована с НДС (включая возмещение и вычеты), бухгалтерский персонал давно найден, учет ведется может и упрощенный, но это лечится. Работают необходимые API-интеграции с ФНС, банками и ГИС, маркировка товаров (Честный ЗНАК) ведется (надеемся) в реальном времени, онлайн-кассы с ОФД подключены к ЭДО, а филиалы и обособленные подразделения зарегистрированы с корректным распределением НДС и взносов. Это означает, что вы уже готовы к росту НДС до 22%.

Остается скорректировать ставки в учетной политике и обновить учетную программу без паники по внедрению с нуля.

Да, потребуется оперативная корректировка маржи прибыли (обычно на 2-4% в зависимости от цепочки поставок) или пересмотр ценовых договоров с ключевыми клиентами. В нашей практике для производителей с маржей 15-20% это решается через аналитику эластичности спроса и переговоры о перераспределении НДС (поставщики берут 1% и вы 1%). Но это разовая мера, а не системный кризис.

Более того, уход конкурентов с УСН (из-за лимитов до 10 млн рублей без НДС и роста нагрузки на 15-25%) - это объективно положительный фактор.

Вы захватите их долю рынка, особенно в B2B-сегментах, где клиенты предпочитают надежных партнеров с вычетами НДС. Например, в оптовой торговле мебелью компании на ОСНО уже в 2025 году нарастили выручку на 12% за счет банкротств упрощенцев. Попробуйте провести конкурентный анализ, идентифицируйте 5-10 слабых игроков на УСН, подготовьте коммерческие предложения для их клиентов. В итоге налоговая реформа даже может укрепить ваши позиции.

Конечно, не все гладко. Мы предвидим определенные проблемы.

  1. Рост неплатежей от клиентов. Повышение НДС с 20% до 22% увеличит стоимость товаров и услуг, что создаст напряжение в отношениях с клиентами на ограниченных бюджетах или переходящими с УСН из-за новых лимитов. Они могут задерживать платежи или вовсе не платить, особенно малый бизнес, который сам борется с налоговой нагрузкой. Рост просроченной дебиторки неизбежен. Проверйте новых контрагентов. Выделите постоянных клиентов с высоким риском неплатежей, продумайте свою работу с ними (условия поставки, скидки за предоплату, штрафы за просрочку, авансы). Работает факторинг, можно его попробовать;
  2. Обязательные авансовые платежи по налогу на прибыль и НДС. Для компаний с неравномерными доходами (например, сезонный бизнес) это создает кассовые разрывы, особенно если клиенты задерживают оплату. Пример: Транспортная компания с прибылью 20 млн рублей должна ежеквартально перечислять авансы по прибыли (1,25 млн рублей) и НДС (2-3 млн рублей). Если клиенты платят с задержкой, бизнесу приходится брать высокие кредиты, чтобы закрыть обязательства. Оптимизируйте денежный поток, создайте график платежей с учетом авансов. Используйте переплаты на едином налоговом счете (ЕНС): если есть излишки по другим налогам, зачтите их в авансы (статья 78 НК РФ). Для сезонных бизнесов подайте в ФНС заявление на переход к расчету прибыли по фактической прибыли (статья 286 НК РФ), чтобы платить авансы только по реальным доходам. Заключите договор с банком на овердрафт для покрытия кассовых разрывов;
  3. Рост операционных расходов на бухгалтерию и ФСБУ. Введение ФСБУ 9/2025 (доходы по готовности), 10/2025 (расходы по понесению) и 4/2023 (новая отчетность) требует пересчета баланса за 2024–2025 годы, что увеличивает нагрузку на бухгалтерию. Если вы используете онлайн-сервисы , они часто не поддерживают раздельный учет НДС или ВЭД, а частные бухгалтеры могут не знать ФСБУ. Спрос на квалифицированных специалистов уже в 2025 году вырос на 40% (по данным работных сайтов), а цены у аутсорсинговых фирм, работающих с НДС и экспортом, подскочили на 30-50% (с 50 000 до 80 000 рублей в месяц). Пример: Средний бизнес с оборотом 1650 млн рублей, ведущий импорт-экспорт, потратил в 2025 году 1,5 млн рублей на обновление 1С и обучение двух бухгалтеров, чтобы соответствовать ФСБУ и вести раздельный учет НДС. До конца 2025 года проверьте, готов ли ваш сервис к ФСБУ и НДС 22%, обновите до версии с поддержкой раздельного учета. Наймите или обучите бухгалтера, отправьте текущего специалиста на курсы по ФСБУ (20–30 тыс. рублей) или заключите договор с аутсорсинговой фирмой до пика цен в 2026 году.  Продумайте пояснения к годовой отчетности: подробно опишите корректировки за 2024–2025 годы, чтобы избежать вопросов аудиторов и штрафов до 50 000 рублей (статья 15.11 КоАП);
  4. Риск несоответствия новым требованиям ФСБУ. ФСБУ 4/2023 требует сравнительной отчетности за три года, включая баланс, отчет о финрезультатах и движении капитала. Неправильный пересчет доходов, расходов или амортизации (например, изменение на 10-15% из-за новых правил) может привести к искажению отчетности и штрафам до 50 000 рублей. Это особенно опасно для компаний с ВЭД, где раздельный учет НДС усложняет процесс. Пример: Экспортер с оборотом 200 млн рублей неверно пересчитал амортизацию оборудования, завысив баланс на 5 млн рублей, что привело к доначислению налога на прибыль на 1,25 млн рублей. Можно нанять аудитора, закажите проверку баланса за 2024-2025 годы (стоимость 150-200 тыс. рублей) для корректного перехода на ФСБУ. Пересчитайте основные средства, уточните остаточную стоимость и амортизацию по новым правилам до подачи отчетности за 2026 год. Документируйте изменения, ведите детальные пояснения к отчетности, чтобы ФНС и аудиторы видели логику корректировок.

21. Что делать компании на УСН и патенте

Компании на УСН рискуют перейти на ОСНО при превышении новых лимитов (освобождение от НДС только до 10 млн рублей доходов), так что рекомендуем оценить альтернативы. 

Это может быть АУСН (автоматизированная УСН), которая пока позволяет избегать НДС до 60 млн рублей без отчетности и взносов, база на АУСН формируется автоматически по ККТ и банкам.Важно учесть ограничения АУСН - штат до 5 человек, зп только безнал, счета только в уполномоченных банках, нет наличных вообще. 

Если ваш бизнес, например, кафе с оборотом 12 млн. рублей, просите бухгалтера смоделировать сценарии: на УСН (5-7% от доходов), на ОСНО с НДС 22% + прибыль 25%. В практике для ритейла это часто приводит к снижению маржи.

Если АУСН не подходит, перейдите на УСН с НДС или разделите бизнес на несколько УСН-единиц, но с юристом, чтобы избежать дробления.

По ведению бухучета учтите риски. Если вы в сервисе без поддержки НДС, срочно мигрируйте на полноценный вариант или аутсорс - спрос на квалифицированных бухгалтеров уже взлетел, а цены у фирм по раздельному учету НДС и возмещению вырастут на 25-40%. Если бухгалтер частный без опыта ФСБУ, замените его или отправьте на курсы, иначе рискуете штрафами и переплатами по НДС.

Для компаний на патенте изменения добавляют новые виды деятельности, но снижают пороги для НДС, так что при превышении (например, доходы свыше 10 млн рублей) рекомендуем перейти на УСН с НДС или АУСН. Например, если вы ИП с ремонтом техники и оборотом 9 млн рублей, постройте модели: на патенте (фиксированная стоимость) плюс УСН с НДС 22% + прибыль 25% или АУСН (5-8% от доходов, без отчетов). Если остаетесь на патенте, скорректируйте цены заранее (на 2-3%), чтобы покрыть потенциальный рост.

Если уходите с патента, понимайте, что теперь нужно четко вести бухучет. Многие патентщики используют простые сервисы без НДС-поддержки или частных бухгалтеров без квалификации по ФСБУ

Строго контролируйте лимиты по доходам. Если вы совмещаете режимы или близки к границе, при превышении лимита вы будете вынуждены перейти на ОСНО, а это означает попадание под повышенные ставки. Подготовте резервный план действий на случай ухода с УСН или патента, чтобы минимизировать период работы на дорогой Общей системе налогообложения. Не забывайте, что в случае превышения лимитов и перехода на ОСНО, вам также потребуется провести адаптацию учёта основных средств под новые требования ФСБУ.


Фирммейкер, октябрь 2025 (следим за актуальностью)
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Консультация по подготовке к налоговой реформе

УСН, патент - от 3 тыс. руб. ОСНО - от 20 тыс. руб.

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь