С 1 января 2026 года снова серьезно обновлено налоговое законодательство. Реформа затрагивает ключевые аспекты: ставка НДС выросла до 22%, прекратили действовать многие льготы по страховым взносам и изменились правила работы на упрощенной системе налогообложения. Эти шаги оказали прямое влияние на финансовые показатели бизнеса и потребовали быстрого пересмотра подходов к налоговому планированию. В статье мы разложим по полочкам все нововведения.

Налоговая реформа, что изменилось

Цели налоговой реформы 2026

Налоговая реформа 2026 года была рассмотрена и подписана в 2-х месячный срок:

  • 29.09.25 года Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект № 1026190-8 (207 страниц);
  • 22.10.25 концепция документа была одобрена в первом чтении;
  • 18.10.25 были внесены корректировки в текст ко второму чтению. Первоначальное предложение о снижении порога доходов для упрощенной системы налогообложения (УСН) с 60 до 10 миллионов рублей было пересмотрено. Итоговый вариант закона установил поэтапное снижение: до 20 млн рублей в 2026 году, до 15 млн рублей в 2027 году и только с 2028 года до 10 млн рублей. Также были сняты планировавшиеся ограничения для патентной системы налогообложения;
  • 20.11.25 года законопроект был принят в третьем, окончательном чтении (342 страницы);
  • 26.11.25 он получил одобрение Совета Федерации;
  • 28.11.25 был подписан Президентом РФ.

Подавляющее большинство положений этого масштабного закона вступило в силу 1 января 2026 года. Он предлагает изменения в Налоговый кодекс и связанные с ним акты:

  1. Снижение порога освобождения УСН от НДС до 10 млн. руб. к 2028 году;
  2. Повышение ставки НДС с 20 % до 22 %;
  3. Пересмотр специальных режимов (ограничение или отмена ПСН для ряда видов деятельности);
  4. Пересмотр льгот по страховым взносам;
  5. Усиление налогового администрирования.

Эти меры практически перестраивают налоговую архитектуру для малого бизнеса с оборотом свыше 10 млн. руб.

Основные цели налоговой реформы 2026 года, согласно официальным заявлениям Министерства финансов РФ, связаны с необходимостью пополнения федерального бюджета для финансирования ключевых государственных приоритетов и борьбы с уклонением от налогов. Официальная позиция Минфина, озвученная министром Антоном Силуановым, гласит, что реформа направлена на обеспечение финансирования обороны, безопасности и социальных обязательств государства. 

Сопутствующие задачи - борьба с уклонением и оптимизация льгот. Хотя это не является основной декларируемой целью, некоторые меры реформы направлены на пресечение схем уклонения от налогов. Например, резкое снижение порога доходов для освобождения от НДС на упрощенной системе налогообложения (УСН) с 60 до 10 млн рублей (с поэтапным переходом) в пояснительной записке к законопроекту обосновывалось именно целью пресечения схем дробления бизнеса. Кроме того, реформа предполагает оптимизацию налоговых льгот, таких как отмена пониженного тарифа страховых взносов для большинства малых и средних предприятий (МСП), что также рассматривается как мера по увеличению доходов бюджета..

Таким образом, обоснование реформы носит комплексный характер: она призвана решить насущную задачу финансирования госрасходов через самый надежный фискальный инструмент (НДС) и одновременно скорректировать условия для бизнеса, чтобы снизить возможности для уклонения от налогов.

В какие налоги реформа внесла изменения

Мы выделили группы изменений:

  1. Налоговое администрирование;
  2. НДС;
  3. Акцизы;
  4. НДФЛ;
  5. Налог на прибыль для организаций;
  6. Водный налог;
  7. Госпошлина;
  8. НДД (доп. доход от углеводородов);
  9. НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых);
  10. Спецрежимы (УСН, патент);
  11. Имущественные налоги (транспорт, земля, имущество, игорный бизнес);
  12. Туристический налог;
  13. Страховые взносы;
  14. Международное налогообложение

Целью написания данной статьи служит информирование наших клиентов на бухгалтерском сопровождении. А среди них нет добывающих организаций или игорного бизнеса. Мы расскажем только основные изменения.

Налоговое администрирование (ЕНС, сроки, мониторинг)

Что изменилось:

  1. Перенос срока уплаты налогаЕсли последний день срока уплаты налога приходится на нерабочий день, днем окончания срока становится следующий рабочий день (а не предыдущий, как было ранее);
  2. Упрощение отчетности по НДФЛ и страховым взносам. Налоговые агенты и плательщики взносов могут подавать предварительное (авансовое) уведомление на весь год вперед с помесячной детализацией, что позволяет временно отказаться от ежемесячной отчетности, если фактические суммы не превышают заявленные;
  3. Новые правила для отсрочек и рассрочек. Четко определено понятие "сезонное производство и (или) реализация" (связано с природными, климатическими условиями, временем года). Право на отсрочку/рассрочку появляется, если активность падает более чем на 50% в определенный квартал/полугодие. Сокращен перечень документов для заявления (исключены справки банков об оборотах и остатках). Расширен перечень оснований для отказа. Откажут, если:есть не вступивший в силу и не обжалованный акт о налоговом правонарушении, а сумма недоимки/штрафа составляет более 10% от суммы запрашиваемой отсрочки/рассрочки или более 100 000 рублей. Если идет производство по делу об административном правонарушении в налоговой сфере с аналогичным порогом по сумме штрафа. К заявлению теперь необходимо прилагать перечень контрагентов-дебиторов с ценами договоров и сроками исполнения (или иную аналогичную информацию об обязательствах);
  4. Инвестиционный налоговый кредит теперь до 10 лет (ранее 5);
  5. Банковские гарантии. Налоговый орган может аннулировать неиспользованную гарантию. Исключается возможность представления банковской гарантии на бумажном носителе при предоставлении отсрочки/рассрочки (переход к электронной гарантии);
  6. Налоговый мониторинг. Предлагается отмена обязательности соответствия кандидата на мониторинг всем трем критериям (выручка, активы, уплаченные налоги) – теперь достаточно соответствия любому из трех. Налоговый орган получает право проводить осмотр территорий/помещений и выемку документов при выявлении нарушений законодательства. Увеличение глубины мониторинга: до даты принятия решения об утверждении бюджета на капитальные расходы/инвестиционного проекта (от нынешней даты заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений). Добавление оснований для досрочного прекращения мониторинга (например, систематическое нарушение сроков доступа к информационным системам);
  7. Упрощение электронного документооборота. Физические лица могут подписывать документы, направляемые в ИФНС через личный кабинет, усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП), сформированной по правилам ФНС. Раньше для многих операций требовалась квалифицированная подпись (КЭП), которая стоит денег и требует визита в удостоверяющий центр, что отпугивало многих. Теперь физические лица (не ИП) могут подписывать документы в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС или Госуслугах с помощью УНЭП. Это подпись, которая формируется по правилам ФНС и соответствует требованиям закона об электронной подписи. По данным ФНС на 2025 год, такие изменения уже интегрированы в систему электронного документооборота (ЭДО), где с октября ввели универсальные сообщения для счетов-фактур, что упрощает обмен не только с налоговой, но и между людьми. Минус УНЭП работает только для личного кабинета, не для коммерческого ЭДО, так что бизнесу все равно нужна КЭП;
  8. Уточнение процедур взыскания. Прописан порядок взыскания задолженности с несовершеннолетних через их законных представителей (родителей, опекунов). Взысканные средства засчитываются в счет долга ребенка как единый налоговый платеж. Установлен механизм восстановления ранее списанной безнадежной задолженности при появлении новых обстоятельств (например, обнаружение наследства или отмена решения об исключении юрлица из ЕГРЮЛ) в течение шести месяцев с даты получения налоговым органом соответствующей информации;
  9. Расширение периода выездной налоговой проверки. Помимо трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проверке, теперь можно проверять и налоговые периоды текущего года, завершившиеся до даты вынесения такого решения;
  10. Упрощение процедуры осмотра. При проведении осмотра в рамках налоговой проверки, мониторинга или дополнительных мероприятий контроля инспекторам достаточно предъявить служебные удостоверения и соответствующий документ-основание (решение, мотивированное постановление). Пример: если вы ИП с магазином, при камеральной проверке (по декларации) могут осмотреть помещение, чтобы убедиться, что товар не фиктивный. Это ускоряет процесс, но повышает риски. Рекомендуем фиксировать все на видео, чтобы избежать споров;
  11. Цифровизация процессуальных действий:
    • Уведомление о вызове для дачи показаний можно направлять через личный кабинет на Госуслугах;
    • Рассмотрение материалов налоговой проверки может проходить с использованием видеоконференц-связи;
    • Письменные возражения и подтверждающие документы можно подать не только лично или по почте, но и в электронной форме через ТКС, личный кабинет налогоплательщика или Госуслуги.
  12. Интеграция цифрового рубля.  Прописан механизм взыскания задолженности и приостановления операций по счетам цифрового рубля, включая взаимодействие с оператором платформы. Закреплен переходный период до 31 декабря 2026 года для уточнения отдельных процедур;
  13. Уточнение правил зачета и возврата излишне уплаченных средств в условиях Единого налогового счета (ЕНС), в том числе при перечислении денег иным лицом или ошибочном зачете в счет другого лица;
  14. Другие значимые изменения:
    • Расширено понятие "имущество" для целей НК РФ, включив в него безналичные деньги, бездокументарные ценные бумаги, цифровую валюту;
    • Разовая налоговая амнистия, вводится списание мелких долгов физлиц до 500 рублей; 
    • Взыскание задолженности с реорганизованных организаций теперь осуществляется через реестр решений о взыскании задолженности;
    • Налоговые уведомления в первую очередь направляются в электронной форме через личный кабинет на Госуслугах (при наличии регистрации в ЕСИА);
    • Установлены особенности начисления пени по налогу на игорный бизнес;
    • Скорректированы правила определения налоговой базы при обнаружении ошибок в пользу бюджета.
  15.  

Зачем: повысить предсказуемость поступлений и автоматизировать контроль.

НДС (повышение ставки, цифровые активы, майнинг)

Что изменилось:

  1. НДС 22% вместо 20%;
  2. Малый бизнес (УСН): 
    • Лимит дохода для обязательной уплаты НДС сокращается с 60 млн руб. поэтапно: до 20 млн руб. в 2026 году, до 15 млн руб. в 2027 году и до 10 млн руб. с 2028 года;
    • Для "упрощенцев", превысивших пороги, вводятся две пониженные ставки НДС без права на вычет: 5% (для доходов до 272,5 млн руб.) и 7% (для доходов от 272,5 млн до 490,5 млн руб.);
    • Дополнительно: плательщикам НДС на УСН дается право однократно отказаться от применения пониженных ставок и перейти на общую ставку (22%) с полным правом на вычет.
  3. IT-сектор: Освобождение от НДС при продаже исключительных прав на российские программы для ЭВМ и базы данных, зарегистрированные в государственном реестре, сохраняется (первоначальный план об отмене льготы отменен);
  4. Банковские услуги: Услуги по обслуживанию банковских карт остаются освобожденными от НДС (первоначальный план об обложении отменен);
  5. Цифровые активы и майнинг:
    • Вводится чёткое налогообложение услуг по майнингу криптовалюты для иностранцев — аренда и использование вычислительных мощностей облагается НДС.
    • Новый порядок для утилитарных цифровых прав (цифровые активы) — частичная оплата за такие права признаётся авансом под НДС.
  6. Драгоценные металлы: Вводится нулевая ставка (0%) для добытчиков драгметаллов, продающих сырьё аффинажным заводам;
  7. Международные операции: Сохраняется возможность отказа от ставки 0% при международных перевозках и экспорте. Пример: Компания может отказаться от 0% НДС при международных перевозках и экспортных услугах, если смешивает эти операции с другими льготными ставками. Допустим, перевозчик везет импортные товары, налоговая может обязать начислить 22%, если документы по экспорту неидеальны. Разделите учёт по операциям, иначе возможен доначисленный НДС.

Зачем: Повысить бюджетные доходы за счет увеличения основной ставки, обеспечить плавный переход малого бизнеса на НДС, а также закрыть лазейки в цифровой экономике, при этом сохранив ключевые льготы для IT-сектора и банковской сферы.

Акцизы (алкоголь, топливо, табак, напитки)

Что изменилось:

  1. Установили индексацию ставок акцизов на 2026 и 2027 годы, а также задали ориентиры ставок на 2028 год 
    • Этиловый спирт (за 1 литр безводного спирта):
      • 2026 год: 824 рубля.
      • 2027 год: 857 рублей.
      • 2028 год: 891 рубль.
    • Игристые вина, включая российское шампанское (за 1 литр):
      • 2026 год: 160 рублей.
      • 2027 год: 166 рублей.
      • 2028 год: 173 рубля.
    • Сидр, пуаре, медовуха (за 1 литр):
      • 2026 год: 33 рубля.
      • 2027 год: 34 рубля.
      • 2028 год: 35 рублей.
    • Сигариллы (сигариты), биди, кретек (за 1000 штук):
      • 2026 год: 4992 рубля.
      • 2027 год: 5192 рубля.
      • 2028 год: 5400 рублей.
  2. Изменили механизм демпфера и расчет цены нефти (Топливо)
    • Новая методика расчета демпфера: Вводится новая формула для расчета вычета суммы акциза по нефтяному сырью, который будет умножаться на коэффициент 2 и увеличиваться на величину КДЕМП (компенсация нефтяникам по демпферному механизму).
    • Уточнение формулы для цены нефти "Цнефть": Изменяется порядок определения среднего уровня цен на нефть марки "Юралс" (Цнефть). Цена будет рассчитываться как средневзвешенное значение котировок, включающее 78% котировок Urals FOB Primorsk и Urals Med Aframax FOB Novorossiysk и 22% котировок ESPO blend FOB Kozmino.
  3. Отменили механизм авансовых платежей акциза для производителей алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции при приобретении этилового спирта. Переходные положения устанавливают, что извещения об уплате авансового платежа акциза, срок уплаты по которым приходится на июнь 2026 года, действуют только до 30 июня 2026 года.

Зачем: Данные изменения направлены на стабилизацию доходов федерального бюджета и снижение схем предоплаты по акцизам на алкоголь.

НДФЛ - налог на доходы граждан

Что изменилось:

  1. Усилили контроль по налогу 
    • Обязанность доплаты НДФЛ: Если налоговый агент (например, работодатель) удержал не всю сумму НДФЛ (из-за ошибки), налогоплательщик обязан самостоятельно подать декларацию и доплатить недостающую сумму. Пример: Работодатель ошибочно удержал 10 000 руб. вместо 13 000 руб. НДФЛ. Работник должен самостоятельно подать декларацию и доплатить 3 000 руб;
    • Запретили преференции для иностранных агентов: Вводится прямой запрет на применение налоговых преференций, льгот и вычетов для лиц, признанных иностранными агентами;
    • Запретили повторный учет расходов: Введен запрет на повторное включение в состав расходов сумм, которые ранее уже были учтены в составе доходов.
  2. Расширили льготы и вычеты для граждан 
    • Освобождение компенсаций ущерба: Не облагается НДФЛ компенсация за утраченные вещи (например, в результате ДТП), если ущерб возмещается виновным лицом. Пример: Виновник ДТП выплатил 500 000 руб. за уничтоженный автомобиль. Эта сумма полностью освобождена от НДФЛ;
    • Расширение льготы для семей с детьми при продаже жилья: Льгота (освобождение от НДФЛ) при продаже жилья, действующая для семей с двумя и более детьми, распространяется на семьи с недееспособными детьми и случаи, когда ребенок родился после продажи старого жилья, но до 30 апреля следующего года. Пример: Семья продала старую квартиру в декабре, а новый ребенок родился в феврале следующего года. Семья все равно получит льготу по НДФЛ при продаже старого жилья;
    • Новый вычет на обучение детей: Расширяется социальный налоговый вычет на обучение детей до 23 лет (ранее до 18 лет) при очной форме обучения;
    • Расширение освобождения при продаже наследства: Доходы от продажи имущества, полученного в наследство, освобождаются от НДФЛ для всех наследников (не только близких родственников), если срок владения превышает три года. Применяется с 2026 года и распространяется на доходы 2022–2025 годов.
  3. Уточнили порядок налогообложения 
    • Кадастровая стоимость при продаже недвижимости: При расчете НДФЛ за продажу недвижимости, если ее кадастровая стоимость менялась в течение года, будет использоваться стоимость, действующая на момент продажи, с учетом уточненных правил применения.
    • Налогообложение выигрышей: Выигрыши в букмекерских конторах и тотализаторах будут облагаться НДФЛ по каждому выигрышу отдельно, без суммирования результатов Пример: За год было 100 выигрышей по 15 000 руб. Налоговый агент исчислит НДФЛ с каждого из них отдельно, а не с общей суммы в 1 500 000 руб;
    • База для детских вычетов: Стандартные налоговые вычеты на детей считаются только с доходов, облагаемых по основной налоговой базе (например, зарплата), исключая дивиденды, для расчета пороговой суммы в 450 000 руб;
    • Налогообложение дарения: Уточняется, что дарение освобождается от налога только между членами семьи и близкими родственниками (подарки от дальних родственников или третьих лиц облагаются НДФЛ);
    • Налогообложение ценных бумаг: Уточняются правила для резидентов и нерезидентов по доходам от ценных бумаг, в том числе, применение прогрессивной шкалы и учета расходов/переноса убытков;
    • Условие продажи акций/долей без НДФЛ (более 5 лет владения): Доход от продажи акций или долей российских компаний, которыми владели более 5 лет, освобождается от НДФЛ, только если доля недвижимого имущества в активах компании составляла не более 50%;
    • Командировочные расходы: В перечень не облагаемых НДФЛ командировочных расходов включается оплата (компенсация) работодателем расходов на оформление полисов добровольного медицинского страхования (ДМС), необходимых для пребывания работников за границей в командировке (с 01.01.2026);
    • Учет расходов при реорганизации: При продаже доли в новой компании, полученной в результате реорганизации (слияния), в расходы можно включить стоимость доли в старой компании.

Зачем: Унифицировать подходы в налогообложении, повысить социальную защиту семей с детьми и потерпевших, а также перекрыть схемы ухода от налогообложения (особенно в части выигрышей и дарений).

Налог на прибыль организаций

Что изменилось:

  1. Безналоговые передачи имущества теперь разрешены не только по федеральным, но и по актам и постановлениям Правительства Российской Федерации, а также по законодательству субъектов Российской Федерации. Пример: Регион обязывает энергетическую компанию передать сети городу. Балансовая стоимость 50 млн. руб. Без новой нормы пришлось бы заплатить 25 % налога на прибыль (12,5 млн.руб). Теперь передача проходит без налогообложения;
  2. Из перечня неамортизируемого имущества исключили то, что куплено за счёт бюджета (для денежных средств, полученных по этим основаниям, вводится особый порядок признания в составе доходов, аналогичный порядку признания субсидий. Пример: Научная лаборатория получила грант и купила оборудование за 10 млн.руб. Раньше она не могла начислять амортизацию, теперь списывает по 1 млн. руб. в год в расходы и снижает налогооблагаемую прибыль;
  3. С 2027 года больше не нужно будет отчитываться по месту нахождения обособленных подразделений (отменяется обязанность подачи деклараций и уплаты налога на региональном уровне по месту нахождения ОП), но платить налог по-прежнему придется централизованно (в связи с введением статьи 288.5 НК РФ);
  4. Уточнили правила применения повышающего коэффициента по лицензиям на ПО и базы данных (коэффициент 2 с 2025 года) - льгота может быть применена только первым приобретателем, чтобы исключить дублирование вычета по цепочке. Пример: ИТ-компания купила лицензию за 5 млн. руб, её подрядчик тоже учитывает эту лицензию в расходах. Раньше оба могли применить коэффициент 2 (т.е. удвоить вычет), теперь только первый покупатель. Речь идет про налоговую льготу для российских компаний, позволяющую учитывать расходы на приобретение лицензий на российское ПО и базы данных из реестра в расчете налога на прибыль в двойном размере (с коэффициентом 2 с 2025 года), тем самым значительно уменьшая налоговую базу;
  5. Можно списывать безнадёжные долги (приобретенные по номинальной стоимости), если они куплены новым гарантирующим поставщиком электрической мощности (энергии). Также уточняются правила списания безнадежных долгов, приобретенных коллекторами. Пример: Коллектор выкупает кредитный портфель номиналом 100 млн. руб за 5 млн. руб. Из этой суммы 80 млн. руб безнадёжные долги. Планируется, что коллектор может сразу признать эти 80 млн. руб. убытком и не платить налог с них;
  6. Унифицировали подход к имуществу, полученному госкорпорациями (включая Государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов") и международными банками от РФ или Банка России. Пример: Госкорпорация получает от Банка России активы на 200 млн. руб. Теперь их первоначальная стоимость и амортизация считаются по тем же правилам, что и при передаче от государства, единообразный налоговый учёт; 
  7. Продлили ограничения на перенос убытков до 2030 года (сохраняется ограничение в 50% налоговой базы). Пример: Промышленное предприятие накопило убытки за 2022–2024 гг. в 300 млн. руб и получает прибыль 100 млн.руб в 2026-м. Оно может зачесть старые убытки и заплатить налог не с 100 млн. руб, а, например, только с 50 млн. руб.;
  8. Сохранили инвестиционный вычет для естественных монополий (в части магистральных трубопроводов, газораспределительных и теплоснабжающих сетей;
  9. Разрешили передавать инвествычеты внутри группы компаний (между взаимозависимыми лицами в рамках закона субъекта РФ). Пример: Материнская компания вложила 100 млн. руб. в строительство цеха, но прибыль в этом году нулевая. Она передаёт инвествычет дочке, у которой прибыль 200 млн. руб, и та снижает налог на прибыль на 25 млн. руб.;
  10. Игорный бизнес. Региональный налог на игорный бизнес отменяется (пункт 2 статьи 14 признается утратившим силу), появляется федеральный налог на игорный бизнес (Глава 25.5 НК РФ). Прибыль букмекеров и тотализаторов теперь облагается в общем порядке: в налоге на прибыль вводится ставка 25% с доходов от игорной деятельности, разрешается учитывать суммы выплаченных выигрышей в расходах в момент их наступления. Объект налогообложения по новому налогу на игорный бизнес для них – доход, уменьшенный на расходы. О чем это: Для букмекерских контор и тотализаторов теперь основным объектом налогообложения по федеральному налогу на игорный бизнес становится доход от их деятельности, который будет облагаться по ставке 5% от суммы принятых ставок. Это переход от налога на "оборудование" к налогу на "финансовый поток". Для казино (игровые столы, автоматы) сохраняется прежний подход, основанный на физическом объекте, но ставки устанавливаются сразу на максимальном уровне, который был доступен регионам (например, 250 тыс. рублей за игровой стол и 15 тыс. рублей за автомат). Для букмекеров и тотализаторов вводится налог на прибыль по ставке 25% с доходов от игорной деятельности. При этом разрешается учитывать суммы выплаченных выигрышей в расходах в момент их наступления. По сути, это переформатирование всей системы налогообложения азартных игр, направленное на централизацию, повышение собираемости и переход к налогообложению фактического дохода в основном секторе (букмекеры). Все старые объекты, которые были зарегистрированы по прежним правилам, с 1 января 2026 года будут считаться закрытыми, и компаниям придётся регистрировать их заново по новым правилам. Пример: Букмекер заработал 500 млн. руб. чистого дохода. Раньше платил фиксированный налог с пунктов приёма ставок (например, 10 млн руб в год), теперь - 25 % налога на прибыль, то есть 125 млн. руб.;
  11. Ввели запрет на льготы для иностранных агентов и компаний, где они владеют ≥10% (в том числе ограничение применения инвестиционного вычета и применения пониженных ставок).

Зачем: унифицировать применение льгот.

Водный налог

Что изменилось:

  1. Определено, что коэффициент инфляции (дефлятор) утверждает Минэкономразвития, чтобы устранить двусмысленность;
  2. Введено округление ставок (до двух знаков) для унификации, включая забор воды для водоснабжения населения. Пример: Если ставка была 485,376 руб., теперь будет округляться до 485,38 руб.

Зачем: техническое уточнение для корректного расчёта. Нейтрально для налогоплательщиков, но снимает споры о корректности расчёта.

Государственная пошлина

Что изменилось:

  1. Отменили пошлину за выдачу акцизных марок. Это связано с переходом на новую систему маркировки, при которой коды наносятся уже на территории России, а не за границей. Пример: Компания импортирует виски из Шотландии. По старой системе ей нужно было рассчитать точное количество бутылок, заказать в Гознаке акцизные марки, оплатить за них пошлину (например, 10 рублей за штуку), а затем отправить эти марки в Шотландию, где работники завода вручную наклеивали бы их на каждую бутылку перед отгрузкой. Теперь же процесс иной, бутылки ввозятся в Россию "чистыми". После прохождения таможни и уплаты акциза, на российском складе импортера на них наносится цифровой код Data Matrix (который и является маркой), а для защиты от подделок может добавляться физическая голограмма, но уже без уплаты отдельной пошлины;
  2. Ввели пошлину за внесение данных о маркированных товарах в систему мониторинга. Последствия:Производитель обуви платит 0,60 рубля за каждый цифровой код. С введением новой госпошлины он будет платить, например, 0,10 рубля сверху за регистрацию данных о продаже, что увеличит общие расходы на прослеживание единицы товара до 0,70 рубля.

Зачем: адаптация к новой системе цифровой маркировки. Хотят снизить административные барьеры при импорте, повысить контроль за оборотом товаров, ввели новый источник фискальных сборов (через ГИС мониторинга).

Налог на дополнительный доход (НДД) от добычи углеводородов

Что изменилось:

  1. Расширили основания для восстановления фактических расходов на участке недр (теперь можно уменьшать исчисленный налог за счёт корректировок прошлых периодов). Пример: Нефтяная компания в прошлом году завысила расходы на бурение. Теперь может скорректировать в текущем периоде, не пересдавая прошлую отчётность;
  2. Техническая корректировка формулы Цнефть (цена нефти).

Зачем: упростить налоговый учёт и сделать НДД точнее отражающим экономику проекта.

НДПИ - налог на добычу полезных ископаемых

Что изменилось:

  1. Уточнили формулы расчёта цены российской нефти (чтобы избежать двусмысленности);
  2. Из-за прекращения старых правил поставки газа добавили определение понятия "газ" для расчёта показателей ККГ (коэффициентов к корректировке) за 2023–2024 годы;
  3. Ввели налоговый вычет по НДПИ для добычи железной руды (за исключением отдельных типов) на определённой территории Мурманской области. Пример: Компания, добывающая железную руду в Оленегорском районе, получает вычет. Налоговое бремя снижается на конкретную сумму по месторождению.

Зачем: снизить юридическую неопределённость при расчётах и дать поддержку локальной добыче. Будет меньше судебных споров по формуле расчёта, появляется еще один стимул для инвестиций на целевых участках (Мурманская область).

Специальные налоговые режимы (УСН, патент)

Что изменили:

  1. Региональные льготы по УСН: Установлены ограничения для применения льготных ставок по УСН. Регионы смогут вводить пониженные ставки по УСН только для видов деятельности, перечень которых будет утверждать Правительство Российской Федерации, а также с учетом установленных им критериев к налогоплательщикам;
  2. Переходные правила УСН/ЕСХН => ОСН: Уточняются переходные правила: расходы на товары (купленные и оплаченные) за 3 (три) года до перехода с УСН/ЕСХН на ОСН теперь допускаются в расходах. Пример: Фермер на ЕСХН купил технику в 2023 году за 8 млн. руб, а продал урожай уже на общей системе в 2026-м. Эти 8 млн. руб можно учесть как расход, что уменьшает налогооблагаемую прибыль и экономит налог;
  3. УСН для адвокатов: Добавлена ясность по возможности применения УСН адвокатами/адвокатскими образованиями в отношении доходов от несвязанных видов деятельности (например, сдача имущества в аренду).Пример: Адвокат открыл кабинет и параллельно консультирует бизнес по договору на 2 млн. руб в год. С этого дохода он сможет платить 6 % по УСН (120 тыс. руб.), а не 25 % налога на прибыль (500 тыс. руб);
  4. Лимиты доходов для УСН и ПСН (Патентная система):  
    • Вводится поэтапное снижение предельных лимитов дохода (2026 год - 20 млн рублей, 2027 год - 15 млн рублей, с 2028 года - 10 млн рублей), при превышении которых на УСН - налогоплательщик обязан стать плательщиком НДС (с возможностью применения пониженных ставок НДС 5% или 7%), на ПСН - индивидуальный предприниматель утрачивает право на применение патента. Пример: ИП с торговой точкой, выручкой 25 млн руб и тремя продавцами в 2026 году он утратит право на патент (потому что превысил лимит в 20 млн руб.) и перейдёт на УСН, где будет платить НДС (по льготной ставке 5% или 7%) и налог по УСН. Еще пример: ООО на УСН с оборотом 220 млн руб не утратит право на УСН, но превысит порог в 20 млн руб. и станет плательщиком НДС, начав платить 5% или 7% НДС, что увеличит налоговую нагрузку и усложнит учет, но не заставит полностью перейти на общую систему с НДС 22% и налогом на прибыль 25%;
    • ПСН: сохраняется право на применение Патентной системы для стационарной розничной торговли и грузоперевозок;
    • ПСН: ИП смогут подавать уточненное заявление на патент при изменении физических показателей (например, площади торгового зала, количества транспортных средств). Пример: Фотостудия на патенте купила дополнительное оборудование и увеличила площадь мастерской. Подала уточнение и пересчитала налог с 50 тыс. руб до 75 тыс руб.;
    • Общие лимиты УСН: Предельный размер доходов, при превышении которого утрачивается право на УСН (и происходит полный переход на ОСНО), увеличивается и составляет 490,5 млн рублей (с учетом индексации).

Зачем: 

  • Цель - оставить эти режимы для малого бизнеса, заставив более крупные компании, конкурирующие со средним/крупным бизнесом, перейти к уплате НДС. Логика такая: "упрощёнка" должна остаться для малого бизнеса, а не для фирм среднего масштаба, которые конкурируют с крупными на льготных условиях, не платя НДС. 

Имущественные налоги (транспорт, земля, имущество, игорный бизнес)

Что изменилось:

  1. Уточнения по освобождению от налога транспортных средств на с/х товаропроизводителей. Пример: Сельхозпредприятие с тракторным парком из десяти машин раньше спорило с налоговой, нужно ли платить транспортный налог, если техника используется только в поле. Теперь прямо указано, что такие машины освобождаются от налога, и предприятие экономит около 300 тысяч рублей в год;
  2. Льготы по транспортному и земельному налогам для участников СВО и их семей. Пример: Участник СВО, владеющий легковым автомобилем и участком земли под домом, получит полное освобождение от транспортного и земельного налога, а его семья право на такую же льготу. Например, за автомобиль стоимостью 2 млн рублей и участок 10 соток семья сэкономит около 25 тысяч рублей в год;
  3. Организации освобождаются от расчёта региональных имущественных налогов - это возлагают на налоговые органы. Пример: Организации больше не будут сами рассчитывать налог на имущество, землю и транспорт. Этим займётся налоговая служба. Завод с десятками объектов и участков теперь просто получает уведомление с готовыми суммами, что снижает нагрузку на бухгалтерию и устраняет риск ошибок;
  4. Уточнено, что такое "объект бытового обслуживания" для целей кадастра/налогов. Пример: Определение "объекта бытового обслуживания" теперь привязано к кодам ОКВЭД, а не к субъективной трактовке инспектора. Это значит, что мастерская по ремонту обуви, парикмахерская или химчистка не будут платить налог как за "нежилое коммерческое помещение", если фактически оказывают бытовые услуги;
  5. Перевод налога на игорный бизнес из регионального в федеральный - с новым подходом по букмекерам и тотализаторам (налогообложение по доходу, а не по объектам). Пример: Теперь букмекеры и тотализаторы будут платить налог не с каждого пункта приёма ставок, а с фактического дохода. Например, крупная онлайн-контора с прибылью 1 млрд рублей заплатит около 200 млн рублей налога, а не фиксированные 10 млн по старой системе, тогда как мелкие операторы, наоборот, заплатят меньше.

Зачем: упростить администрирование, унифицировать льготы и изменить налоговую модель игорного рынка.

Туристический налог

Что изменилось:

  1. Уточняется исчисление налога: туристический налог не взимается с услуг по временному проживанию, включенных в стоимость путёвок на санаторно-курортное лечение, если они приобретены по медицинским показаниям и оплачены за счет бюджета (федерального, регионального, муниципального) или за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС). Если путёвка приобретена за счёт собственных средств граждан, налог взимается в общем порядке. Пример: Если путёвка в санаторий в Сочи куплена за счёт собственных средств, турист платит туристический налог за каждые сутки проживания (например, 100 руб/сутки). Если же путёвка оплачена Фондом социального страхования (за счет бюджета) для ветерана по медицинским показаниям, турист полностью освобождается от уплаты туристического налога;
  2. Даются полномочия органам местного самоуправления дифференцировать ставки туристического налога - по сезонности, по типу средства размещения (гостиницы, санатории, гостевые дома), по местоположению средства размещения на территории муниципалитета. Пример: Так, в Анапе летом (сезон) с 1 июня по 31 августа ставка может быть 150 руб за сутки, а в несезон 50 руб. Отель премиум-класса может платить по верхней ставке, а гостевой дом по сниженной;
  3. Вводится полное освобождение от туристического налога для организаций, предоставляющих проживание в рамках выполнения государственного задания (например, размещение спортивных команд, детей, ветеранов) и для целей санаторно-курортного лечения, оплаченного за счёт средств бюджета или ОМС при наличии медицинских показаний. Пример: Федеральный санаторий принимает ветеранов по бюджетной путёвке на 21 день с оплатой из федерального бюджета, при ставке 100 руб в сутки экономия по турналогу составит 2 100 руб на каждого отдыхающего. Это же освобождение действует для детских лагерей и домов отдыха, работающих по госзаданиям.

Зачем: большая гибкость для муниципалитетов и защита лечебного туризма.

Страховые взносы

Что изменилось:

  1. Взносы с выплат руководителям/ИП. Взносы с выплат руководителям организаций, являющимся единственными участниками (учредителями) или членам КФХ, если выплаты меньше МРОТ, теперь считаются с фактической суммы выплаты, но не ниже МРОТ. Пример:  Если МРОТ в 2026 году составит 27 000 руб., а руководителю - единственному учредителю платят 10 000 руб. в месяц, то взносы (около 30%) считаются с 27 000 руб., и компания заплатит около 8 100 руб. взносов (30% от МРОТ), а не 3 000 руб. (30% от 10 000 руб);
  2. Освобождение от взносов (СВО). Освобождены от взносов выплаты лицам на контрактной военной службе для участия в СВО;
  3. Дополнительные командировочные расходы: Освобождаются от взносов, включая оплату (компенсацию) работодателем расходов на оформление полисов добровольного медицинского страхования (ДМС), которые необходимы для въезда (пребывания) работников на территории иностранных государств в период служебной командировки;
  4. ИТ-организации: Единый пониженный тариф повышается с 7,6% до 15% в пределах единой предельной базы (ЕПВБ), а сверх ЕПВБ - 7,6%. При этом исключается возможность применения пониженных тарифов для Участников проекта "Сколково" и инновационных научно-технологических центров (ИНТЦ);
  5. Радиоэлектроника: Сохраняется ставка 15% в пределах ЕПВБ, а сверх ЕПВБ - 0%. Так понятнее: Ставка страховых взносов для ИТ-компаний с 1 января 2026 года вырастет: 15 % в пределах ЕПВБ (например, до 2,7 млн руб. в год) и 7,6 % сверх неё. Участники "Сколково" теряют льготу и будут платить по общим ставкам (около 30%);
  6. Религиозные организации и СОНКО: На 10 лет (с 2027) продлевается возможность применения пониженных тарифов для религиозных организаций и социально ориентированных НКО;
  7. МСП (Малый и средний бизнес): Отменяется возможность применения льгот по взносам (15% с части выплат свыше МРОТ) для всех предприятий МСП. Льготы сохраняются только для организаций, осуществляющих деятельность в приоритетных отраслях, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Пример: Пекарня с фондом оплаты труда 2 млн руб. в год, не входящая в перечень приоритетных отраслей, будет платить полные 30 % (600 000 руб.), тогда как предприятие пищевой переработки из списка заплатит по льготной ставке 15 % (300 000 руб. с части зарплаты свыше МРОТ).

Зачем: перераспределить нагрузку, поддержать приоритетные отрасли и учесть военную службу.

Международное налогообложение (правила МГК / налог у источника)

Что изменилось:

  1. Минимальное налогообложение (GloBE): Вводится порядок реализации правил минимального налогообложения (GloBE) для международных групп компаний (МГК) с совокупным доходом свыше 750 млн евро. Российские участники МГК платят Дополнительный налог (Top-up Tax), необходимый для достижения минимального уровня налогообложения (15%) по российским правилам, до того, как это сделает иностранная юрисдикция. Пример: российское подразделение глобальной IT-группы заработало 1 млрд руб. прибыли и заплатило 10 % налога (100 млн руб.), тогда как по правилам GloBE минимальный уровень - 15 %. Разницу в 5 % (50 млн руб.) компания должна будет доплатить в России, чтобы довести общий налог до минимального уровня;
  2. Технические правки (налог у источника): Технические правки, чтобы исключить ошибочное применение освобождений у источника (пункт 2 статьи 309 НК РФ) - доходы, перечисленные в пункте 1 статьи 309 (например, международные перевозки), остаются облагаемыми у источника и не должны автоматически освобождаться, если отсутствует подтверждение права на пониженную ставку/освобождение по международному соглашению. Пример: Если иностранный перевозчик из Турции в 2026 году получил 30 млн руб. за перевозку грузов из Санкт-Петербурга, то с этой суммы удерживается налог у источника 10 % - 3 млн руб., даже если раньше компания ошибочно применяла освобождение по соглашению об избежании двойного налогообложения без подтверждающих документов.

Зачем: привести национальное право в соответствие с международными правилами (ОЭСР), предотвратить двойные освобождения, защитить налоговую базу.

Какие варианты налоговой оптимизации остаются

Мы предоставляем ответы в этой статье в интересах наших клиентов, находящихся на бухгалтерском обслуживании. На сегодняшний день 7% клиентов работают по УСН, остальные с момента регистрации находятся на ОСН. Среди клиентов на УСН небольшая часть не использует НДС. Именно от этой группы поступает значительное количество вопросов: как перейти на НДС, как организовать учет, какую налоговую нагрузку ожидать. 

Ряд возможностей налоговой оптимизации все же сохраняется. Главные направления:

  1. сохранение права на освобождение от НДС,
  2. использование специальных налоговых режимов,
  3. участие в льготных проектах и корректировка структуры групп компаний.

Сохранение права на освобождение от НДС остаётся актуальным для микробизнеса. С 2026 года порог дохода для освобождения от НДС на УСН снизится с 60 млн руб. до 20 млн руб., поэтому дробление бизнеса станет оправдано только для самых маленьких компаний. Тем не менее, эксперимент с АУСН продолжится до 31.12.2027, и организации, применяющие АУСН, не будут признаваемыми плательщиками НДС. При этом ограничения включают отсутствие обособленных подразделений, доход до 60 млн руб. в прошлом году, численность до пяти человек и отсутствие налоговых нерезидентов. Ставка АУСН составляет 20% от "доходы минус расходы" (минимум 3% от дохода) или 8% при базе "доходы". Для сравнения, упрощенец с доходом 60 млн руб., не освобождённый от НДС, в 2026 году заплатит 5% НДС и 6% УСН, уменьшив УСН на страховые взносы не более чем на 50%.

Использование налоговых льгот и специальных налоговых режимов остаётся выгодным инструментом, хотя законодательство меняется часто. Особый интерес для 2026 года представляет статус участника проекта Сколково. Стать резидентом можно за 1,5–2 месяца, и это доступно не только IT-компаниям. Например, по данным на октябрь 2025 года, участниками являются 157 компаний машиностроения, 140 инженерно-технических организаций и 94 сельхозпредприятия, а IT-компаний — 2423. Участники Сколково освобождены от НДС и налога на прибыль, платят пониженные страховые взносы (15% на выплаты выше 1,5 МРОТ) и учитывают доход по кассовому методу. Освобождение действует до 10 лет или до выручки свыше 1 млрд руб., при этом налог на прибыль остаётся 0% до достижения прибыли 300 млн руб. Участники ведут специальный бухучет и сдают много специальной отчетности.

Территории опережающего развития (ТОР) интересны для промышленного бизнеса. Резиденты ТОР сохраняют неизменные условия налогообложения по налогу на прибыль, страховым взносам, налогу на имущество, транспортному и земельному налогам. Ставка налога на прибыль для федерального бюджета - 0% в течение пяти лет, региональная - до 5%.

Альтернативы ПСН стали ограниченными: предельный доход по ПСН с 2026 года - 20 млн руб., что делает режим недоступным для большинства компаний. Хотя УСН с НДС 5% и выгоднее налога на прибыль 22% даже с учётом вычетов, но его доступность необходимо просчитать. 

Что делать? Общий план действий для всех компаний

Надо придумать, как пережить налоговый скачок. Резкий рост налоговой нагрузки для многих компаний начнется с болезненного перехода от льготного режима (УСН, ПСН) к Общей системе налогообложения (ОСНО) с новыми, более высокими ставками.

И первая ваша задача - это построить реалистичные финансовые сценарии на 2026 год, чтобы оценить влияние новых налогов на чистую прибыль компании и конкурентоспособность.

Главное, что нужно сделать, это построить реалистичные финансовые сценарии на 2026 год. Попробуйте создать две параллельные модели -

  1. текущую (по действующим налоговым правилам и ставкам);
  2. новую (с учётом ОСНО или УСН с НДС, повышенного НДС и новых взносов).

Увеличение НДС с 20% до 22% - это прямой удар. Рассчитайте, как именно будет распределено это бремя:

  • Если переложить 2% на покупателя. Оцените, насколько вырастет конечная цена и не отпугнет ли это клиентов;
  • Если оставить цены прежними: Рассчитайте, насколько упадет внутренняя прибыль.

Директор должен использовать этот расчет для подготовки к переговорам с ключевыми контрагентами.

Пока внимание директора приковано к налогам, главный бухгалтер должен провести тотальную ревизию учетной базы, чтобы быть готовым к отчетности по новым Федеральным стандартам бухгалтерского учета (ФСБУ). Так получилось, что запуск новых налогов накладывается и на длящееся реформирование бухучета. 

С 1 января 2026 года МСП обязаны перейти на федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ), что существенно изменит учет доходов, расходов и отчётность.

Коротко:

ФСБУ 9/2025 "Доходы" вводит признание доходов по факту готовности продукции или оказания услуги, а не по поступлению денег. ФСБУ 10/2025 "Расходы" требует признавать расходы в момент их понесения, а не оплаты. 

Также начинает работать ФСБУ 4/2023 "Бухгалтерская (финансовая) отчётность", который заменяет ПБУ 4/99. Этот стандарт вводит новые требования к составу, форме и содержанию бухгалтерской отчётности, что особенно важно для малого и среднего бизнеса (МСП). Теперь годовая и промежуточная бухгалтерская отчётность представляют собой единый комплект, состоящий из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах, отчёта об изменениях капитала, отчёта о движении денежных средств и пояснений к ним. ФСБУ 4/2023 не содержит обязательных форм отчётности. Вместо этого предоставлены образцы, на основе которых организации должны разработать собственные формы с учётом специфики своей деятельности. В пояснениях к отчётности необходимо раскрывать более подробную информацию, включая данные о существенных фактах хозяйственной жизни, которые могут повлиять на экономические решения пользователей отчётности.По новому стандарту бухгалтерской (финансовой) отчётности организация обязана представлять сравнительные показатели за три периода: текущий год и два предыдущих года. Это значит, что уже в 2026 году МСП придётся пересчитать и восстановить бухгалтерский учёт за 2024 и 2025 годы по новым стандартам, чтобы корректно показать динамику. 

Придется сделать пересмотр доходов и расходов за прошлые годы

ФСБУ 9/2025 и ФСБУ 10/2025 изменяют принципы признания доходов и расходов. Для сравнительных показателей придётся пересчитать все доходы и расходы за 2024–2025 годы по новым правилам: доход признаётся по факту готовности продукции или оказания услуги, расходы по моменту их понесения. Это особенно сложно для компаний с большим количеством сделок и договоров, где ранее применялся кассовый метод или другие упрощённые подходы.

Провести коррекции основных средств и амортизации

Если компания использует амортизацию по старым правилам, придётся пересчитать остаточную стоимость основных средств и начисленную амортизацию за предыдущие годы. Например, если амортизация за 2024 год была 120 тыс. руб., по новым правилам она может измениться на 10–15%, что повлияет на показатели отчётности.

Сделать восстановление баланса и капитала

Чтобы составить корректный сравнительный баланс за три периода, нужно восстановить показатели собственного капитала, обязательств и активов. Например, если на 31 декабря 2024 года капитал составлял 2,5 млн руб., его нужно пересчитать с учётом изменений в признании доходов, расходов и корректировок амортизации.

Написать подробные пояснения к отчётности

ФСБУ требует раскрытия существенных фактов и объяснения всех корректировок в пояснениях к отчётности. Для сравнительных периодов придётся документировать, какие именно изменения были внесены в прошлые годы и почему, чтобы аудиторы и пользователи отчётности понимали, что показатели пересчитаны по новым правилам.

Для тех, кто переходит с УСН на ОСНО нужно провести стыковку налогового и бухгалтерского Учета

Опасность кроется в расхождении между бухучетом (БУ) и налоговым учетом (НУ), которое усилится при переходе на ОСНО. Вот некоторые из них:

  • Различия в амортизации. Изменения в ФСБУ по амортизации ОС и НМА приведут к временным разницам (по ПБУ 18/02). Бухгалтеру нужно обеспечить точный расчет и отражение этих разниц для правильного формирования отложенных налоговых активов и обязательств;
  • Ретроспективный переход. Переход на ФСБУ 6 и 14 требует ретроспективного пересчета данных. Необходимо провести корректировку счета 84;
  • Нераспределенная прибыль на 1 января 2026 года, чтобы начать работу по ОСНО с чистым балансом.

"А у нас нет бухгалтера. Мы ведем бухучет в сервисе"

Особое внимание нужно уделить организации бухгалтерского учета. Сегодня часть МСП ведет бухгалтерию в онлайн-сервисах, которые не обеспечивают полноценный учет с НДС, а другая часть пользуется услугами частных бухгалтеров без необходимой квалификации. С 2026 года требования к учету усложняются. Это приведет к резкому росту спроса на квалифицированных бухгалтеров, которых сейчас дефицит, а стоимость их услуг у специализированных фирм заметно возрастет. Поэтому компаниям стоит заранее оценить качество и возможности своего текущего бухучета, перейти на профессиональные сервисы или заключить договор с квалифицированными бухгалтерскими компаниями, способными вести полный бухгалтерский учет с учетом новых требований и опытом работы с НДС, ВЭД и импортом-экспортом.

Что делать компании на ОСНО

В отличие от МСП на УСН и патенте, где переход на полную систему вызовет хаос с внедрением НДС 22%, раздельного учета и ФСБУ, компании на ОСНО обладают зрелой инфраструктурой, минимизирующей операционные риски.

Ваша учетная система давно интегрирована с НДС (включая возмещение и вычеты), бухгалтерский персонал давно найден, учет ведется может и упрощенный, но это лечится. Работают необходимые API-интеграции с ФНС, банками и ГИС, маркировка товаров (Честный ЗНАК) ведется (надеемся) в реальном времени, онлайн-кассы с ОФД подключены к ЭДО, а филиалы и обособленные подразделения зарегистрированы с корректным распределением НДС и взносов. Это означает, что вы уже готовы к росту НДС до 22%.

Остается скорректировать ставки в учетной политике и обновить учетную программу без паники по внедрению с нуля.

Да, потребуется оперативная корректировка маржи прибыли (обычно на 2-4% в зависимости от цепочки поставок) или пересмотр ценовых договоров с ключевыми клиентами. В нашей практике для производителей с маржей 15-20% это решается через аналитику эластичности спроса и переговоры о перераспределении НДС (поставщики берут 1% и вы 1%). Но это разовая мера, а не системный кризис.

Более того, уход конкурентов с УСН (из-за лимитов до 10 млн рублей без НДС и роста нагрузки на 15-25%) - это объективно положительный фактор.

Вы захватите их долю рынка, особенно в B2B-сегментах, где клиенты предпочитают надежных партнеров с вычетами НДС. Например, в оптовой торговле мебелью компании на ОСНО уже в 2025 году нарастили выручку на 12% за счет банкротств упрощенцев. Попробуйте провести конкурентный анализ, идентифицируйте 5-10 слабых игроков на УСН, подготовьте коммерческие предложения для их клиентов. В итоге налоговая реформа даже может укрепить ваши позиции.

Конечно, не все гладко. Мы предвидим определенные проблемы.

  1. Рост неплатежей от клиентов. Повышение НДС с 20% до 22% увеличит стоимость товаров и услуг, что создаст напряжение в отношениях с клиентами на ограниченных бюджетах или переходящими с УСН из-за новых лимитов. Они могут задерживать платежи или вовсе не платить, особенно малый бизнес, который сам борется с налоговой нагрузкой. Рост просроченной дебиторки неизбежен. Проверйте новых контрагентов. Выделите постоянных клиентов с высоким риском неплатежей, продумайте свою работу с ними (условия поставки, скидки за предоплату, штрафы за просрочку, авансы). Работает факторинг, можно его попробовать;
  2. Обязательные авансовые платежи по налогу на прибыль и НДС. Для компаний с неравномерными доходами (например, сезонный бизнес) это создает кассовые разрывы, особенно если клиенты задерживают оплату. Пример: Транспортная компания с прибылью 20 млн рублей должна ежеквартально перечислять авансы по прибыли (1,25 млн рублей) и НДС (2-3 млн рублей). Если клиенты платят с задержкой, бизнесу приходится брать высокие кредиты, чтобы закрыть обязательства. Оптимизируйте денежный поток, создайте график платежей с учетом авансов. Используйте переплаты на едином налоговом счете (ЕНС): если есть излишки по другим налогам, зачтите их в авансы (статья 78 НК РФ). Для сезонных бизнесов подайте в ФНС заявление на переход к расчету прибыли по фактической прибыли (статья 286 НК РФ), чтобы платить авансы только по реальным доходам. Заключите договор с банком на овердрафт для покрытия кассовых разрывов;
  3. Рост операционных расходов на бухгалтерию и ФСБУ. Введение ФСБУ 9/2025 (доходы по готовности), 10/2025 (расходы по понесению) и 4/2023 (новая отчетность) требует пересчета баланса за 2024–2025 годы, что увеличивает нагрузку на бухгалтерию. Если вы используете онлайн-сервисы , они часто не поддерживают раздельный учет НДС или ВЭД, а частные бухгалтеры могут не знать ФСБУ. Спрос на квалифицированных специалистов уже в 2025 году вырос на 40% (по данным работных сайтов), а цены у аутсорсинговых фирм, работающих с НДС и экспортом, подскочили на 30-50% (с 50 000 до 80 000 рублей в месяц). Пример: Средний бизнес с оборотом 1650 млн рублей, ведущий импорт-экспорт, потратил в 2025 году 1,5 млн рублей на обновление 1С и обучение двух бухгалтеров, чтобы соответствовать ФСБУ и вести раздельный учет НДС. До конца 2025 года проверьте, готов ли ваш сервис к ФСБУ и НДС 22%, обновите до версии с поддержкой раздельного учета. Наймите или обучите бухгалтера, отправьте текущего специалиста на курсы по ФСБУ (20–30 тыс. рублей) или заключите договор с аутсорсинговой фирмой до пика цен в 2026 году.  Продумайте пояснения к годовой отчетности: подробно опишите корректировки за 2024–2025 годы, чтобы избежать вопросов аудиторов и штрафов до 50 000 рублей (статья 15.11 КоАП);
  4. Риск несоответствия новым требованиям ФСБУ. ФСБУ 4/2023 требует сравнительной отчетности за три года, включая баланс, отчет о финрезультатах и движении капитала. Неправильный пересчет доходов, расходов или амортизации (например, изменение на 10-15% из-за новых правил) может привести к искажению отчетности и штрафам до 50 000 рублей. Это особенно опасно для компаний с ВЭД, где раздельный учет НДС усложняет процесс. Пример: Экспортер с оборотом 200 млн рублей неверно пересчитал амортизацию оборудования, завысив баланс на 5 млн рублей, что привело к доначислению налога на прибыль на 1,25 млн рублей. Можно нанять аудитора, закажите проверку баланса за 2024-2025 годы (стоимость 150-200 тыс. рублей) для корректного перехода на ФСБУ. Пересчитайте основные средства, уточните остаточную стоимость и амортизацию по новым правилам до подачи отчетности за 2026 год. Документируйте изменения, ведите детальные пояснения к отчетности, чтобы ФНС и аудиторы видели логику корректировок.

Что делать компании на УСН и патенте

Компании на УСН рискуют перейти на ОСНО при превышении новых лимитов, так что рекомендуем оценить альтернативы. 

Это может быть АУСН (автоматизированная УСН), которая пока позволяет избегать НДС до 60 млн рублей без отчетности и взносов, база на АУСН формируется автоматически по ККТ и банкам.Важно учесть ограничения АУСН - штат до 5 человек, зп только безнал, счета только в уполномоченных банках, нет наличных вообще. 

Если ваш бизнес, например, кафе с оборотом 12 млн. рублей, просите бухгалтера смоделировать сценарии: на УСН (5-7% от доходов), на ОСНО с НДС 22% + прибыль 25%. В практике для ритейла это часто приводит к снижению маржи.

Если АУСН не подходит, перейдите на УСН с НДС или разделите бизнес на несколько УСН-единиц, но с юристом, чтобы избежать дробления.

По ведению бухучета учтите риски. Если вы в сервисе без поддержки НДС, срочно мигрируйте на полноценный вариант или аутсорс - спрос на квалифицированных бухгалтеров уже взлетел, а цены у фирм по раздельному учету НДС и возмещению вырастут на 25-40%. Если бухгалтер частный без опыта ФСБУ, замените его или отправьте на курсы, иначе рискуете штрафами и переплатами по НДС.

Для компаний на патенте изменения добавляют новые виды деятельности, но снижают пороги для НДС, так что при превышении рекомендуем перейти на УСН с НДС или АУСН. Например, если вы ИП с ремонтом техники и оборотом 9 млн рублей, постройте модели: на патенте (фиксированная стоимость) плюс УСН с НДС 22% + прибыль 25% или АУСН (5-8% от доходов, без отчетов). Если остаетесь на патенте, скорректируйте цены заранее (на 2-3%), чтобы покрыть потенциальный рост.

Если уходите с патента, понимайте, что теперь нужно четко вести бухучет. Многие патентщики используют простые сервисы без НДС-поддержки или частных бухгалтеров без квалификации по ФСБУ

Строго контролируйте лимиты по доходам. Если вы совмещаете режимы или близки к границе, при превышении лимита вы будете вынуждены перейти на ОСНО, а это означает попадание под повышенные ставки. Подготовте резервный план действий на случай ухода с УСН или патента, чтобы минимизировать период работы на дорогой Общей системе налогообложения. Не забывайте, что в случае превышения лимитов и перехода на ОСНО, вам также потребуется провести адаптацию учёта основных средств под новые требования ФСБУ.


Фирммейкер, октябрь 2025 (следим за актуальностью)
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

ОСНО ВЭД, филиалы, УСН с НДС, АУСН

Узнать подробнее о ценах

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь