Обязательная маркировка товаров: что это, для кого и как
Содержание
- Что такое маркировка товаров - основные определения
- Какие законы регулируют маркировку товаров
- Для чего нужна маркировка товаров
- Система маркировки в России
- Перечень товаров для маркировки
- Как работает система маркировки Честный Знак
- Как начать работу с системой маркировки «Честный знак»
- Маркировка товара штрафы
Маркировка товаров решает проблемы борьбы с контрафактом, улучшает контроль цепочки поставок, налоговый учет и защищает права потребителей. Рассказываем подробнее.
1. Что такое маркировка товаров - основные определения
Маркировка, своими словами, - это специальный код или информационная запись на товаре (код, надпись, цифровое или цветовое условное обозначение). В системе маркировки товару присваивается код. По нему отслеживается движение товара с момента производства (ввоза) до продажи. Все данные передаются в информационную систему.
Маркировка товара - это ответ на проблему. Проблему с контрафактным товаром. Так ее заявляет Правительство РФ.
Существует базовый документ - Стратегия (2016 год). В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в России определили проблемные понятия:
- незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;
контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; - фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.
Существует Концепция системы маркировки товаров (2018 год), которая тоже ввела ряд определений:
- Маркировка - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;
- Средство идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;
- Контрольный (идентификационный) знак - бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
- Прослеживаемость движения товаров - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;
- Физическая прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки;
- Документальная прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, налоговые и иные документы);
- Маркированные товары - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) должны быть представлены в государственную информационную систему;
- Мониторинг оборота маркированных товаров - функция федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере мониторинга оборота отдельных групп товаров, по обработке данных государственной информационной системы в целях реализации своих полномочий в области контроля и надзора за оборотом товаров, а также при решении фискальных и антимонопольных задач;
- Обязательные данные - данные, предоставляемые физическими и юридическими лицами в силу требований нормативных правовых актов;
- Система маркировки и прослеживаемости товаров - комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера.
Для исполнения Концепции изданы законы и распоряжения, где в том числе также определена маркировка. Например, изменения внесены в основы госрегулирования торговой деятельности:
- Товары, маркированные средствами идентификации, - товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации.
Существует модель системы маркировки товаров (2018 год). Что содержит модель? Модель маркировки товаров содержит:
- принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;
- обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;
- идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;
- регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);
- юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;
- ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;
- формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;
- создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
- открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;
- обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.
Думаем, на этом этапе мы сообщили, что является маркировкой. Пойдем дальше.
2. Какие законы регулируют маркировку товаров
- Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 № 256-р);
- Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р);
- Модель маркировки (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р);
- Соглашение о маркировке товаров В ЕВРАЗЭС;
- Основы торговой деятельности (ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ, здесь речь идет о ст.5, где определяется полномочие Правительства утверждать перечня маркируемых товаров, правила маркировки и системы мониторинга);
- Закон о применении ККТ (ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, здесь речь идет о пункте, необходимом для маркировки, в статье 4.7 - Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности - "код товарной номенклатуры", определяемый Правительством Российской Федерации);
- Перечень маркируемых товаров;
- Правила маркировки и Положение о мониторинге маркируемых товаров (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515).
3. Для чего нужна маркировка товаров
Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или "серым" ввозом. Например, бытовая техника - ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а "белый" товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.
Первый шаг в борьбе с "серым" товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.
Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.
К слову, проблема контрафакта - общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.
Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:
- создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
усиление мер пограничного контроля; - создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
- упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
- предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.
Как результат - число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 - 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.
В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:
- обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
- обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
- тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
- внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.
В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.
В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:
- принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
- проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 - 2009 годах);
- проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
- ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.
В 2008 - 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.
В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 - 2010 годы) предусматривались следующие меры:
- сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
- проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
- создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.
На II этапе реализации указанной стратегии (2011 - 2015 годы) предусматривались следующие меры:
- противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
- противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
- противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.
Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.
В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:
- компонент информирования - обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
- создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
- распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
- мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.
После 2007 года были выявлены только единичные случаи попадания фальсифицированных лекарств в систему здравоохранения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (лекарство от астмы в 2009 году, единичные случаи попадания медикаментов от артрита и синдрома приобретенного иммунодефицита в фальсифицированной упаковке в 2008 - 2011 годах).
В России подобная Стратегия принята в 2016 году. И одним из механизмов, про который мы говорим в этой статье, является разработка и внедрение на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе посредством мобильной связи.
Своими словами, задумано сразу много. С рынка должны уйти недобросовестные компании, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом. А честные производители должны увеличить долю на рынке. Потребитель же получит возможность приобретать легальный и качественный товар с гарантией. Кроме того, он получит возможность давать прямую обратную связь по серым товарам контролирующим органам, возможно, через приложения в смартфоне.
4. Система маркировки в России
Нормативное регулирование отношений в сфере маркировки обеспечивает Минфин России.
Управляющим системы маркировки определён Минпромторг России.
Контроль за функционированием информационной системы, а также за деятельностью её оператора возложен на Минкомсвязь России.
Оператором системы мониторинга за оборотом маркированных товаров является ЦРПТ.
Все коды выпускаются в едином центре эмиссии, то есть государство наделило правом выпускать коды только одну компанию. Решение о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» было принято правительством РФ и одобрено президентом РФ (Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2018 г. N 2828-р).
4.1. Честный знак
Система цифровой маркировки и отслеживания товаров называется Честный знак:
- это информационная система маркировки и отслеживания;
- это приложение для общественного контроля.
«Честный знак» - это система маркировки товаров в России, разработанная для борьбы с контрафактом и повышения прозрачности рынка. Она позволяет отслеживать путь товара от производителя до потребителя через уникальные коды Data Matrix, нанесённые на упаковку. Это помогает покупателям убедиться в подлинности продукта и защищает их права.
Система также полезна для бизнеса, обеспечивая контроль над движением продукции и помогая выявлять недобросовестных участников рынка. Государство получает инструмент для мониторинга оборота товаров и сокращения теневого сектора экономики.
Приложение Честный Знак доступно в App Store и Google Play. С помощью смартфона можно считать код маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки. Через приложение можно сообщить об обнаружении контрафакта, для мотивации участников будут запущены бонусные программы. Пока будет работать уведомительный порядок контроля. При покупке товара система сообщит о контрафакте, но не запретит сделку.
4.2. Национальный каталог маркированных товаров
Национальный каталог - это упорядоченная информация по всем маркированным товарным категориям. Информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по товарным категориям. Все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. Каталог планируется интегрировать с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения. Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.
4.3. Уникальный код
На упаковке товара (например, бутылке или пачке сигарет, лекарстве) будет размещаться идентификационный код (Data Matrix, RFID или другой), что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.
Код - это уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК. Код наносится один раз при производстве товара. Используя его, при входе в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии. На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе Честный ЗНАК. Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров. В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.
5. Перечень товаров для маркировки
Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке* (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р):
№ | Группа | Срок введения |
1 | Шубы | с 12 августа 2016г. - по наст. вр. |
2 | Табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция | с 1 марта 2019г. - по наст. вр. |
3 | Лекарственные препараты | с 1 июля 2019г. - по наст. вр. |
4 | Товары легкой промышленности | с 1 июля 2019г. - по наст. вр. |
5 | Обувные товары | с 1 июля 2019г. - по наст. вр. |
6 | Парфюмерия, косметика и бытовая химия | с 1 декабря 2019г. - по наст. вр. |
7 | Фотокамеры | с 1 декабря 2019г. - по наст. вр. |
8 | Шины и покрышки | с 1 декабря 2019г. - по наст. вр. |
9 | Молочная продукция | с 1 июня 2021г. - по наст. вр. |
10 | Безалкогольные напитки | с 1 декабря 2021г. - по наст. вр. |
11 | Алкогольные напитки | с 1 марта 2023г. - по наст. вр. |
12 | Биологически активные добавки к пище | с 1 сентября 2023г. - по наст. вр. |
13 | Медицинские изделия и технические средства реабилитации | с 1 сентября 2023г. - по наст. вр. |
14 | Консервированные продукты | с 1 апреля 2024г. - по наст. вр. |
15 | Пищевые растительные масла и масложировая продукция | с 1 сентября 2024г. - по наст. вр. |
16 | Велосипеды | с 1 сентября 2024г. - по наст. вр. |
17 | Корма и лекарственные препараты для животных | с 1 сентября 2024г. - по наст. вр. |
18 | Бакалейная и иная пищевая продукция | с 1 марта 2025г. |
19 | Смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости | с 1 марта 2025г. |
20 | Игры и игрушки для детей до 14 лет | с 1 сентября 2025г. |
21 | Отдельные виды строительных материалов | с 1 сентября 2025г. |
22 | Титановая металлопродукция | Пилотная группа |
23 | Радиоэлектронинка | Пилотная группа |
24 | Оптоволокно | Пилотная группа |
25 | Фармацевтическое сырье, лекарственные средства | Пилотная группа |
26 | Печатная продукция | Пилотная группа |
27 | Отопительные приборы | Пилотная группа |
28 | Кабельная продукция | Пилотная группа |
29 | Пиротехника | Пилотная группа |
30 | Полимерные трубы | Пилотная группа |
Календарь маркировки товаров с кодами ТН ВЭД 2025 года рекомендуем взять с сайта Контура.
Список маркируемой продукции постоянно пополняется, расширяются товарные группы, запускаются новые пилотные проекты.
6. Как работает система маркировки Честный Знак
Сайт Честный Знак говорит об этапах маркировки товара следующее:
- Производитель. По запросу производителя ЦРТП генерирует коды для новой продукции. Информация о движении товаров циркулирует в электронном виде: о перемещении между юрлицами — через универсальные передаточные документы (УПД) в системах электронного документооборота, о продажах потребителям — через электронные чеки, которые онлайн-кассы отправляют в ОФД. ЦРТП присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара. Весь путь товара фиксируется на каждом этапе. Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе - от завода до потребителя. Производитель наносит коды на все виды упаковки. Производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал и указывает коды в первичных документах, которые оформляются при продаже. Подписывает документы КЭП;
- Логистика. Отправители и получатели груза (дистрибутеры, оптовики, сетевые магазины) сообщают в систему, что приняли продукцию - подписывают электронные документы. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки;
- Магазин или склад. Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в электронном виде. Электронный документ содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий документ при помощи КЭП.В магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
- Касса. Товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота». При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт;
- Потребитель. Вся правда о товаре содержится в мобильном приложении.
7. Как начать работу с системой маркировки «Честный знак»
- Получите электронную подпись (КЭП) на имя владельца или директора компании. Она необходима для регистрации в системе и дальнейшего взаимодействия с электронным документооборотом (ЭДО);
- Пройдите регистрацию в системе «Честный знак». Используйте пошаговую инструкцию для успешного завершения процесса;
- Заключите договор с оператором системы - Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Укажите категории товаров, с которыми собираетесь работать, в вашем личном кабинете;
- Создайте карточки ваших товаров в Национальном каталоге. Это поможет идентифицировать вашу продукцию в системе;
- Определитесь с упаковочными материалами и способами нанесения кодов Data Matrix, которые лучше всего подходят вашей компании;
- Подготовьте необходимое оборудование - принтеры этикеток для печати кодов Data Matrix, сканеры или терминалы сбора данных (ТСД) для считывания кодов, онлайн-кассы (для розничной торговли и общепита);
- Выберите программное обеспечение и сервисы для автоматизации процессов маркировки;
- Настройте учетную систему, способную обрабатывать данные маркированных товаров;
- До ввода обязательной системы ЭДО выберите оператора электронного документооборота и оформите с ним договор;
- Проведите обучение персонала работе с маркировкой и устранением возможных ошибок. После этого можно начинать маркировку своей продукции.
7.1. Пример маркировки товаров: поставка фотоаппарата
Договор
- регистрируем новую модель фотоаппарата в Национальном каталоге;
- приобретаем специальный регистратор эмиссии - это устройство, которое выдает коды маркировки (вроде кассы онлайн, криптозащищенный программно-аппаратный комплекс);
- получаем коды для фотоаппаратов, отправляем производителю;
- требуем у производителя разместить коды на фотоаппараты и упаковку;
- фотоаппараты приезжают на таможню с кодами;
- таможня контролирует наличие кодов, если кода нет - продукцию в РФ не пропустит.
Хорошо, если пункты 1, 3 и 4 иностранный производитель, заинтересованный в рынке России, осуществит самостоятельно. Небольшому российскому производству проще - можно купить регистратор эмиссии и принтер этикеток, на месте по мере необходимости печатать и наклеивать этикетки. Скорее всего, появятся по аналогии с онлайн-кассами центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов за дополнительную плату.
Приемка и продажа
- электронные документы. приобретаем ЭЦП и подключаемся к ЭДО. Для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот (ЭДО). Без исключения. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться в электронном виде. При приемке товара получаете электронный УПД, подписываете ЭЦП, отправляете его поставщику через ЭДО. Нужно сразу заранее согласовать обмен документами с контрагентами;
- процесс приемки товара на склад. Склад или торговая точка получает маркированный товар. Какое-то время будут товарные накладные в бумажном и электронном виде одновременно. В системе ЭДО склад видит УПД для данной поставки с количеством и кодами. Склад подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи ЭЦП. Для этого нужно будет сканировать товар (упаковки или единицы). Сканировать и проверять товар с данными в электронном УПД. Наверняка для этого понадобится мобильный сканер и не один, подключенные к учетной системе. Точный складской учет придется наладить - штрафов за несоответствия пока нет, но они явно задуманы;
- процесс продажи на кассе. Покупатель считывает код с товара, получая информацию о происхождении. Кассир при продаже считывает код с пачки. Касса отправляет в ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС.
8. Маркировка товара штрафы
8.1. Административная ответственность (КоАП РФ Статья 15.12)
Вид деятельности | Товар | Штраф + конфискация товара, в тыс. руб | ||
ФЛ | ДЛ ЮЛ | ЮЛ | ||
Производство без маркировки или с нарушениями | Любой, кроме табака и алкоголя | - | 5-10 | 50-100 |
Табак и алкоголь | - | 30-50 | 200-300 | |
Оборот (Продажа, приобретение, хранение, перевозка) без маркировки или с нарушениями | Любой, кроме табака и алкоголя | 2-4 | 5-10 | 50-300 |
Табак и алкоголь | 10-20 | 30-50 | 300-500 |
8.2. Уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ)
Вид деятельности | Товар | Размер | Ответственность | ||
Штраф | Работы | Срок | |||
Производство и оборот без маркировки или с нарушениями | Любой, кроме продовольственных товаров, табака и алкоголя | Крупный от 2,250 тыс. руб | до 300 тыс.руб | до 3 лет | до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб |
Крупный от 2.250 тыс. руб + сговор | от 100 до 300 тыс. руб | до 4 лет | до 4 лет со штрафом до 100 тыс.руб | ||
Особо крупный от 9 млн или орг. Группа | от 200 до 500 тыс. руб | до 5 лет | до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб | ||
Продовольственные товары | Крупный от 400 тыс. руб | до 400 тыс. руб | до 3 лет | до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб | |
Особо крупный от 1.5 млн, сговор или орг. группа | от 300 до 700 тыс. руб | до 5 лет | до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб | ||
Алкоголь и табак | Крупный от 100 тыс. руб | до 500 тыс. руб | до 3 лет | до 3 лет со штрафом до 120 тыс.руб | |
Особо крупный от 1 млн, сговор или орг. группа | от 400 до 800 тыс. руб | до 5 лет | до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб |
Фирммейкер, июнь 2019
Валерия Булавкина (Яренкова), Евгений Морозов
При использовании материалов ссылка обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter