Маркировка товаров решает проблемы борьбы с контрафактом, улучшает контроль цепочки поставок, налоговый учет и защищает права потребителей. Рассказываем подробнее.

1. Что такое маркировка товаров - основные определения

Маркировка, своими словами, - это специальный код или информационная запись на товаре (код, надпись, цифровое или цветовое условное обозначение).  В системе маркировки товару присваивается код. По нему отслеживается движение товара с момента производства (ввоза) до продажи. Все данные передаются в информационную систему.

Маркировка товара - это ответ на проблему. Проблему с контрафактным товаром. Так ее заявляет Правительство РФ.

Существует базовый документ - Стратегия (2016 год). В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в России определили проблемные понятия:

  • незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;
    контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

Существует Концепция системы маркировки товаров (2018 год), которая тоже ввела ряд определений:

  • Маркировка - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;
  • Средство идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;
  • Контрольный (идентификационный) знак - бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
  • Прослеживаемость движения товаров - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;
  • Физическая прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки;
  • Документальная прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, налоговые и иные документы);
  • Маркированные товары - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) должны быть представлены в государственную информационную систему;
  • Мониторинг оборота маркированных товаров - функция федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере мониторинга оборота отдельных групп товаров, по обработке данных государственной информационной системы в целях реализации своих полномочий в области контроля и надзора за оборотом товаров, а также при решении фискальных и антимонопольных задач;
  • Обязательные данные - данные, предоставляемые физическими и юридическими лицами в силу требований нормативных правовых актов;
  • Система маркировки и прослеживаемости товаров - комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера.

Для исполнения Концепции изданы законы и распоряжения, где в том числе также определена маркировка. Например, изменения внесены в основы госрегулирования торговой деятельности:

  • Товары, маркированные средствами идентификации, - товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Существует модель системы маркировки товаров (2018 год). Что содержит модель? Модель маркировки товаров содержит:

  1. принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;
  2. обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;
  3. идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;
  4. регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);
  5. юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;
  6. ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;
  7. формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;
  8. создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
  9. открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  10. единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  11. создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;
  12. обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.

Думаем, на этом этапе мы сообщили, что является маркировкой. Пойдем дальше.

2. Какие законы регулируют маркировку товаров

  1. Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 06.02.2021 № 256-р);
  2. Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р);
  3. Модель маркировки (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р);
  4. Соглашение о маркировке товаров В ЕВРАЗЭС;
  5. Основы торговой деятельности (ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ, здесь речь идет о ст.5, где определяется полномочие Правительства утверждать перечня маркируемых товаров, правила маркировки и системы мониторинга);
  6. Закон о применении ККТ (ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, здесь речь идет о пункте, необходимом для маркировки, в статье 4.7 - Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности - "код товарной номенклатуры", определяемый Правительством Российской Федерации);
  7. Перечень маркируемых товаров;
  8. Правила маркировки и Положение о мониторинге маркируемых товаров (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515).

3. Для чего нужна маркировка товаров

Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или "серым" ввозом. Например, бытовая техника - ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а "белый" товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.

Первый шаг в борьбе с "серым" товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.

К слову, проблема контрафакта - общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.

Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:

  • создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
    усиление мер пограничного контроля;
  • создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
  • упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
  • предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.

Как результат - число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 - 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.

В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:

  • обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
  • обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
  • тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
  • внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.

В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.

В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:

  • принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
  • проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 - 2009 годах);
  • проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
  • ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.

В 2008 - 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.

В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 - 2010 годы) предусматривались следующие меры:

  • сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
  • проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
  • создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.

На II этапе реализации указанной стратегии (2011 - 2015 годы) предусматривались следующие меры:

  • противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
  • противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
  • противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.

Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.

В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:

  • компонент информирования - обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
  • создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
  • распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
  • мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.

После 2007 года были выявлены только единичные случаи попадания фальсифицированных лекарств в систему здравоохранения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (лекарство от астмы в 2009 году, единичные случаи попадания медикаментов от артрита и синдрома приобретенного иммунодефицита в фальсифицированной упаковке в 2008 - 2011 годах).

В России подобная Стратегия принята в 2016 году. И одним из механизмов, про который мы говорим в этой статье, является разработка и внедрение на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе посредством мобильной связи.

Своими словами, задумано сразу много. С рынка должны уйти недобросовестные компании, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом. А честные производители должны увеличить долю на рынке. Потребитель же получит возможность приобретать легальный и качественный товар с гарантией. Кроме того, он получит возможность давать прямую обратную связь по серым товарам контролирующим органам, возможно, через приложения в смартфоне.

4. Система маркировки в России

Нормативное регулирование отношений в сфере маркировки обеспечивает Минфин России.

Управляющим системы маркировки определён Минпромторг России. 

Контроль за функционированием информационной системы, а также за деятельностью её оператора возложен на Минкомсвязь России.

Оператором системы мониторинга за оборотом маркированных товаров является ЦРПТ.

Все коды выпускаются в едином центре эмиссии, то есть государство наделило правом выпускать коды только одну компанию. Решение о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» было принято правительством РФ и одобрено президентом РФ (Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2018 г. N 2828-р).

4.1. Честный знак

Система цифровой маркировки и отслеживания товаров называется Честный знак:

  • это информационная система маркировки и отслеживания;
  • это приложение для общественного контроля.

«Честный знак» - это система маркировки товаров в России, разработанная для борьбы с контрафактом и повышения прозрачности рынка. Она позволяет отслеживать путь товара от производителя до потребителя через уникальные коды Data Matrix, нанесённые на упаковку. Это помогает покупателям убедиться в подлинности продукта и защищает их права.

Система также полезна для бизнеса, обеспечивая контроль над движением продукции и помогая выявлять недобросовестных участников рынка. Государство получает инструмент для мониторинга оборота товаров и сокращения теневого сектора экономики.

Приложение Честный Знак доступно в App Store и Google Play. С помощью смартфона можно считать код маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки. Через приложение можно сообщить об обнаружении контрафакта, для мотивации участников будут запущены бонусные программы. Пока будет работать уведомительный порядок контроля. При покупке товара система сообщит о контрафакте, но не запретит сделку.

4.2. Национальный каталог маркированных товаров

Национальный каталог - это упорядоченная информация по всем маркированным товарным категориям. Информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по товарным категориям.  Все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. Каталог планируется интегрировать с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения. Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

4.3. Уникальный код

На упаковке товара (например, бутылке или пачке сигарет, лекарстве) будет размещаться идентификационный код (Data Matrix, RFID или другой), что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Код - это уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК. Код  наносится один раз при производстве товара. Используя его, при входе в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии. На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе Честный ЗНАК. Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров. В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

5. Перечень товаров для маркировки

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке* (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р):

Группа Срок введения
1 Шубы с 12 августа 2016г. - по наст. вр.
2 Табачная, никотинсодержащая и безникотиновая продукция с 1 марта 2019г. - по наст. вр.
3 Лекарственные препараты с 1 июля 2019г. - по наст. вр.
4 Товары легкой промышленности с 1 июля 2019г. - по наст. вр.
5 Обувные товары с 1 июля 2019г. - по наст. вр.
6 Парфюмерия, косметика и бытовая химия с 1 декабря 2019г. - по наст. вр.
7 Фотокамеры  с 1 декабря 2019г. - по наст. вр.
8 Шины и покрышки с 1 декабря 2019г. - по наст. вр.
9 Молочная продукция с 1 июня 2021г. - по наст. вр.
10 Безалкогольные напитки с 1 декабря 2021г. - по наст. вр.
11 Алкогольные напитки с 1 марта 2023г. - по наст. вр.
12 Биологически активные добавки к пище с 1 сентября 2023г. - по наст. вр.
13 Медицинские изделия и технические средства реабилитации с 1 сентября 2023г. - по наст. вр.
14 Консервированные продукты с 1 апреля 2024г. - по наст. вр.
15 Пищевые растительные масла и масложировая продукция с 1 сентября 2024г. - по наст. вр.
16 Велосипеды с 1 сентября 2024г. - по наст. вр.
17 Корма и лекарственные препараты для животных с 1 сентября 2024г. - по наст. вр.
18 Бакалейная и иная пищевая продукция с 1 марта 2025г. 
19 Смазочные материалы и специальные автомобильные жидкости с 1 марта 2025г.
20 Игры и игрушки для детей до 14 лет с 1 сентября 2025г. 
21 Отдельные виды строительных материалов с 1 сентября 2025г.
22 Титановая металлопродукция Пилотная группа
23 Радиоэлектронинка Пилотная группа
24 Оптоволокно Пилотная группа
25 Фармацевтическое сырье, лекарственные средства Пилотная группа
26 Печатная продукция Пилотная группа
27 Отопительные приборы Пилотная группа
28 Кабельная продукция Пилотная группа
29 Пиротехника Пилотная группа
30 Полимерные трубы Пилотная группа

Календарь маркировки товаров с кодами ТН ВЭД 2025 года рекомендуем взять с сайта Контура.

Список маркируемой продукции постоянно пополняется, расширяются товарные группы, запускаются новые пилотные проекты.

6. Как работает система маркировки Честный Знак

Сайт Честный Знак говорит об этапах маркировки товара следующее:

  1. Производитель. По запросу производителя ЦРТП генерирует коды для новой продукции. Информация о движении товаров циркулирует в электронном виде: о перемещении между юрлицами — через универсальные передаточные документы (УПД) в системах электронного документооборота, о продажах потребителям — через электронные чеки, которые онлайн-кассы отправляют в ОФД. ЦРТП присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара. Весь путь товара фиксируется на каждом этапе. Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе - от завода до потребителя. Производитель наносит коды на все виды упаковки. Производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал и указывает коды в первичных документах, которые оформляются при продаже. Подписывает документы КЭП;
  2. Логистика. Отправители и получатели груза (дистрибутеры, оптовики, сетевые магазины) сообщают в систему, что приняли продукцию - подписывают электронные документы. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки;
  3. Магазин или склад. Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в электронном виде. Электронный документ содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий документ при помощи КЭП.В магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
  4. Касса. Товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота». При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт;
  5. Потребитель. Вся правда о товаре содержится в мобильном приложении.

7. Как начать работу с системой маркировки «Честный знак»

  1. Получите электронную подпись (КЭП) на имя владельца или директора компании. Она необходима для регистрации в системе и дальнейшего взаимодействия с электронным документооборотом (ЭДО);
  2. Пройдите регистрацию в системе «Честный знак». Используйте пошаговую инструкцию для успешного завершения процесса;
  3. Заключите договор с оператором системы - Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ). Укажите категории товаров, с которыми собираетесь работать, в вашем личном кабинете;
  4. Создайте карточки ваших товаров в Национальном каталоге. Это поможет идентифицировать вашу продукцию в системе;
  5. Определитесь с упаковочными материалами и способами нанесения кодов Data Matrix, которые лучше всего подходят вашей компании;
  6. Подготовьте необходимое оборудование - принтеры этикеток для печати кодов Data Matrix, сканеры или терминалы сбора данных (ТСД) для считывания кодов, онлайн-кассы (для розничной торговли и общепита);
  7. Выберите программное обеспечение и сервисы для автоматизации процессов маркировки;
  8. Настройте учетную систему, способную обрабатывать данные маркированных товаров;
  9. До ввода обязательной системы ЭДО выберите оператора электронного документооборота и оформите с ним договор;
  10. Проведите обучение персонала работе с маркировкой и устранением возможных ошибок. После этого можно начинать маркировку своей продукции.

7.1. Пример маркировки товаров: поставка фотоаппарата

Договор

  1. регистрируем новую модель фотоаппарата в Национальном каталоге;
  2. приобретаем специальный регистратор эмиссии - это устройство, которое выдает коды маркировки (вроде кассы онлайн, криптозащищенный программно-аппаратный комплекс);
  3. получаем коды для фотоаппаратов, отправляем производителю;
  4. требуем у производителя разместить коды на фотоаппараты и упаковку;
  5. фотоаппараты приезжают на таможню с кодами;
  6. таможня контролирует наличие кодов, если кода нет - продукцию в РФ не пропустит.

Хорошо, если пункты 1, 3 и 4 иностранный производитель, заинтересованный в рынке России, осуществит самостоятельно. Небольшому российскому производству проще - можно купить регистратор эмиссии и принтер этикеток, на месте по мере необходимости печатать и наклеивать этикетки. Скорее всего, появятся по аналогии с онлайн-кассами центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов за дополнительную плату.

Приемка и продажа

  1. электронные документы. приобретаем ЭЦП и подключаемся к ЭДО. Для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот (ЭДО). Без исключения. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться в электронном виде. При приемке товара получаете электронный УПД, подписываете ЭЦП, отправляете его поставщику через ЭДО. Нужно сразу заранее согласовать обмен документами с контрагентами;
  2. процесс приемки товара на склад. Склад или торговая точка получает маркированный товар. Какое-то время будут товарные накладные в бумажном и электронном виде одновременно. В системе ЭДО склад видит УПД для данной поставки с количеством и кодами. Склад подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи ЭЦП. Для этого нужно будет сканировать товар (упаковки или единицы). Сканировать и проверять товар с данными в электронном УПД. Наверняка для этого понадобится мобильный сканер и не один, подключенные к учетной системе. Точный складской учет придется наладить - штрафов за несоответствия пока нет, но они явно задуманы;
  3. процесс продажи на кассе. Покупатель считывает код с товара, получая информацию о происхождении. Кассир при продаже считывает код с пачки. Касса отправляет в ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС.

8. Маркировка товара штрафы

8.1. Административная ответственность (КоАП РФ Статья 15.12)

А что будет, если не маркировать товар? Продавать товар без маркировки запрещено, наступает административная или уголовная ответственность, зависит от суммы ущерба государству.
Таблица административных штрафов за маркировку товара.
Вид деятельности Товар Штраф + конфискация товара, в тыс. руб
ФЛ ДЛ ЮЛ ЮЛ
Производство без маркировки или с нарушениями Любой, кроме табака и алкоголя - 5-10 50-100
Табак и алкоголь - 30-50 200-300
Оборот (Продажа, приобретение, хранение, перевозка) без маркировки или с нарушениями Любой, кроме табака и алкоголя 2-4 5-10 50-300
Табак и алкоголь 10-20 30-50 300-500
 

8.2. Уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ)

 Таблица уголовной ответственности за маркировку товара.
Вид деятельности Товар Размер Ответственность
Штраф Работы Срок
Производство и оборот без маркировки или с нарушениями Любой, кроме продовольственных товаров, табака и алкоголя Крупный от 2,250 тыс. руб до 300 тыс.руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб
Крупный от 2.250 тыс. руб + сговор от 100 до 300 тыс. руб до 4 лет до 4 лет со штрафом до 100 тыс.руб
Особо крупный от 9 млн или орг. Группа от 200 до 500 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб
Продовольственные товары Крупный от 400 тыс. руб до 400 тыс. руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб
Особо крупный от 1.5 млн, сговор или орг. группа от 300 до 700 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб
Алкоголь и табак Крупный от 100 тыс. руб до 500 тыс. руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 120 тыс.руб
Особо крупный от 1 млн, сговор или орг. группа от 400 до 800 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб


Фирммейкер, июнь 2019
Валерия Булавкина (Яренкова), Евгений Морозов
При использовании материалов ссылка обязательна

Ведем бухгалтерию -простую и сложную

Объясняем всё простым языком

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь
Прайс на все услуги