Действующие правила и стандарты (ПБУ и ФСБУ) для коммерческих организаций
Содержание
Бухучет коммерческих организаций в России регулируется Федеральным Законом № 402-ФЗ, стандартами ПБУ и новыми ФСБУ, инструкциями Минфина и нормативными актами. Расскажем, как это устроено.
1. Чем регулируется бухучет в России
Бухгалтерский учет коммерческих организаций в России регулируется следующим образом:
- основным законом является ФЗ № 402-ФЗ;
- дополнительно действуют ФЗ, дополняющие этот основной документ, и акты, принимаемые в развитие законов;
- установлены отраслевые стандарты;
- установлены рекомендации по ведению бухгалтерского учета;
- предприятия самостоятельно разрабатывают внутренние стандарты.
2. Как будет меняться бухучет в России до 2030 года
Сегодня система бухгалтерского учета, отчетности и аудита в России соответствует международным нормам и практике, что повышает привлекательность страны для инвесторов и улучшает позиции отечественных компаний на международных рынках. Российский рынок бухгалтерских и аудиторских услуг постепенно интегрируется в общий рынок стран Евразийского экономического союза. Ведётся работа по взаимному признанию российской финансовой отчетности и аудиторских заключений зарубежными странами, что снижает расходы бизнеса при работе на иностранных рынках.
Развитие этих сфер должно идти параллельно с развитием экономики России и соответствовать требованиям рыночной среды. Попытки ускорить реформы бухгалтерского учета и аудита без учета реальных условий функционирования экономики могут ухудшить качество финансовой информации, подорвать доверие к профессиям бухгалтера и аудитора, а также ослабить дисциплину в сфере финансов.
Регулирование бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита осуществляется исключительно на российском уровне. Это гарантирует информационную самостоятельность и безопасность нашей страны.
Стандарты бухгалтерского учета принимаются специальными законами и нормативными актами России. Если российские компании хотят составлять отчёты по международным правилам (например, МСФО), такие стандарты будут официально разрешены только после специальной проверки и оценки правительством РФ на предмет соответствия российским интересам. То же касается международных стандартов аудита — они допускаются лишь после одобрения соответствующими органами власти. Развитие бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудита должно идти рука об руку с изменениями в экономике России и соответствовать особенностям и уровню развития экономической системы страны.
Конкретные планы развития бухучета до 2030 года выглядят так (распоряжение Правительства 3386-р).
2.1. Необходимо Разработать концептуальные основы бухучета
Для сохранения единообразия требований нужен специальный акт, фиксирующий концептуальные основы бухгалтерского учета. Этот акт должен быть разработан на основе аналогичных международных стандартов. Сам по себе он не будет является стандартом бухгалтерского учета. Его цель — служить руководством разработчикам стандартов и другим регуляторам. Также он будет использовать для оценки надежности финансовой отчетности компаниями, инвесторами и аудиторами.
2.2. Произвести полную замену ПБУ на ФСБУ
До 2030 года примут полный набор базовых стандартов бухгалтерского учета ФСБУ (см. программу разработки ФСБУ). Они дополнят существующие стандарты по капитальным вложениям, нематериальным активам, аренде, запасам, отчетности, инвентаризации и документам. Появятся стандарты учета доходов, расходов, биологических активов, финансовых активов и обязательств. Новые стандарты обеспечат ясную и точную информацию о деятельности компаний. Это исключит разницу между отчетностью отдельных юридических лиц и целых групп компаний. Отчетность станет обязательной для большего числа компаний без дополнительной нагрузки. Будут определены условия, при которых возможен отказ от обязательного составления этой отчетности.
2.3. Создать новые методики учета объектов
При принятии ФСБУ одновременно создадут методики учета новых объектов:
- цифровых валют,
- углеродных единиц,
- квот выбросов парниковых газов,
- партнерского финансирования,
- информационных ресурсов.
Сначала для этих объектов введут добровольные рекомендации, лучшие практики, дающие компаниям преимущество. Позже обязательные стандарты утвердят, изучив опыт применения этих рекомендаций.
2.4. Нужно усовершенствовать законодательство о бухгалтерском учете и отчетности
Для этого планируется:
- уточнить определение термина «бухгалтерская (финансовая) отчетность», объединив понятия обычной и консолидированной отчетности;
- установить возможность включения норм о консолидированной отчетности в закон «О бухгалтерском учете»;
- закрепить понятие «профессиональное суждение бухгалтера» и определить его влияние на разработку учетной политики;
- разрешить микропредприятиям и индивидуальным предпринимателям вести упрощённый учет (без двойной записи);
- определить правила подтверждения внешними документами и порядок разработки электронных форматов бухгалтерских документов;
- детализировать нормы о проведении инвентаризации и формировании отчетности при реорганизации компаний;
- сделать обязательным представление промежуточной отчетности за полгода для организаций, подлежащих обязательному аудиту;
- позволить организациям, ведущим консолидированную отчетность, применять единую учетную политику;
- конкретизировать внутренние процедуры контроля и ответственности за достоверность отчетности;
- повысить ответственность членов коллегиальных органов управления за надежность финансовой отчетности;
- ввести отсрочку не менее одного года перед вступлением обязательных стандартов в силу.
2.5. Дальше развивать ГИРБО
Необходимо развивать государственный ресурс бухгалтерской отчетности, а именно:
- включить в ресурс консолидированную отчетность, данные об устойчивости и промежуточную отчетность;
- согласовать публикацию отчетности в ГИРБО с другими способами раскрытия;
- реализовать технические возможности учета особенностей разных экономических субъектов и приема электронной формы аудиторских заключений;
- расширить инструменты контроля качества отчетности, добавив проверку полноты предоставления данных и выполнения обязанностей по проведению аудита;
- исключить избыточные ограничения для организаций, информация о которых ограничена решением правительства;
- создать удобные аналитические инструменты для сравнения отчетности, настройки фильтров и анализа содержащихся данных.
3. Действующие ПБУ и ФСБУ
Бухгалтерию в коммерческих организациях ведут, опираясь на:
- план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;
- действующие ПБУ и ФСБУ (таблица ниже);
- основные методические указания, например - типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ 64н), рекомендации по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях (письмо 59);
- отраслевые рекомендации, например - рекомендации по бухучету на предприятиях дорожного хозяйства и в автотранспортных организациях, это инструкция по учету доходов и расходов (приказ 153), инструкция по составу, учету и калькулированию затрат, включаемых в себестоимость перевозок (инструкция от 29.08.1995);
- рекомендации субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, например - Рекомендация Р-166/2024-КпР "Налогообложение финансовых результатов", Рекомендация Р-160/2024-КпР "Текущее обслуживание и ремонт средств производства" (утверждена 23.05.2024), Рекомендация Р-159/2024-КпР "Инвентаризационные процедуры в процессе деятельности" (утверждена 20.02.2024), Рекомендация Р-119/2020 - ОК Лизинг "Продажа арендодателем права требования по договору финансовой аренды" (утверждена 01.09.2020).
- обобщения практики применения законодательства, например - "Об упрощенной системе бухгалтерского учета, включая бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Информация Минфина России от 25.03.2024 N ПЗ-3/2024", "Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности. Информация Минфина России ПЗ-11/2013";
- информационные письма Минфина, Казначейства, Банка России, например - "О документах в области регулирования бухгалтерского учета Письмо Минфина России от 09.06.2021 N 07-01-09/45392".
Мы подготовили полный список стандартов ПБУ и ФСБУ.
Зеленым цветом отмечены новые ФСБУ и которые заменили недействующие ПБУ.
№ | Аббревиатура | Стандарт | Приказ Минфина | Статус | |
№ | Дата | ||||
1 | ПБУ 1/2008 | Учетная политика организации | 106н | 06.10.2008 | действ |
2 | ПБУ 2/2008 | Учет договоров строительного подряда | 116н | 24.10.2008 | действ |
3 | ПБУ 3/2006 | Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте | 154н | 27.11.2006 | действ |
4 | ФСБУ 4/2023 | Бухгалтерская (финансовая) отчетность | 157н | 04.10.2023 | с отчетов за 2025 год |
5 | ФСБУ 5/2019 | Запасы | 180н | 15.11.2019 | действ |
6 | ФСБУ 6/2020 | Основные средства | 204н | 17.09.2020 | действ |
7 | ПБУ 7/98 | События после отчетной даты | 56н | 25.11.1998 | действ |
8 | ПБУ 8/2010 | Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы | 167н | 13.12.2010 | действ |
9 | ПБУ 9/99 | Доходы организации | 32н | 06.05.1999 | действ |
10 | ПБУ 10/99 | Расходы организации | 33н | 06.05.1999 | действ |
11 | ПБУ 11/2008 | Информация о связанных сторонах | 48н | 29.04.2008 | действ |
12 | ПБУ 12/2010 | Информация по сегментам | 143н | 08.11.2010 | действ |
13 | ПБУ 13/2000 | Учет государственной помощи | 92н | 16.10.2000 | действ |
14 | ФСБУ 14/2022 | Нематериальные активы | 86н | 30.05.2022 | с отчетов за 2024 год |
15 | ПБУ 15/2008 | Учет расходов по займам и кредитам | 107н | 06.10.2008 | действ |
16 | ПБУ 16/02 | Информация по прекращаемой деятельности | 66н | 02.07.2002 | действ |
17 | ПБУ 17/02 | Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы | 115н | 19.11.2002 | отменены, правила вошли в ФСБУ 26/2020 |
18 | ПБУ 18/02 | Учет расчетов по налогу на прибыль организаций | 114н | 19.11.2002 | действ |
19 | ПБУ 19/02 | Учет финансовых вложений | 126н | 10.12.2002 | действ |
20 | ПБУ 20/03 | Информация об участии в совместной деятельности | 105н | 24.11.2003 | действ |
21 | ПБУ 21/2008 | Изменения оценочных значений | 106н | 06.10.2008 | действ |
22 | ПБУ 22/2010 | Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности | 63н | 28.06.2010 | действ |
23 | ПБУ 23/2011 | Отчет о движении денежных средств | 11н | 02.02.2011 | действ |
24 | ПБУ 24/2011 | Учет затрат на освоение природных ресурсов | 125н | 06.10.2011 | действ |
25 | ФСБУ 25/2018 | Бухгалтерский учет аренды | 208н | 16.10.2018 | действ |
26 | ФСБУ 26/2020 | Капитальные вложения | 204н | 17.09.2020 | действ |
27 | ФСБУ 27/2021 | Документы и документооборот в бухгалтерском учете | 62н | 16.04.2021 | действ |
28 | ФСБУ 28/2023 | Инвентаризация | 4н | 13.01.2023 | с 01/04/25 |
Читать далее - проблемы перехода на ФСБУ.
Фирммейкер, апрель 2025 (следим за актуальностью)
Олеся Томашова
При использовании материала ссылка обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter