Содержание

С 01 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года в четырех субъектах Российской Федерации (Москва, Московская область, Калужская область, Республика Татарстан) начался эксперимент по внедрению нового режима налогообложения – автоматизированной упрощенной системы налогообложения (АУСН). 

1. АУСН - эксперимент, чем установлен

Законодательной базой является Федеральный закон от 25.02.2022 № 17-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Автоматизированная упрощенная система налогообложения" (далее по тексту – Закон об АУСН). В данном законе прописаны особенности нового налогового режима. Во многом они перекликаются с обычной УСН

Главная особенность АУСН заключается в том, что организации или предпринимателю не нужно самостоятельно считать налог, вести книгу учета доходов и расходов, а также заполнять и сдавать налоговую декларацию. Достаточно вести учет доходов и (если нужно) расходов в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС России, а также платить налог в той сумме, которую рассчитает инспекция.

Эксперимент будет действовать до конца 2027 года, изначально был запущен только в четырех регионах:

  1. Москва;
  2. Московская область;
  3. Калужская область;
  4. Республика Татарстан.

С 2025 года в Федеральном законе появились еще две территории: Федеральная территория "Сириус" и Территория города Байконура.

В федеральный закон, регламентирующий эксперимент с применением АУСН внесена поправка, согласно которой с 1 января 2025 года эксперимент продолжится во всех регионах, которые введут режим в действие законами субъектов Российской Федерации (правка включена Федеральным законом от 29 октября 2024 года № 362-ФЗ). Список регионов, в которых действует АУСН.

Изменения в АУСН с 2026 года связаны с расширением географии действия режима, в то время как его ключевые параметры, такие как лимит доходов и налоговые ставки, остаются неизменными. Этот режим становится все более привлекательным на фоне планируемой налоговой реформы 2026 для других систем налогообложения

2. Главное об АУСН

По аналогии с УСН предусматривается два вида объекта налогообложения:Автоматизированная упрощенная система налогообложения

  Доходы Доходы - расходы
Ставка 8% 20%
Минимальный налог нет 3% от доходов
Перенос убытков Нет Можно учесть
Источник дохода ККТ, Банк, ЛК ККТ, Банк, ЛК. Расходы - ККТ, Банк
Торговый сбор Уменьшает сумму налога Увеличивает сумму расходов
ЗП только безналичная
Штат до 5 человек
Годовой доход до 60 млн. руб
Остаточная стоимость ОС до 150 млн. руб
Расчетный счет только в уполномоченном банке, повышенные комиссии
Бухучет вести нужно
Налоговая отчетность упрощается

3. Налогоплательщики АУСН

АУСН могут применять организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим. Применять АУСН смогут не все организации. Далеко не все организации, ведь для АУСН ограничений больше, чем для УСН.Так и задумано. Ведь при при работе на АУСН налог считает налоговая инспекция, а налоговые декларации сдавать не надо. При этом хозяйственные операции налогоплательщика должны быть простыми, а большинство доходов должно проходить через его онлайн-кассу или по банковским счетам.

При такой постановке АУСН подойдет тому малому бизнесу, кто хочет сэкономить на страховых взносах, избежать выездных проверок, сократить отчётность и упростить налоговый учёт. Это связано с тем, что перечень запретов по АУСН шире перечня запретов по обычной УСН. Судите сами.

3.1. Кто не может применять

Не вправе применять АУСН (ст. 3 ФЗ №17-ФЗ)

  1. организации, имеющие филиалы и (или) обособленные подразделения;
  2. организации, состоящие на учете в налоговом органе по месту нахождения организации, и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете по месту жительства физического лица, при условии, что такое место нахождения (место жительства) расположено в субъекте Российской Федерации, не участвующем в эксперименте;
  3. банки и небанковские кредитные организации;
  4. страховщики;
  5. негосударственные пенсионные фонды;
  6. инвестиционные фонды;
  7. профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  8. ломбарды;
  9. организации и индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары (за исключением подакцизного винограда, вина, игристого вина, включая российское шампанское, виноматериалов, виноградного сусла, произведенных из винограда собственного производства), а также осуществляющие добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
  10. организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению азартных игр;
  11. нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, медиаторы, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой;
  12. организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
  13. организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется: а) на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; б) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" бюджетными и автономными научными учреждениями хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным научным учреждениям (в том числе совместно с другими лицами); в) на учрежденные в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательными организациями высшего образования, являющимися бюджетными и автономными учреждениями, хозяйственные общества и хозяйственные партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами);
  14. организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 150 миллионов рублей;
  15. казенные и бюджетные учреждения;
  16. иностранные организации;
  17. микрофинансовые организации;
  18. частные агентства занятости, осуществляющие деятельность по предоставлению труда работников (персонала);
  19. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие иные режимы налогообложения;
  20. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), договора инвестиционного товарищества, договора доверительного управления имуществом или концессионного соглашения на территории Российской Федерации;
  21. организации и индивидуальные предприниматели, ведущие предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров (поверенные, комиссионеры, агенты);
  22. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по совершению сделок с ценными бумагами и (или) производными финансовыми инструментами, а также по оказанию кредитных и иных финансовых услуг;
  23. организации и индивидуальные предприниматели, у которых совокупный размер доходов за календарный год, предшествующий году перехода на специальный налоговый режим, либо с начала текущего календарного года превысил 60 миллионов рублей;
  24. унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
  25. некоммерческие организации;
  26. организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие работников для осуществления работ, указанных в списках соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях";
  27. организации и индивидуальные предприниматели, привлекающие к трудовой деятельности физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  28. организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников превышает 5 (пять) человек;
  29. организации и индивидуальные предприниматели, имеющие счета, корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в кредитной организации, не включенной в реестр уполномоченных кредитных организаций;
  30. организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся источниками выплаты доходов физическим лицам, облагаемых налогом на доходы физических лиц, источниками доходов в натуральной форме, а также доходов физических лиц, полученных в виде материальной выгоды в результате взаимоотношений с указанными организациями и индивидуальными предпринимателями;
  31. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплату доходов физическим лицам в наличной форме;
  32. крестьянские фермерские хозяйства;
  33. лица, применяющие особый порядок уплаты (перечисления) налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов в соответствии со статьей 45.2 Налогового кодекса Российской Федерации (утратила силу);
  34. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство ювелирных и других изделий из драгоценных металлов или оптовую (розничную) торговлю ювелирными и другими изделиями из драгоценных металлов;
  35. организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие майнинг цифровой валюты, а также реализацию (приобретение) цифровой валюты (с 01.01.2025 г).

Еще раз проговорим и запомним некоторые ограничения.

4. Важные ограничения АУСН

4.1. Можно работать только через уполномоченные банки

Чтобы автоматизировать расчет налогов налоговые органы привлекли к участию определённый круг банков. При соответствии определенным критериям банки включаются в реестр уполномоченных кредитных организаций, опубликованный на официальном сайте ФНС России. Включение в реестр является для банков добровольным. Но в связи с этим на них возлагаются некоторые обязанности.

На 27.02.25 в список уполномоченных кредитных организаций включены 11 банков:

Наименование Дата включения в реестр
1 АО КБ «Модульбанк» 23.06.2022
2 ПАО Сбербанк 27.06.2022
3 АО «Альфа-Банк» 27.06.2022
4 ПАО «Промсвязьбанк» 28.06.2022
5 АО «ТБанк» 26.07.2022
6 ПАО Банк ВТБ 10.08.2022
7 ПАО Акционерный коммерческий банк «АК БАРС» 03.11.2022
8 ООО «БЛАНК БАНК» 09.01.2023
9 ООО «Банк Точка» 13.03.2023
10 АО «Россельхозбанк» 24.04.2023
11 ПАО «СДМ-Банк» 12.08.2024

Роль банков заключается в передаче информации об операциях по счетам с целью определения доходов и расходов налогоплательщиков с минимальным участием последних. Разумеется, банки не могут в полной мере обеспечить правильность ведения налогового учета у всех лиц, применяющих АУСН, поэтому за налогоплательщиками сохраняется возможность проверить достоверность передаваемых в ИФНС сведений - до 7 числа месяца, следующего за налоговым периодом. Но даже если ошибка была обнаружена после уплаты налога, в течение 36 месяцев её можно исправить.

Помимо передачи сведений в налоговые органы, уполномоченные банки производят перечисление НДФЛ с доходов, выплачиваемых плательщиками АУСН физлицам. Для этого налоговые агенты обязаны предоставить банку всю необходимую для исчисления налога информацию:

  • идентификация физлица,
  • суммы и виды доходов,
  • суммы вычетов.

По окончании месяца до 5 числа уполномоченный банк подает сведения об исчисленных, удержанных и уплаченных суммах НДФЛ в налоговые органы. Поэтому плательщикам АУСН не нужно подавать форму 6-НДФЛ.

4.2. Можно ли применять АУСН продавцам на маркетплейсах? Можно

Среди лиц, не имеющих право применять АУСН, отмечены организации и ИП, ведущие деятельность по договорам поручения, комиссии или на основе агентских договоров. Учитывая популярность маркетплейсов, обратим на этот пункт особенное внимание: если продаете через маркетплейсы – АУСН недоступен! Был.

08.08.2024 был опубликован Федеральный закон № 259-ФЗ, которым внесены изменения. С 01.01.2025 года запрет на применение АУСН для посреднической деятельности был смягчен. Ограничение теперь распространяется только на тех, кто действует в интересах другого лица:

  • МОГУТ применять АУСН: Продавцы-владельцы товара, которые в посреднических договорах с маркетплейсом выступают в своей собственной роли - комитенты, доверители, принципалы;
  • НЕ МОГУТ применять АУСН: Те, кто действует по агентским договорам, договорам комиссии или поручения в интересах другого лица - то есть сами маркетплейсы в роли комиссионеров, агентов, поверенных.

4.3. Можно ли на АУСН совмещать налоговые режимы? Нельзя

На АУСН запрещается совмещать налоговые режимы. На сегодняшний день возможность совмещать режимы в принципе есть только у ИП с патентной системой налогообложения.

4.4. Можно ли на АУСН брать на работу нерезидентов РФ? Нельзя

И еще одним уникальным в своем роде условием применения данного спецрежима является требование к категории лиц, привлекаемых к работе, и к видам выплачиваемых в их пользу доходов:

  • Все физлица, привлекаемые к работе, должны быть резидентами РФ. Выполняемые ими трудовые функции не должны включаться в списки ПФР, по которым предусмотрен досрочный выход на пенсию;
  • Выплачиваемые доходы должны относится к доходам, облагаемым по ставке 13% (свыше 5 млн. руб. – 15 %). Запрещены натуральный доход и материальная выгода. Выплата дохода должна производится строго в безналичной форме.

5. Как определяются доходы и расходы

Доходы и расходы определяются в соответствии по кассовому методу. Перечень доходов аналогичен УСН. Перечень расходов, в свою очередь, сильно изменился.

При определении объекта налогообложения не учитываются расходы (ст. 6 ФЗ-17):

  1. в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения;
  2. в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет;
  3. в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в имущество организации;
  4. в виде средств или иного имущества, которые переданы по договорам кредита или займа (иных аналогичных средств или иного имущества независимо от формы оформления заимствований, включая долговые ценные бумаги), а также в виде средств или иного имущества, которые направлены в погашение таких заимствований;
  5. в виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений);
  6. в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), включая вклад денежными средствами, и расходов, связанных с такой передачей;
  7. в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования;
  8. в виде сумм налогов, предъявленных налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг, имущественных прав);
  9. в виде средств, перечисляемых профсоюзным организациям;
  10. в виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов);
  11. в виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений;
  12. в виде сумм материальной помощи работникам;
  13. на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей;
  14. в виде надбавок к пенсиям, единовременных пособий уходящим на пенсию ветеранам труда, доходов (дивидендов, процентов) по акциям или вкладам трудового коллектива организации, компенсационных начислений в связи с повышением цен, производимых сверх размеров индексации доходов по решениям Правительства Российской Федерации, компенсаций удорожания стоимости питания в столовых, буфетах или профилакториях либо предоставления его по льготным ценам или бесплатно, за исключением специального питания для отдельных категорий работников в случаях, предусмотренных действующим законодательством, и за исключением случаев, когда бесплатное или льготное питание предусмотрено трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
  15. на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами;
  16. на оплату путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий, подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу, и на оплату товаров для личного потребления работников, а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников;
  17. в виде стоимости переданных налогоплательщиком-эмитентом акций, распределяемых между акционерами по решению общего собрания акционеров пропорционально количеству принадлежащих им акций, либо разница между номинальной стоимостью новых акций, переданных взамен первоначальных, и номинальной стоимостью первоначальных акций акционера при распределении между акционерами акций при увеличении уставного капитала эмитента;
  18. в виде имущества или имущественных прав, переданных в качестве залога;
  19. в виде сумм выплаченных подъемных сверх норм, установленных законодательством Российской Федерации;
  20. в виде взносов, вкладов и иных обязательных платежей, уплачиваемых некоммерческим организациям и международным организациям;
  21. в виде сумм отчислений на формирование фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, созданных в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", сверх сумм отчислений;
  22. в виде средств, переданных медицинским организациям для оплаты медицинской помощи застрахованным лицам в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, заключенным в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
  23. в виде сумм вознаграждений и иных выплат, осуществляемых членам совета директоров;
  24. в виде стоимости исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), если эти права ранее получены налогоплательщиком, являвшимся исполнителем государственного контракта, в ходе реализации которого созданы соответствующие результаты интеллектуальной деятельности, от государственного заказчика по договору о безвозмездном отчуждении;
  25. расходы, осуществленные за счет субсидий;
  26. расходы, осуществленные в натуральной форме и (или) в наличной форме, за исключением расходов, фиксация которых проведена через контрольно-кассовую технику;
  27. иные расходы, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации.

Расходы должны соответствовать главным критериям: обоснованы, документально подтверждены и фактически оплачены в безналичной форме либо в наличной форме с обязательной фиксацией через ККТ.

Книгу учета доходов и расходов теперь вести не нужно. Доходы и расходы отражаются в личном кабинете налогоплательщика на основе данных, полученных от уполномоченного банка или налогоплательщика.

6. Как посчитать налог

Расчет налога производится налоговым органом за каждый календарный месяц. В личный кабинет налогоплательщика не позднее 15 числа поступает уведомление, в котором отражается сумма к уплате. Срок уплаты – 25 число месяца, следующего за налоговым периодом.

АУСН уплачивается по новым правилам на единый налоговый счёт — ЕНС. При этом налогоплательщику не нужно сдавать уведомление об исчисленных налогах, ФНС самостоятельно рассчитает и спишет с ЕНС необходимую сумму.

Повторим, что при АУСН организации (ИП) не нужно вести книгу учета доходов и расходов. На "доходах" учитывайте в личном кабинете лишь доходы (ККТ, Банк, иные через ЛК).

Учет расходов вести не требуется. На "доходы минус расходы" в ЛК учитываются и доходы (ККТ, Банк, иные через ЛК) и расходы (ККТ, Банк). Не отражайте в личном кабинете расходы в наличной форме, осуществленные без использования ККТ. Также не отражайте расходы в натуральной форме. Для целей налогообложения они не учитываются.

7. Что отменяет

АУСН, так же как и УСН, заменяет следующие налоги:

  1. Налог на прибыль (или НДФЛ для ИП в части доходов от предпринимательской деятельности);
  2. НДС (за исключением НДС на товары, ввозимые из стран ЕАЭС);
  3. Налог на имущество организаций (или физических лиц в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности).

АУСН не отменяет обязанность по уплате налогов в качестве налогового агента: НДФЛ с доходов, выплачиваемых физлицам, налог на прибыль и НДС.

По страховым взносам для участников эксперимента предусмотрена ставка 0% во всем видам страхования, уплата которых производится в налоговую.

По страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для плательщиков АУСН установлен фиксированный размер – 2040 рублей в год (плюс ежегодная индексация, 2023 - 2217 руб, 2024 год - 2434 руб, 2025 год - 2750 руб).

8. Нужен ли бухгалтер на АУСН

Главная особенность нового упрощенного режима – отсутствие необходимости подавать основную отчетность УСН: по налогу с дохода, 6-НДФЛ, РСВ и 4-ФСС, а также отчетность в ПФР по форме СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ (но с некоторыми исключениями).

Что касается бухгалтерской отчетности, её никто не отменял. Организации при переходе на АУСН не освобождаются от ведения бухучета, но за ними сохраняется право применять упрощенные способы ведения бухучета (для МСП, если отчетность не подлежит обязательному аудиту).

А что с бухгалтером, потребуется ли он?

Режим АУСН позиционируется как полностью автоматизированный, где налоговые органы и банки берут на себя расчеты налогов на основе банковских операций. Однако, это не означает, что бухгалтерский учет можно полностью игнорировать. На практике ведение бухгалтерии остается обязательным по нескольким причинам, даже если предприниматель или компания не занимаются самостоятельными расчетами. Давайте разберем по пунктам.

8.1. Бухгалтерский учет остаётся обязательным

Автоматизация в АУСН касается только налогового расчёта, причём только по ограниченному набору данных - банковским движениям. Но юридическим лицам всё равно нужна бухгалтерская отчетность. Баланс и отчет о финрезультатах не формируются "автоматически", их не делает ни банк, ни налоговая. Это:

  1. акты сверок,
  2. учёт дебиторки/кредиторки,
  3. складские остатки,
  4. ОС, материалы, расчёты с сотрудниками,
  5. закрытие периода.

Кто это делает? Бухгалтер.

Без бухучета вы не сможете:

  • подать обязательную бухгалтерскую отчетность,
  • пройти банковский комплаенс,
  • подтвердить расходы,
  • доказать налоговой корректность операций после перехода на иной режим.

8.2. Автоматический расчёт налогов ≠ корректный расчёт налогов

ФНС считает налог только по данным, которые передал банк, а банк передает данные только по движениям по счёту. Ошибка на любом этапе = неправильный налог.

Такие ошибки встречаются регулярно:

  • возврат поставщику включён в расход;
  • внесение собственных средств ИП включено в доход;
  • внутренние перемещения по счетам отражены как операция, влияющая на налоговую базу.

Чтобы не получить некорректные начисления, бухгалтер вынужден контролировать три контура: платёжка => банк ЛК => ЛК ФНС.

При несовпадениях бухгалтер взаимодействует с банком и ИФНС - ИП или ООО сами этого не сделают.

8.3. Зарплата и НДФЛ - не автоматизированы

Банк формирует платёж по НДФЛ только на основе данных, которые вы самостоятельно внесли. То есть начисление зарплаты всё равно делает бухгалтер.

Налогоплательщик обязан предоставить банку:

  1. ФИО сотрудников,
  2. суммы доходов по видам,
  3. виды и размеры вычетов.

Ошибка в одном поле - штрафы, недоимки, несвоевременная сдача.

8.4. КУДиР действительно не нужна, но бухгалтерский учёт нужен

Да, налоговый учет упразднён. Но остаются:

  1. акты сверок,
  2. контроль расчетов,
  3. анализ задолженности,
  4. подтверждение остатков,
  5. складской учёт.

Ничего из этого АУСН не автоматизирует.

8.5. Строгие лимиты АУСН и риск выхода из режима

АУСН имеет крайне узкие лимиты. Переход за пределы лимитов означает мгновенный слёт и автоматический переход на ОСНО. Чтобы не оказаться в ситуации, когда вы "проснулись на общей системе", нужен бухгалтер, который:

  1. контролирует лимиты,
  2. ведёт параллельный бухучёт,
  3. заранее готовит данные для перехода,
  4. моментально перестраивает учёт под ОСНО,
  5. начинает сдавать отчётность с того же периода.

Без заранее выстроенного бухучета восстановление на ОСНО превращается в дорогостоящий аврал.

8.6. Даже ФНС признаёт сложность АУСН

ФНС выпустила 94-страничную методичку для пользователей АУСН - причём ориентированную на профессиональных бухгалтеров. Это прямое признание: режим "простой" только в презентациях банков.

8.7. Почему ведение учёта на АУСН часто дороже, чем на УСН

Из-за постоянного контроля:

  • за корректностью выгрузок банка,
  • за корректностью расчётов ИФНС,
  • за лимитами,
  • за зарплатой и кадровыми документами,
  • за бухгалтерским учетом, который никто не отменял.

Бухгалтер делает больше работы, чем на УСН, а ответственность выше - ошибки банков и ФНС приходится исправлять вручную. Поэтому обслуживание по АУСН часто стоит коэффициент 1,5 от УСН и это объективно.

Итог - автоматизация АУСН не заменяет бухгалтера, она увеличивает объём его работы. АУСН избавляет только от одной операции - расчёта налога.

Но взамен создаёт:

  1. больше точек ошибок,
  2. больше операций контроля,
  3. больше рисков,
  4. необходимость полноценного бухучёта для юрлиц,
  5. необходимость кадрового и зарплатного учёта,
  6. обязательную подготовку к возможному переходу на ОСНО.

9. Как перейти на АУСН

Варианта два:

  1. Если Вы вновь созданная организация (ИП) – подайте уведомление о переходе на спецрежим в личном кабинете налогоплательщика или через уполномоченный банк в течение 30 дней с даты регистрации;
  2. Если Вы действующая организация (ИП) – подайте уведомление о переходе на спецрежим в личном кабинете налогоплательщика или через уполномоченный банк до 31 декабря года, предшествующего году в котором будет применять АУСН.

Добровольно сменить налоговый режим можно будет только начиная со следующего календарного года.

С 2025 года для плательщиков УСН и самозанятых возможен переход на применение АУСН с первого числа любого месяца года.

При возникновении обстоятельств, препятствующих применению АУСН, налогоплательщик должен направить уведомление об утрате права на применение спецрежима через личный кабинет налогоплательщика либо через уполномоченный банк. Срок подачи уведомления – до 15 числа месяца, следующего за месяцем утраты права. Если уведомление не подано и налоговый орган самостоятельно обнаружил несоответствие требованиям, то налогоплательщику в течение 10 дней направляется уведомление о снятии с АУСН. При этом налогоплательщику предоставлена возможность выбрать режим, на который впоследствие он будет переведен. С даты утраты права применения АУСН налогоплательщик может начать применять ОСН, УСН или ЕСХН. Для этого необходимо направить соответствующее уведомление (на ОСН переход осуществляется автоматически без заявления). Подробнее о переходе на АУСН на сайте налоговой.

Как учесть товарные остатки на маркетплейсах при переходе с УСН на АУСН?

Ваш вопрос касается того, будет ли при переходе с УСН на АУСН облагаться налогом стоимость товарных остатков, которые были закуплены ранее.

Коротко - Да, при продаже этих остатков на АУСН их стоимость покупки можно будет списать в расходы. Это не приведет к двойному налогообложению.

Подробнее. Допустим, ваша компания в декабре, работая на УСН "Доходы минус расходы", закупила и оплатила товар на сумму 100 000 рублей, но не успела его продать до конца года. Эти 100 000 рублей не были списаны в расходы на УСН. Причина в том, что для списания стоимости товара на УСН необходимо одновременное выполнение трех условий:

  • товар нужно оплатить,
  • его нужно продать,
  • и все должно быть документально оформлено.

Поскольку на конец года товар еще не был продан, ключевое условие не выполнено, и расход в 100 000 рублей при расчете налога на УСН учтен не был.

Теперь ваша компания переходит на АУСН. В январе вы продаете этот старый товар за 150 000 рублей. На АУСН действует правило, что расходы, относящиеся к периодам работы на других режимах налогообложения, учесть нельзя. Однако, ваши 100 000 рублей как раз не являются таким учтенным расходом. Они не были приняты к вычету на УСН, а значит, не попадают под это ограничение. Таким образом, при продаже на АУСН вы имеете полное право учесть стоимость его закупки.

В итоге на АУСН вашим доходом будет сумма продажи 150 000 рублей, а в расход вы сможете списать 100 000 рублей, уплаченные за этот товар на УСН. Налоговая база составит 50 000 рублей, и налог будет рассчитываться именно с этой суммы. Главное, чтобы у вас были в порядке все первичные документы, подтверждающие факт покупки и оплаты этого товара в период действия УСН. Эти документы будут основанием для указания расхода в личном кабинете налогоплательщика АУСН.

10. Сравнение УСН и АУСН

Проводимый эксперимент покажет насколько полезным окажется АУСН как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Несмотря на то, что режим только тестируется, уже становятся понятными некоторые плюсы и минусы. Сравним параметры УСН и АУСН в таблице:

Критерий УСН АУСН
1 Сотрудники Не больше 100 человек Не больше 5 человек
2 Годовая выручка До 450 млн руб. (2025 год) До 60 млн руб.
3 Стоимость основных средств Не больше 200 млн руб. Не больше 150 млн руб.
4 Совмещение с другими налоговыми режимами Можно совмещать с ПСН Нельзя
5 Страховые взносы Взносы на пенсионное и медицинское страхование, по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Нет
Взносы на травматизм зависят от класса риска Взносы на травматизм 2 040 руб. 
6 НДФЛ Удерживают и перечисляют налог по общим правилам Налог удерживает и перечисляет в бюджет уполномоченный банк
7 Ставки «Доходы» ― 6% (регионы могут снизить до 1%) «Доходы» ― 8%
«Доходы минус расходы» ― 15% (регионы могут снизить до 5%). Минимальный налог ― 1% от доходов «Доходы минус расходы» ― 20%. Минимальный налог ― 3% от доходов
8 Уплата налога 4 раза в год (авансовые платежи за отчетные периоды и налог за год) Ежемесячно, оплату можно поручить банку
9 Бухучет Ведут книгу учета доходов и расходов Ведут учет доходов, расходов в личном кабинете налогоплательщика
10 Налоговая отчетность Декларация Декларация по ввозному НДС, если компания или ИП импортирует товар из стран ЕАЭС.
Расчет по взносам Бухгалтерская отчетность (для организаций).
6-НДФЛ Нет
ПСФЛ Форма ЕФС-1 на работников.
ЕФС-1 (в фонды) Форма ЕФС-1 на сотрудников, которые в отчетном году были в неоплачиваемом отпуске или в отпуске по уходу за ребенком от 1,5 до 3 лет или работали в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Для полного понимания сравним УСН и АУСН на конкретном примере для ООО (4 сотрудника, выручка в год 50 млн. руб)

Для ООО, тыс. руб УСН 6% УСН 15% АУСН 8% АУСН 20%
Доходы 50 000 50 000 50 000 50 000
Расходы (без ЗП) 41 800 41 800 41 800 41 800
Зарплата и зарплатные налоги        
Средняя зарплата 1 человека за 1 мес. 50 50 50 50
Страховые взносы на 1 человека за 1 мес. 9,7 9,7 0 0
Количество сотрудников 4 4 4 4
Общий ФОТ (за 12 мес.) 2 400 2 400 2 400 2 400
Страховые взносы к уплате (за 12 мес.) 465 465 2 2
Налогооблагаемая база (доход или д-р) 50 000 5 335 50 000 5 798
УСН к уплате 2 535 800 4 000 1 160
Минимальный налог 0 500 0 1 500

10.1. Плюсы АУСН

  1. Значительное снижение объемов предоставляемой отчетности;
  2. Экономия на страховых взносах;
  3. Отсутствие выездных проверок;
  4. Часть функций по ведению налогового учета передана налоговым органам и уполномоченным кредитным организациям;
  5. Открытый перечень расходов по сравнению с УСН.

10.2. Минусы АУСН

  1. Ограниченный список банков. Работать можно только через банки из утверждённого перечня. Пока там всего несколько крупных организаций (Сбербанк, ВТБ, Альфа-Банк, Тинькофф и др.). Список обещают расширять, но он всё равно ограничен;
  2. Не больше 5 сотрудников. Причём учитываются все - и по трудовому договору, и по ГПХ, и по совместительству;
  3. Зарплата только на карту. Выдавать зарплату наличными запрещено;
  4. Ограничения по кадрам. Нельзя нанимать иностранных граждан и работников, имеющих право на досрочную пенсию;
  5. Для ООО действуют ограничения. Нельзя открывать филиалы или представительства. Уставный капитал не должен включать юрлиц с долей более 25%. Остаточная стоимость основных средств - не более 150 млн рублей;
  6. Блокировка на год. Перейти с АУСН на другой налоговый режим в течение года нельзя. Исключение - нарушение условий, тогда налоговая автоматически переведёт на ОСНО, что сильно увеличивает налоговую нагрузку;
  7. Нельзя совмещать с другими режимами. Если на обычной УСН можно было параллельно использовать патент, то на АУСН такой вариант невозможен;
  8. Налоги платить ежемесячно. Налоговый период очень короткий, придётся перечислять налоги каждый месяц;
  9. Доходы ограничены. Выручка за год не должна превышать 60 млн рублей. Если доход окажется выше - перевод на ОСНО по уведомлению;
  10. Не для всех сфер бизнеса. Некоторые виды деятельности под АУСН недоступны (например, КФХ, ломбард, МФО и др.). Полный перечень ограничений есть в законе.

Фирммейкер, ноябрь 2022 (следим за актуальностью)
Елизавета Карпук
При использовании материала ссылка обязательна

Ведем бухучет - простой и сложный

Объясняем своим языком

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь