Наш опыт
Здесь собраны наши консультации для клиентов по реальным бизнес-кейсам. Расскажем, как этот процесс устроен.
Как мы собираем кейсы
Когда у нашего клиента появляется какая-то проблема или возникает конкретная потребность, он связывается с нами. Мы тут же подключаемся и начинаем активно работать над решением вопроса. По мере того как подобных запросов от клиентов становится больше (обычно после пяти), эксперты Фирммейкер анализируют накопленную информацию, делают выводы и готовят статью для общего доступа. Это позволяет другим клиентам воспользоваться уже готовыми решениями.
После публикации материала мы продолжаем следить за тем, чтобы информация оставалась актуальной. Если появляются новые данные или изменения, мы обновляем статью. Кроме того, такие материалы помогают нам быстрее реагировать на аналогичные запросы в будущем, так как у нас уже есть готовые рекомендации и примеры решений.
План проверок трудовой инспекции
Плановые проверки организаций и предпринимателей трудовой инспекцией проводятся не чаще, чем раз в 3 (три) года (ст. 9 ФЗ 294-ФЗ). Списки компаний, попавших в план трудовых проверок на очередной год, публикуются на сайте ведомства.
О внеплановой проверке узнаете, получив копию приказа о проведении проверки. Если это документарная проверка, то вместе с ним вы получите запрос с требованием представить необходимые для проверки документы. С момента получения запроса у вас есть 10 рабочих дней на то, чтобы его исполнить. О том, что запланирована именно выездная проверка, вы узнаете, только если она проводится по определенному перечню оснований (в частности, в связи с истечением срока выданного вам предписания). Так, ГИТ должна предупредить вас минимум за 24 часа любым доступным способом. Об остальных выездных проверках вас предупреждать не будут.
Кстати, в рамках проверки можно использовать средства дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи.
Перечень оснований для проведения внеплановой проверки ГИТ строго регламентирован:
- истек срок исполнения предписания ГИТ по предыдущей плановой или внеплановой проверке;
- поступили заявлений или обращения о причинении вреда жизни или здоровью граждан либо о возникновении угрозы его причинения,
- поступили сведения из разных источников (например, от граждан, госорганов, СМИ) о случаях нарушения законодательства о труде, в том числе о невыплате работникам зарплаты, уклонении от заключения трудового договора, несоблюдении требований по охране труда, повлекших угрозу жизни и здоровью работников,
- работник направил жалобу о нарушении его трудовых прав или направил запрос о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии (причем, если вдруг работник передумает, то проверка по далобе все равно состоится);
- есть поручение поручением Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора.
Процедура проверки трудовой инспекции
Проверки ГИТ регулируют методические рекомендации (утв. приказом Роструда от 28.10.2010 №455).
Проверка документов
Проверьте приказ (распоряжение) о проведении проверки. Его копию вы должны получить под подпись. Если такого документа нет, проводить проверку нельзя (в частности, вы можете не предоставлять запрашиваемые трудинспектором документы, а если проверка будет все-таки проведена, ее результаты возможно признать недействительными. Если этот документ вам вручили, внимательно проверьте его, а если к вам пришел инспектор (проверка выездная), проверьте его служебное удостоверение. Из-за некорректно оформленных документов вы можете отсрочить проверку или она вовсе может быть не проведена.
Нередки случаи, когда в организацию приходят "лжеинспекторы" с мнимой проверкой и требованием к работодателям об оплате незаконных штрафов. Проверка документов обязательна.
Предлагаем проверить следующие ключевые моменты:
- наименование и место нахождения вашей организации - если они указаны неверно, трудинспектор не может проводить проверку вашей организации;
- срок проверки. До начала проверки не нужно предоставлять инспектору какие-либо документы. Если же проверка проводится уже по истечении сроков ее проведения, ее результаты можно признать недействительными;
- основание проведения проверки. Если оно ошибочное, проверка неправомерна;
- кем подписан документ - должен быть подписан руководителем (его заместителем) проверяющей вас ГИТ. Если подписан неуполномоченным лицом, значит приказ (распоряжение) о проведении проверки недействителен, проверять вас не имеют права (тогда, в частности, можете не предоставлять документы по запросу трудинспектора), а результаты такой проверки можно признать недействительными.
Удостоверение должно быть установленного образца. Проверьте, чтобы Ф.И.О. инспектора, указанного в удостоверении, совпадало с данными приказа (распоряжения) о проведении проверки. Если информация не совпадает или инспектор вообще не предъявит вам удостоверение, советуем не пропускать пришедшего к вам в организацию, ведь проводить проверку у вас он не имеет права. Советуем запастись доказательствами, что инспектор не предъявил вам удостоверение. Например, попробуйте позвонить в инспекцию и уточните информацию по нему там, зафиксировать актом при свидетелях его отказ предъявить вам удостоверение, вести видеозапись (например, с камеры на вашей проходной)
Что смотрят инспектора ГИТ при плановой проверке
Чаще всего их интересуют:
- Правила внутреннего трудового распорядка запрашивают, если проверяют соблюдение трудового распорядка;
- Положение о порядке хранения и использования персональных данных работников;
- Подписи работников об ознакомлении с локальными нормативными актами;
- Положение о СУОТ. Здесь смотрят правила и инструкции по охране труда, журналы учета инструктажей по охране труда, протоколы по проверке знаний требований охраны труда работников;
- Трудовые договора и связанные с его заключением, изменением, прекращением документы. Это приказы о приеме, увольнении, соглашения об изменении условий труда (если изменения были), трудовую книжку в бумажной форме (в случае ее ведения);
- Табели учета рабочего времени. Они подтверждают, ведете ли вы учет времени, фактически отработанного работниками;
Можно провести самоконтроль всех кадровых документов с помощью сервиса "Электронный инспектор". Так до прихода инспекторов можно устранить нарушения в документах.
При плановой проверке трудовые инспекторы используют Проверочные листы. Инспектор ограничен вопросами, которые содержатся в них, - только по этим вопросам вы должны предоставить необходимые документы, дать объяснения. Проверочных листов много. По каким листам проверят вашу организацию, узнаете из приказа о проведении плановой проверки, в нем должны быть указаны реквизиты проверочных листов.
Вы можете использовать проверочные листы для самоконтроля (самопроверки) в любое время.
Что смотрят инспектора ГИТ при внеплановой проверке
Во время внеплановой проверки (как документарной, так и выездной) ГИТ проверит "узкие" вопросы. Предметом такой проверки по сути являются документы и информация, связанные с причиной (основанием) ее проведения:
- выполнено предписание;
- устранено нарушение;
- предоставлены положенные гарантии;
- какие нарушаются права;
- какие угрозы жизни (здоровью) граждан.
Результат проверки ГИТ оформляется актом
По итогам проверки инспектор составит Акт. А если она проводилась с использованием проверочных листов (плановая), приложит их к акту. В случае выявления нарушений он может:
- предъявить предписание об устранении нарушений и/или проведении необходимых мероприятий с указанием для этого срока;
- принять решение о принудительном исполнении обязанности по выплатам работникам;
- составить протокол и привлечь вас к ответственности за административные правонарушения.
Сроки проверок ГИТ
Срок плановой проверки составляет не более 20 рабочих дней, при проведении дополнительных мероприятий этот срок может быть продлен еще на 20 рабочих дней. При этом увеличение срока проверки должно быть утверждено решением руководителя трудовой инспекции.
Для проверки малых предприятий установлены сокращенные сроки ревизий - 50 часов в год, и для микропредприятий – 15 часов в год. Продление таких проверок возможно не более, чем на 15 часов.
Помимо плановых проверок могут проводиться внеплановые «трудовые» проверки, количество которых не регламентируется. Для проведения такого рода проверок необходимы следующие обстоятельства:
- невыполнение работодателем предписания инспектора труда;
- поступление информации о фактах нарушения трудового законодательства;
- жалоба работника на нарушение трудовых прав;
- запрос работника на проверку условий и охраны труда на его рабочем месте.
Часто применяемая ответственность за нарушение трудового законодательства
Большинство мер описано в ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ. В статье 5.27.1 при этом установлена ответственность за нарушение работодателем требований охраны труда. Основным видом ответственности являются штрафы, к примеру (см. таблицу):
Нарушение | ИП | Должностное лицо | Юридическое лицо |
Допущение к работе при отказе работодателя заключать с лицом трудовой договор (ч. 3) | - | Штраф от 10 до 20 тыс. руб. | - |
Уклонение от заключения трудового договора. Ненадлежащее оформление трудового договора. Заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения (ч4) | Штраф от 5 до 10 тыс. руб. | Штраф от 10 до 20 тыс. руб. | Штраф от 50 до 100 тыс. руб. |
Невыплата (неполная выплата) зарплаты и других выплат в установленный срок. Воспрепятствование замене кредитной организации. Установление зарплаты меньше МРОТ (ч. 6) | Штраф от 1 до 5 тыс. руб. | Предупреждение или штраф от 10 до 20 тыс. руб. | Штраф от 30 до 50 тыс. руб. |
Но есть и другие меры:
- предупреждение - применяется, когда нарушение допущено в первый раз, не несет вреда здоровью или угрозы жизни;д
- дисквалификация должностного лица - заключается в лишении физического лица права замещать определенные должности. Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет (ст. 3.11 КоАП РФ);
- приостановление деятельности - назначается на период до 90 суток, если продолжение работы несет угрозу здоровью и жизни работников.
Фирммейкер, 2012 (следим за актуальностью)
Юлия Атарвина
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Взимание налогов с валютных счетов происходит только в тех случаях, когда на рублевых счетах не хватает средств для погашения недоимки по налогам. Списание средств с валютного счета осуществляется по курсу ЦБ РФ на день оплаты задолженности, а услуги банка по продажи валюты будут совершены за счет налогоплательщика.
Основанием для продажи валюты является поручение руководителя налоговой инспекции, которое направляется в банк одновременно с поручением на перечисление налога.
Поручение на продажу валюты должно быть исполнено не позднее следующего дня после поступления его в банк, а поручение на перечисление налога с валютного счета, не позднее двух операционных дней, следующих за днем получения банком данного поручения.
Если же средств недостаточно и на валютном счете, банк должен списать суммы по мере их поступления: не позднее одного операционного дня после каждого поступления средств на рублевый счет, и не позднее двух операционных дней, следующих за каждым поступлением средств на валютный счет. Списание платежей происходит согласно очередности по гражданскому законодательству.
Источники: ст. 46 НК РФ, Письмо Минфина России от 28.08.12 № 03-02-07/1-205.
Фирммейкер, декабрь 2012 (следим за актуальностью)
Юлия Атарвина
При использовании материала ссылка обязательна
Вопрос: Наш директор не возвращает подотчетную сумму. Как нам ее списать?
Ответ:
Подотчетник должен вернуть неизрасходованные деньги в срок, на который они ему выдавались. Иначе они невозвращенные:
- деньги, по которым не сдан авансовый отчет либо представлен, но обоснованно не принят руководителем;
- остаток средств не сдан в кассу, несмотря на то, что авансовый отчет представлен.
Невозвращенные деньги можно:
- удержать из зарплаты (необходимо согласие работника),
- вернуть через суд,
- списать - за счет резерва (удержав НДФЛ) или простить (приказ и справка).
Мы говорим про списание. Наиболее распространенными причинами списания задолженности являются:
- отказ суда во взыскании подотчетной суммы с работника;
- отсутствие имущества, на которое можно было бы обратить взыскание;
- истечение срока исковой давности;
- добровольный отказ организации от удержания (взыскания), в том числе путем прощения долга работнику
Если вы приняли решение не удерживать (не взыскивать) невозвращенную сумму, признайте ее прочим расходом (п. 11 ПБУ 10/99) и правильно оформите (Приказ руководителя, Бухгалтерская справка).
Налоги, если списана невозвращенная подотчетная сумма
Страховые взносы нужно начислять во всех случаях, когда подотчетные суммы не были направлены на оплату расходов организации, но при этом они остаются в распоряжении работника. Например, работник не представил авансовый отчет, а организация не удержала из зарплаты подотчетные суммы (Письмо Минфина России от 01.02.2018 N 03-04-06/5808). Начисляйте взносы на дату списания задолженности.
НДФЛ. Доход и налоговая база по НДФЛ в размере невозвращенной суммы возникают у работника при списании задолженности. По общему правилу НДФЛ надо исчислить на дату получения дохода работником. Датой получения подотчетным лицом дохода в виде невозвращенных подотчетных сумм является дата истечения срока исковой давности или дата принятия руководителем решения об отказе от взыскания (например, дата принятия решения о прощении долга), что произошло раньше. Удержать НДФЛ надо за счет любых доходов в денежной форме, причитающихся работнику. Если возможности удержать НДФЛ до окончания года нет (например, работник уже уволился), то организация должна в срок не позднее 1 марта следующего года письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
Налог на прибыль. В налоговом учете можно признать задолженность безнадежной и списать ее в состав внереализационных расходов, только если списание происходит по основаниям ст. 266 НК РФ:
- задолженность, по которой есть постановление пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в связи с отсутствием у должника имущества;
- задолженность, по которой истек срок исковой давности.
Нельзя учесть в составе расходов задолженность, если, например:
- организация добровольно отказалась удерживать (взыскивать) ее (в том числе путем прощения долга подотчетнику);
- во взыскании отказано судом.
Задолженность по подотчетным суммам, признанную безнадежной, включают в расходы при определении налоговой базы текущего отчетного (налогового) периода .
Фирммейкер, декабрь 2012 (следим за актуальностью)
Юлия Атарвина
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Ведём бухгалтерию - простую и сложную
Следим за законами - рассказываем понятным языком
То, что надоВопрос: Компания импортировала товары из Беларуси. Потом часть товара вернули Поставщику. Нужно ли Покупателю восстанавливать НДС?
Ответ:
Организации и ИП при импорте товаров из стран ЕАЭС должны уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенного товара независимо от применяемого покупателем режима налогообложения. Вввозной НДСуплачивают в свою ИФНС. Ставку НДС определяют так же, как и по внутрироссийским операциям. Налоговой базой будет стоимость товаров по договору. Если она выражена в инвалюте, пересчитайте ее в рубли по курсу ЦБ РФ на дату принятия купленного к учету (п. 13, 14, 17 Протокола).
Вввозной НДС платят те, к кому переходит право собственности на приобретенное. Поэтому на комиссионеров, поверенных, агентов такая обязанность не распространяется.
Срок уплаты данного налога - не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты на учет.
В этот же срок в инспекцию необходимо представить спецдекларацию, предназначенную для расчета импортных налогов (Приказ ФНС № СА-7-3/765@). К ней приложите пакет документов, перечисленных в п. 20 Протокола (специальное заявление, выписку банка, товаросопроводительные бумаги, договоры на покупку товаров и др.). На проверку всех этих документов фискалам отводится 10 рабочих дней. Если все нужное представлено и никаких недочетов не выявлено, ИФНС подтвердит уплату покупателем НДС. После чего данный налог можно поставить к вычету.
Возврат некачественного товара
Покупатель возвращает партнеру часть товара по истечении месяца, в котором она была принята на учет из-за ненадлежащего качества (комплектация). Что делать?
Порядок действий в такой ситуации подробно прописан в п. 23 Протокола. Ранее уплаченные и принятые к вычету суммы НДС надо восстановить. Сделайте это в том квартале, когда был произведен возврат товара. При этом необходимо подать в инспекцию уточненную спецдекларацию и документы, оговоренные в упомянутой норме (претензию, согласованную участниками договора, акты приема-передачи продукции и др.). Также представьте ревизорам актуальное заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (без сведений о частично возвращенном). Восстановить в данной ситуации надо НДС, относящийся лишь к той части ввезенного, которую возвращают.
Возврат качественного товара
Покупатель возвращает Поставщику качественный товар из-за отсутствия спроса на него. В таком случае порядок действий будет иным. В подобной ситуации речь пойдет уже об обратной реализации, и отечественный импортер превратится в экспортера. Экспорт продукции в страны ЕАЭС облагается по нулевой ставке.
И ставку нужно подтвердить документами - договоры, заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и др. Кроме того, при отгрузке придется составить счет-фактуру и зарегистрировать его в книге продаж в квартале, когда будут собраны все упомянутые бумаги. Подробнее о возврате качественного товара.
В общем, в данном случае мы считаем, что восстанавливать ввозной НДС не нужно.
Фирммейкер, декабрь 2012 (следим за актуальностью)
Юлия Атарвина
При использовании материала ссылка обязательна
Трудовой кодекс позволяет использовать личное имущество сотрудника в интересах организации (ст. 188 ТК РФ). Сотруднику полагается:
- компенсация за использование и износ (амортизацию) личного имущества. Компенсация за использование работником личного транспорта устанавливается в фиксированной сумме за месяц. Следует учитывать, что за периоды, когда работник фактически не исполнял свои служебные обязанности (находился в отпуске, на больничном и т.д.), компенсация не должна начисляться;
- возмещение расходов, связанных с эксплуатацией личного имущества (затраты на бензин, мойку автомобиля, ремонт).
Конкретные суммы компенсации и возмещения, а также условия их выплаты работнику должны быть прописаны в соглашении между работником и работодателем.
Какие документы нужно иметь для выплаты компенсации за использование личного автомобиля
Должны быть правильно оформлены:
- Положение о компенсации расходов за использование личного авто в служебных целях;
- Приказ руководителя об установлении размера компенсации;
- Соглашение между работником и работодателем об использовании личного транспорта в служебных целях;
- Должностная инструкция сотрудника;
- Расходные документы, подтверждающие фактическое использование работником личного транспорта в служебных целях и величину расходов, понесенных в процессе такого использования. Например, путевой лист (по форме работодателя), ведомость разъездов сотрудника в служебных целях, чеки АЗС, чеки или квитанции услуг мойки машины, ремонтных работ. Затраты сотрудников на горюче-смазочные материалы компенсируются с учетом норм, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
НДФЛ с компенсации за использование личного автомобиля
Работник является собственником автомобиля
Согласно ст. 217 НК РФ компенсация за использование личного автомобиля и суммы возмещения расходов, понесенных в результате такого использования, не облагаются НДФЛ. Нормы компенсации за использование личного транспорта установлены законодательством только для учета этих сумм при расчете налога на прибыль, для расчета НДФЛ нормы не применяются. Такую позицию поддерживает Минфин РФ (письмо Минфина РФ от 04.02.2020 № 03-03-06/1/6672).
Работник не является собственником автомобиля
Если работник управляет автомобилем по доверенности, то вопрос: облагать НДФЛ и страховыми взносами сумму компенсации или нет – является спорным.
Согласно официальным разъяснениям Минфина, ФНС и Минтруда, компенсация работнику за использование автомобиля, управляемого по доверенности, подлежит обложению НДФЛ и взносами:
- Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2014 г. № 17-3/В-92 (в отношении страховых взносов),
- Письмо Минфина России от 08.08.2012 № 03-04-06/9-228,
- Письма от 21.02.2012 № 03-04-06/3-42 и ФНС России от 25.10.2012 N ЕД-4-3/18123@ (в отношении НДФЛ).
Контролирующие органы мотивируют свою позицию тем, что Трудовым кодексом предусмотрена компенсация за использование личного имущества, а по их мнению, личным считается имущество, принадлежащее работнику на праве собственности. В связи с этим не облагается взносами и НДФЛ только компенсация за использование автомобиля, собственником которого является сам работник.
Однако российское законодательство не содержит четкого определения термина «личное имущества», то есть им может считаться имущество, принадлежащее на любом законном праве, в том числе на праве владения и пользования по доверенности. Такое мнение высказал Высший арбитражный суд в Определении от 24.01.2014 № ВАС-4/14 по делу № А76-24083/2012. Пока такое решение вынесено в отношении страховых взносов с компенсации за использование работниками транспорта, управляемого по доверенности, есть основания надеяться на аналогичную точку зрения и в отношении НДФЛ.
Наша позиция: Если работник использует автотранспорт, которым управляет по доверенности и не является его собственником, при начислении и выплате компенсации работодатель обязан удержать НДФЛ.
Фирммейкер, 2012 (следим за актуальностью)
Юлия Атарвина
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Внимание! Материал не учитывает изменения, внесенные Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций". Учитывайте при принятии решений.
Компании вырастают, им становится тесно в своем регионе и они пробуют продавать на экспорт (внешнеэкономическая деятельность). Заключают договор с иностранной компанией (международные правила торговли), отгружают товар и получают иностранную валюту (валютные операции). Мы расскажем о том, что такое валютный контроль юрлица для общего понимания наших клиентов на бухгалтерском обслуживании.
Что такое валютный контроль?
Валютный контроль - это контроль органов (Центральный банк, Таможня, Налоговая) и агентов валютного контроля (коммерческие банки) за соблюдением валютного законодательства (Закон) при осуществлении валютных операций (ввоз, вывоз, перевод, приобретение, продажа инвалюты).
Регулирует валютный контроль Закон о валютном регулировании (ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Вообще нормативных документов валютного регулирования много - они вводят инструкции, поясняют ситуации, регламентируют процедуры, но для общего понимания мы будем использовать преимущественно базовый документ.
Валютный контроль - не современное изобретение. В какой-то момент у правителей любого государства возникает понимание, что контроль за чеканкой монет означает контроль за товарными отношениями (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления, мировые деньги). Хотя и существовали безмонетные периоды, но они завершились. И если чужая монета заменяла собственную, то управлять таким государством было крайне затруднительно. Поэтому в зависимости от результатов внешней политики валютный контроль проходил периоды запрета и либерализации.
К примеру, в условной России в 1535 году были законодательно закреплены общерусская денежная система и монополия государства на чеканку монет. Позднее запретили вывоз из страны золота, серебра, соли, воска. Следом ввели большИе пошлины для иностранцев при ввозе. Петр 1 ввел запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Екатерина II ввела таможенные импортные пошлины в размере 40–100 %. Далее по мере необходимости развития государства условия и пошлины отменялись или росли. Считается, что в последнее время валютный контроль в России проходил следующие стадии разваития:
- до 1986 г.- валютная монополия,
- до 1991 г. - жесткое валютное регулирование,
- до 1998 г. – умеренно-либеральная модель,
- до 2001 г. – снова жесткий валютный контроль,
- по настоящее время - либерализация валютного регулирования.
Смысл содержания всех валютных ограничений сводится к запрету покупать и продавать валюту непосредственно физическими и юридическими лицами, минуя уполномоченный банк.
Что такое валютные операции?
Валютные операции - это приобретение, ввоз-вывоз или перевод валюты (ст. 1 Закона о валютном регулировании):
- приобретение иностранной валюты и внешних ценных бумаг у резидента либо их отчуждение в пользу резидента на законных основаниях, а также их использование для оплаты;
- приобретение у нерезидента либо отчуждение в пользу нерезидента российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг, а также их использование для оплаты;
- ввоз в РФ и вывоз из РФ российской и иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг;
- перевод российской и иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета организации-резидента в России на ее же счет за рубежом и наоборот;
- перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот;
- перевод российской валюты со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.
Какие валютные операции разрешены и запрещены
Расчеты в иностранной валюте на территории РФ допускаются с лицами, являющимися нерезидентами. Если стороны являются резидентами РФ, то расчеты должны осуществляться в рублях за некоторым исключением. Почему так? Инвалюта ограничена в обороте на территории РФ. Расчеты в инвалюте на территории РФ допускаются только по основаниям и в режиме, разрешенным Банком России (ст. 317 ГК РФ).
Валютные операции резидент-нерезиденту РФ разрешены
Нерезиденты - физлица, не являющиеся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РФ на основании вида на жительство, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).
Расчеты в иностранной валюте на территории РФ с лицами, являющимися нерезидентами, могут быть произведены в иностранной валюте без ограничений.
Валютные операции резидент-резиденту РФ запрещены
По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены.
Исключения - безналичные средства (ст. 9 Закона о валютном регулировании):
- Банк-Банку. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками - привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов;
- переводы валюты РФ резидент резиденту с учетом ограничений и необходимой отчетности по ст. 12 (183 дня, отчет ддс, 600 тыс. руб);
- получение, возврат кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
- банковские гарантии, исполнение резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
- приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
- валютные операции между резидентами по договорам финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
- юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ - выплата заработной платы сотрудникам представительства или филиала юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории РФ, оплата и (или) возмещение командировочных расходов;
- расчеты в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
- операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза, а также по договорам страхования указанных грузов;
- операции с внешними ценными бумагами,
- уплата обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
- операции, совершаемые доверительными управляющими;
- операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
- другие специальные (клиринг, ценные бумаги, бюджет).
Исключения - наличные средства (ст. 9 Закона о валютном регулировании).
Юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты в наличной валюте РФ:
- с физическими лицами - нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров,
- выплаты в наличной валюте РФ физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы НДС, транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
- обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
- за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
- по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- Российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с физическими лицами - нерезидентами, а также с физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, по заключаемым между указанными лицами договорам об образовании, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории РФ;
- при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.
Кто контролирует валютные операции
Валютный контроль осуществляют органы и агенты валютного контроля (ст. 22 Закона о валютном регулировании).
Органами валютного контроля являются
- Банк России;
- Федеральная таможенная служба;
- Федеральная налоговая служба.
Имеют право:
- проводить проверки соблюдения валютного законодательства, учета и отчетности;
- запрашивать документы и информацию по валютным операциям;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
- применять меры ответственности за нарушения.
Агентами валютного контроля являются
- уполномоченные банки;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся уполномоченными банками;
- государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.
Имеют право:
- проводить проверки соблюдения валютного законодательства, учета и отчетности;
- запрашивать документы и информацию по валютным операциям;
- отказать в совершении валютной операции при непредставлении требуемых документов или представлении недостоверных сведений.
Орган валютного контроля - налоговая. Что она делает?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:
- осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
- устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).
Агент валютного контроля - уполномоченный банк. Что он делает?
Всё начинается с необходимости оформить валютный платеж.
Валютный платёж - это распоряжение о списании иностранной валюты, которое надо направить в банк (по форме банка) для перечисления конкретной суммы денежных средств в иностранной валюте с валютного счета организации на счет получателя этих средств (п. 2.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).
Одновременно с подачей распоряжения на валютный платеж банку нужно представить:
- Код вида операции – при любой сумме договора. Наличие только кода достаточно в случае если сумма заключенного с нерезидентом договора на дату его заключения (на дату последних изменений суммы договора) не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб.;
- Стандартные документы - если сумма договора превышает в эквиваленте 200 тыс. руб, но менее 3 млн руб. (при осуществлении импортных операций) / 6 млн рублей (при осуществлении экспортных операций);
- Регистрация контракта - если сумма договора более 3 млн руб. (при осуществлении импортных операций) / 6 млн рублей (при осуществлении экспортных операций);
Стандартный перечень документов такой (единовременно):
- свидетельство ОГРН;
- свидетельство ИНН;
- сам договор (соглашение, контракт) и дополнения (изменения) к нему;
- ТТН или другие документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
- таможенные декларации.
Регистрация контракта (единовременно):
- сам договор (соглашение, контракт) и дополнения (изменения) к нему;
- документы, подтверждающие прекращение обязательств (например, при проведении зачета встречных однородных требований, заключении договора новации, ликвидации должника (кредитора);
- документы, подтверждающие перемену лица в обязательстве (например, уступка права требования или перевод долга);
- документы, подтверждающие изменение суммы обязательств способом, отличным от расчетов.
Регистрация контракта обязывает предоставлять подтверждающие документы в банк ежемесячно не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней после последнего дня месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, или на документах, используемых в качестве таможенной декларации, проставлена отметка о дате их выпуска.
Подтверждающими документами могут быть, например ТТН товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие и иные документы, акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы. Декларации на товары представлять в банк не нужно. Информацию о зарегистрированных на таможне декларациях на товары банки получают в электронном виде от таможенных органов.
Административная ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ)
Незаконные валютные операции (ч.1)
Незаконные валютные операции, включая куплю-продажу инвалюты и чеков, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):
- на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции;
- на должностных лиц - размере от 20% до 40% суммы незаконной валютной операции, но не более 30 000 рублей.
Уведомление об открытии счета (ч.2)
Несвоевременное представление резидентом в налоговый орган и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):
- на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.;
- на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.;
- на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.
Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, влечет ответственность в виде административного штрафа (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для граждан в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
- для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;
- для юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 руб.
Обязанность получить выручку по валютному контракту (ч.4)
Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):
1) для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере:
- от 3% до 10% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), обязательства и оплата по которому предусмотрены в рублях;
- от 5% до 30% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в валюте;
- от 5% до 30% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен договор займа.
2) для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Данная обязанность и срок ее выполнения - срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), - установлены ст. 19 Закона N 173-ФЗ. При этом установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.
Административная ответственность, установленная ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее 45 дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации (примечание 7 к ст. 15.25 КоАП РФ).
Административная ответственность, установленная ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, не применяется к резиденту, заключившему с нерезидентом внешнеторговый договор (контракт), если сумма обязательств по такому внешнеторговому договору (контракту) равна 200 000 руб. или не превышает 200 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 руб., или не превышает ее (примечание 8 к ст. 15.25 КоАП РФ).
Обязанность оформить Паспорт сделки (ч.4.1)
За несвоевременное получение резидентом на свои счета в уполномоченных банках или на счета, открытые за пределами РФ, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление Паспорта сделки, предусмотрена ответственность (ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ):
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
- на должностных лиц - в размере от 20 000 до 30 000 руб.
Эта статья устарела, не применяется. Порядок оформления паспортов сделок был установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", которая утратила силу с 01.03.2018. Вместо нее действует инструкция N 181-И. Инструкцией N 181-И не предусмотрено оформление паспорта сделки, то есть с 01.03.2018 при совершении внешнеторговых операций паспорт сделки не оформляется, что делает невозможным применение ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Об этом мы писали в отдельной статье - Паспорт сделки.
Обязанность профучастнику ВЭД получить выручку (ч.4.2)
Невыполнение резидентом, включенным в перечень профучастников ВЭД, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги влечет ответственность в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 3% до 5% от несвоевременно зачисленной суммы;
- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Обязанность профучастнику ВЭД исполнить контракт (ч.4.3)
Несвоевременное исполнение или прекращение резидентом, в том числе включенным в перечень профучастников ВЭД, обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом, влечет ответственность в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ):
- для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 5% до 30% суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Репатриация валютной выручки (ч.5)
Резиденты обязаны обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ст. 19 Закона N 173-ФЗ). За нарушение указанной обязанности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ:
- для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от не возвращенной в срок суммы денежных средств за каждый день просрочки и (или) в размере от 3% до 10%, уплаченных нерезиденту по условиям рублевого внешнеторгового контракта; от 5% до 30% суммы не возвращенных в срок денежных средств, уплаченных нерезиденту по внешнеторговому контракту в иностранной валюте;
- для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.
Если контракт превышает 100 млн. руб (ч. 5.2)
Действия (бездействие), предусмотренные ч. 4, 4.1, 4.2, 4.3 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает 100 000 000 руб. и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ:
- на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
- на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.
Обязанность профучастника ВЭД о репатриации (ч.5.3)
Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, резидентом, включенным в перечень профучастников ВЭД, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 3% до 5% суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств (ч. 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ).
Однако, следует знать, что в законодательстве есть исключения по внешнеторговым контрактам заключенным в валюте РФ об обязанности получать на свои банковские счета выручки за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. А именно, предусмотрен переходный период, с ежегодным увеличением процента от суммы договора, контроль по возврату которой отменяется вплоть до января 2024 года, и после этой даты требования пункта 1 части 1 статьи 19 Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" применяться НЕ БУДУТ.
Работа с валютными документами и отчетностью (ч.6)
Отчет о ДДС и срок хранения документов
ДДС. Несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и (или) подтверждающих документов (Правила № 819).
Хранение документов. Нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ст. 24 Закона N 173-ФЗ).
Неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов (ст. 19 Закона N 173-ФЗ).
Указанные нарушения влекут ответственность в виде административного штрафа:
- для граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.;
- для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
- для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.
Документы, подтверждающие валютные операции (ч. 6.3.1)
Единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является Справка о подтверждающих документах (п. 1.3 Инструкции N 181-И).
Сроки представления Справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов установлены п. 8.2 Инструкции N 181-И.
Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении 90 (девяноста) дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 2500 до 3000 рублей;
- на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей;
- на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.
Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 193 УК РФ)
Репатриация - срок (ч.1)
Срок. Уголовная ответственность может наступить при нарушении сроков репатриации денежных средств в крупном размере, если преступление совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ (ч. 1 ст. 193 УК РФ):
- штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.,
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
- либо принудительными работами на срок до 3 лет,
- либо лишением свободы на срок до 3 лет.
Репатриация - зачисление (ч.2)
Нарушение требований о зачислении денежных средств в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами РФ, нарушение требований о возврате денежных средств в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с использованием заведомо подложного документа, с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, наказываются (ч. 2 ст. 193 УК РФ):
- лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб.
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового .
Что такое крупный размер для репатриации (примеч 193)
Если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение 1 года проведенным валютным операциям (примечание к ст. 193 УК РФ):
- превышает 100 000 000 руб. - крупный размер,
- превышает 150 000 000 руб. - особо крупный размер.
Обман, недостоверные сведения (ч. 1 ст 193.1)
Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением банку документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, наказывается:
- штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб.,
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
- либо принудительными работами на срок до 3 лет,
- либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 193.1 УК РФ).
Деяние, совершенное в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, наказывается:
- лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб,
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового (ч. 2 ст. 193.1 УК РФ).
Деяния, предусмотренные, совершенные в особо крупном размере, организованной группой, наказываются:
- лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб.
- или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ).
Что такое крупный размер для недостоверки (примеч 193.1)
Если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям (примечание к ст. 193.1 УК РФ):
- превышает 9 000 000 руб. - крупный размер,
- превышает 45 000 000 руб. - особо крупный размер.
Срок давности и преступления разной тяжести
Преступлениями небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 3 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ).
Преступлениями средней тяжести - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ).
Тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 15 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).
Срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести составляет 2 года после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).
За преступления средней тяжести срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 6 лет после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).
За тяжкие преступления срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).
Таким образом, срок давности привлечения к уголовной ответственности:
- за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 193 и ч. 1 ст. 193.1 УК РФ, составляет 2 года;
- за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 193 и ч. 2 ст. 193.1 УК РФ, составляет 6 лет;
- за преступления по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ, составляет 10 лет.
Фирммейкер, октябрь 2010 (следим за актуальностью)
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка обязательна
Создание Таможенного союза заметно упростило миграционные процедуры для трудовых мигрантов. А как обстоят дела для белорусов, планирующих осуществление предпринимательской деятельности в РФ? Отвечает наш эксперт - Полина Жукайтите.
Разберемся по порядку. Две самых распространенных в России формы ведения бизнеса — индивидуальное предпринимательство и общество с ограниченной ответственностью (ООО). Причины популярности в одном случае связаны с минимальным количеством документов для регистрации, простотой и быстротой их оформления, меньшими расходами на процедуру открытия. В другом — с отсутствием личной ответственности учредителей и большим количеством разрешенных видов деятельности.
Может ли белорус открыть ИП в России
Да, белорус может быть индивидуальным предпринимателем в РФ!
Иностранные граждане имеют те же самые права и обязанности, что и граждане РФ (ст. 4 115-ФЗ).
А в отношении граждан РБ существует отдельный документ - Соглашение между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства".
Государственная регистрация ИП для белорусов проходит в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).
При регистрации ИП гражданином Беларусь определена обязанность физического лица-иностранного гражданина представить документ, подтверждающий право временно или постоянно проживать на территории РФ (ст. 22.1 129-ФЗ):
- Временное - разрешение на временное проживание (в форме отдельного документа или штампа в документе, удостоверяющем личность);
- Постоянное - вид на жительство.
Таким образом, регистрация белорусу в качестве ИП в России представляется возможным на основании одного из двух документов - разрешения на временное проживание (РВП) на территории субъекта РФ или вида на жительство (ВНЖ).
Документы белорусу для регистрации ИП
Чтобы открыть ИП в России гражданину Беларуси, белорус оформляет и подает в налоговую инспекцию пакет документов, предусмотренных статьей 22.1 Закона о регистрации:
Заявление на регистрацию ИП белорусом (форма)
В заявлении необходимо указать ИНН. Заполнить само заявление не сложно. Но что такое ИНН, обязан ли белорус получить ИНН? ИНН - это идентификационный номер налогоплательщика или, проще говоря, индивидуальный номер гражданина в налоговой системе. С любого полученного дохода в РФ необходимо уплачивать налог и, чтобы отслеживать уплату налогов и погашение задолженности, была введена налоговая нумерация граждан. Подробно в статье "Что такое ИНН, как его получить". Претендуя заниматься предпринимательством, как россиянам, так и белорусам ИНН необходим. Мы не говорим обязан. Такой обязанности законами РФ не предусмотрено, Мы говорим, необходим. Как машина жителю в большом городе. Причем использовать ИНН своей страны (УНП РБ или ИИН Казахстана) нельзя. Обоснование здесь простое. Логическое - ИНН нужен для идентификации гражданина. Происходит это так:
- Иностранный гражданин, работающий на территории РФ, самостоятельно регистрируется по месту жительства миграционной службой;
- Налоговая инспекция ставит на учет иностранных граждан на основе сведений, которые получает из ФМС России (п. 3 ст. 85 НК РФ) в течение 5 (пяти) дней;
- Иностранный гражданин получает на руки Свидетельство о постановке на учет, в котором будет указан российский ИНН, после запроса в ИФНС. Для этого ему следует подать в налоговую инспекцию по месту жительства (пребывания) ряд документов, обычно заявление и паспорт.
Перед этим рекомендуем проверить факт наличия или отсутствия ИНН у физических лиц, используя сервис ИФНС "Узнать ИНН".
Оригинал и копия документа, признаваемого в соответствии с международным договором РФ в качестве удостоверения личности иностранного гражданина. Для белорусов это копия всех страниц паспорта. Основание — статья 14 Договора от 08.12.1999 «О создании союзного государства», ратифицированного РФ и республикой Беларусь. В соответствии с этой нормой до введения единого образца документов, удостоверяющих личность гражданина Союзного государства, на его территории признаются документы, выданные государственными органами и органами местного самоуправления государств – участников.
Квитанция об уплате государственной пошлины
РВП (разрешение на временное проживание) или ВНЖ (вид на жительство) - что это?
Подробнее об этих двух документах
Разрешение на временное проживание подтверждает право иностранцам временно проживать в РФ до получения вида на жительство (ст. 2 115-ФЗ). Представляет собой отметку в паспорте иностранного гражданина. Выдается на 3 (три) года.
Вид на жительство необходим для того, чтобы подтвердить право иностранного гражданина или лица без гражданства на постоянное проживание на территории Российской Федерации. Он также позволяет осуществлять трудовую деятельность на территории России без дополнительных разрешений и продлевать срок пребывания в стране. Вид на жительство выдается без ограничения срока действия, а в форме карты с электронным носителем выдается сроком на 10 лет. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа. ВНЖ позволяет белорусам: перемещаться по РФ без уведомления ФМС, получение образования детьми, медпомощи и пенсии, возможность получать кредиты, открывать ИП. При этом не происходит потери предыдущего гражданства, позволяет оформить гражданство.
Как видно из определений, эти два документа различаются внешне, по объему прав и сроку действия. Разрешение является первоначальной легализацией. Вид на жительство оформляется иностранным гражданам, прожившим в России не менее года и имеющим разрешение на временное проживание. Гражданин Беларуси может сразу оформить вид на жительство, минуя разрешение. А может пойти общим путем.
Какие основные препятствия на пути получении вида на жительство
Ограниченное количество разрешений. Выдача осуществляется в пределах квот, устанавливаемых ежегодно Правительством РФ. Из этого правила есть исключения. Они касаются родившихся на территории РСФСР, состоящих в браке с гражданами РФ и некоторых других категорий иностранных граждан. Полный список можно посмотреть на сайте любой территориальной ФМС. Очевидно, что если квота исчерпана, то разрешения не выдаются.
Значительные затраты времени, денег и нервов на сбор документов. Например, белорусу потребуется уведомление о прибытии с отметкой о постановке на миграционный учет; сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции; справка об отсутствии опасных инфекционных заболеваний, выданная уполномоченным медицинским учреждением РФ. И это только три позиции из одиннадцати. А еще длинные очереди и замечательные чиновники…Аналогичные сложности ждут гражданина Беларуси и при получении вида на жительство.
Иностранец, имеющий разрешение на временное проживание, обязан ежегодно лично подавать в ФМС уведомление о подтверждении своего проживания в РФ. Кроме уведомления, гражданин Беларуси должен принести копию справки о доходах или налоговую декларацию за истекший год, копию паспорта и еще ряд документов.
И, наконец, необходимость подтверждения прожиточного минимума при оформлении вида на жительство. Это значит, что к заявлению гражданин прилагает документ, подтверждающий наличие у него средств, достаточных для обеспечения прожиточного минимума ему и членам его семьи. Поясним на примере для трудоспособного белоруса, приехавшего без семьи. По официальной информации прожиточный минимум в Смоленской области в 2024 году равен 16 507 рублей. Умножаем его на 12 и получаем 198 084 RUR. Наличие этой суммы гражданин Беларуси обязан подтвердить выпиской со счета или справкой с места работы при подаче заявления для оформления вида на жительство.
Альтернатива открытию ИП
Совсем небольшой бизнес - регистрация самозанятого (потребуется ИНН, ВНЖ или РВП не требуется).
Если бизнес побольше - откройте ООО. Срок регистрации ИП и ООО для белоруса - одинаковый 3 (три) дня. Но, если у физического лица нет РВП или ВНЖ - сначала необходимо получить какой-либо из документов (примерный срок получения 3 месяца). Только после этого можно регистрировать ИП. Для регистрации ООО от физического лица нужен только паспорт.
Особенности регистрации ООО белорусами в РФ:
- процедура создания ООО с участием белоруса аналогична при создании фирмы с участником РФ. Никаких миграционных приключений продолжительностью в нескольких месяцев;
- в России открыть ООО может один участник, он же может быть и директором этой фирмы;
- сложившаяся деловая практика такова, что большие российские компании или торговые сети предпочитают работать именно с обществами. Иностранный индивидуальный предприниматель имеет мало шансов на сотрудничество с «крупняком». Это связано с различиями в системах налогообложения и рисками работы с индивидуальными предпринимателями. Особенно, если индивидуальным предпринимателем является иностранный гражданин;
- сам процесс регистрации достаточно простой. В налоговую инспекцию подается заявление установленного образца, решение, учредительные документы и квитанция об уплате государственной пошлины. Существуют особенности при подготовке заявления, выборе системы налогообложения, выборе и оформлении юр.адреса, уплате госпошлины в банке, их просто нужно знать.
С этими и другими тонкостями отлично знакомы специалисты Фирммейкер, не первый год регистрирующие ООО в Смоленске с участием белорусов. Ощутимые волны миграции белорусского бизнеса мы ощущали в 2000, 2009 и 2011 годах, тогда за регистрацией ООО в Смоленске обращалось более 200 белорусов в месяц. Сегодня мы фиксируем около 50 обращений в месяц, причем происходит перераспределение в пользу услуг. Белорусским предпринимателям мы с готовностью предоставим юридический адрес, зарегистрируем фирму, рассчитаем налоги и сдадим бухгалтерскую отчетность.
Подробнее о регистрации ООО с юридическим адресом. Есть вопросы - задайте их в чате на сайте.
Прием на работу белоруса при оформлении по трудовому договору приравнен к приему на работу гражданина РФ. Чтобы принять на работу гражданина из Республики Беларусь, не требуется разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Самому белорусу разрешение на работу в РФ также не нужно. Работодатель не должен уведомлять органы ФМС и занятости о заключении/расторжении трудового договора с работником из Беларуси.
Для граждан Беларуси срок пребывания в РФ без постановки на миграционный учет по месту пребывания составляет 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения).
Правда, у белорусов нет документов, подтверждающих дату въезда в РФ, ведь при пересечении российско-белорусской границы штамп погранслужбы не ставится, а миграционные карты белорусы не заполняют. В этом случае ориентиром могут служить железнодорожные, авиа- или автобусные билеты, отметка в гостинице.
НДФЛ белоруса
НДФЛ с заработной платы сотрудников - граждан Беларуси удерживается и уплачивается в российский бюджет по той же ставке, что и с выплат гражданам России, то есть по ставке 13%. Право на данную ставку предоставляют положения ст.73, п.10 ст. 98 Договора о ЕАЭС, которыми налогообложение доходов граждан государств - членов ЕАЭС не ставится в зависимость от срока пребывания в РФ. Однако, статус налогового резидента РФ важен при предоставлении налоговых вычетов, установленных ст. 218 - 221 НК РФ, поскольку право на вычеты имеют физлица - налоговые резиденты РФ.
Страховые взносы белоруса
Взносы ранее отличались и зависели от статуса иностранного работника:
- Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем ее получения, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.
Теперь разницы нет.
Ст. 98 Договора о ЕАЭС гарантирует сотрудникам гражданам Беларуси право на социальное обеспечение. Оно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан РФ. Согласно ст. 96 Договора о ЕАЭС под социальным обеспечением (социальным страхованием) подразумевается:
- обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обязательное медицинское страхование.
Пенсионное обеспечение граждан Беларуси, трудоустроенных в России, Договором о ЕАЭС не предусмотрено, однако согласно ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", застрахованными лицами считаются в том числе иностранные граждане, работающие по трудовому договору, в частности, постоянно или временно проживающие на территории РФ, временно пребывающие на территории РФ.
Таким образом, налогообложение заработной платы сотрудников граждан Беларуси не отличается от налогообложения заработной платы сотрудников граждан РФ.
до 01.01.2023
Взносы | НДФЛ | ФСС несчастные случаи | ФСС нетрудоспособность и материнство | ПФ | ФОМС |
Ставка в общих случаях | 13% | 0,2%-8,5% | 2,9% | 22% | 5,1% |
после 01.01.2023
Взносы | НДФЛ | Единый тариф |
Ставка в общих случаях | 13% | 30% |
Фирммейкер, ноябрь 2012 (следим за актуальностью)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Вопрос: Добрый день! Нашей организации необходимо регулярно снимать наличные деньги с расчетного счета. Подскажите, пожалуйста, на какие нужды мы можем снимать деньги, какие подтверждающие документы для этого понадобятся и какую максимальную сумму я могу снять.Каким документом оформляется снятие наличных денег с расчетного счета?
Ответ:
Обращение наличных средств регулируется:
Согласно этим нормативным актам, преимущественным видом обращения денежных средств в хозяйственной деятельности юридических лиц являются безналичные расчеты.
Какие расчеты наличными разрешены?
Расчеты с помощью наличных допускаются, если это не противоречит закону.
Организации могут принимать наличные от физических и юридических лиц.
При расчетах наличными деньгами с физическими лицами (не ИП) организации обязаны применять ККТ - при приеме и возврате оплаты за товары (работы, услуги), предоставлении и погашении займов. Сумма наличных расчетов с физическими лицами Указаниями № 5348-У не ограничена, за отдельными исключениями. При расчетах наличными деньгами между юридическими лицами ККТ также применяется. Сумма наличных расчетов в рамках одного договора не должна превышать установленный для таких расчетов лимит.
Организации не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей:
- выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера;
- выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами;
- выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности;
- оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг;
- выдачи наличных денег работникам под отчет;
- возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги
Наличные расчеты в валюте Российской Федерации и иностранной валюте между участниками наличных расчетов в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России на дату проведения наличных расчетов.
Документы для снятия наличных денежных средств с расчетного счета
Получить наличные деньги в банке по чеку можно?
Можно! Нужны документы:
- заполненный чек на получение наличных;
- документ, удостоверяющий личность;
- доверенность от организации с правом снятия наличных в банке (для директора - не требуется)
- доп. документы по требованию банка (например, если снятие идет на выдачу займа, то банк может потребовать договор займа, если идет выплата дивидендов, то копию решения о направлении чистой прибыли на выплату дивидендов и т.д.)
Получить наличные деньги по корпоративной карте можно?
Можно! Снять деньги с карты предприятия может любой работник, кому выдана корпоративная банковская карта. Организация ведет учет израсходованных средств. Работник, получивший деньги по карте, сдает в бухгалтерию отчет о расходовании средств в форме авансового отчета, если другая форма не предусмотрена учетной политикой. К авансовому отчету должен быть приложен чек на снятие наличных или чек оплаты товаров (услуг).
Обращаем внимание! Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если:
- сумма, на которую она совершается, равна или превышает 1 млн. руб (ст. 6 ФЗ 115-ФЗ),
- по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций - операции с денежными средствами в наличной форме.
Фирммейкер, 2011 (следим за актуальностью)
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Внимание! Материал не учитывает изменения, внесенные Указом Президента РФ от 28.02.2022 № 79 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций". Учитывайте при принятии решений.
Обязательная продажа части валютной выручки в РФ с 1 января 2007 года отменена (ст. 21 ФЗ №173-ФЗ)
А до этого такое правило действовало - норматив в разные годы колебался от 10% до 75% валютной выручки. Это работало так: предприниматель получал валютную выручку, она поступала на валютный счёт. Предприниматель передавал банку распоряжение о продаже части валюты. Банк обменивал валюту по курсу и зачислял сумму на рублёвый счёт, остатком можно было распоряжаться.
А с 2021 года экспортерам несырьевых товаров поэтапно отменяют обязанность возвращать валютную выручку в страну в полном объеме. Остальных от репатриации планируют освободить к 2024 году. Для чего? Российское валютное законодательство наложило на экспортеров столь жесткие требования, что они стали одним из основных барьеров для развития экспорта. Эффекта по снижению оттока капитала при этом нет. Поэтому в последние два года активно обсуждается постепенное смягчение мер валютного контроля. Основным инициатором либерализации стал минфин. В 2020 году принято несколько разработанных им законов - снята уголовная ответственность за невозврат валютной выручки, уменьшены штрафы и увеличены сроки, в которые необходимо вернуть выручку.
Это вопрос ближайшего будущего. А сейчас все поступившие деньги могут храниться в иностранной валюте. Возможность оплаты в долларах должна быть предусмотрена договором. Если этого пункта в заключенном договоре - нет, то нужно добавить его дополнительным соглашением. Наличные деньги со счета Вы можете снять и в иностранной валюте, но только на заграничные коммандировки и принимая к сведению, что вывоз наличной иностранной валюты физическими лицами связан с ограничениями.
Предельная сумма ввоза валюты на территорию Таможенного союза или вывоза с нее не ограничена. Однако, если сумма наличных денежных средств и дорожных чеков в любой валюте, в том числе и национальной (российских рублях), превышает эквивалент 10 тыс. долл. США, вся эта сумма подлежит обязательному письменному декларированию. При этом перерасчет валюты происходит по курсу Банка России на день перемещения валюты. Разграничений по гражданству, национальности либо возрасту физических лиц в правилах перемещения валюты не установлено, то есть любое физическое лицо, независимо ни от каких критериев, имеет право перемещать через границу сумму, не превышающую 10 тыс. долл. США, без таможенного декларирования. Например, семья из четырех человек (двух взрослых и двух детей в возрасте 14 лет и один год) без таможенного декларирования может вывезти до 40 тыс. долл. США или эквивалент этой суммы в другой валюте.
В рублях можете снимать суммы на:
- выплату зар. платы (и прочие выплаты сотрудникам);
- хозяйственные расходы;
- покупку товаров, материалов;
- командировочные расходы
Больше подробностей про Валютный контроль.
Фирммейкер, 2011 (следим за актуальностью)
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter