Налог на добавленную стоимость (НДС) возник как инновационное решение проблемы неэффективного налогообложения торговли и сложных производственных цепочек. Расскажем о появлении и истории ставок НДС в России.

Ставка НДС в РФ по годам

1. Таблица: История ставок НДС в РФ с 1980 года

 Налог, год Налог с оборота Налог с продаж Основная ставка НДС Льготная ставка НДС Доп. ставка НДС для УСН
1980 год 15,20% -      
1990 год 12,10% -      
1991 год   5%      
1992 год   - 28%    
1993 год   - 20% 0, 10%  
1998 год   5% 20% 0, 10%  
2004 год   - 18% 0, 10%  
2019 год   - 20% 0, 10%  
2025 год     20% 0,10% 5%, 7%
2026 год   - 22% 0, 10% 5%, 7%

2. Почему появился НДС и для чего он нужен

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях производства товара, работы или услуги. Идея НДС восходит к немецкому предпринимателю Карлу Фридриху фон Сименсу, который ещё в 1919 году раскритиковал существовавший тогда налог с продаж за создание несправедливых конкурентных преимуществ для крупных компаний с высокой степенью вертикальной интеграции. Настоящим "изобретателем" НДС стал французский экономист Морис Лоре, который в 1954 году впервые внедрил эту систему налогообложения. Сначала новый вид налога тестировался во французской колонии Кот-д’Ивуаре в 1958 году. Морис Лоре, будучи не только экономистом, но и умелым политиком, предложил начать с заморских территорий, чтобы снизить политические риски. Это позволяло отработать механизм налога в реальных условиях, минимизируя последствия возможных ошибок. Эксперимент был признан успешным, доказав свою эффективность в пополнении казны. Это открыло дорогу для введения НДС во Франции, а затем, благодаря директории ЕЭС 1967 года, он стал обязательным для всех стран-участниц Сообщества, положив начало его мировому распространению.

Основная экономическая сущность НДС заключается в том, что конечный потребитель товара, работы или услуги уплачивает продавцу налог со всей стоимости приобретаемого блага, однако в бюджет эта сумма начинает поступать ранее конечной реализации. Каждый участник производственной цепочки уплачивает налог со своей части стоимости, "добавленной" к стоимости приобретённых сырья, работ и услуг

Такой механизм решает несколько задач:

  1. Исключает каскадный эффект. Многократное взимание налога с одной и той же стоимости, которое было характерно для налога с оборота;
  2. Минимизирует риски уклонения от налогообложения, поскольку неуплата налога одним участником цепочки не исключает возможности его взимания на последующих стадиях;
  3. Позволяет очистить экспортируемые товары от национальных налогов, применяя принцип "страны назначения", что повышает конкурентоспособность национального производства на международных рынках.

В настоящее время НДС применяется в 137 странах мира, являясь важным источником бюджетных поступлений, в среднем около 25% налоговых доходов государств.

3. НДС в СССР: отсутствие налога

Налога на добавленную стоимость в СССР не существовало. Советская финансовая система базировалась на принципиально ином механизме изъятия доходов у предприятий - налоге с оборота.

Налог с оборота был косвенным налогом, который действовал иначе:

  1. Он взимался с полной выручки от реализации товаров (народного потребления) по твердым ставкам, которые могли различаться для разных видов продукции;
  2. Фактически он изымал в бюджет разницу между оптовой и розничной ценой, а также плановую прибыль предприятий.

Этот налог был невидим для потребителя, так как уже был заложен в фиксированную государственную розничную цену. Покупатель видел только цену на ценнике, не зная, какая ее часть уходит государству.

Эта система была негибкой, создавала искажения в экономике и не подходила для формирующихся рыночных отношений.

4. Введение НДС в России: 1992 год. Ставка 28%

С распадом СССР и началом радикальных экономических реформ новой России потребовалась современная налоговая система. С 1 января 1992 года был введен налог на добавленную стоимость.

Первоначальная ставка была установлена 28%.

Ставка была довольно высокой. Существовала жесткая необходимость наполнения бюджета в условиях глубокого экономического кризиса, гиперинфляции и перехода от плановой к рыночной экономике. Правительству был нужен мощный и относительно простой в администрировании источник доходов. Ставка 28% была одной из самых высоких в мировой практике и отражала катастрофическое состояние государственных финансов.

5. Первое снижение: 1993–2003 годы. Ставка 0, 10, 20%

Уже с 1 января 1993 года базовая ставка НДС была резко снижена с 28% до 20%.

Причины снижения:

  • Стимулирование легальной экономики. Чрезмерно высокая ставка подавляла бизнес и стимулировала уклонение от уплаты налога. Снижение должно было сделать работу в белой зоне более выгодной;
  • Снижение налогового бремени. Ставка 28% признавалась непосильной для предприятий, только начинавших адаптироваться к рынку;
  • Создание более прогнозируемой системы. Параллельно велась работа над созданием Налогового кодекса, который был призван заменить собой множество разрозненных законов.

В этот же период законодательно закрепляются льготная ставка 10% (для отдельных продовольственных и детских товаров) и ставка 0% (для экспорта).

6. Эпоха стабилизации: 2004–2018 годы. Ставка 18%

С 1 января 2004 года, уже в рамках действия Налогового кодекса РФ, базовая ставка НДС была снижена с 20% до 18%.

Причины снижения:

  • Экономический рост. Стабильный рост экономики в начале 2000-х, подкрепленный высокими ценами на нефть, позволил бюджету выдержать некоторое снижение налоговой нагрузки;
  • Курс на стимулирование бизнеса. Снижение НДС было частью общей политики по созданию более благоприятного инвестиционного климата и поддержки деловой активности;
  • Упрощение администрирования: Более низкая ставка теоретически снижала стимулы к уклонению.

Этот период стал самым долгим в истории российского НДС. Ставка 18% продержалась 15 лет, став для бизнеса символом стабильности.

7. Возврат к 20%: 2019 год

В 2019 году правительство решило вернуться к прежнему уровню налогообложения, установленному еще в начале девяностых годов прошлого века.

Это решение не далось просто. Звучали даже радикальные идеи полной отмены НДС, заменив его налогом с продаж. Среди предложений рассматривались варианты введения нового регионального налога либо замены текущего федерального налога аналогичным федеральным налогом с продаж. Причем были дискуссии и вокруг возможного дальнейшего снижения НДС. После первого значительного понижения ставки в 2004 году эксперты начали говорить о возможности доведения уровня налога до символичных 13%. Вот только эта инициатива затерялась среди множества других планов. Особенно остро обсуждение велось в кризисные периоды экономики страны. В 2008 году появилась концепция перехода на единую ставку для всех категорий товаров, предполагавшуюся в размере 12–13%, что должно было произойти до начала следующего десятилетия. Тем не менее, вплоть до конца указанного срока никаких конкретных шагов предпринято не было. Через пять лет ситуация повторилась вновь. Появилась новая инициатива снизить ставку до 15% и она тоже осталась лишь предложением, так и не воплотившись в жизнь. Только в 2017 году министр финансов Антон Силуанов предложил пойти противоположным путем. Было предложено поднять ставку до рекордных 22%, компенсировав рост снижением страховых взносов. Это решение обосновывалось необходимостью повышения производительности труда и общего улучшения экономической ситуации.

Наконец, к началу 2018 года стало очевидно, что предстоящий налоговый маневр неизбежен. Хотя главы государственных органов, включая главу Счётной палаты Алексея Кудрина, настаивали на сохранении существующей ставки, Правительство всё же приняло решение поднять НДС до 20%, фактически вернувшись к ставкам двадцатилетней давности.

Многочисленные попытки сделать российский рынок более привлекательным для бизнеса путём снижения налогового давления не удались. Динамика НДС демонстрировала колебания, а не устойчивое развитие политики государства в области налогообложения. Добавим, что в 2025 году НДС помимо общей системы налогообложения появился и на упрощенной системе налогообложения.

8. Новый рост ставки: 2026 год - 22%

Сейчас система НДС продолжает усложняться и готовится к новым изменениям:

  • 2025 год. Для налогоплательщиков на УСН, чьи доходы превысили 60 млн рублей, ввели пониженные ставки НДС: 5% и 7%. Это точечная мера, призванная смягчить дальнейший переход малого и среднего бизнеса с УСН на общую систему налогообложения при росте их доходов;
  • 2026 год. Повышение основной ставки НДС с 20% до 22%.

Причина повышения ставки НДС: необходимость обеспечения сбалансированности федерального бюджета и финансирования увеличившихся расходов, в первую очередь, на оборону и безопасность. Это прямое фискальное решение для закрытия бюджетного дефицита. Льготные ставки (0% и 10%) должны сохраниться.

История ставок НДС в России - это наглядное отражение экономической и бюджетной политики государства. Пройден путь от шокового введения и высокой ставки в кризисные 1990-е через постепенное снижение в период стабильности до нового цикла повышения в условиях растущих бюджетных потребностей и геополитической напряженности.


Фирммейкер, январь 2025 (следим за актуальностью)
Виолетта Мурашкина (Тешко)
При использовании материала ссылка на статью обязательна 

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

Консультация бесплатная

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь