Выездная налоговая проверка - это один из методов налогового контроля. Упоминание о ее начале у бухгалтеров вызывает беспокойство, а то и панику. Так ли серьезен этот вопрос? Попробуем превратить проблему в задачу и решить ее.
Для понимания необходимо знать:
- порядок проведения выездной налоговой проверки
- права и обязанности налогоплательщика
Нам понадобятся Налоговый Кодекс и Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.
01. Подготовка к налоговой проверке
Критерии налоговых рисков
Готовят компанию к выездной налоговой проверке, используя критерии налоговых рисков (см. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок).
12 критериев известны, проверить свои риски можно самостоятельно. На каждый налоговый риск у нас есть подробный материал:
- Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывается она, как отношение суммы уплаченных налогов к выручке организации по данным Росстата. Работает налоговый сервис - калькулятор налоговой нагрузки. Очень неплохо выглядит - выбираем налоговый период, вид деятельности по ОКВЭД и регион. Получаем - среднеотраслевой индикатор налоговой нагрузки, рентабельность продаж. Всё то, что так любят упоминать инспектора на налоговых комиссиях. Их же используют при планировании налоговых выездных проверок. В сервисе можно внести свои значения и получить сравнительную табличку;
- Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Задача ФНС обеспечить совевременное начисление налогов и поступление денежных средств в бюджет. ИФНС часто излишне внимательны к фирмам, работающим в минус. Для налоговиков убытки являются признаком целого ряда противоправных действий директора - уклонения от уплаты налогов, вывод активов, преднамеренное банкротство, мошенничество и тд.;
- Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Здесь могут иметь ввиду различные вычеты, но основной вычет связан с проверкой возмещения НДС. Критической отметкой является доля вычетов по Налогу на добавленную стоимость в размере 89 процентов и более;
- Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Здесь снова речь про отражение убытков только уже с математической точки зрения;
- Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Зарплата не должна быть ниже МРОТ;
- Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В данном случае внимание стоит обратить на то, как компанией используется упрощенка, самозанятый и патент;
- Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Здесь речь идет о том, что налоговая нагрузка должна соответствовать среднеотраслевым значениям;
- Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Суть: Если фирма осуществляет деятельность, у нее есть расходы, заключаются договоры и эти действия не направлены на получение прибыли, то и понесенные расходы не могут быть признаны экономически оправданными. Деятельность заведомо лишена экономической целесообразности. Налоговая выгода необоснованна. Как работает: Признается отсутствие прямой или косвенной связи расходов с доходами, осуществляется исключение сумм из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, восстановление НДС;
- Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. Налоговые органы направляют налоговое требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в определенных случаях. Для ответа есть 10 дней. Непредставление информации вызывает внимание;
- Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Смена юрадреса раньше была простой процедурой и позволяла в какой-то мере уходить от налоговой ответственности. Сегодня это окно практически закрыто;
- Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Снова про налоговую нагрузку, в ней контролируют уровень рентабельности;
- Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Здесь подразумевается использованием компаний серых контрагентов, дробления бизнеса, налоговые схемы.

Предпроверочный контроль
Если компания в зоне риска, то начинается анализ всей информации в ИФНС - внутренней и внешней.
Внутренняя:
- результаты камеральных проверок;
- информация из запросов и пояснений отдела оперативного контроля;
- декларации по налогам.
Внешние источники:
- информация из других организаций, с которыми есть соглашения об обмене информацией. Например, инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации для проведения встречных проверок или поиска аффилированных лиц. Кого-то из контрагентов проверят на признаки «однодневки»;
- специальные сервисы, например, «Взаимозависимые лица», «Утерянные паспорта» и т.д.;
- неофициальная информация, информация из СМИ.
Формируют план проверок
Это документ для служебного пользования, публикации он не подлежит. Посмотреть на сайте план налоговых проверок не получится.
Собирают информацию
Направляют запросы, получают информацию, фиксирующую факты хозяйственной деятельности для обоснования своих решений. Для чего это делают? Налогоплательщики охотно делятся такой информацией вне рамок налоговой проверке, чем во время нее.
02. Начало налоговой проверки
Выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения Решения о ее проведении (форма). Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Так было до 2019 года и это подтверждалось многочисленной судебной практикой. Но с октября 2019 произошли изменения.
Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит (ст. 89 НК РФ):
- налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации;
- налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации.
Что это означает? Налоговая для лучшего контроля решила создать сеть центров компетенции ФНС РФ (Распоряжение ФНС 96@ от 23.04.2021 г., Стратегическая карта ФНС). Для работы в этих центрах, скорее всего, соберут лучших специалистов и передадут контрольные функции (разрывы, анализ, проверки, взыскание задолженности). И это буквально означает, что проверить налогоплательщика может налоговая из другого региона.
Двигаемся дальше.
Решение о проведении выздной налоговой проверки должно содержать обязательные сведения:
- полное и сокращенное наименования налогоплательщика;
- предмет проверки;
- периоды, за которые она проводится;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. Отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным.
При ознакомлении с Решением налоговики попросят вас предоставить им помещение для работы. У организаций по Налоговому Кодексу нет обязанности его предоставлять. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого вам необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя инспекции. На наш взгляд, удобнее, когда инспектор работает в вашем офисе. Иначе придется передавать документы по описи в сжатые сроки, а штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ. А если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.
Фирммейкер предоставляет своим клиентам офисы для налоговых проверок. Режим работы и продолжительность рабочего дня в организациях может отличаться от установленного для служащих налогового ведомства, но, придя на проверку, они должны работать в режиме компании, поэтому вы не обязаны задерживаться с ними после окончания трудового дня. Все же для некоторых случаев проверку целесообразно проводить в офисе ИФНС, но нужно четко понимать риски.
На что обратить внимание
- Инспекторы должны предъявлять служебные удостоверения. На проверке должны быть инспекторы, перечисленные в решении. Проверьте правильность оформления решения. Есть смысл сделать копию неправильного решения, оспорить потом его в суде.
- Проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение.
- Нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика две и более проверки в течение календарного года.
- Решение о проведении проверки может быть изменено. Обычно это происходит, когда меняется состав проверяющих или к проверке привлекают сотрудников правоохранительных органов.
- Возможность переноса даты начала проверки, если вынесено решение о ее проведении, кодексом не предусмотрена. Но есть возможность приостановления проверки.
- Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в статье 51 Конституции РФ. За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1 000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3 000 рублей (ст. 128 НК РФ).
03. Оформление результата налоговой проверки
Справка
Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания Справки о проведенной налоговой проверке (форма).
Предельный срок нужно считать с даты решения и до последнего дня двухмесячного срока. Например, Решение о проведении проверки вынесено 1 января. Фактически налоговики пришли на фирму и приступили к работе 5 февраля. При этом проверка не продлевалась и не приостанавливалась. Следовательно, день, когда должна быть подписана справка о проведении проверки, – 1 марта.
Акт
По результатам выездной проверки в течение 2 (двух) месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен Акт налоговой проверки (форма).
После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.
Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 30 рабочих дней с момента его получения.
Решение
Решение о проведенной налоговой проверке (форма) принимается в течение 10 дней со дня истечения 30-дневного срока, отведенного на предоставление возражений. Решение вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.
Подать иск, минуя обжалование решения в вышестоящей ИФНС, нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.
На что обратить внимание
- Следите за датами, которые стоят в подписываемых Вами документов;
- Следите за правильностью используемых налоговиками форм (все формы при налоговой проверке);
- Налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ);
- Использование ИФНС доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускаются;
- Несоблюдение должностными лицами ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п.14 ст.101 НК РФ).
Итоги
Налоговая выездная проверка начинается с решения, им и заканчивается. Процедура регламентирована формами и инструкциями. Сама проверка начинается много раньше, чем ее официальное объявление. И если выездная налоговая проверка появилась в плане, то она все равно будет. А как она пройдет – зависит от Вас. Готовьтесь заранее. Самое простое, что можно сделать быстро - проверить свою учетную базу и нанять налогового консультанта.
Фирммейкер, октябрь 2014 (следим за актуальностью)
Валерия Булавкина (Яренкова)
При использования материала ссылка обязательна