Восстановление бухгалтерского и налогового учета
Содержание
Нас часто спрашивают о том, как исправить ошибки в бухучете, вернуть запущенный бухучете в нормальное состояние. Рассказывает об этом эксперт Фирммейкер Ирина Семченкова (Журавлева).
Вот как начинается наша работа по восстановлению бухгалтерского учета, клиенты спрашивают нас:
- Нашей компании несколько лет. От нас ушел прежний бухгалтер. Новый главный бухгалтер заявил, что бухучет почти не велся, отчетность составлялась «на коленке», в случае налоговой проверки штрафы будут серьезные. Кому верить? Что делать?
- Мы обслуживались ранее у частного бухгалтера на дому. В один момент она заявила, что оплата труда за бухуслуги недостаточна, вести бухгалтерию предприятию больше не намерена. Бухгалтер как бы уволилась, не передав документацию и электронную базу. Документы, которые остались от нее, в куче. Деклараций по НДС и отчетности нет. Как теперь восстановить налоговый учет и отчетность?
- К нам должна прийти налоговая проверка. Но часть документов утеряна, часть не введена в программу по разным причинам. Как быстро восстановить бухгалтерский учет?
Для понимания проблемы мы предлагаем экспресс-аудит, для решения проблемы - мы предлагаем работу по восстановлению бух. учета. Не всем требуется полное восстановление бухучета, иногда достаточно небольших правок.
1. Когда требуется восстановление бухгалтерского учета
- отсутствует или повреждена бухгалтерская база (плохо велась, не отдает бухгалтер, украдена или утеряна);
- нет документов (частичная или полная утрата первичной документации);
- уволилась бухгалтер (переехала, отключила телефон);
- нет времени (налоговая проверка, продажа бизнеса, тендер).
1.1. Что произойдет, если не вести надлежащим образом бухучет
Хранение первичной документации является обязательным требованием законодательства РФ. Организации обязаны сохранять первичную документацию по доходам, расходам и уплаченным налогам в течение 5 (пяти) лет (ст. 23 НК РФ). Нарушение этого требования признается грубым нарушением правил учета доходов и расходов, что влечет за собой административную ответственность от 10 до 30 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
К тому же, без первичных документов не ответить на налоговое требование. Законодательство требует, чтобы каждый факт хозяйственной деятельности был подтвержден соответствующими первичными документами. Допустим, налогоплательщик получит требование от налоговых органов представить документы по контрагентам в рамках встречной проверки. Он обязан выполнить данное требование (ст. 93.1 НК РФ). Невозможность учета расходов при расчете налоговой базы не освобождает организацию от обязанности исполнения требований инспекции.
Без точного учета могут возникнуть серьезные финансовые проблемы. Налоговая инспекция может наложить штрафы за ошибки в отчетности, а отсутствие четкого представления о состоянии компании приведет к неверным управленческим решениям.
2. Способы восстановления бухучета
Обычно говорят о двух способах восстановления бухгалтерского учета:
- полное восстановление бухгалтерского учета (объем работы с начала образования организации),
- частичное восстановление бухгалтерского учета (определенный период или отдельных участков).
Посмотрите видео на эту тему
3. Процедура восстановления бухгалтерского учета
- Провели анализ состояния бухучет (экспресс-аудит);
- Поняли проблему. Допустим, в учетной программе отсутствует ряд документов;
- Провели подготовку. Допустим, менеджеры восстанавливают документы с поставщиками. Дополнительно иногда бывает смысл провести внеплановую инвентаризацию ТМЦ и ОС, уточнить расчеты с поставщиками, покупателями. В некоторых случаях требуется пересмотр учетной политики и прочих нормативно-учетных регламентов;
- Восстанавливаем бухучет. Бухгалтер обработает первичные документы, сделает расчет налогов, сформирует новую бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Восстановление бухгалтерского учета мы производим силами аудиторов, программистов и непосредственно бухгалтеров. Последние занимаются подготовкой и проведением первичных документов, в задачи аудиторов входят общая постановка задачи, анализ возможности снижения налоговой нагрузки и прием выполненных работ, а работа у программистов появляется при необходимости массовой правки или переносе баз данных.
В результате процесса восстановления налогового и бухучета от нас клиент получает:
- анализ документации и приведение ее в порядок,
- проверена правильность исчисления налоговых платежей, составлены уточняющие налоговые декларации,
- сданы уточненные бухгалтерская и налоговая отчетность за восстановленный период;
- восстановлены первичные документы, исправленная бухгалтерская база.
После восстановления бухгалтерского учета наш Клиент может предоставить достоверную отчетность и четко представлять себе налоговые риски.
Работу по восстановлению бухучета ведем по договору. Предоставляем отзывы и специалиста по отрасли клиента. Сам процесс восстановления прозрачен, ведется в актуальной учетной базе.
4. Сроки и стоимость восстановления бухгалтерского учета
Сроки и стоимость по восстановлению бухгалтерского учета определяются расчетным путем, зависят от периода, за который планируется провести восстановление учета, а также от текущего состояния бухгалтерского и налогового учета в компании. Примерная цена - от 10 тыс. руб. за 1 месяц, который нужно восстановить.
4.1. Примеры восстановления бухгалтерии из нашей практики
- Стоимость проекта ~ 60 тыс. руб. Клиент: ООО, производство. Задача: Проверка бухгалтерской и налоговой отчетности, анализ бухучета. Объем работ: работа с отчетностью за 4 года, выборочный анализ первичных документов. Срок: 2 мес. Результат: отчет по ключевым налогам за 4 года с рекомендациями; выявили значительное занижение налогов, что явилось неприятной новостью для клиента;
- Стоимость проекта ~ 140 тыс. руб. Клиент: ООО, оптовая торговля ВЭД. Ситуация: конфликт, главный бухгалтер ушла с документами и базой. База была восстановлена из архива, но не актуальная. Задача: Восстановление бухгалтерского и налогового учета. Объем работ: учет за 12 мес, выборочный анализ первичных документов. Срок: 1 мес. Результат: восстановленная база, сверка расчетов с бюджетом, уточненная отчетность, участие в инвентаризации.
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter