01. Как работают маркетплейсы (агенты, комиссионеры)?
Что такое маркетплейс? Своими словами обычный рынок. Онлайн маркетплейс (англ. online marketplace, online e-commerce marketplace) - это платформа электронной коммерции, онлайн-магазин электронной торговли, предоставляющий информацию о продукте или услуге.
1995 год. Современные онлайн маркетплейсы берут начало с компании Amazon (США), которая начинала свою деятельность как онлайновый ритейлер книг и на сегодня выступает крупнейшим маркетплейсом с восемью филиалами в разных странах мира. В этом же году основана площадка интернет-аукционов eBay, этот онлайн-ресурс предоставляет возможность выставлять их товары на продажу, однако в отличие от других маркетплейсов формирование стоимости товаров на eBay происходит по правилам аукциона.
1996 год. Основан магазин электронной коммерции Rakuten (Япония), а в 1997 году предоставил розничным продавцам возможность выстраивать собственные сайты на базе своего интернет-магазина.
1998 год. OZON основан российский интернет-магазин, сначала как торговый сервис для продажи книг и видео через Интернет. Сегодня сервис предоставляет своим покупателям более 5 млн позиций в 24 категориях.
1999 год. Появился интернет-ресурс Alibaba (Китай).
2004. Интернет-магазин Wildberries основан в 2004 году (Россия), в 2012 году вышел на рынок Белоруссии, в 2014 году начал принимать заказы и осуществлять доставку в Казахстан, по итогам 2015 года Wildberries стал самым популярным у россиян отечественным интернет-магазином.
2018 год. Беру - маркетплейс, основан Сбербанком и Яндексом. Базой для маркетплейса стал сервис «Яндекс.Маркет». В мае 2018 года было запущено открытое бета-тестирование площадки.
Обычно, маркетплейс - это сервис. На сайте маркетплейса размещается информация о предоставляемых продавцами продуктах (товаре или услуге), а покупатели получают возможность сделать заказ. Маркетплейс продает продукт, не принадлежащий владельцу сайта. Маркетплейс обеспечивает техническую реализацию (сайт, трафик, склад, логистику) и маркетинг для увеличения продаж компаний, разместивших информацию о своем товаре в каталоге. Зарабатывает маркетплейс на комиссии в виде процентов от сделки.
Бизнес-модели маркетплейсов разные:
- Комиссия с операций. Пользователи платят тогда, когда начинают получать клиентов и прибыль. Примеры: Airbnb, Etsy, eBay, Fiverr, TaskRabbit, Uber, Autospot;
- Подписка. Маркетплейс помогает им привлечь новых клиентов, характерно для услуг. Примеры: сайты для обмена домами, сайты знакомств (исследуют своих пользователей, чтобы предложить им персонализированную рекламу), сайты по подбору кадров (берут плату с компаний за доступ к базе кандидатов);
- Плата за размещение. Маркетплейс предоставляет аудиторию продавцу и гарантирует охват. Примеры: сайты фриланса, сайты кадровых агентств, сайты объявлений;
- Комиссия за лид. Клиенты оставляют свои запросы на маркетплейсе, а продавцы откликаются на них и платят за это комиссию площадке. Примеры: YouDo, GetBlogger;
- Плата за премиум. Основные функции маркетплейса бесплатны, а платить нужно за премиум-услуги. Они должны быть действительно ценными.
Часто маркетплейсы используют несколько бизнес-моделей.
02. Проблемы работы с маркетплейсами
Преимущество маркетплейсов - возможности для масштабирования бизнеса Поставщика и быстрого кратного роста. Покупатели получают доступ к большому количеству товаров и услуг в одном месте с возможностью выбрать Поставщика на основе цены товара, рейтинга продавца, отзывов. А директор получает управленческие задачи. Какие? Нужно задачи оценить и правильно распределить:
- Модель работы. У маркетплейса могут быть разные модели работы - продажа товара с логистического центра ритейлера или со склада продавца. Обе схемы подразумевают самостоятельное управление продажами селлером - он сам проходит процесс регистрации на площадке, создает контент, управляет ассортиментом и ценами, решает, как продвигать свои товары и т. д. Если продавец работает со своего склада, он собирает товары в заказ сам и передает их в службу доставки. В любом случае Товаром нужно управлять;
- Размер комиссии. В зависимости от площадки комиссия может быть от 10% от суммы сделки до 70%. Нужно правильно понимать свою рентабельность и управлять ценами;
- Выплаты. Оптимально, если маркетплейсы перечисляют деньги на следующий рабочий день после продажи. Необходимо четко отслеживать финансы по направлению маркетплейсы;
- Доставка. У одних маркетов сеть складов в разных регионах, другим нужно самому везти товар до сортировочного центра. Нужно управлять логистикой;
- Онлайн-касса. Маркетплейсы могут выступать в роли платежных агентов. Начинающие маркетплейсы могут не принимать самостоятельно оплату за товар;
- Поддержка и гарантии. Читайте внимательно условия и документы, по которым маркетплейс оформляет возврат товара, техническую поддержку и гарантийное обслуживание. Необходимо выделить ресурсы на своевременную поддержку и работу по гарантиям. Репутация прежде всего;
- Документы складского учета. Регистры - справочники, номенклатура, артикулы. Документы - накладные, отчет комиссионера, отчет о расхождениях;
- Документы бухгалтерского учета. Учетная политика, акт об услугах, акт сверки, счет-фактура, платежные документы.
Такие задачи подразумевают появление в штате менеджера продаж (личный кабинет, работа с товаром, склад), логиста (доставка), бухгалтера (платежи и налоговая отчетность). При этом нужно понимать, как отличаются друг от друга Договоры и бизнес-процессы маркетплейсов.
Бизнес-модель работы с маркетплейсом определяет Договор. К примеру, в договор с ОЗОНОМ агентский - четко выделены комиссионные услуги, а договор с ЯМаркетом - договор услуг. При этом суть одинакова - маркетплейсы оказывают услуги по доставке, хранению, комплектации, розыску товара, отбору на сервисе, передаче неисключительных права на контент, продвижению, заключению заказа (договора продажи). Несмотря на общий принцип, договоры и его условия разные.
Отличаются группировки товаров, условия возврата, возможность его дальнейшего выкупа, порядок расчета комиссионного вознаграждения. Отличаются формы документов, способы и сроки их обмена. Даже постоянная работа программиста над процессами обмена данными не дает результата - в получаемых документах от маркетплейсов может измениться наименование товаров, отсутствовать или не соответствовать артикул товара, расчет цены. Может просто отсутствовать необходимая информация в самом отчете (цена передачи, НДС). Не внушает оптимизма одностороннее изменение формы отчётов.
Для понимания ситуации сравните один из отчетов разных маркетплейсов, к примеру отчет комиссионера скачать (реквизиты заменены на символы, формат сохранен полностью, в файле 3 разных комиссионера). Сложности добавляют отчеты о расхождениях. ОКроме того, есть нерешенная проблема реализации в учетной программе корректировок реализаций товара. Речь идет о товаре, который отгружен без перехода права собственности в момент, когда при приемке товара возникли расхождения с отгрузочными документами.
Компаниям, желающим иметь четкий складской учет товаров при работе с разными маркетплейсами, придется предусмотреть расходы на ит-услуги и отдельного сотрудник (ов) для работы с товаром.
03. Продаете на маркетплейсе? Цены на бухгалтерские услуги
На стоимость бухгалтерского обслуживания поставщиков-комиссионеров влияет конкретный маркетплейс, тип и форма договора, размерность первичных документов. В этой работе руководителю компании-клиента мы рекомендуем разделять бухгалтерский и складской учет. Складской учет важно организовать верно - выделить отдельного сотрудника (ов) на работу с товаром в маркетплейсе и синхронизацию данных с данными учетной программы, определить им задачи и контролировать.
Что делает бухгалтер для клиентов, работающих с маркетплейсами
Наша работа может выглядеть так:
- получение и внесение документов от комиссионера (отчет комиссии о продажах, упд на вознаграждение, на доставку, хранение, возврат, акты на утилизацию товаров);
- ручная работа по приведению документов в нужный вид (добавление необходимых отсутствующих параметров);
- передача товаров на комиссию в учетной базе;
- работа с номенклатурными позициями (переименование, транслит);
- внесение отчета о продажах (артикулы, количество, суммы, ндс, вознаграждение);
- создание счетов-фактур на продажу и вознаграждение комиссионера;
- внесение возвратов от физ лиц + создание счетов-фактур на возвраты;
- проведение утилизированных товаров;
- внесение документов от маркетплейса на дополнительные услуги (доставка, хранение, утилизация, отзыв, продвижение);
- внесение актов взаимозачета по расчетам с комиссионером.
Цена бухгалтерских услуг для продавцов на маркетплейсах
- Функция Главбуха + от 5 тыс.руб за 1 (один) маркетплейс;
- Работа с отчетами комиссионера, актами о расхождениях - договорная цена;
- Складской учет - договорная цена;
- Автоматизация загрузки отчета комиссионера - договорная цена.