Полная проверка контрагента: что это и как провести?
Содержание
1. Зачем проверять контрагента
Если приняли решение работать с контрагентом, то при возможной проверке налогового органа необходимо подтвердить то, что Вы проявили должную осмотрительность. Понятие "должной осмотрительности" введено в налоговую практику Постановлением №53 Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (Постановление №53).
Проявление "должной осмотрительности" рассматривается, как один из критериев отсутствия получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Должная осмотрительность активно использовалась налоговыми органами и судами в случаях, когда речь шла об обоснованности вычета по НДС и включении расходов в состав затрат при расчете налога на прибыль. На практике под проявлением "должной осмотрительности и осторожности" понимается использование налогоплательщиком всех доступных ему возможностей для получения и проверки информации о контрагенте.
В августе 2017 года была введена в действие ст. 54.1 Налогового кодекса. Она несколько изменила подход к методам проверки и оценки добросовестности налогоплательщика. Проверка контрагента и проявление необходимой осмотрительности перед заключением сделки не потеряли своей актуальности, только немного поменяли цель и последствия проверки. Налогоплательщику стоит проявлять осмотрительность при выборе контрагента, но не с целью доказать впоследствии налоговому органу или суду сам факт его проверки, а для того, чтобы убедиться, что контрагент является добросовестным лицом, ведет реальную деятельность и с ним можно заключить договор без риска негативных налоговых последствий. Налоговые органы будут проверять реальность выполнения сделки контрагентом, поэтому налогоплательщику стоит перед сделкой самостоятельно убедиться, что контрагент располагает необходимыми возможностями и ресурсами для выполнения принятых на себя обязательств по сделке.
1.1. Что будет, если не проверять контрагента
Налоговый орган при выездной налоговой проверке соберет информацию о "серых" контрагентах, исключит из расходов сделки с выбранными организациями, доначислит налог на прибыль, НДС, применит пени и штрафы. А основаниями будут служить признаки фирм-однодневок, например:
- массовый адрес регистрации;
- отсутствие характерных для ведущейся хоз.деятельности расходов;
- несоразмерность оборотов денежных средств по счетам и объемов уплачиваемых налогов;
- транзитный характера движения денежных средств по счетам;
- номинальность имущественного положения при существенном разнообразии заявленных к осуществлению видов деятельности;
- отсутствие соответствия в поступлениях и расходовании денег;
- отсутствие персонала, необходимых активов (офиса, складов, оборудования, транспорта, в т. ч. арендованных) и документов, подтверждающих факт оказания услуг по доставке;
- подача налоговой отчетности с указанием минимальных данных в ней;
- неуплата налогов и др.
2. Признаки недобросовестного налогоплательщика (контрагента)
2.1. Основные признаки недобросовестного налогоплательщика
- создание организации незадолго до совершения хозяйственной операции (п. 6 Постановления № 53, Письмо Минфина России от 18.04.2017 N 03-13-07/23243);
- взаимозависимость (подконтрольность) участников сделок (п. 6 Постановления N 53, Письма Минфина России от 13.07.2016 N 03-01-18/40957, ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@);
- неритмичные или разовые операции (п. 6 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- расчеты через один банк (п. 6 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- транзитные платежи или расчеты по цепочке (п. 6 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@, Постановление Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 7088/05 по делу N А40-21484/04-126-238);
- деятельность через посредников (п. 6 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- дробление бизнеса между несколькими лицами, применяющими спецрежимы (Определение Верховного Суда РФ от 05.09.2018 N 308-КГ18-12753 по делу N А32-44581/2017);
- манипулирование ценами по сделкам с взаимозависимым лицом;
- многократное отклонение цены сделки от рыночного уровня.
2.2. Основные признаки недобросовестного контрагента
- отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-02-08/25);
- "массовый" учредитель (участник), руководитель контрагента (Письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65228). В то же время следует учитывать, что сам по себе факт участия одного учредителя в нескольких компаниях не говорит о недобросовестности. Оценку риска при выборе контрагента следует проводить по совокупности признаков (Письмо Минфина России от 22.10.2020 N 03-12-13/91957);
- наличие адреса массовой регистрации (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@);
- отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности (п. 5 Постановления N 53, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014);
- отсутствие персонала (п. 5 Постановления N 53, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014);
- отсутствие основных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- отсутствие складских помещений (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- отсутствие транспортных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- отсутствие производственных активов (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
- отсутствие лицензий и необходимых допусков к определенным видам работ (Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277).
Обстоятельства, которые не могут сами по себе служить основанием для предъявления налоговых претензий (ст. 54.1 НК РФ):
- первичные учетные документы подписаны неустановленным или неуполномоченным лицом;
- контрагент нарушил налоговое законодательство;
- налогоплательщик мог получить тот же результат экономической деятельности при совершении иных сделок (операций).
ФНС России обязала налоговые органы при проведении проверок исключить формальный подход к оценке налоговой выгоды (Письмо от 16.08.2017 N СА-4-7/16152@). Поэтому инспекции уделяют больше внимания реальности выполнения операций контрагентом, а не формальным обстоятельствам (Письма ФНС России от 22.04.2020 N СД-19-2/99@, от 12.07.2019 N КЧ-4-7/13613).
Налоговые органы не вправе требовать, чтобы налогоплательщик выбирал те варианты сделок, которые облагаются наиболее выгодно для бюджета. Допустимо, чтобы налоговые последствия были минимальными, если при этом не создается искусственная ситуация, направленная на умышленное уменьшение налогов (Письмо ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@).
Источник: https://firmmaker.ru/blog/kak-proverit-kontragenta-na-blagonadezhnost-5-sovetovИтак, Вы решили заключить Договор Поставки. Допустим, форму уже согласовали, контрагент направляет реквизиты для оплаты. Давайте проверим этого контрагента.
3. Все этапы проверки контрагента
3.1. Оформляем Положение о проверке контрагента
Можно обойтись без Положения, если сотрудников и контрагентов мало. Тогда руководствуйтесь логикой, здравым смыслом и интуицей, не забывая документы.
Мы рекомендуем, чтобы Положение о проверке контрагентов было и содержало основные разделы :
- виды договоров, на которых распространяется действие документа - обычно не подлежат проверке трудовые и внутренние договора;
- порядок проведения полной и экспресс-проверки контрагента перед заключение договора;
- порядок проведения проверки контрагента во время исполнения договора;
- требования к пакету документов, необходимых для качественной проверки контрагента на благонадежность;
- ответственных лиц - обычно это одна или несколько служб - продажи, юристы безопасники;
- вид ответственности. Мы сторонники подхода, что штрафы не эффективны, решать вам.
Под контрагентом мы понимаем любое российское (иностранное) юридическое или физическое лицо, с которым Общество вступает в договорные отношения. Сама проверка контрагентов предназначена для предотвращения рисков вашей компании, связанных с выбором контрагента и взаимодействия с ним.
Риски - это возможные потери вашей компании (штрафы, пени, недоимка) и другие негативные последствия (привлечение к административной или уголовной ответственности руководителя и/или вред деловой репутации Компании) в результате предъявления претензий контролирующими органами по причинам:
- непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента;
- подозрения в недобросовестности сторон сделки (признаки: сотрудничество с фирмами-однодневками, аффилированность сторон по договору, отсутствие деловой цели при совершении сделки, обналичивание денежных средств);
- отсутствие доказательств реальности совершения сделки (признаки: отсутствие подтверждения доставки товара, отсутствие участия контрагентов в движении товара, формальность документооборота между сторонами по договору, транзитный характер расчетов).
Регламент действий у каждой компании может быть свой - детальный и не очень (возможный Пример положения о проверке контрагента).Посмотрим на основные этапы проверки контрагента.
3.2. Формируем ПАПКУ контрагента
Можно обойтись без Положения, если сотрудников и контрагентов мало. Тогда заведите отдельные папки в бумажном или электронном виде на каждого контрагента, ведите историю.
Запросите у контрагента перед подписанием каждого нового Договора Письмо о должной осмотрительности с приложением (всех или части) документов или Документы по отдельности:
- выписка ЕГРЮЛ. Законом не регламентированы требования к сроку между моментом получения выписки и моментом ее предоставления налогоплательщику – однако чем меньше этот срок, тем лучше. Совет - Если выписка из ЕГРЮЛ получена от контрагента, рекомендуем тем не менее самостоятельно сверить ее данные с информацией, размещенной на официальном сайте ФНС России. Дело в том, что недобросовестные предприниматели могут пойти на подделку выписки из ЕГРЮЛ и иных документов. Увы, такое бывает;
- свидетельство о государственной регистрации;
- свидетельство о постановке на налоговый учет;
- устав;
- справка об отсутствии задолженности по налоговым платежам;
- сведения о штатной численности контрагента, его имущественном положении, составе и стоимости основных средств, репутации на рынке, опыте работы в той или иной сфере – это тоже будет признано проявлением осмотрительности.
3.3. Проверяем контрагента через сервисы
Агрегаторы проверки контрагентов
Удобнее использовать агрегаторы, которые собирают у себя много информации. Можно использовать любой, не будем рекламировать. Вбейте ИНН, внимательно изучайте. Проверьте достоверность юридического адреса, статус организации (действует или в стадии ликвидации), является ли директор и адрес массовыми, платит ли организация налоги и сдает ли отчетность. Пройдите по веткам аффилированных лиц, составьте впечатление о бизнес в целом. Бесплатные сервисы дают лишь базовую информацию, удобства нужно покупать. Впрочем и бесплатно исследовать контрагента можно довольно глубоко.
Бесплатные сервисы проверки контрагента
Пройдите по бесплатным сервисам. Это не так удобно, как в агрегаторах, но зато на каждом сервисе можно сделать скрины, как доказательства своей осмотрительности. Поехали.
- Наличие и изменения в реестре - сервис налоговой;
- Значимые факты (вдруг контрагент ликвидируется) - Ресурс публичных сообщений;
- Директор недееспособен - проверить дисквалификацию лица;
- Директор отказник - проконтролировать отсутствие учредителя или руководителя организации в реестре лиц, отказавшихся от участия (руководства) в организации;
- Массовый адрес - выяснить, не зарегистрирован ли контрагент по адресу "массовой регистрации" и осуществляется ли с ним связь по указанному в ЕГРЮЛ адресу. Суды зачастую подчеркивают, что несовпадение юридического и фактического адресов само по себе не может являться, к примеру, основанием для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов (постановление ФАС СЗО от 31 июля 2008 г. по делу № А56-43841/2007, постановление ФАС СЗО от 6 ноября 2007 г. по делу № А05-1456/2007);
- Весь в судах - проверка контрагента на суды. Для этого необходимо изучить картотеку арбитражных дел на официальном сайте ВАС РФ – с ее помощью можно узнать о судебных тяжбах, в которые может быть вовлечен контрагент, и их содержании. Пользоваться ею просто – достаточно ввести в поле "Участник дела" название, ИНН или ОГРН контрагента и выбрать функцию "Найти". После этого будет сформирован список дел, в которых фигурирует контрагент, с основными процессуальными документами по каждому из них и информацией об актуальной стадии судебного разбирательства. Наличие записи о контрагенте – участнике спора (в качестве истца или ответчика) свидетельствует, что он проводит реальную деятельность и его правоспособность была установлена при рассмотрении дела (принятии иска к производству и т.д.). При этом наличие судебных претензий в отношении контрагента увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору;
- Банкрот - проверка контрагента на банкротство. Эту информацию можно найти на Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц. Помимо этого, на этом портале можно найти и другие сведения – например, о стоимости чистых активов акционерного общества на последнюю отчетную дату;
- Должник - проверка контрагента у судебных приставов. Сделать это можно на сайте ФСПП России, обратившись к поиску по банку данных исполнительных производств. Причем проверить, не является ли контрагент участником исполнительного производства, можно вне зависимости от того, организация это или индивидуальный предприниматель. Наличие записи о контрагенте свидетельствует, что он проводит реальную деятельность. При этом наличие исполнительного производства в отношении контрагента увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору;
- Недобросовестный закупщик - проверка недобросовестного поставщика. Для участников системы закупок для государственных и муниципальных нужд. Рекомендуем провести поиск по соответствующему реестру. Такая запись свидетельствует, что контрагент проводит реальную деятельность. Наличие записи о контрагенте в одном из реестров недобросовестных поставщиков увеличивает риск неисполнения им обязательств по договору, а также может свидетельствовать о неисполнении им налоговых обязательств и об отсутствии реальной деятельности. Это может повлечь налоговые последствия в виде признания соответствующих расходов (вычетов) необоснованными.
Каждый результат проверки сохраняем в дело. Вам потребуется доказать контролирующему лицу или органу, что проверка произведена.
3.4. Проверяем лицензию (или СРО) контрагента
Если деятельность контрагента подлежит лицензированию - не забудьте это проверить. Действительно, суды указывают на необходимость такой проверки при решении вопроса о добросовестности налогоплательщика (постановление ФАС ПО от 22 февраля 2012 г. по делу № А65-8909/2011, постановление ФФАС ПО от 15 марта 2011 г. по делу № А65-15788/2010, постановление ФАС ММО от 2 февраля 2009 г. № КА-А40/13417-08).
Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, на сайте Минстроя России размещены для ознакомления реестры выданных разрешений на строительство, а сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий, выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.
3.5. Проверяем отчетность и налоги контрагента
Несдача контрагентом отчетности
В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. постановлением Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, приказ Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").
Запросите отчетность у контрагента. Или посмотрите сервис - Прозрачный бизнес от налоговой службы.
Неуплата контрагентом налогов
Ранее суды обращали внимание, что проверка уплаты налогов (уплата налогов в минимально возможном объеме или в неполном размере) контрагентом также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика. И подтверждали обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию, ссылаясь на то, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).
Обзор ВС 2019 пояснил, что общественную опасность имеет только умышленное неисполнение обязанностей налогоплательщика/плательщика сборов. При этом надо иметь в виду, что состава преступления, предусмотренного ст. 198, 199 УК РФ, не образует сам факт неплатежа налога или сбора при условии, что налогоплательщик представил в налоговый орган декларацию, в которой правильно, в полном объеме отражены все данные. Недоимка, не сопряженная с обманом налоговых органов, может быть следствием недостатка средств. За просрочку платежа налогоплательщик уплачивает пеню. ВАС РФ разъяснил, что бездействие налогоплательщика, состоящее в непринятии мер для погашения недоимки при наличии необходимых для этого денежных средств, не образует состава правонарушения, предусмотренного ст. 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страхового взноса)" НК РФ. В таком случае налоговый орган вправе применить один из установленных способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а также принудительно взыскать налоговую задолженность. Поскольку в случае подачи достоверной декларации нет правонарушения и оснований для наложения штрафа, тем более нет преступления и оснований для уголовной ответственности.
И все же при проверке контрагента мы рекомендуем использовать сервис проверки уплаты налогов, делать скрин и печатать его с отметкой даты и времени.
3.6. Проверяем полномочия директора контрагента
Начиная сотрудничать с компанией, постарайтесь лично встретиться с ее генеральным директором. Понятно, что сделать это сложно — не каждый директор захочет встречаться со всеми партнерами лично. Однако письменный запрос о встрече, а также аргументированный отказ вашего партнера станут еще одним аргументом проявленной вами осмотрительности.
Попросите решение, протокол, согласно которому действует директор, а заодно копию паспорта. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным (постановление ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).
При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой (постановление ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).
И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер (Определение ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены (постановление ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом (постановление ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).
Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:
- не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной;
- не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
- не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.
3.7. Всё проверили! Подписываете договор - пробная поставка и сверки
Сформировали дело, подшили документы (ксерокопии, распечатки результатов работы сервисов).
Можно осуществлять пробную поставку (оказывать разовую услугу). Смотрим практику в свою пользу:
- Заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4),
- факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки (постановление ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д
Регулярные ежемесячные сверки расчетов позволяют не только подтвердить свою добросовестность в глазах налоговых органов, но и отслеживать своевременность исполнения договорных обязательств. Помимо сверок расчетов проводим по этому же алгоритму проверку контрагента или используем платные сервисы.
4. Итоги
Мы рекомендуем проверять контрагента - и перед начало работы и во время. Проверять контрагента необходимо потому, что:
- Контрагент может оказаться недобросовестным;
- Контрагента недобросовестным может назвать налоговая. Доначислить налоги.
Как конкретно проверять контрагента? Регулярно. И подтверждать проверку документами.
- Рекомендуем не только проверять контрагента, но и разработать локальный нормативный акт по организации договорной работы с контрагентами (возможный пример Положения о проверке контрагента скачать, используйте необходимое для себя). В этом документе укажите - цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.
- Если организация небольшая для использования регламента, то издайте приказ и перечислите мероприятие по проверке . Перед подписанием Договора обменивайтесь Письмами о должной осмотрительности с приложением (всех или части) документов.
- Если организация совсем мала, то проверяйте контрагента по всем сервисам, сохраняйте скриншоты и возьмите за правило каждый месяц делать выписки ЕГРЮЛ на сайте налоговой службы.
Фирммейкер, январь 2014 (следим за актуальностью)
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter