Налоговая нагрузка: какая должна быть, ответственность
Содержание
В нашей статье мы расскажем, что такое налоговая нагрузка. Все организации стремятся к увеличению своей прибыли, но в то же время хотят снизить расходы на уплату налогов. В этом вопросе очень важно отслеживать организацию в своей отрасли на фоне других предприятий. Почему? Сейчас объясним.
1. Налоговая нагрузка: что это и для чего
Налоговая нагрузка своими словами – это налоговое бремя, т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую платит предприятие. Её уровень контролирует налоговая служба. Стоит компании начать платить налогов меньше, как может последовать для начала вызов на беседу в налоговую инспекцию. Говоря о налоговой нагрузке, подразумевают соотношение между суммой уплаченных налогов и выручкой.
Пример. За год у организации (оптовые продажи непродовольственными товарами) следующие показатели. Выручка - 300 млн. руб. Налоговая нагрузка (сумма всех налогов без пошлин) - 4 млн руб. Относительная налоговая нагрузка - 1,3% (4 млн/300 млн). Таким образом, компания платит 1,3% от своей выручки в бюджет. При этом среднее значение по отрасли 3,4%. Вероятность поступления запроса от налоговой высокая.
Безопасная налоговая нагрузка - это рекомендуемый уровень налоговой нагрузки, ниже которого налоговые органы считают компанию менее рискованной для проверок и претензий. Этот показатель рассчитывается Федеральной налоговой службой (ФНС) России индивидуально для каждого вида экономической деятельности (ОКВЭД). Цель безопасной налоговой нагрузки-— минимизировать вероятность повышенного внимания налоговых органов и снизить риски выездных проверок.
Для расчета безопасной налоговой нагрузки ФНС ежегодно публикует рекомендованные значения налогового бремени для различных видов деятельности. Эти показатели формируются на основании статистической отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей, работающих в конкретной отрасли.
Основные критерии оценки налоговой нагрузки включают:
- Налоговая нагрузка (удельный вес налогов в выручке предприятия),
- Рентабельности товаров, продукции, работ, услуг;
- Рентабельность активов.
Если ваша компания демонстрирует повышенную налоговую нагрузку относительно среднего показателя по отрасли, рекомендуем провести внутренний аудит финансовой отчетности и выявить причины превышения.
2. Что регулирует налоговую нагрузку
- Концепция системы планирования проверок (Приказ ФНС);
- О работе комиссий налоговых органов (Отменено 07.07.2020);
- Как считать налоговую нагрузку (Письмо ФНС).
3. Как налоговики проверяют налоговую нагрузку
Налоговая служба постоянно проводит анализ финансовых потоков налогоплательщика. Анализ включает в себя следующие этапы:
- расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
- определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
- расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации берут среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
- определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
- анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.
В случае обнаружения низкого значения налоговой нагрузки ИФНС истребует пояснения у конкретного налогоплательщика.
Пример письма ИФНС с требованием представить пояснения по налоговой нагрузке
Межрайонной ИФНС России по г. Санкт-Петербургу (далее Инспекция) в рамках исполнения обязанностей по контролю за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах в соответствии со статьёй 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведен анализ показателей налоговой отчетности, представленной вашей организацией, а также информации и документов, относящихся к деятельности вашей организации, с учетом положений "Концепции Системы Планирования Выездных Налоговых проверок", утверждённой Приказом Министерства Финансов Российской Федерации (Федеральной Налоговой Службы) от 30.05.2007 N ММ-3-Об/ЗЗЗ.
В ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности организации установлено, что совокупный доход организации (по данным деклараций по налогу на прибыль) за 2, 3, 4 кв. 2024 и 1 кв. 2025 увеличился по сравнению с совокупным доходом организации (по данным деклараций но налогу на прибыль) за 2, 3, 4 кв. 2023 и 1 кв. 2024, также увеличилась уплата налога на прибыль и НДС в бюджет, при этом совокупная налоговая нагрузка снизилась.
Налоговую нагрузку по налогам считают как соотношение суммы уплаченных налогов по данным налоговой отчетности к обороту (выручке) организации за расчетный период (Общедоступные критерии оценки рисков). В связи с этим просим Вас предоставить письменные пояснения о причинах снижения совокупной налоговой нагрузки за 2, 3, 4 кв. 2024 и 1 кв. 2025г. по сравнению с периодом 2, 3, 4 кв. 2023 и 1 кв. 2024.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе и письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов н налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговых деклараций (расчётов) и разъяснять порядок их заполнения. Обращаем внимание, что согласно статье 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, установленном настоящей статьей.
Дополнительно предлагаем Вам самостоятельно провести оценку рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, утверждёнными приказом ФНС России от 30.05.2007 ММ-3-06/333®. С данным приказом Вы можете ознакомиться на официальном сайте ФНС России.
Кроме этого, рекомендуем использовать электронный сервис "Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки". С его помощью Вы можете сверить налоговую нагрузку со среднеотраслевым показателем по Вашему региону. Если данные о показателях налоговой нагрузки за нужный год отсутствуют, Вы можете использовать данные за последний год, в отношении которого утверждены такие показатели.
В связи с указанным, Вам необходимо провести анализ налоговой и бухгалтерской отчётности, представленной за 2024г. и текущий период 2025 г., в целях самостоятельной проверки правильности формирования налоговой базы, учитывая нормы НК РФ. В течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего письма представить в Инспекцию письменные пояснения по установленным в ходе анализа в отношении Вашей организации риском совершения налоговых правонарушений, указанных в настоящем письме. Данные пояснения представляются с указанием номера настоящего Информационного письма. В случае выявления нарушений Вам необходимо и течение 10 рабочих дней со дня получения настоящего Информационного письма представить уточнённые налоговые декларации. Уточнённые налоговые декларации представляются с Пояснительной запиской, описывающей причину (выявленные нарушения) представления уточнённых налоговых деклараций, с указанием способа, периода и суммы уплаты налога и причитающихся пеней, а также с указанием номера настоящего Информационного письма.
Далее налогоплательщик вызывается на налоговую комиссию (письмо вызов), понуждается к уплате налогов (протокол). В случае игнорирования ИФНС проводит выездную налоговую проверку и доначисляет налоги.
4. Где найти данные о налоговой нагрузке
Не все знают, что налоговая публикует статистику на своем сайте. Еще меньше знают, где ее найти и как читать. Мы следим за изменениями налоговой нагрузки в отраслях. Для этого используем открытые данные о налоговой нагрузке с официального сайта ФНС. Для удобства данные сопостявляем по годам. Предлагаем посмотреть и самостоятельно сделать выводы. Мы уже говорили, что налогоплательщик подлежит внимательному рассмотрению, если значения его налоговой нагрузки отличаются от среднеотраслевых.
4.1. Данные о налоговой нагрузке за 2006-2024 годы
- Налоговая нагрузка по ОКВЭД в РФ за 2006-2016 гг (скачать файл xls);
- Налоговая нагрузка по ОКВЭД в РФ за 2017-2021 гг (скачать файл xls);
- Налоговая нагрузка по ОКВЭД в РФ за 2022-2024 гг (скачать файл xls).
4.2. Данные о Рентабельности по ОКВЭД за 2006-2024 годы
- Рентабельность по ОКВЭД в РФ за 2006-2016 гг (скачать файл xls);
- Рентабельность по ОКВЭД в РФ за 2017-2024 гг (скачать файл xls).
5. Как самостоятельно рассчитать свою налоговую нагрузку
Используйте официальный калькулятор налоговой нагрузки от ФНС. Внесите свои значение и сравните их со среднеотраслевыми. Нужно понимать, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Базой налоговой нагрузки могут являться:
- Выручка (с НДС или без);
- Доходы;
- Вновь созданная стоимость;
- Источник уплаты налога, прибыль или затраты;
- Планируемая прибыль или ожидаемый доход.
Налоговая нагрузка рассчитывается на разных экономических уровнях:
- для государства в целом или по его регионам;
- по отраслям хозяйства страны или регионов;
- по группе сходных предприятий;
- по отдельным хозяйствующим субъектам;
- на конкретного человека.
Чтобы понять, есть ли вероятность посещения инспекторами налоговой службы вашей организации, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку.
5.1. Расчет совокупной налоговой нагрузки
В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:
- взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
- таможенные пошлины;
- НДС на ввозимые в РФ товары.
Расчет прост:
Совокупная налоговая нагрузка = Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности) / Выручка за календарный год (по данным Росстата)
5.2. Расчет налоговой нагрузки по конкретным налогам
Помимо совокупной налоговой нагрузки, можно рассчитать налоговую нагрузку и по каждому налогу в отдельности. Например, нагрузку налога на прибыль считаем так:
Налоговая нагрузка налога на прибыль = Сумма налога на прибыль за календарный год (по данным налоговой декларации) / Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации).
5.3. Пример самостоятельно расчета налоговой нагрузки
ООО «Плюс» на ОСН, занимается оптовой торговлей. Показатели деятельности организации и исчисленные к уплате налоги в 2024 год, по данным представленным в налоговых декларациях и расчетах, следующие:
- Выручка 45 млн. руб.;
- НДС 500 тыс. руб.;
- Налог на прибыль 800 тыс. руб;
- Земельный налог 100 тыс.руб;
- НДФЛ с выплат сотрудникам 101 тыс. руб.;
- Страховые взносы 234 тыс. руб.
Страховые взносы включаются при расчетах, начиная с 2018 года.
Совокупная налоговая нагрузка = (500+800+100+101+234) / 45 млн. руб. * 100% =1,735/45= 3,86 %
Для сферы оптовой торговли в 2024 году среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 3,4 % (см. таблицу). У ООО «Плюс» совокупная нагрузка больше, чем в среднем по отрасли, т.е. скорей всего ближайших выездных проверок не будет.
6. Итоги
Налоговая нагрузка является необходимым элементом при определении уровня затрат организации перед бюджетом. Расчет данного параметра должно стать обязательной процедурой для каждой организации, это поможет избежать пристального внимания налоговиков. Если у вас сложилась предельно низкая нагрузка, предоставьте подробные пояснения инспекторам ФНС. Не всегда низкий уровень налоговой нагрузки говорит об «уходе» организации от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют ошибки, то причиной может быть, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.
Фирммейкер, ноябрь 2019 (следим за актуальностью)
Анастасия Чижова (Конатова)
При использовании материала ссылка обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter