прайс на все услуги

Правила валютного контроля для юрлиц

Компании вырастают, им становится тесно в своем регионе и они пробуют продавать на экспорт (внешнеэкономическая деятельность). Заключают договор с иностранной компанией (международные правила торговли), отгружают товар и получают иностранную валюту (валютные операции). Мы расскажем о том, что такое валютный контроль юрлица для общего понимания наших клиентов на бухгалтерском обслуживании.

01. Что такое валютный контроль?

Валютный контроль - это контроль органов (Центральный банк, Таможня, Налоговая) и агентов валютного контроля (коммерческие банки) за соблюдением валютного законодательства (Закон) при осуществлении валютных операций (ввоз, вывоз, перевод, приобретение, продажа инвалюты).Правила валютного контроля

Регулирует валютный контроль Закон о валютном регулировании (ФЗ от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Вообще нормативных документов валютного регулирования много - они вводят инструкции, поясняют ситуации, регламентируют процедуры, но для общего понимания мы будем использовать преимущественно базовый документ. 

Валютный контроль - не современное изобретение. В какой-то момент у правителей любого государства возникает понимание, что контроль за чеканкой монет означает контроль за товарными отношениями (мера стоимости, средство обращения, платежа, накопления, мировые деньги). Хотя и существовали безмонетные периоды, но они завершились. И если чужая монета заменяла собственную, то управлять таким государством было крайне затруднительно. Поэтому в зависимости от результатов внешней политики валютный контроль проходил периоды запрета и либерализации.

К примеру, в условной России в 1535 году были законодательно закреплены общерусская денежная система и монополия государства на чеканку монет. Позднее запретили вывоз из страны золота, серебра, соли, воска. Следом ввели большИе пошлины для иностранцев при ввозе. Петр 1 ввел запрет на вывоз драгоценных металлов в зарубежные страны. Екатерина II ввела таможенные импортные пошлины в размере 40–100 %. Далее по мере необходимости развития государства условия и пошлины отменялись или росли. Считается, что в последнее время валютный контроль в России проходил следующие стадии разваития:

  • до 1986 г.- валютная монополия,
  • до 1991 г. - жесткое валютное регулирование,
  • до 1998 г. – умеренно-либеральная модель,
  • до 2001 г. – снова жесткий валютный контроль,
  • по настоящее время - либерализация валютного регулирования.

Смысл содержания всех валютных ограничений сводится к запрету покупать и продавать валюту непосредственно физическими и юридическими лицами, минуя уполномоченный банк.

02. Что такое валютные операции?

Валютные операции - это приобретение, ввоз-вывоз или перевод валюты (ст. 1 Закона о валютном регулировании):

  • приобретение иностранной валюты и внешних ценных бумаг у резидента либо их отчуждение в пользу резидента на законных основаниях, а также их использование для оплаты;
  • приобретение у нерезидента либо отчуждение в пользу нерезидента российской и иностранной валюты, внешних и внутренних ценных бумаг, а также их использование для оплаты;
  • ввоз в РФ и вывоз из РФ российской и иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг;
  • перевод российской и иностранной валюты, внутренних и внешних ценных бумаг со счета организации-резидента в России на ее же счет за рубежом и наоборот;
  • перевод российской валюты резидентом на счет другого резидента из России за рубеж и наоборот;
  • перевод российской валюты со счета на счет, как на свой собственный, так и другого резидента, за пределами России.

03. Какие валютные операции разрешены и запрещены

Расчеты в иностранной валюте на территории РФ допускаются с лицами, являющимися нерезидентами. Если стороны являются резидентами РФ, то расчеты должны осуществляться в рублях за некоторым исключением. Почему так? Инвалюта ограничена в обороте на территории РФ. Расчеты в инвалюте на территории РФ допускаются только по основаниям и в режиме, разрешенным Банком России (ст. 317 ГК РФ).

3.1 Валютные операции резидент-нерезиденту РФ разрешены

Нерезиденты - физлица, не являющиеся гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в РФ на основании вида на жительство, юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ (ст. 1 Закона N 173-ФЗ). Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений (ст. 6 Закона N 173-ФЗ).

Расчеты в иностранной валюте на территории РФ с лицами, являющимися нерезидентами, могут быть произведены в иностранной валюте без ограничений.

3.2 Валютные операции резидент-резиденту РФ запрещены

По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены.

Исключения - безналичные средства (ст. 9 Закона о валютном регулировании):

  1. Банк-Банку. Валютные операции по сделкам между уполномоченными банками - привлечение и размещение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц, осуществление переводов денежных средств по поручению физических и юридических лиц, инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов;
  2. переводы валюты РФ резидент резиденту с учетом ограничений и необходимой отчетности по ст. 12 (183 дня, отчет ддс, 600 тыс. руб);
  3. получение, возврат кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
  4. банковские гарантии, исполнение резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
  5. приобретение резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам;
  6. валютные операции между резидентами по договорам финансирования под уступку денежного требования (факторинга), по которым резидентам, являющимся финансовыми агентами (факторами), были уступлены денежные требования иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся резидентам, являющимся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) с нерезидентами лицами, передающими этим нерезидентам товары, выполняющими для них работы, оказывающими им услуги, передающими им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
  7. юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ -  выплата заработной платы сотрудникам представительства или филиала юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории РФ, оплата и (или) возмещение командировочных расходов;
  8. расчеты в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
  9. операции между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, включая операции по возврату комитентам (принципалам, доверителям) денежных сумм (иного имущества);
  10. операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого или ввозимого в РФ груза, транзитной перевозкой груза, а также по договорам страхования указанных грузов;
  11. операции с внешними ценными бумагами,
  12. уплата обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  13. операции по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;
  14. операции, совершаемые доверительными управляющими;
  15. операции по уплате страховой премии, выплате страхового возмещения по договорам страхования экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков, операций по выплате вознаграждения и выплате иностранной валюты по сделкам, обеспечивающим исполнение обязательств нерезидента по внешнеторговому договору (контракту), предусмотренных установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" порядком осуществления деятельности по страхованию и обеспечению экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков;
  16. другие специальные (клиринг, ценные бумаги, бюджет).

Исключения - наличные средства (ст. 9 Закона о валютном регулировании).

Юридические лица - резиденты могут осуществлять расчеты в наличной валюте РФ:

  1. с физическими лицами - нерезидентами по договорам розничной купли-продажи товаров,
  2. выплаты в наличной валюте РФ физическим лицам - нерезидентам в порядке компенсации суммы НДС, транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению;
  3. обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах, судов иностранных государств в речных и морских портах, при оплате нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории Российской Федерации;
  4. за обслуживание воздушных судов таких юридических лиц в аэропортах иностранных государств, судов таких юридических лиц в речных и морских портах иностранных государств, иных транспортных средств таких юридических лиц во время их нахождения на территориях иностранных государств, а также при оплате такими юридическими лицами аэронавигационных, аэропортовых, портовых сборов и иных обязательных сборов на территориях иностранных государств, связанных с обеспечением деятельности таких юридических лиц;
  5. по договорам перевозки пассажиров, а также расчеты по договорам перевозки грузов, перевозимых физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
  6. Российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты в иностранной валюте и валюте РФ с физическими лицами - нерезидентами, а также с физическими лицами - резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней, по заключаемым между указанными лицами договорам об образовании, предусматривающим оказание образовательных услуг за пределами территории РФ;
  7. при оплате и (или) возмещении расходов физических лиц, связанных со служебными командировками за пределы территории РФ, а также при погашении неизрасходованных авансов, выданных такими юридическими лицами - резидентами в связи со служебными командировками за пределы территории РФ.

04. Кто контролирует валютные операции

Валютный контроль осуществляют органы и агенты валютного контроля (ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Органами валютного контроля являются

  1. Банк России;
  2. Федеральная таможенная служба;
  3. Федеральная налоговая служба.

Имеют право:

  • проводить проверки соблюдения валютного законодательства, учета и отчетности;
  • запрашивать документы и информацию по валютным операциям;
  • выдавать предписания об устранении выявленных нарушений валютного законодательства и актов органов валютного регулирования;
  • применять меры ответственности за нарушения.

Агентами валютного контроля являются

  1. уполномоченные банки;
  2. профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся уполномоченными банками;
  3. государственная корпорация развития ВЭБ.РФ.

Имеют право:

  • проводить проверки соблюдения валютного законодательства, учета и отчетности;
  • запрашивать документы и информацию по валютным операциям;
  • отказать в совершении валютной операции при непредставлении требуемых документов или представлении недостоверных сведений.

05. Орган валютного контроля - налоговая. Что она делает? 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (в ред. Постановления Правительства РФ от 13.04.2016 № 300) Федеральная налоговая служба наделена функциями органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
Названным постановлением ФНС России наделена полномочиями:

осуществлять контроль и надзор за соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам) (пп. 5.1.5);
устанавливать (утверждать) формы, форматы уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов), об изменении реквизитов счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и способ их представления резидентом налоговому органу;
устанавливать (утверждать) форму уведомления о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации, открытых в соответствии с разрешениями, действие которых прекратилось (пп. 5.9.22).

06. Агент валютного контроля - уполномоченный банк. Что он делает? 

Всё начинается с необходимости оформить валютный платеж.

Валютный платёж - это распоряжение о списании иностранной валюты, которое надо направить в банк (по форме банка) для перечисления конкретной суммы денежных средств в иностранной валюте с валютного счета организации на счет получателя этих средств (п. 2.5 Инструкции Банка России от 16.08.2017 № 181-И).

Одновременно с подачей распоряжения на валютный платеж банку нужно представить:

  • Код вида операции - если сумма договора, заключенного с нерезидентом на дату его заключения (на дату последних изменений суммы договора) не превышает в эквиваленте 200 тыс. руб.;
  • Стандартные документы -  если сумма договора превышает в эквиваленте 200 тыс. руб, но менее 3 млн руб.;
  • Расширенный список документов - если сумма договора более 200 тыс. руб., но менее 6 млн руб.;
  • Регистрация контракта - если сумма договора более 6 млн руб.;

Стандартный перечень документов такой (единовременно):

  • свидетельство ОГРН;
  • свидетельство ИНН;
  • сам договор (соглашение, контракт) и дополнения (изменения) к нему;
  • ТТН или другие документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • таможенные декларации.

Регистрация контракта (единовременно):

  • документы, подтверждающие исполнение обязательств (например, ввоз (вывоз) товара, выполнение работ, оказание услуг);
  • документы, подтверждающие прекращение обязательств (например, при проведении зачета встречных однородных требований, заключении договора новации, ликвидации должника (кредитора));
  • документы, подтверждающие перемену лица в обязательстве (например, уступка права требования или перевод долга);
  • документы, подтверждающие изменение суммы обязательств способом, отличным от расчетов.

Подтверждающими документами могут быть, например ТТН товарно-транспортные (перевозочные, товаросопроводительные), коммерческие и иные документы, акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы. Декларации на товары представлять в банк не нужно. Информацию о зарегистрированных на таможне декларациях на товары банки получают в электронном виде от таможенных органов.

07. Административная ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 15.25 КоАП РФ)

7.1 Незаконные валютные операции (ч.1)

Незаконные валютные операции, включая куплю-продажу инвалюты и чеков, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, предусмотрена ответственность в виде наложения штрафа (ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75% до 100% суммы незаконной валютной операции;
  • на должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

7.2 Уведомление об открытии счета (ч.2)

Несвоевременное представление резидентом в налоговый орган и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, влечет ответственность в виде наложения административного штрафа (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб.;
  • на должностных лиц - от 5 000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб.

Непредставление резидентом в налоговый орган уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, влечет ответственность в виде административного штрафа (ч. 2.1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для граждан в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб.;
  • для юридических лиц - от 800 000 до 1 000 000 руб.

7.3 Обязанность получить выручку по валютному контракту (ч.4)

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ):

1) для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере:

  • от 3% до 10% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), обязательства и оплата по которому предусмотрены в рублях;
  • от 5% до 30% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен внешнеторговый договор (контракт), предусматривающий оплату в валюте;
  • от 5% до 30% от несвоевременно зачисленной суммы денежных средств, если с нерезидентом заключен договор займа.

2) для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Данная обязанность и срок ее выполнения - срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом), - установлены ст. 19 Закона N 173-ФЗ. При этом установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых резиденты вправе не зачислять на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную валюту или валюту Российской Федерации.

Административная ответственность, установленная ч. 1 и 4 ст. 15.25 КоАП РФ за совершение административных правонарушений, связанных с осуществлением валютных операций по внешнеторговым договорам (контрактам), расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, не применяется к резиденту, осуществившему в установленные сроки зачисление денежных средств на свой счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и списание с указанного счета таких денежных средств с последующим их зачислением в полном объеме на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке не позднее 45 дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, а в случае частичного списания с указанного счета таких денежных средств и их перечисления на счет (вклад) этого резидента в уполномоченном банке, осуществленного не позднее 45 дней со дня зачисления их на счет (вклад), открытый в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации (примечание 7 к ст. 15.25 КоАП РФ).


Административная ответственность, установленная ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, не применяется к резиденту, заключившему с нерезидентом внешнеторговый договор (контракт), если сумма обязательств по такому внешнеторговому договору (контракту) равна 200 000 руб. или не превышает 200 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 200 000 руб., или не превышает ее (примечание 8 к ст. 15.25 КоАП РФ).

Обязанность оформить Паспорт сделки (ч.4.1)

За несвоевременное получение резидентом на свои счета в уполномоченных банках или на счета, открытые за пределами РФ, валюты РФ в доле, определяемой Правительством РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление Паспорта сделки, предусмотрена ответственность (ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на должностных лиц - в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Эта статья устарела, не применяется. Порядок оформления паспортов сделок был установлен Инструкцией Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", которая утратила силу с 01.03.2018. Вместо нее действует инструкция N 181-И. Инструкцией N 181-И не предусмотрено оформление паспорта сделки, то есть с 01.03.2018 при совершении внешнеторговых операций паспорт сделки не оформляется, что делает невозможным применение ч. 4.1 ст. 15.25 КоАП РФ. Об этом мы писали в отдельной статье - Паспорт сделки.

Обязанность профучастнику ВЭД получить выручку (ч.4.2)

Невыполнение резидентом, включенным в перечень профучастников ВЭД, в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги влечет ответственность в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 3% до 5% от несвоевременно зачисленной суммы;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Обязанность профучастнику ВЭД исполнить контракт (ч.4.3)

Несвоевременное исполнение или прекращение резидентом, в том числе включенным в перечень профучастников ВЭД, обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом, влечет ответственность в виде предупреждения или административного штрафа (ч. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ):

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 5% до 30% суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

7.4 Репатриация валютной выручки (ч.5)

Резиденты обязаны обеспечить возврат в РФ денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в РФ (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (ст. 19 Закона N 173-ФЗ). За нарушение указанной обязанности предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ:

  • для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от не возвращенной в срок суммы денежных средств за каждый день просрочки и (или) в размере от 3% до 10%, уплаченных нерезиденту по условиям рублевого внешнеторгового контракта; от 5% до 30% суммы не возвращенных в срок денежных средств, уплаченных нерезиденту по внешнеторговому контракту в иностранной валюте;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб.

Если контракт превышает 100 млн. руб (ч. 5.2)

Действия (бездействие), предусмотренные ч. 4, 4.1, 4.2, 4.3 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ, если сумма зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока либо не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта), договора займа с нерезидентом по однократно либо неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям, превышает 100 000 000 руб. и если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа по ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ:

  • на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере 1/150 ключевой ставки Банка России от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ, с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления таких денежных средств и (или) в размере от 75% до 100% суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках и (или) на счета, открытые в банках за пределами территории РФ;
  • на должностных лиц - от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Обязанность профучастника ВЭД о репатриации (ч.5.3)

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, резидентом, включенным в перечень профучастников ВЭД, влечет наложение административного штрафа на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в размере от 3% до 5% суммы не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию денежных средств (ч. 5.3 ст. 15.25 КоАП РФ).

7.5 Работа с валютными документами и отчетностью (ч.6)

Отчет о ДДС и срок хранения документов

ДДС. Несоблюдение порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ, и (или) подтверждающих документов (Правила № 819).

Хранение документов. Нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций (ст. 24 Закона N 173-ФЗ).

Неуведомление в установленный срок финансовым агентом (фактором) - резидентом, которому уступлено денежное требование (в том числе в результате последующей уступки), резидента, являющегося в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) с нерезидентом лицом, передающим этому нерезиденту товары, выполняющим для него работы, оказывающим ему услуги либо передающим ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, об исполнении (неисполнении) нерезидентом обязательств, предусмотренных указанным внешнеторговым договором (контрактом), или о последующей уступке денежного требования по указанному внешнеторговому договору (контракту) с приложением соответствующих документов (ст. 19 Закона N 173-ФЗ).

Указанные нарушения влекут ответственность в виде административного штрафа:

  • для граждан в размере от 2 000 до 3 000 руб.;
  • для должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.;
  • для юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб.

Документы, подтверждающие валютные операции (ч. 6.3.1)

Единой формой учета и отчетности по валютным операциям резидентов является Справка о подтверждающих документах (п. 1.3 Инструкции N 181-И).

Сроки представления Справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов установлены п. 8.2 Инструкции N 181-И.

Непредставление резидентом в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций по истечении 90 (девяноста) дней после окончания установленного срока влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан в размере от 2500 до 3000 рублей;
  • на должностных лиц - от 4000 до 5000 рублей;
  • на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей.

08. Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства (ст. 193 УК РФ)

Репатриация - срок (ч.1)

Срок. Уголовная ответственность может наступить при нарушении сроков репатриации денежных средств в крупном размере, если преступление совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за деяния, предусмотренные ч. 5.2 ст. 15.25 КоАП РФ (ч. 1 ст. 193 УК РФ):

  • штраф в размере от 200 000 до 500 000 руб.,
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • либо принудительными работами на срок до 3 лет,
  • либо лишением свободы на срок до 3 лет.

Репатриация - зачисление (ч.2)

Нарушение требований о зачислении денежных средств в крупном размере от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами РФ, нарушение требований о возврате денежных средств в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за неввезенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, с использованием заведомо подложного документа, с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, наказываются (ч. 2 ст. 193 УК РФ):

  • лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб.
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового .

Что такое крупный размер для репатриации (примеч 193)

Если сумма незачисленных или невозвращенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение 1 года проведенным валютным операциям (примечание к ст. 193 УК РФ):

  • превышает 100 000 000 руб. - крупный размер,
  • превышает 150 000 000 руб. - особо крупный размер.

Обман, недостоверные сведения (ч. 1 ст 193.1)

Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением банку документов, содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, о целях и назначении перевода, наказывается:

  • штрафом в размере от 200 000 до 500 000 руб.,
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет,
  • либо принудительными работами на срок до 3 лет,
  • либо лишением свободы на срок до 3 лет (ч. 1 ст. 193.1 УК РФ).

Деяние, совершенное в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с использованием юридического лица, созданного для совершения одного или нескольких преступлений, связанных с проведением финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, наказывается:

  • лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб,
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового (ч. 2 ст. 193.1 УК РФ).

Деяния, предусмотренные, совершенные в особо крупном размере, организованной группой, наказываются:

  • лишением свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб.
  • или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 5 лет либо без такового (ч. 3 ст. 193.1 УК РФ).

Что такое крупный размер для недостоверки  (примеч 193.1)

Если сумма незаконно переведенных денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ по однократно либо по неоднократно в течение одного года проведенным валютным операциям (примечание к ст. 193.1 УК РФ):

  • превышает 9 000 000 руб. - крупный размер,
  • превышает 45 000 000 руб. - особо крупный размер.

Срок давности и преступления разной тяжести

Преступлениями небольшой тяжести - умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 3 лет лишения свободы (ч. 2 ст. 15 УК РФ).

Преступлениями средней тяжести - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 5 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы (ч. 3 ст. 15 УК РФ).

Тяжкие преступления - умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 15 лет лишения свободы (ч. 4 ст. 15 УК РФ).

Срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести составляет 2 года после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).

За преступления средней тяжести срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 6 лет после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).

За тяжкие преступления срок давности привлечения к уголовной ответственности составляет 10 лет после совершения преступления (ст. 78 УК РФ).

Таким образом, срок давности привлечения к уголовной ответственности:

  • за преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 193 и ч. 1 ст. 193.1 УК РФ, составляет 2 года;
  • за преступления, предусмотренные ч. 2 ст. 193 и ч. 2 ст. 193.1 УК РФ, составляет 6 лет;
  • за преступления по ч. 3 ст. 193.1 УК РФ, составляет 10 лет.

Фирммейкер, октябрь 2010 (следим за актуальностью)
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка обязательна

Ведем бухгалтерию - простую и сложную

Импорт-экспорт, ВЭД

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также