прайс на все услуги

Налоговые требования: какие бывают, как отвечать

Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет. Налоговые органы проверяют данные, предоставленные организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.

01. Налоговое требование об уплате налога

1.1 Что такое налоговое требование об уплате налога? 

Требование об уплате налога (штрафа) - это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства (обязательства по уплате штрафа) перед бюджетом.Налоговые требования

Выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).

Требование об уплате налога - это письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок не уплаченную сумму налога (ст. 69 НК РФ).

1.2 Виды налоговых требований об уплате налога

Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате налоговой санкции (штрафа) по правилам, установленным ст.69 "Требование об уплате налога" НК РФ.

Формы требований об уплате налога утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов .

Налогоплательщики сообщают о том, что к ним поступают разного вида требования - первоначальное, повторное и уточненное, требование об уплате налога (сбора), требование об уплате штрафа. Вид требования об уплате налогов един, он определен в Налоговом Кодексе.   

Статья 71 НК РФ предусматривает только один случай направления уточненного требования - это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. Отсутствие условий для направления уточненного требования при наличии выставленного уточненного требования означает, что налоговый орган направил повторное требование. Налоговые органы не имеют права под видом уточненного налогового требования повторно направлять требование по одним и тем же налогам и за один и тот же период. Данные обстоятельства будут свидетельствовать о незаконности действий налоговых органов. Неоднократное направление требований об уплате налогов за один и тот же период и по одним и тем же налогам нарушает законные права налогоплательщика

1.3 Что содержит требование об уплате налога?

  • сумма задолженности по налогу и пени;
  • меры, которые будут приняты по взысканию налога;
  • основания взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог;
  • срок уплаты налогов;
  • срок исполнения требования.

1.4 Порядок направления требования об уплате налога

Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования. Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).

В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу 3 (три) самостоятельных и независимых способа направления требования:

  1. личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
  2. направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма;
  3. передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример - постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010).

Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента:

  • требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения;
  • требования должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.

Важно: Факт выявления налоговым органом недоимки фиксируется документом по установленной форме. Данный документ о выявлении недоимки налогоплательщику не направляется.

1.5 Срок направления требования об уплате налога

Установлен общий срок направления требования - не позднее 3 (трех) месяцев со дня выявления недоимки. Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.

Срок направления требования по результатам налоговой проверки (в том числе направленного в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи) - в течение 20 (двадцати) дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Последствия пропуска срока направления налогового требования. В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение. Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.

1.6 Срок исполнения требования об уплате налога

Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки: 8 (восемь) дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).

Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то согласно п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@ "О порядке направления требования в электронном виде" срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить не менее 20 календарных дней, а физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, - не менее 30 календарных дней.

До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.  

Основания для обжалования требования по уплате налогов:

  • Нарушение срока направления требования;
  • Нарушение порядка оформления требования. Если требование об уплате налога не соответствует требованиям НК РФ, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организации необязательно. К такому выводу пришел Президиум ВАС в постановлении от 22.07.2003 № 2100/03. Постановлением от 30.07.2013 № 57 Пленум ВАС подтвердил правомерность данного вывода. При этом в пункте 52 постановления судьи пояснили, что требование об уплате налога может быть признано оформленным правильно, даже если непосредственно в нем отсутствуют какие-либо обязательные сведения. Это допустимо только в том случае, если в требовании есть ссылка на конкретный документ налоговой инспекции, в котором эти сведения содержатся. Например, на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, где указаны основания для взимания налога, начисления пеней, штрафа и т. п. Если подобной ссылки нет, а в само требование необходимые данные не включены, такой документ считается составленным с нарушениями;
  • Кроме того, если не согласны с суммой налога, указанной в требовании, также можно обжаловать действия ИФНС.

1.7 Налоговые требования об уплате налога: ответственность

Неисполнение налогового требования по уплате налогов ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов).  Для обеспечения исполнения требования по уплате налога налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:

  • пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от не уплаченной суммы налога или сбора. Для организаций ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) и, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки, одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
  • приостановление операций по счетам налогоплательщика (ограничение прав налогоплательщика распоряжаться своими денежными средствами в сумме предъявленного требования, налоговым органом выносится соответствующее решение, в случае погашения задолженностей перед бюджетом, решение должно быть отменено в течение 2 дней);
  • поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
  • банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом; к банку, предоставляющему банковскую гарантию, предъявляется ряд требований, которые изложены в ст. 74.1 НК РФ);
  • залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
  • арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).

Если после направления требования суммы недоимки, пеней или штрафов изменились (например, выявлены недочеты в результате сверки платежей), то налоговый орган высылает уточненное требование об уплате. Таким образом, направление требования об уплате налога является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.

02. Налоговое требование о предоставлении документов (информации)

При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы.

2.1 Виды налоговых требований и предоставлении документов и пояснений

Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:

  • необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
  • касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
  • относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Требование о представлении документов Пример

В соответствии со статьей 93, пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования

А) документы:

  1. Главная книга за ХХХХг. (в развернутом виде по всем счетам/субсчетам, с отражением месячных оборотов и раскрытием дебетовой и кредитовой части) - 1шт.;
  2. карточка счета 41 «Товары» в развернутом виде, раскрывающая приобретение товара у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень) и их дальнейшую отгрузку за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г.. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрытием их содержания;
  3. карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в развернутом виде в отношении контрагента: ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрытием их содержания;
  4. оборотно-сальдовые ведомости по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в развернутом виде за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. по субсчетам помесячно в разрезе контрагента ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ;
  5. карточка счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в развернутом виде в разрезе контрагентов за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрывающая информацию о дальнейшей отгрузке товара (запчастей), приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень);
  6. оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в развернутом виде за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. по субсчетам помесячно в разрезе контрагентов с отражением конкретных месячных оборотов и раскрывающая информацию о дальнейшей отгрузке товара (запчастей), приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам- фактурам (перечень);
  7. Ввиду отсутствия в представленных ООО "Организация2" ИНН 000000000 за 4кв. 2017г. счетах-фактурах и товарных накладных на отгрузку товара номенклатуры запчастей, приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень), предоставить конкретную информацию, а также счета-фактуры, товарные накладные на отгрузку товара, приобретенного ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень);
  8. предоставить конкретную информацию и документы, подтверждающие приобретение ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ товара по счетам-фактурам (№, дата, сумма, перечень), а также их отсутствие в книгах покупок при наличии у ООО "Организация2" акта сверки, подписанного в двухстороннем порядке.
  9. предоставить конкретную информацию и документы, подтверждающие дальнейшую отгрузку товара, приобретенного у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам- фактурам (перечень).
  10. Претензионная переписка с ООО "Организация!" ИНН ХХХХХХ.

Б) информацию:

Б1 об имуществе, принадлежащем ООО "Организация2" на праве собственности и не находящемся в обременении на дату исполнения требования, а именно:

  • Наименование объекта и адрес местонахождения, Количество, Регистрационный номер (кадастровый номер объекта недвижимости), Инвентарный номер, Стоимость в рублях по данным бухгалтерского учёта на первое число месяца, в котором налогоплательщик являлся для дачи пояснений или на дату составления справки, Источник полученной информации и документ, подтверждающий право собственности (договор, акт приема-передачи, накладная и т. д.),
  • Недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);
  • Ценные бумаги,
  • Предметы дизайна служебных помещений,
  • Иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов,
  • Готовая продукция,
  • Сырьё и материалы.

Предоставить информацию о наличии основных средств, в т.ч. в отношении транспортных средств, имеющихся на балансе Общества по состоянию на 01.09.2022г. и их стоимости.

Б2 Убедительная просьба обеспечить Ваше присутствие 30.09.2022г. в 10час. 00мин. для проведения проверки адреса местонахождения ООО "Организация2" ИНН 000000000 и указать Ваше рабочее место, касающиеся деятельности ООО "Организация2" в связи с проведением мероприятий налогового контроля.

При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 (десять) рабочих дней (ст. 93 НК РФ).

Требование Низкая налоговая нагрузка Пример

Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 (пять) рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 (пяти) дней.

Эти сроки могут продляться в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.

2.2 Порядок предоставления документов по налоговому требованию 

Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).

Копии документов пронумеруйте и прошейте с учетом следующих правил:

  • копии разных документов объедините в одну прошивку. Если копий много, поделите их на тома и прошейте каждый отдельно. В один том подшивайте не больше 150 листов;
  • копию одного многостраничного документа объемом больше 150 листов делить на тома не нужно. Подайте ее в виде одного прошитого тома;
  • Прошивка тома должна позволять свободно читать текст, реквизиты, даты, визы, резолюции, иные надписи, печати, штампы и отметки; изучать и копировать каждый лист без разрушения прошивки; листы тома нужно пронумеровать арабскими цифрами сплошным способом;
  • На первом листе каждого тома нумерация начинается заново с цифры "1";
  • Прошивая том, выведите концы нити на оборотную сторону последнего листа и свяжите. На место скрепления (узла) наклейте бумажную наклейку для заверительной надписи;
  • К томам документов приложите сопроводительное письмо с описью представленных документов.

Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом. Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов. Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.

Чаще требования присылают по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде. Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (ст. 76 НК РФ). Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение 6 (шести) рабочих дней после даты получения соответствующего требования. Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой. Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.

Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.

2.3 Повторное истребование ранее предоставленных документов

Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях:

  • если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;
  • если документы, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

2.4 Налоговые требования о предоставлении документов: ответственность

Налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика за:

  1. Непредставление в установленный "срок" налогоплательщиком запрашиваемой информации - 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках (ст. 126 НК РФ);
  2. Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК, влечет взыскание штрафа - с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 (десяти) тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере 1 (одной) тысячи рублей (ст. 126 НК РФ);
  3. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 (пять) тысяч рублей (ст. 129.1. НК РФ). За повторное нарушение штраф возрастает до 20 000 руб.

В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования. В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений. Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.


Фирммейкер, июль 2014 (следим за актуальностью)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

Участились налоговые требования?

Возможно, предпроверочный контроль. Бесплатная консультация

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также