Налоговые требования: какие бывают, как отвечать
Содержание
- Налоговое требование об уплате задолженности (до 2023 - об уплате налога)
- Что это такое?
- Виды налоговых требований об уплате задолженности
- Что содержит требование об уплате задолженности по налогам
- Порядок направления требования об уплате задолженности по налогам
- Срок направления требования об уплате задолженности
- Срок исполнения требования об уплате задолженности
- Ответственность
- Налоговое требование о предоставлении документов (информации)
Обязанностью любой организации является предоставление налоговой и бухгалтерской отчетности в налоговые органы, а также своевременная и полная уплата налогов и сборов в бюджет. Налоговые органы проверяют данные, предоставленные организацией, осуществляют налоговый контроль. В случаях выявления несвоевременного или/и неполного исполнения обязанностей налогоплательщика, налоговая инспекция может направлять налоговые требования по исполнению этих обязательств. Рассмотрим требования об уплате налогов и требования о предоставлении документов.
1. Налоговое требование об уплате задолженности (до 2023 - об уплате налога)
1.1. Что это такое?
Требование об уплате задолженности - это акт властного характера, посредством которого налоговые органы понуждают налогоплательщика исполнить свои налоговые обязательства перед бюджетом.
Выставление требования об уплате задолженности является мерой принудительного характера, и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора (Постановление № 13592/04 от 29.03.2005 Президиума ВАС РФ).
Требование об уплате задолженности - это письменное извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо ЕНС, сумме задолженности, а также об обязанности уплатить задолженность в установленный срок (ст. 69 НК РФ).
1.2. Виды налоговых требований об уплате задолженности
Налоговые органы обязаны выставлять требование об уплате задолженности по правилам, установленным ст. 69 НК РФ.
Формы требований об уплате задолженности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
До 2023 г. статьей 71 НК РФ был предусмотрен случай обязательного направления налоговым органом уточненного требования - это изменение налоговой обязанности после направления первоначального требования. С 01.01.2023 г. указанная статья утратила силу.
1.3. Что содержит требование об уплате задолженности по налогам
Оно содержит:
- наименование налога, сбора, страховых взносов и сумму задолженности по ним (недоимка, пени, штрафы, проценты) на момент направления требования;
- меры, которые будут приняты по взысканию налога;
- срок исполнения требования;
- предупреждение об обязанности инспекции направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
1.4. Порядок направления требования об уплате задолженности по налогам
Ранее налоговой инспекции требовалось доказать факт передачи налогового требования. Все возможные действия налогового органа по принуждению налогоплательщика к уплате налоговых платежей в бюджет могли быть осуществлены в случае, если налоговый орган располагал сведениями о вручении либо невручении налогоплательщику требования (пример, Постановление ФАС Центрального округа от 30 июня 2011 г. по делу N А14-9429/2010/335/28).
В настоящее время НК РФ предоставляет налоговому органу 4 (четыре) самостоятельных и независимых способа направления требования:
- личная передача руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) под расписку;
- направление по почте заказным письмом. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 (шести) рабочих дней с даты направления заказного письма. Если вы получили его раньше, то срок исполнения исчисляйте с даты фактического получения;
- передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Датой получения при таком способе будет считаться дата, указанная в квитанции о приеме. Если квитанция о приеме не поступит в инспекцию в течение шести рабочих дней со дня направления требования, оно будет считаться полученным по прошествии указанного срока (п. 16 Приложения к Приказу ФНС России от 16.07.2020 N ЕД-7-2/448@);
- передача через личный кабинет налогоплательщика – в таком варианте датой получения будет следующий рабочий день после дня его размещения в личном кабинете;
- передача в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг (с октября 2023 года).
Случается, налоговый орган направляет требование по почте заказным письмом. Факт вручения письма налогоплательщику не отслеживает. Действительно, в соответствии со ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск негативных последствий неполучения адресованной ему корреспонденции, если при требуемой от него степени заботливости и осмотрительности не предпримет мер, направленных на получение этой корреспонденции по месту своего нахождения (пример - постановление ФАС Поволжского округа от 6 сентября 2011 г. по делу N А72-8864/2010). Судебная практика по таким вопросам формируется, но можно выделить два основных момента: требование об уплате налога должно быть вручено налогоплательщику после наступления срока его исполнения; требование должны быть направлены заказной почтой по адресу, соответствующему данным налогового учета.
1.5. Срок направления требования об уплате задолженности
Установлен общий срок направления требования:
- не позднее 3 (трех) месяцев со дня формирования отрицательного сальдо ЕНС, если его сумма превышает 3000 руб.
Если требование об уплате налога направляется налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок должен быть не позднее срока, установленного п. 1 ст. 70 НК РФ, но не ранее 75 календарных дней со дня выявления недоимки.
В практике нередки ситуации, когда налоговый орган пропускает установленный срок направления налогоплательщику требования. Налоговый Кодекс не предусматривает изменения течения срока или его прекращение. Таким образом, пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не исключает возможности применения дальнейших мер по взысканию недоимки.
1.6. Срок исполнения требования об уплате задолженности
Минимальный срок на исполнение требования, который обязан предоставить налоговый орган налогоплательщику для добровольной оплаты недоимки:
- 8 (восемь) рабочих дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (ст. 69 НК РФ).
Если же требование об уплате налога будет направлено налогоплательщику в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, то срок исполнения требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 4 Письма ФНС России от 9 марта 2011 г. N ЯК-4-8/3612@), направленного организациям, индивидуальным предпринимателям в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, должен составить:
- не менее 20 (двадцати) календарных дней для организаций и ИП;
- не менее 30 (тридцати) календарных дней для физических лиц.
До истечения срока на добровольное исполнение требования налоговый орган не вправе применять последующие меры для принуждения к уплате налога, пени и штрафа.
Основания для обжалования требования по уплате налогов:
- Нарушение срока направления требования;
- Нарушение порядка оформления требования. Если требование об уплате задолженности не соответствует требованиям НК РФ, оно признается составленным с нарушениями. Исполнять такое требование организации необязательно. К такому выводу пришел Президиум ВАС в постановлении от 22.07.2003 № 2100/03. Постановлением от 30.07.2013 № 57 Пленум ВАС подтвердил правомерность данного вывода. При этом в пункте 52 постановления судьи пояснили, что требование об уплате налога может быть признано оформленным правильно, даже если непосредственно в нем отсутствуют какие-либо обязательные сведения. Это допустимо только в том случае, если в требовании есть ссылка на конкретный документ налоговой инспекции, в котором эти сведения содержатся. Например, на решение, вынесенное по результатам налоговой проверки, где указаны основания для взимания налога, начисления пеней, штрафа и т. п. Если подобной ссылки нет, а в само требование необходимые данные не включены, такой документ считается составленным с нарушениями;
- Неверная сумма налога.
1.7. Ответственность
Неисполнение налогового требования по уплате задолженности ведет к процедуре бесспорного взыскания недоимки (пени, штрафа, процентов). Для обеспечения исполнения требования по уплате задолженности налоговый орган вправе применить следующие меры понуждения к уплате:
- пени – это сумма, которую налогоплательщик уплачивает помимо начисленных налогов и сборов, в случае если уплата происходит позже установленных сроков. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от отрицательного сальдо ЕНС. Для организаций ставка равна одной трехсотой ставки рефинансирования за просрочку исполнения обязанности по уплате налога сроком до 30 календарных дней (включительно) и, начиная с 31-го календарного дня такой просрочки, одной стопятидесятой ставки рефинансирования ЦБ РФ;
- приостановление операций по счетам налогоплательщика (означает прекращение банком расходных операций по счету (счетам) налогоплательщика-организации в размере отрицательного сальдо его единого налогового счета, определяемом банком ежедневно на основании информации, содержащейся в реестре решений о взыскании задолженности, до момента формирования положительного либо нулевого сальдо его единого налогового счета);
- поручительство (поручитель обязан выплатить все суммы налогов и сборов, пеней и штрафов в том случае, если налогоплательщик в определенные сроки этого не делает, оформляется договором);
- банковская гарантия (банк является гарантом уплаты задолженностей налогоплательщика перед бюджетом);
- залог имущества (оформляется договором между налоговой и организацией, в случае неуплаты положенных сумм в определенные сроки, налоговый орган осуществляет оплату самостоятельно за счет стоимости заложенного имущества);
- арест имущества (производится только с санкции прокурора и только в случаях наличия достаточных оснований полагать, что налогоплательщик может скрыться или принять меры к сокрытию имущества; может быть как полным, так и частичным).
Таким образом, направление требования об уплате задолженности является неотъемлемой частью процедуры принудительного исполнения обязанностей налогоплательщика перед бюджетом.
2. Налоговое требование о предоставлении документов (информации)
При проведении налоговых проверок или других мероприятий налогового контроля, налоговые органы вправе запрашивать различную информацию и документы.
2.1. Виды налоговых требований и предоставлении документов и пояснений
Налоговые органы направляют требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в следующих случаях:
- необходимые в связи с камеральной или выездной проверкой налогоплательщика (п. 1 ст. 93 НК РФ);
- касающиеся деятельности проверяемого контрагента (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
- относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
Требование о представлении документов Пример
В соответствии со статьей 93, пунктом 1 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо представить в течение пяти рабочих дней со дня получения настоящего Требования
А) документы:
- Главная книга за ХХХХг. (в развернутом виде по всем счетам/субсчетам, с отражением месячных оборотов и раскрытием дебетовой и кредитовой части) - 1шт.;
- карточка счета 41 «Товары» в развернутом виде, раскрывающая приобретение товара у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень) и их дальнейшую отгрузку за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г.. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрытием их содержания;
- карточка счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в развернутом виде в отношении контрагента: ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрытием их содержания;
- оборотно-сальдовые ведомости по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в развернутом виде за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. по субсчетам помесячно в разрезе контрагента ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ;
- карточка счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в развернутом виде в разрезе контрагентов за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. с отражением конкретных месячных оборотов и раскрывающая информацию о дальнейшей отгрузке товара (запчастей), приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень);
- оборотно-сальдовые ведомости по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в развернутом виде за период 01.07.2017г. - 30.09.2019г. по субсчетам помесячно в разрезе контрагентов с отражением конкретных месячных оборотов и раскрывающая информацию о дальнейшей отгрузке товара (запчастей), приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам- фактурам (перечень);
- Ввиду отсутствия в представленных ООО "Организация2" ИНН 000000000 за 4кв. 2017г. счетах-фактурах и товарных накладных на отгрузку товара номенклатуры запчастей, приобретенных ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень), предоставить конкретную информацию, а также счета-фактуры, товарные накладные на отгрузку товара, приобретенного ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам-фактурам (перечень);
- предоставить конкретную информацию и документы, подтверждающие приобретение ООО "Организация2" ИНН 000000000 у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ товара по счетам-фактурам (№, дата, сумма, перечень), а также их отсутствие в книгах покупок при наличии у ООО "Организация2" акта сверки, подписанного в двухстороннем порядке.
- предоставить конкретную информацию и документы, подтверждающие дальнейшую отгрузку товара, приобретенного у ООО "Организация1" ИНН ХХХХХХ по счетам- фактурам (перечень).
- Претензионная переписка с ООО "Организация!" ИНН ХХХХХХ.
Б) информацию:
Б1 об имуществе, принадлежащем ООО "Организация2" на праве собственности и не находящемся в обременении на дату исполнения требования, а именно:
- Наименование объекта и адрес местонахождения, Количество, Регистрационный номер (кадастровый номер объекта недвижимости), Инвентарный номер, Стоимость в рублях по данным бухгалтерского учёта на первое число месяца, в котором налогоплательщик являлся для дачи пояснений или на дату составления справки, Источник полученной информации и документ, подтверждающий право собственности (договор, акт приема-передачи, накладная и т. д.),
- Недвижимое имущество, в том числе не участвующее в производстве продукции (работ, услуг);
- Ценные бумаги,
- Предметы дизайна служебных помещений,
- Иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов,
- Готовая продукция,
- Сырьё и материалы.
Предоставить информацию о наличии основных средств, в т.ч. в отношении транспортных средств, имеющихся на балансе Общества по состоянию на 01.09.2022г. и их стоимости.
Б2 Убедительная просьба обеспечить Ваше присутствие 30.09.2022г. в 10час. 00мин. для проведения проверки адреса местонахождения ООО "Организация2" ИНН 000000000 и указать Ваше рабочее место, касающиеся деятельности ООО "Организация2" в связи с проведением мероприятий налогового контроля.
При получении требования в рамках налоговой проверки, касающейся непосредственно самого налогоплательщика, срок предоставления документации (информации) составляет 10 (десять) рабочих дней (ст. 93 НК РФ).
Требование Низкая налоговая нагрузка Пример
Если проводится налоговая проверка в отношении другой организации, являющейся контрагентом налогоплательщика, налогоплательщик получает не только требование о предоставлении документов, но и копию поручения налогового органа контрагента. В таком случае срок предоставления документов составляет 5 (пять) рабочих дней. В случае отсутствия запрашиваемой информации об этом также сообщается в налоговые органы в письменной форме в срок до 5 (пяти) дней.
Эти сроки могут продляться в случае указания причин, по которым необходима отсрочка. К таким причинам можно отнести, например, большие объёмы запрашиваемых документов или отсутствие по уважительной причине должностного лица. Но, к сожалению, налоговая инспекция может отклонить запрос об отсрочке.
2.2. Порядок предоставления документов по налоговому требованию
Документы по требованию могут быть предоставлены в налоговую инспекцию лично или через представителя, переданы в электронном виде или же высланы почтой заказным письмом. Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных налогоплательщиком копий, заверять их нотариально не нужно (если только это особо не предусмотрено законодательством РФ).
Копии документов пронумеруйте и прошейте с учетом следующих правил:
- копии разных документов объедините в одну прошивку. Если копий много, поделите их на тома и прошейте каждый отдельно. В один том подшивайте не больше 150 листов;
- копию одного многостраничного документа объемом больше 150 листов делить на тома не нужно. Подайте ее в виде одного прошитого тома;
- Прошивка тома должна позволять свободно читать текст, реквизиты, даты, визы, резолюции, иные надписи, печати, штампы и отметки; изучать и копировать каждый лист без разрушения прошивки; листы тома нужно пронумеровать арабскими цифрами сплошным способом;
- На первом листе каждого тома нумерация начинается заново с цифры "1";
- Прошивая том, выведите концы нити на оборотную сторону последнего листа и свяжите. На место скрепления (узла) наклейте бумажную наклейку для заверительной надписи;
- К томам документов приложите сопроводительное письмо с описью представленных документов.
Напомним, что при предоставлении копий, налоговый орган имеет право ознакомиться с оригиналами документов. К документам, передаваемым по требованию, прилагается опись, составляющаяся в двух экземплярах, на одном из которых проставляется отметка о получении документов налоговым органом. Бывают ситуации, когда налоговые органы не указывают точный список нужных документов, например, требуют подтверждения определенных показателей. В таких случаях налогоплательщик может самостоятельно определить необходимый перечень документов. Но во избежание недоразумений отсутствие конкретизации в требовании необходимо отразить в сопроводительном письме.
Чаще требования присылают по телекоммуникационным каналам связи. Данное требование изначально формируется на бумажном носителе, и только после в электронном виде. Получив электронное требование либо уведомление из налоговой инспекции, бухгалтер должен отправить в ответ подтверждение (ст. 23 НК РФ). В противном случае у проверяющих появляется законное основание заблокировать банковский счет (ст. 76 НК РФ). Квитанцию о получении требования бухгалтер должен отправить в налоговую инспекцию в течение 6 (шести) рабочих дней после даты получения соответствующего требования. Если после направления электронного требования в течение следующего дня налоговый орган не получает от организации квитанцию о приеме, то он обязан выслать требование в бумажном варианте почтой. Если полученное из налоговой электронное требование не соответствует установленным стандартам, например, не подписано электронной цифровой подписью, то налогоплательщик высылает уведомление об отказе в приеме. Налоговики обязаны исправить указанные ошибки и выслать требование повторно.
Документы по требованию также могут предоставляться в электронном виде. Процедура составления, направления, получения подтверждения или отказа такая же. Также если налоговый орган в течение одного дня не подтвердил получение документов от налогоплательщика, то данные документы предаются на бумажном носителе.
2.3. Какие налоговые требования о предоставлении информации незаконны
- "Чужая" налоговая не может требовать информацию и пояснения у налогоплательщика (Письмо ФНС от 3 августа 2022 г. № СД-4-22/10067);
- В налоговом требовании о представлении документов (информации) не указано мероприятие налогового контроля при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), сведения, позволяющие идентифицировать истребуемые документы (информацию) и (или) сделку, контрагент, по взаимоотношениям с которым истребуются документы (информация) относительно конкретной сделки (Письмо ФНС от 23 декабря 2021 г. № СД-4-2/18103);
- Истребованы могут быть только документы, имеющие отношение к предмету проверки. За непредставление других документов привлекать к ответственности неправомерно (дело № А65-1455/2007-СА2-34);
- Истребование документов (информации) о совокупных объемах, сроках и номенклатурах закупа и реализации, совокупного состоянии дебиторских и кредиторских задолженностей Общества с поставщиками (подрядчиками) и покупателями (заказчиками), по своей сути является допустимым только при проведении в отношении лица налоговой проверки. Своими словами - запрашивать десятки требований по периоду без запуска налоговой проверки нельзя (дело № А70-13651/2021);
- Вне рамок проверок можно требовать документацию только по конкретной сделке.Налоговый орган должен обоснованно указать в самом требовании причину истребования документов. Могут быть истребованы документы (информация) относительно конкретной сделки, что предполагает обязанность налогового органа в самом требовании указать (идентифицировать) эту сделку. Документы (информация) относительно конкретной сделки могут быть истребованы только у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, что предполагает обязанность налогового органа помимо указания (идентификации) в требовании самой сделки, также доказать, что лицо, у которого истребуется информация по конкретной сделки, но которое само не является участником такой сделки, обладает информацией о ней (дело А08-10169/2020);
- Особо следует отметить, что зачастую возникают ситуации, при которых налоговый орган запрашивает документацию повторно, вновь направляя требование налогоплательщику. В Налоговом Кодексе указано, что не допускается повторное требование документов, которые были получены налоговыми органами ранее. Но данное ограничение не действует в следующих случаях - если до этого документы представлялись в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, если документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.
2.4. Налоговые требования о предоставлении документов: ответственность
Налоговые органы вправе оштрафовать налогоплательщика за:
- Непредставление в установленный "срок" налогоплательщиком запрашиваемой информации - 200 (двести) рублей за каждый документ, исключения составляют непредставление налоговой декларации или уведомления о контролируемых сделках (ст. 126 НК РФ);
- Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК, влечет взыскание штрафа - с организации или индивидуального предпринимателя в размере 10 (десяти) тысяч рублей, с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в размере 1 (одной) тысячи рублей (ст. 126 НК РФ);
- Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 (пять) тысяч рублей (ст. 129.1. НК РФ). За повторное нарушение штраф возрастает до 20 000 руб.
В заключение, обобщим всё вышесказанное. В случае выявления налоговым органом неисполнения налогоплательщиком своих обязанностей, инспекция имеет право выставлять требования. В зависимости от того, в какой части организация не исполняет или исполняет неверно свои обязанности, ей направляется либо требование о погашении задолженности перед бюджетом, любо требование о предоставлении информации, документации или пояснений. Для каждого требования установлены свои формы, сроки выполнения и меры, обеспечивающие их исполнение. При получении таких требований организация обязана исполнить требования налогового органа в полной мере в установленные сроки.
Фирммейкер, июль 2014 (следим за актуальностью)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна
Участились налоговые требования?
Возможно, предпроверочный контроль. Бесплатная консультация
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter