прайс на все услуги

Как открыть счет в казначействе юрлицу для госконтрактов

При работе организаций с бюджетными учреждениями нередко появляется необходимость в открытии лицевого счета в казначействе. В данной статье расскажем о том, что такое лицевой счет коммерческой организации в казначействе, в каких случаях его необходимо открыть, а также рассмотрим порядок его открытия, ведения и закрытия. Обо всём по порядку.

01. Что такое казначейское сопровождение и казначейский счет

Первоначально госзакупки не были публичными, открытыми, полноценно контролируемыми. Результатом стали массовые коррупционные проявления и иные злоупотребления в сфере закупок. Потребовалось внедрение постоянного и непрерывного финансового контроля закупок со стороны государства. Этой цели сегодня служит казначейское сопровождение публичных закупок.

Казначейское сопровождение изначально было введено в начале 2014 г. При этом само понятие "казначейское сопровождение" как таковое отсутствовало и было выражено исключительно обязанностью определенных субъектов открывать и использовать лицевые счета в Федеральном казначействе. Ведь функции кассового обслуживания бюджетной системы РФ осуществляет Федеральное казначейство (Казначейство России, ФКР). А для ведения учёта расчетов, на котором отражаются все финансовые операции, КР использует лицевой счёт.Как открыть счет в казначействе юрлицу для госконтрактов

Анализ практики показал широкие возможности распространения данного финансового инструмента в бюджетном процессе. Поэтому с 2015 г. казначейское сопровождение было распространено на контрактную систему в сфере закупок, где всем заказчикам, использующим субсидии и бюджетные инвестиции для вложения в объекты капитального строительства, предписывалось обязательное использование казначейских счетов.

Казначейское сопровождение (далее КСО, официальный термин) - проведение Федеральным казначейством (финансовыми органами субъектов РФ или муниципальных образований) операций с денежными средствами участника казначейского сопровождения (ст. 6 БК РФ). Сегодня понятие КСО шире - это форма финансового контроля через обслуживание бюджетных средств в ФКР, предназначенных для оплаты выполненного и принятого заказчиком контрактного обязательства. А если немного поразмышлять о переспективах развития, то можно себе представить удобную цифровую площадку, где встречались бы планирование и осуществление закупок. На ней можно было бы искать, сопоставлять данные (цены, количество, возможности и потребности) заказчиков и исполнителей, планировать и осуществлять закупки.

КСО сегодня развивается, обеспечивается работой 7 (семи) центров специализаций и 4 (четырех) платежных центров, распределенных по территории РФ. Задача центров специализаций -  это открытие единых лицевых счетов, обработка документов клиентов, проведение санкционирования расходов. Задача платежных центров - это взаимодействие с сетью банков России и кредитными организациями в целях исполнения платежей клиентов. Клиент ФКР может работать дистанционно через ЛК «Электронный бюджет».

Нужно понимать, что казначейскому сопровождению в 2022 году подлежат (ст. 5 №390-ФЗ):

  1. субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям) и бюджетные инвестиции юридическим лицам, предоставляемые в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
  2. субсидии федеральным бюджетным и автономным учреждениям, предоставляемые в целях приобретения товаров, работ и услуг;
  3. взносы в уставные (складочные) капиталы юридических лиц, источником финансового обеспечения которых являются субсидии и бюджетные инвестиции;
  4. авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым получателями субсидий, бюджетных инвестиций, взносов;
  5. авансовые платежи по государственным контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг (за исключением государственных контрактов, заключаемых в целях реализации государственного оборонного заказа), заключаемым на сумму 100 млн. рублей и более;
  6. расчеты по государственным контрактам, заключаемым в соответствии со ст. 93 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на сумму более 600 тыс. рублей;
  7. расчеты по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа на сумму более 600 тыс. рублей;
  8. авансовые платежи по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым исполнителями и соисполнителями;
  9. средства, получаемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Не подлежат казначейскому сопровождению средства, перечисленные в ст. 242.27 БК РФ. К ним относятся, в частности, средства, предоставляемые на основании контрактов, исполнителями которых являются казенные учреждения.

Казначейский счет (КС, лицевой счет организации в казначействе) – вид казначейского счета, открытого в ФКР для организации, не являющейся участником бюджетного процесса, в целях проведения операций с денежными средствами соответствующего бюджета за выполненные контрактные обязательства в рамках публичных закупок. С его помощью происходит распределение бюджетных средств при исполнении государственного контракта. Одновременно счет является средством государственного контроля за их целевым использованием со стороны государства.

Это основные термины и понятия. Теперь перейдем непосредственно к нашей теме.

02. Чем регулируется казначейское сопровождение

Здесь происходят глобальные изменения. С 1 января 2021 года начал действовать новый порядок казначейского обслуживания:

  • снова действуют гл. 24.2 «Система казначейских платежей», 24.3 «Казначейское обслуживание» БК РФ;
  • Порядок казначейского обслуживания (Приказ ФКР № 21н);
  • Порядок открытия казначейских счетов (Приказ ФКР № 15н);
  • Правила организации и функционирования системы казначейских платежей (Приказ ФКР № 20н).

Казначейский счет коммерческая организация открывает для расчетов по любому государственному контракту, за исключением расчетов по специальным счетам в уполномоченных банках при исполнении гособоронзаказа, когда заказчиками являются Министерство обороны РФ, органы внешней разведки, государственная корпорация «Росатом» (ст. 15 44-ФЗ).

03. Порядок открытия казначейского счета

По результатам госзакупки заключается контракт с головным Исполнителем. Открытие счета в ФКР - обязательное условие для крупных получателей целевых денег из бюджета. Для открытия счета разработан определенный алгоритм действий. Далее ФКР будет осуществлять процедуру казначейского сопровождения (надзор). Помимо надзора в отдельных случаях может понадобится и казначейское обеспечение обязательств. Например, положения закона применяются в отношении целевых средств, выданных юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госимущества и контрактам по их исполнению.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов в территориальном органе Федерального казначейства регулирует Приказом ФК РФ № 21н.

Важно! Казначейский счет открывается отдельно по каждому государственному контракту, документы для его открытия следует подавать в территориальный орган казначейства по месту нахождения организации (обособленного подразделения).

В ФКР открывается один лицевой счет. Через него осуществляются операции по нескольким документам основаниям (госконтрактам, контрактам, соглашениям и договорам). Для этого предусмотрены разделы лицевого счета. На каждый документ-основание открывается свой раздел. Для открытия счетов и разделов необязательно обращаться в ФК лично, это можно сделать дистанционно.

Для открытия казначейского счета подается следующий пакет документов:

  1. Заявление на открытие казначейского счета. Здесь помимо заполнения реквизитов (наименование, код ОКПО, ИНН и КПП) организации необходимо указать на открытие «казначейского счета для учета операций неучастника бюджетного процесса», а также привести реквизиты государственного контракта. Заявление должно быть подписано руководителем организации, главным бухгалтером или иным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, с указанием на должность и расшифровкой подписи (Форма заявления по КФД 0531752);
  2. Карточка с образцами подписей. Основные правила оформления Карточки: оформляется на одном листе с оборотной стороной, представляется в казначейство в одном экземпляре; указываются дата ее формирования, наименование организации, код ОКПО, адрес, ИНН, КПП и контактный телефон организации, наименование органа казначейства, в котором открывается лицевой счет; предусматривает указание на право первой (руководитель организации) и второй (главный бухгалтер, иное уполномоченное лицо) подписи финансовых документов для расчетов по лицевому счету; на оборотной стороне в разделе «Отметка об удостоверении полномочий и подписей» удостоверить подлинность подписи руководителя/главного бухгалтера необходимо в нотариальном порядке (Форма карточки по КФД 0531753);
  3. Ходатайство головной организации (в случае открытия лицевого счета в казначействе для обособленного подразделения). Ходатайство не имеет утвержденной формы и оформляется в простой письменной форме, в содержании следует указать просьбу об открытии лицевого счета за подписью руководителя головной организации и главного бухгалтера. Ходатайство головной организации необходимо оформить поскольку обособленное подразделение организации не имеет статуса юридического лица и не может самостоятельно обратиться в казначейство за открытием лицевого счета;
  4. Копия государственного контракта или выписки из него. Копию контракта необходимо представить для «привязки» открываемого лицевого счета к конкретному контракту, копия должна быть заверена руководителем организации или в нотариальном порядке, в случае представления контракта в электронном виде – дополнительно с приложением информации, содержащей сведения об электронных подписях уполномоченных лиц;
  5. Другие документы. При обращении в казначейство также может потребоваться представление дополнительных, прямо не поименованных в приказе, документов: Свидетельства о государственной регистрации организации (листа записи ЕГРЮЛ, Свидетельства о постановке организации на налоговый учет, Устава организации в действующей редакции на момент обращения в казначейство, Документа в подтверждение полномочий руководителя организации, Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении организации, обращающейся с заявлением об открытии лицевого счета.

При представлении документов на открытие счета в электронном виде их необходимо сформировать с использованием ГИИС "Электронный бюджет". А если счет открывается на основании контракта, сведения о котором размещаются в реестре контрактов, нужно использовать ЕИС. Подписать документы следует усиленной квалифицированной электронной подписью (ЭЦП). Если у вас нет технической возможности направить документы в электронном виде, сохраняется возможность подать их на бумажном носителе.

На практике нередко возникают ситуации, при которых территориальные органы казначейства после проверки приостанавливают открытие казначейского счета, а иногда и вовсе отказывают в его открытии по формальной причине – в связи с несоответствием представленных документов сведениям государственных реестров и публичных источников данных.

Поэтому до подачи документов в казначейство рекомендуем осуществить в отношении своей организации Проверку контрагента, т.е. убедиться в достоверности сведений в подаваемых документах информации из ЕГРЮЛ, отсутствии записей о недостоверности адреса компании и иных оснований для отказа в открытии лицевого счета.

04. Срок открытия казначейского счета

На проверку представленных документов казначейству отводится 2 (два) рабочих дня, по истечении данного срока в течение 1 (одного) рабочего дня при отсутствии оснований для приостановления/отказа в открытии казначейского счёта счета производится его открытие.

Казначейский счет считается открытым с момента внесения записи в Книгу регистрации казначейских счетов, по факту открытия организации направляется Выписка из казначейского счета, в которой указаны его реквизиты.

05. Условия и принципы использования казначейского счета

Денежные средства по казначейскому счету организация может использовать исключительно на цели, предусмотренные государственным контрактом. Не допускается их внесение в уставный капитал, депозит или иные финансовые инструменты.

Произвести расчеты денежными средствами на казначейском счете возможно только по итогам согласования структуры расходов с заказчиком, а также получения разрешения органа казначейства. Головной исполнитель представляет госзаказчику сведения об источниках поступления и направлениях расходования средств. Госзаказчик не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления сведений утверждает их. Разрешение на утверждение сведений оформляется в произвольной письменной форме на официальном бланке госзаказчика. Подробный порядок «санкционирования» расходов предусмотрен Приказом Минфина России от 17.12.2021 г. № 214н.

После согласования расходов головной исполнитель направляет в казначейство платежное поручение. Казначейство может отказать в расходовании средств с казначейского счета в случае, если заявленные сведения не соответствуют установленным требованиям. В таком случае платежное поручение вернут с протоколом, в котором будут изложены причины отказа в проведении расходной операции по лицевому счету. Ответ казначейства последует не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи платежного поручения и подтверждающих документов.

В отдельных случаях орган казначейства вправе провести дополнительную проверку (казначейская проверка) в течение 5 (пяти) рабочих дней от даты представления платежного поручения на предмет соответствия расходной операции данным раздельного учета организации и условиям государственного контракта.

Нельзя перечислять денежные средства на обычные расчетные счета

Первой Особенностью использования средств с казначейского счета является возможность их перечисления только на другие казначейские счета контрагентов и запрет на перечисление непосредственно на расчетные счета (организации и ее контрагентов) в обслуживающих банковских организациях, за исключением следующих операций:

  • Оплата валютных обязательств в рамках исполнения государственного контракта (например, приобретение иностранной валюты для расчетов с иностранными контрагентами);
  • Выполнение обязательств по оплате труда работников, задействованных при выполнении государственного контракта (заработная плата, отпускные, больничные, командировочные расходы);
  • Оплата фактических расходов организации по исполнению государственного контракта (производство товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных государственным контрактом);
  • Выплата прибыли исполнителю государственного контракта по итогам его выполнения.

Обязанность ведения раздельного бухучета

Второй особенностью использования казначейского счета для организации станет обязанность ведения раздельного учета государственного контракта в структуре общего бухгалтерского/налогового учета компании, поскольку при выполнении контракта действуют дополнительные требования к первичной документации, отличаются состав (номенклатура) затрат и механизм учета (распределения) расходов, определения финансового результата (величины прибыли) и т.д.

06. Порядок закрытия казначейского счета

Казначейский счет организации может быть закрыт в случае реорганизации (ликвидации) самой организации или территориального органа казначейства, в котором открыт счет, перевода организации в другой территориальный орган казначейства, а чаще всего – в связи с исполнением (расторжением) государственного контракта (п. 131, п. 135 Порядка).

Для закрытия казначейского счета по итогам выполнения госконтракта в орган казначейства подаются:

  1. Заявление на закрытие казначейского счета. В заявлении необходимо указать номер подлежащего закрытию счета, наименование организации, код ОКПО, ИНН и КПП, а также на основание закрытие счета – исполнение (расторжение) государственного контракта. Заявление необходимо подписать руководителю организации, главному бухгалтеру или иному уполномоченному лицу, перечень определяется в заявлении об открытии лицевого счета и карточке с образцами подписей (Форма КФД 0531757);
  2. Расчетные документы (платежное поручение) на перечисление остатка с лицевого счета. Закрытие казначейского счета казначейство проведет в течении 2 (двух) рабочих дней с момента подачи документов после сверки расчетов по счету (оформляется отчет о состоянии казначейского счета) и при условии их соответствия установленным требованиям по оформлению, а также отсутствия остатка денежных средств и учтенных показателей по счету.

Процедура открытия и закрытия казначейского счета не предусматривает обязанности организации по уведомлению налоговых органов – соответствующие сведения казначейство сообщит в налоговую самостоятельно.


Итоги

Процедуры открытия и закрытия казначейского счета достаточно понятны и подробно регламентированы. Действуйте по инструкциям согласно нормативных актов - у вас не возникнет спорных или неудобных ситуаций.


Фирммейкер, апрель 2020 (следим за актуальностью)
Валерия Булавкина (Яренкова)
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

Следим за законами - рассказываем простым языком

То, что надо
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также