прайс на все услуги

Что отслеживает банк по своему клиенту

У нас часто спрашивают наши клиенты, с чем связана блокировка счета или странная просьба банка, насколько она законна, что вообще банки отслеживают. Мы решили собрать это в один материал.

Пример: Что банк может сообщить в налоговую?

Расскажем на примере. Налоговая инспекция проводила повторную выездную проверку в отношении компании. Одним из ее контрагентов инспекторы заинтересовались и направили в банк запрос. Сослались на ст. 93.1 НК РФ и попросили предоставить всю информацию о пользовании данной фирмой системой «Клиент-банк»:

  1. доверенность на представление интересов организации;Что и как отслеживает банк
  2. копию карточки с образцами подписей и оттисками печати;
  3. договор на обслуживание клиента;
  4. заявление на открытие банковского счета;
  5. банковское досье;
  6. заявления на установку системы «Клиент-банк»,
  7. соглашения о признании и использовании ЭЦП в этой системе «Клиент-банк»,
  8. полного кода ЭЦП должностных лиц организации;
  9. актов приема-передачи ключей, сертификатов ключей, программных средств;
  10. сведений об IP-адресе, с которого клиентом осуществляется доступ к системе «Клиент-Банк», сведений о MAC-адресе, телефонном номере для соединения с системой, протоколов сеансов связи и т. д. ;
  11. о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах фирмы.

В банке решили, что запрос не является законным:

  • банковские документы и сведения в запросе не отражают расчетно-денежных отношений между клиентом и банком;
  • ИФНС не имеет права запрашивать содержащие банковскую тайну документы.

Налоговая инспекция подала в суд. Суд подтвердил, что требование ИФНС законно (Постановление АС МО от 17.04.2018 № Ф05-4142/2018). Банки относятся к категории иных предусмотренных указанной статьей НК РФ лиц, располагающих документами (информацией), которую налоговые органы вправе истребовать. Инспекция располагала сведениями о IP-адресе, MAC-адресе и телефонных номерах, используемых для соединения с системой «Клиент-Банк», о выгодоприобретателях и бенефициарах проверяемой компании. Аналогичные сведения в отношении фирмы-контрагента помогут ИФНС установить факт подконтрольности и заимозависимости данных организаций и обналичивания денежных средств. Что касается банковской тайны, то в она может быть предоставлена госорганам в случаях, предусмотренных законом (ст. 857 ГК РФ). Налоговые же органы вправе получать доступ к банковской тайне, если им это необходимо для налогового контроля.

115-ФЗ: Кто, что и кому сообщает

Существует базовый закон - "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", далее 115-ФЗ.

Этот закон выделяет определенный перечень лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (ст. 5 115-ФЗ):

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Эти лица обязаны (ст. 7 115-ФЗ) :

  1. до приема на обслуживание идентифицировать клиента;
  2. при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов;
  3. принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;
  4. обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
  5. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения, совершаемым их клиентами: вид, основания, дату, сумму;
  6. предоставлять в уполномоченный орган по его запросу информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов;
  7. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  8. не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке

Пользователи этой информации - контрольные органы (преимущественно , Росфинмониторинг и Налоговая служба). Для исполнения этого закона существуют разные нормативные документы. Но чаще эти меру касаются денежных средств, которые находятся в кредитных организациях.

Следует запомнить - организации, работающие с денежными средствами ФЛ и ЮЛ, обязаны идентифицировать клиентов, регулярно наблюдать и сообщать о подозрительных операциях.

Как делают это банки, знакомимся.

18-МР: Банки отслеживают операции и доступ к счету

Для этого существует Методичка № 18-МР , полное название - Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”. Она требует контроля за операциями и доступом.

Банки отслеживают транзитные операции:

  • размер налогов и других платежей в бюджет. А именно, цитируем :"..рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота...при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение";
  • со счета не производятся выплаты заработной платы работникам, а также связанные с ними налоги или налоги не соответствуют ССЧ;

  • ФЗП установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;

  • осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;

  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны;

  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;

  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;

  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;

  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);

  • используется схема с НДС. денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Банки идентифицируют устройства доступа

Банк должен отслеживать IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств. Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий. Под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным. При совпадении методичка обязывает относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

19-МР: Банки отслеживают снятие денежных средств

Методичка 19-МР , полное название - Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 19-МР “О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт”, обращает внимание на снятие денежных средств через корпоративные карты.

По мнению ЦБ, такие компании (ООО и ИП) обладают двумя или более признаками:

  • снимают со счета 30 и более процентов;
  • созданы менее 2 лет назад;
  • налоговая нагрузка является минимальной;
  • контрагенты проводят операции, имеющие признаки транзитных операций (с. выше);
  • денежные средства поступают до 600 тыс. рублей;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно в срок 3-5 дней;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется до 600 тыс. рублей;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт.

5-МР: Банки отслеживают достоверность и уход от уплаты НДС

Для этого существует Методичка № 5-МР . Она говорит о следующем: преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС. ЦБ РФ рекомендует банкам еженедельно анализировать операции клиентов на предмет уклонения от уплаты НДС, а именно:

  • доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента. В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности;
  • виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС - переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России», платежных агентов и банковских платежных агентов, переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт, переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Особенно внимание обращают на клиентов в следующих отраслях экономики:

  • сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных» (код по ОКВЭД2 46.21), «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков» (код по ОКВЭД2 46.38), «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием» (код по ОКВЭД2 46.73);
  • переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД2 49.4);
  • переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД2);
  • переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
  • переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
  • переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

Банкам рекомендуется проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, запрашивать документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС.

В случае непредставления документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету.

Рекомендуется возобновлять обслуживание при условии предоставления клиентом документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте.


Итак, банки (и не только) обязаны проводить мониторинг операций. Выявлять клиентов, совершающих на регулярной основе сомнительные операции и обеспечить повышенное внимание ко всем операциям этих клиентов и их контрагентов.

 

Фирммейкер, май 2018
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Хотите узнать больше?
Анастасия Чижова

Анастасия ЧижоваБухгалтер-консультант

+ 7 (4812) 701-700

смотрите также