прайс на все услуги

Блокировка счета организации банком

У нас часто спрашивают наши клиенты, с чем связана блокировка счета или странная просьба банка, насколько она законна, что такое блокировка счета по 115-фз и что вообще банки отслеживают. Мы решили собрать это в один материал.

Блокировка банком расчетного счета

01. Банк раскрывает банковскую тайну? Да!

Расскажем на примере. Налоговая инспекция проводила повторную выездную проверку в отношении компании. Одним из ее контрагентов инспекторы заинтересовались и направили в банк запрос. Сослались на ст. 93.1 НК РФ и попросили предоставить всю информацию о пользовании данной фирмой системой «Клиент-банк»:

  1. доверенность на представление интересов организации;
  2. копию карточки с образцами подписей и оттисками печати;
  3. договор на обслуживание клиента;
  4. заявление на открытие банковского счета;
  5. банковское досье;
  6. заявления на установку системы «Клиент-банк»,
  7. соглашения о признании и использовании ЭЦП в этой системе «Клиент-банк»,
  8. полного кода ЭЦП должностных лиц организации;
  9. актов приема-передачи ключей, сертификатов ключей, программных средств;
  10. сведений об IP-адресе, с которого клиентом осуществляется доступ к системе «Клиент-Банк», сведений о MAC-адресе, телефонном номере для соединения с системой, протоколов сеансов связи и т. д. ;
  11. о выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах фирмы.

В банке решили, что запрос не является законным:

  • банковские документы и сведения в запросе не отражают расчетно-денежных отношений между клиентом и банком;
  • ИФНС не имеет права запрашивать содержащие банковскую тайну документы.

Налоговая инспекция подала в суд. Суд подтвердил, что требование ИФНС законно (Постановление АС МО от 17.04.2018 № Ф05-4142/2018). Банки относятся к категории иных предусмотренных указанной статьей НК РФ лиц, располагающих документами (информацией), которую налоговые органы вправе истребовать. Инспекция располагала сведениями о IP-адресе, MAC-адресе и телефонных номерах, используемых для соединения с системой «Клиент-Банк», о выгодоприобретателях и бенефициарах проверяемой компании. Аналогичные сведения в отношении фирмы-контрагента помогут ИФНС установить факт подконтрольности и заимозависимости данных организаций и обналичивания денежных средств. Что касается банковской тайны, то в она может быть предоставлена госорганам в случаях, предусмотренных законом (ст. 857 ГК РФ). Налоговые же органы вправе получать доступ к банковской тайне, если им это необходимо для налогового контроля.

02. Банк следит за отмыванием? Да! Блокировка по 115-ФЗ

Существует базовый закон - "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", далее 115-ФЗ.

Этот закон выделяет определенный перечень лиц, которые осуществляют операции с денежными средствами (ст. 5 115-ФЗ):

  • кредитные организации;
  • профессиональные участники рынка ценных бумаг;
  • страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховые брокеры и лизинговые компании;
  • организации федеральной почтовой связи;
  • ломбарды;
  • организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
  • организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
  • управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
  • организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
  • операторы по приему платежей;
  • коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
  • кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • общества взаимного страхования;
  • негосударственные пенсионные фонды в части осуществления деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи, а также операторы связи, занимающие существенное положение в сети связи общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных.

Эти лица обязаны (ст. 7 115-ФЗ) :

  1. до приема на обслуживание идентифицировать клиента;
  2. при приеме на обслуживание и обслуживании клиентов - получать информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с данной организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом, на регулярной основе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также вправе принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов;
  3. принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов;
  4. обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение 7 (семи) рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений;
  5. документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее 3 (трех) рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения, совершаемым их клиентами: вид, основания, дату, сумму;
  6. предоставлять в уполномоченный орган по его запросу информацию об операциях клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов;
  7. применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества;
  8. не реже чем 1 (один) раз в 3 (три) месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке

Пользователи этой информации - контрольные органы (преимущественно , Росфинмониторинг и Налоговая служба). Для исполнения этого закона существуют разные нормативные документы. Но чаще эти меру касаются денежных средств, которые находятся в кредитных организациях.

Следует запомнить - организации, работающие с денежными средствами ФЛ и ЮЛ, обязаны идентифицировать клиентов, регулярно наблюдать и сообщать о подозрительных операциях.

Как делают это банки, знакомимся.

03. Банк отслеживает операции по счету и идентифицирует устройства (телефон, e-mail)? Да! Инструкция 18-МР

Для этого существует Методичка № 18-МР , полное название - Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 18-МР “О подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма”. Она требует контроля за операциями и доступом.

Банки отслеживают транзитные операции:

  • размер налогов и других платежей в бюджет. А именно, цитируем :"..рекомендуем обращать внимание на клиентов, которые искусственно завышают размер уплачиваемых с банковских счетов налогов и других обязательных платежей с 0,5% от дебетового оборота по счету в среднем до значения 0,9% от дебетового оборота...при оценке деятельности клиента с использованием критерия уплаты налогов и других обязательных платежей в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности клиента, рекомендуем исходить из его значения, приближенного к 0,9% от дебетового оборота по счету клиента, либо незначительно превышающего данное значение";
  • со счета не производятся выплаты заработной платы работникам, а также связанные с ними налоги или налоги не соответствуют ССЧ;
  • ФЗП установлен из расчета ниже официального прожиточного минимума;
  • осуществляется уплата НДФЛ, но не уплачиваются страховые взносы;
  • остатки денежных средств на счете отсутствуют либо незначительны;
  • основания платежей, производимых по счету клиента, не имеют отношения к затратам, присущим хозяйствующим субъектам, занимающимся заявленными клиентом при открытии/ведении счета видами деятельности;
  • отсутствует связь между основаниями преобладающих объемов зачисления денежных средств на счет клиента и основаниями последующего их списания;
  • происходит резкое увеличение оборотов по счету клиента, превышение заявленного при открытии (ведении) счета клиентом максимального оборота денежных средств;
  • со счета не производятся платежи в рамках ведения хозяйственной деятельности клиента (например, арендные платежи, платежи в счет уплаты коммунальных услуг, закупки канцелярских товаров и другие);
  • используется схема с НДС. денежные средства зачисляются на счет клиента от контрагентов-покупателей по договорам за товары и услуги с выделением НДС и практически в полном объеме списываются клиентом в пользу контрагентов по объектам, не облагаемым НДС (операциям по реализации товаров, оказанию услуг, передаче денежных средств в обеспечение обязательств, предоставлению займов, реализации лома металлов). При этом при сходной хозяйственной деятельности иных клиентов при указанной структуре входящих и исходящих платежей объем НДС, подлежащего уплате в бюджет, зачастую должен приближаться к объему НДС, учтенному в зачислениях по операциям, облагаемым НДС.

В рамках получения сведений о деятельности клиента кредитной организации рекомендуется принимать во внимание особенности налогообложения клиента, а также оценивать сопоставимость реальных возможностей клиента по ведению хозяйственной деятельности и объемов уплаченных налогов и сборов с объемами операций, проводимых по его счетам.

Банки отслеживают телефон, почту

Банк должен отслеживать IP-адрес, МАС-адрес, номер SIM-карты, номер телефона и (или) иной идентификатор устройства, с которого клиент получает доступ к автоматизированной системе, программному обеспечению с целью осуществления переводов денежных средств. Более того, банкам предписывается выяснять, не совпадают ли эти данные с данными других фирм, счета которых были закрыты в рамках «противолегализационных» мероприятий. Под пристальное внимание могут попасть фирмы, обслуживаемые одной и той же бухгалтерской фирмой, если какой-то из клиентов оказался неблагонадежным. При совпадении методичка обязывает относить такого клиента к категории повышенного риска и реализовывать в отношении него мероприятия, направленные на минимизацию риска в соответствии с правилами внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

Для этой цели был создан проект по созданию единой базы под названием «Анализ технических устройств». Проект пилотировался банками летом 2019 года «без энтузиазма». В связи с чем проект взял под свое крыло ЦБ РФ. Проект был переименован в «Сервис анализа технических устройств», его ключевая задача - протестировать технологию сбора и анализа отпечатков, которая должна противодействовать отмыванию доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Технология будет выявлять сомнительных клиентов через устройства, используемые ими для входа в интернет-банк и проведения платежей.

Подобная система усложнит работу тех, кто профессионально занимается отмыванием и обналичиванием. Создание единой системы позволит увидеть, что с одного устройства проходят операции в десятках банков от лица разных компаний. Создание единой системы позволит судам и правоохранительным органам истребовать сведения об устройствах, с которых проводились банковские операции, эта информация может стать доказательством в налоговых спорах о дроблении бизнеса и антимонопольных расследованиях по картельным сговорам.

04. Банк отслеживает самозанятых и снятия со счета? Да! Инструкция 16-МР и 19-МР

Методичка 16-МР , полное название - Методические рекомендации Банка России от 6 сентября 2021 г. № 16-МР “Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов - физических лиц”, обращает внимание на работу самозанятых.

По мнению ЦБ, внимания заслуживают:

  • необычно большое количество контрагентов - физических лиц (плательщиков и (или) получателей), например, более 10 в день, более 50 в месяц;
  • необычно большое количество операций по зачислению и (или) списанию безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), проводимых с контрагентами - физическими лицами, например, более 30 операций в день;
  • значительные объемы операций по списанию и (или) зачислению безналичных денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств), совершаемых между физическими лицами, например, более 100 тысяч рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц;
  • короткий промежуток времени (одна минута и менее) между зачислением денежных средств (увеличением остатка электронных денежных средств) и списанием (уменьшением остатка электронных денежных средств);
  • в течение 12 часов (и более) одних суток проводятся операции по зачислению и (или) списанию денежных средств (увеличению и (или) уменьшению остатка электронных денежных средств);
  • в течение недели средний остаток денежных средств на банковском счете (электронных денежных средств) на конец операционного дня не превышает 10% от среднедневного объема операций по банковскому счету (электронному средству платежа) в указанный период;
  • операции по списанию денежных средств, электронных денежных средств характеризуются отсутствием платежей в пользу юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей для обеспечения жизнедеятельности физического лица (например, оплата коммунальных услуг, услуг связи, иных услуг, товаров, работ);
  • совпадение идентификационной информации об устройстве (например, MAC-адрес, цифровой отпечаток устройства и др.), используемом разными клиентами - физическими лицами для удаленного доступа к услугам кредитной организации по переводу денежных средств, электронных денежных средств.

Методичка 19-МР , полное название - Методические рекомендации Банка России от 21 июля 2017 г. № 19-МР “О повышении внимания кредитных организаций к операциям клиентов - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получающих наличные денежные средства с использованием корпоративных карт”, обращает внимание на снятие денежных средств через корпоративные карты.

По мнению ЦБ, такие компании (ООО и ИП) обладают двумя или более признаками:

  • снимают со счета 30 и более процентов;
  • созданы менее 2 лет назад;
  • налоговая нагрузка является минимальной;
  • контрагенты проводят операции, имеющие признаки транзитных операций (с. выше);
  • денежные средства поступают до 600 тыс. рублей;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется регулярно в срок 3-5 дней;
  • снятие наличных денежных средств осуществляется до 600 тыс. рублей;
  • у клиента имеется нескольких корпоративных карт.

05. Банк отслеживает уход от НДС? Да! Инструкция 5-МР

Для этого существует Методичка № 5-МР . Она говорит о следующем: преобладающая часть денежных средств зачисляется на банковские счета клиентов с выделением НДС, а списывается клиентами в пользу контрагентов без НДС. ЦБ РФ рекомендует банкам еженедельно анализировать операции клиентов на предмет уклонения от уплаты НДС, а именно:

  • доля платежей, связанных с зачислением денежных средств с НДС, в общем объеме зачислений денежных средств на банковский счет клиента составляет более 70%, а доля платежей, связанных со списанием денежных средств с НДС, составляет менее 30% в общем объеме списания денежных средств с банковского счета клиента. В дальнейшем при анализе платежей с учетом НДС и без учета НДС по банковским счетам клиента соотношение таких платежей кредитная организация может изменять с учетом оценки риска клиента, масштаба и характера его деятельности;
  • виды переводов денежных средств, предусматривающие преимущественное списание денежных средств с банковского счета без НДС - переводы денежных средств на счета филиалов ФГУП «Почта России», платежных агентов и банковских платежных агентов, переводы денежных средств юридическими лицами со своих банковских счетов на банковские счета физических лиц, операции по которым совершаются с использованием банковских карт, переводы денежных средств на счета лиц, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность и иную деятельность по организации путешествий (туристическая деятельность).

Особенно внимание обращают на клиентов в следующих отраслях экономики:

  • сельскохозяйственная сфера и сферы торговли лесоматериалами, строительными материалами, в том числе при экспорте зерновых культур, растительных масел, рыбы (ракообразных и моллюсков), лесоматериалов, а также поступление сельскохозяйственного сырья, лесоматериалов во внутреннюю переработку, где клиенты, как правило, специализируются на перепродаже сельскохозяйственных культур, рыбы (ракообразных и моллюсков) лесоматериалов, строительных материалов и имеют основным либо дополнительным видом деятельности «Торговля оптовая зерном, необработанным табаком, семенами и кормами для сельскохозяйственных животных» (код по ОКВЭД2 46.21), «Торговля оптовая прочими пищевыми продуктами, включая рыбу, ракообразных и моллюсков» (код по ОКВЭД2 46.38), «Торговля оптовая лесоматериалами, строительными материалами и санитарно-техническим оборудованием» (код по ОКВЭД2 46.73);
  • переводы денежных средств в сфере оказания грузовых транспортных услуг автомобильным транспортом (код по ОКВЭД2 49.4);
  • переводы денежных средств в сфере строительства (раздел F по ОКВЭД2);
  • переводы денежных средств в сфере оптовой торговли металлическим ломом, включая лом черных и цветных металлов;
  • переводы денежных средств в сфере предоставления персонала;
  • переводы денежных средств в сфере торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями, ювелирными изделиями из них и ломом таких изделий.

06. Банк прислал запрос по 115-фз. Как отвечать?

ЦБ рекомендует банкам проводить анализ взаимосвязей таких клиентов с другими своими клиентами, в адрес которых производятся перечисления, запрашивать документы (их надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату клиентом НДС. А в случае непредставления документов либо возникновения сомнений в их достоверности, а также в случае, если клиент является лицом, в отношении которого в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице, рекомендуется отказывать в приеме от клиента распоряжений на проведение операций по банковскому счету. Далее рекомендуется возобновлять обслуживание при условии предоставления клиентом документов, на основании которых кредитная организация сможет сделать вывод об отсутствии у нее подозрений в том, что целью совершения операции является легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, уход от налогообложения, а также отсутствия в едином государственном реестре юридических лиц записей о недостоверности сведений о данном клиенте. Что происходит на самом деле?

С 1 июля 2022 года заработали новые правила блокировки счетов и контролирует это со стороны банков система "Знай своего клиента" (ЗСК). Она регулируется нормами закона № 115-ФЗ. В законе есть понятие «подозрительные операции». Это операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Клиенту банка присваивают группу риска: низкая, средняя или высокая. Банк в соответстветствии с разработанными правилами может:

  1. отказаться от заключения договора банковского счёта (вклада);
  2. отказать в совершении операции, если по результатам проверки, возникли подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов;
  3. расторгнуть договор, если в течение года два и более раза откажет в совершении операции;
  4. не проводить операции по списанию денег со счёта (вклада, депозита);
  5. не осуществлять переводы с использованием сервиса быстрых платежей;
  6. отказать в выдаче наличных;
  7. при расторжении договора с банком не выдавать остаток средств на счёте, не перечислять его на другой счёт клиента или на счёт третьего лица по его указанию;
  8. лишить возможности использовать электронные средства платежа.

Расскажем один из случаев. Это не пример качественного мониторинга банка, а пример того, как мониторинг используют банки в своих целях. Банк открыл счет Клиенту. Обнаружил признаки сомнительных операций (спорные), заблокировал деньги на счете, по заявлению Клиента перевел денежные средства в другой Банк, списав комиссию 20% от остатка. Банк прислал запрос. Он выглядел так:

Пример1: Блокировка счета и взимание комиссии

Уважаемый руководитель!

ПАО «ХХХХХбанк» просит Вас в течение 5 рабочих дней с момента направления настоящего запроса предоставить следующие сведения и копии документов:

  1. Письменные пояснения о деятельности компании (направление деятельности, деловая репутация, наличие сайта) с описанием единичного бизнес-цикла и экономического смысла операций, проводимых по счету в Банке;
  2. Сведения о 5 крупнейших плательщиках и 5 крупнейших получателях по операциям, осуществленным по счету в Банке (вид деятельности, информация из открытых источников, сайт, информацию о  деловой репутации, каким образом начали сотрудничать и т.п.) с приложением копий договоров/ контрактов (в т.ч. приложения, дополнения, спецификации) и документов, подтверждающих исполнения обязательств получателя денежных средств перед плательщиком (акты, счета, заявки, транспортные накладные, товарные накладные, УПД и др.).
  3. Документы, подтверждающие наличие складов, офисных помещений иных основных средств (копии договоров аренды, свидетельств о праве собственности).
  4. Копию договора аренды по адресу нахождения основного исполнительного органа организации.
  5. Сведения о среднесписочной численности сотрудников, штатное расписание, в том числе информацию о  присутствии должности бухгалтера в штатном расписании, а также справку по форме КНД 1110018.
  6. Пояснения, каким образом производится выплата заработной платы сотрудникам компании с приложением подтверждающих документов (в случае отсутствия выплаты через счет в Банке).
  7. Документы, подтверждающие целевое расходование денежных средств, в случае осуществления по счету в Банке операций по снятию наличных, в т.ч. с корпоративной карты.
  8. Справку из ФНС об открытых и закрытых счетах.
  9. Расширенные выписки со счетов, отрытых в других кредитных организациях за последний год с указанием наименований контрагентов, их ИНН и счетов, обслуживающих банков, назначений платежа, дат и сумм операций с приложением имеющихся копий платежных поручений об оплате налогов за 2019гг.
  10. Письменные пояснения о причинах низкой налоговой нагрузки по счету в Банке.
  11. Копии финансовой отчетности за последний отчетный период с отметками налогового органа об их принятии (либо с приложением копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде) и управленческой отчетности за последний месяц, заверенной руководителем. При общей системе налогообложения - копии годовой (либо квартальной) декларации по налогу на прибыль за последний отчетный период, копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за последний отчетный период. При упрощенной системе налогообложения - копии годовой декларации УСН за последний отчетный период, копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах) за последний отчетный период.

Все документы должны быть предоставлены в Банк лично генеральным директором, быть заверены печатью организации и подписью лица, имеющего право подписи в соответствии с карточкой с образцами подписей и оттиском печати представленной в ПАО «ХХХХХХХХбанк». Также информируем Вас, что в соответствии с действующим законодательством Банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции, по которой не представлены документы, необходимые для фиксирования информации. В случае непредоставления сведений и (или) документов, указанных в запросе (предоставления ненадлежащих сведений и документов), при перечисление остатка денежных средств при закрытии счета клиента будет взиматься комиссия в соответствии с действующими тарифами ПАО «ХХХХХХХбанк» на расчетно-кассовое обслуживание. В соответствии с законодательством Российской Федерации ПАО «ХХХХХХбанк» гарантирует конфиденциальное использование предоставленной информации.

Обращаем Ваше внимание, что данный запрос направляется Банком однократно и в случае непредставления Вами всех или части документов дополнительные запросы Банком направляться не будут.

Запрос пришел в личный кабинет клиента. Компания нерегулярно проверяла личный кабинет, не обнаружила запрос вовремя. Через 10 (десять) дней банк заблокировал счет, по телефону истребовал закрыть расчетный счет, а деньги перевел на новый счет в другом банке. При этом 20% оставляет себе, вполне законно ссылаясь на договор и тарифы. Здесь прямая дорога в суд.

Другой случай. Банк открыл счет Клиенту. Через некоторое время Банк посчитал операции сомнительными, приостановил операции и на каждое платежное поручение направляет подробный запрос. Он может выглядеть так:

Пример2: Ограничение платежей

Уважаемый руководитель!

Вы обратились в Банк с просьбой пояснить причины ограничения Автоматизированной Системы Банк Бизнес Онлайн. Банком в рамках исполнения требований Закона №115-ФЗ в адрес Вашей организации был направлен запрос о предоставлении документов и информации. Полученные документы не позволяют Банку определить характер проводимых операций и исполнить требования Закона №115-ФЗ.
В соответствии с п. 3.24 Условий Банк принял решение о предоставлении услуги Автоматизированной Системы Банк Бизнес Онлайн в ограниченном режиме. Банк не осуществлял блокирование денежных средств на счете. Поэтому для совершения операций Вы можете обращаться в подразделение Банка по месту ведения счета с расчетными документами, оформленными на бумажном носителе, и документами, поясняющими характер совершаемой расходной операции. Решение о возможности проведения такой операции будет принято Банком по результатам рассмотрения предоставленных Вами документов и пояснений. Если отказов в совершении операции будет два и более в течение календарного года, Банк вправе расторгнуть договор банковского счета . Обсуждать критерии, которыми руководствовался Банк, принимая решение, не представляется возможным в связи с требованиями ст. 4 Закона №115-ФЗ, ограничивающими Банк в раскрытии информации о принимаемых мерах.

Вместе с тем Банк выражает готовность пересмотреть решение об отказе от проведения безналичного перевода по п/п №ХХ от ХХХХХХ г. на сумму ХХХХХХХ рублей при условии предоставления Вами следующих документов и (или) сведений, указанных в Приложении 1.  Для оперативного рассмотрения документов и (или) сведений просим Вас при их направлении указать в теме письма ИНН. О принятом решении Банк проинформирует Вас по электронной почте в срок не позднее десяти рабочих дней со дня представления документов и (или) сведений в Банк.

Приложение 1. Обязательные документы по оспоренным операциям:

  • Документы, подтверждающие привлечение перевозчика ХХХХХХ для осуществления поставок по оспоренной Вами операции операциям – заявки, счета на оплату, платежные документы об оплате услуг согласно условиям договора;
  • Документы, подтверждающие расчеты с контрагентом ХХХХХХ (по ранее оказанным услугам);
  • Карточка счетов 41, 60, 62, 68, 76  за период ХХХХХХХ;
  • Пояснения о том, где хранятся остатки товара, указанные в предоставленных Вами ОСВ по счету 41, а также пояснения о том, какими силами производилась отгрузка товара при отсутствии в штате сотрудников с приложением подтверждающих документов;
  • Пояснить пункт погрузки/разгрузки товара в предоставленных Вами товарно-транспортных накладных;
  • По закупленному/реализованному товару в рамках предоставленных товарно-транспортных накладных за декабрь предоставить ветеринарные сертификаты с отметками автоматизированной системы «Меркурий»;
  • Пояснения о том, каким образом производился поиск и выбор контрагентов, каким образом сформирована стоимость реализации товара;
  • Сообщите экомическую целессобразность проводимых сделок.

Еще - налоговая нагрузка. Клиент не платит налоги. Банк шлет письмо о налоговой нагрузке.

Пример3: Предупреждение - платите налоги

Уважаемый клиент!

По счету вашей организации осуществляются операции, которые вызывают вопросы у банка в рамках исполнения требований Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001: перечисление обязательных платежей в бюджет РФ менее 0,9% от общего объема расходных операций (минимальное требование ФНС России по уплате налоговых отчислений).

Рекомендуем вам: придерживаться значения налоговой нагрузки, характерной для специфики вашей отрасли и осуществлять уплату всех налогов, сборов и иных обязательных платежей с использованием расчётного счета.

Пример4: Подтвердите экономическую целесообразность операций

Уважаемый Клиент!

В рамках исполнения требований Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) по операциям за период ХХХХХХХХХ, совершенным по счету № ХХХХХХХХ просим предоставить документы, подтверждающие экономическую целесообразность операций с контрагентами - Список.

Обращаем Ваше внимание, что в ответ на запрос не допускается вложение нечитаемых файлов, ссылок на облачные хранилища с документами/сайты и документов, не относящихся к запросу. В случае непредоставления запрашиваемой информации и документов в указанный срок в соответствии с п.11 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ Банк имеет право приостановить действие оказываемых услуг ДБО.

Используйте шаблон пояснительной записки, приложите к ней подтверждающие документы:

  • Договоры: пришлите полным комплектом, включая неотъемлемые части договора, приложения, изменения, дополнительные соглашения, спецификации, заявки;
  • Отчетность: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах за последний отчетный период с отметками налогового органа о принятии, налоговые декларации за последний отчетный период с отметками налогового органа о принятии с приложением книги учета доходов и расходов и/или книги продаж и книги покупок, оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам с указанием субсчетов, оборотно-сальдовые ведомости по основным счетам бухгалтерского учета 01, 10, 50, 51, 58, 60, 62, 66, 67, 68, 70, 76 с детализацией по субсчетам;
  • Подтверждение уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей: расширенная выписка по операциям на счетх, открытых в сторонних кредитных организациях, платежные поручения, квитанции об уплате налогов, сборов;
  • Подтверждение наличия материально-технической базы: данные о численности и составе работников(6-НДФЛ с отметкой налогового органа о его принятии, штатное расписание, сведения о застрахованных лицах: Форма СЗВ-М), транспортные средства и расходы по их эксплуатации(ПТС), офисные, складские помещения (договор аренды, первичные документы, подтверждающие исполнение договора аренды (акт приема-передачи) и оплату услуг, подтверждение прав собственности арендодателя);
  • Исполнение обязательств по операциям с указанными контрагентами: счета-фактуры,товарные накладные,УПД (универсальный передаточный документ),транспортные накладные/товарно-транспортные накладные ,путевые листы;
  • Иные документы (их копии): расширенная выписка по операциям на счетах, открытых в сторонних кредитных организациях с указанием плательщика, ИНН, назначения платежа (на дату закрытия, если счет закрыт);
  • Письменные пояснения: разъясняющие экономический смысл операции(й), причин и необходимости проведения подобных расчетов,какими силами и средствами обеспечивается деятельность организации.

Любителям трясти кулаками сразу советуем сосредоточиться. С запросами Банка нужно отработать четко, грамотно и быстро.

Рецепта нет и инструкции не предоставим, у каждого своя уникальная ситуация. А ответы для наших клиентов - наш опыт и разработки. Совершенно очевидно,  что личный кабинет Банка нужно проверять регулярно. Банковские операции должны отвечать заявленной деловой цели. Документы, подтверждающие деловую цель, должны быть всегда в наличии, а не создаваться под задачу. Отвечать на запрос лучше после консультаций с юристами, не пропускать сроки. И да, подтверждаем некоторые ответы Банкам становятся похожи на книги. Поэтому экономическую модель работы компаний сейчас нужно продумывать заранее. Оно и лучше. 


ИТОГИ

Итак, банки (и не только) обязаны проводить мониторинг операций. Выявлять клиентов, совершающих на регулярной основе сомнительные операции и обеспечить повышенное внимание ко всем операциям этих клиентов и их контрагентов.


Фирммейкер, май 2018 (следим за актуальностью)
Евгений Морозов, Полина Жукайтите
При использовании материала ссылка обязательна

Банк прислал запрос по 115-ФЗ?

ему нужен правильный ответ о вашей экономической модели

Бесплатная консультация
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также