Помимо выездных проверок, которые проводятся на территории налогоплательщиков, налоговые органы осуществляют камеральные проверки налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками. Эта проверка скрыта от глаз проверяемого налогоплательщика. Поэтому интересно знать, как она проходит, какие права у налогоплательщика при её проведении, как правильно вести себя, чтобы избежать штрафа, и какие последствия могут возникнуть для налогоплательщика.

Порядок проведения налоговой камеральной проверки

1. Что такое камеральная проверка?

Камеральная проверка - это проверка бухгалтерской отчетности и деклараций, сданных фирмой (предпринимателем) в налоговые инспекции без выезда к налогоплательщикам (ст. 88 НК РФ).

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах.

Камеральная проверка проводится налоговым инспектором на основе налоговой, бухгалтерской отчетности и других документов, которые должны к ней прилагаться. К документам налоговой и бухгалтерской отчетности относятся налоговые декларации, расчеты по авансовым платежам, справки, заявления, и другие документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. Никакого специального решения для нее не нужно.

Проведение камеральной проверки в первую очередь регулируется положениями Налогового кодекса РФ. Дополнительно ИФНС использует внутренние документы:

2. Задачи камеральной проверки

  1. Контроль за своевременным и полным представлением налоговой отчетности в налоговые органы.
  2. Оценка достоверности показателей налоговой отчетности на основе отчетности налогоплательщика за предыдущие периоды, на основе других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в распоряжении налоговых органов, а также на основе информации об аналогичных налогоплательщиках.
  3. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений.
  4. Подготовка информации для отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

3. Сроки проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки - 3 (три) месяца со дня предоставления налоговой декларации и последнего из документов, подтверждающих правильность расчетов и обоснованность запрашиваемых вычетов (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Исключение - декларации по НДС. Продлить срок проверки нельзя, кроме некоторых случаев. Срок проверки начинает течь со следующего дня после дня подачи декларации или расчета. Если день отправки отчетности и день ее получения инспекцией не совпадают, срок нужно считать со дня ее получения налоговым органом.

Подача уточненной декларации  прекращает камеральную проверку поданной ранее декларации, но при условии, что проверка первой еще не закончена. Новая проверка начинается с момента подачи «уточненки». При этом прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета).  Сроки представления уточненных налоговых деклараций НК РФ не установлены, поэтому налоговые органы не вправе отказать в принятии таких деклараций.

4. Основные этапы камеральной проверки

Камеральная проверка условно проходит в два этапа:

  • автоматизированный контроль,
  • углубленная проверка.

4.1. Автоматизированный контроль деклараций (расчетов)

Это происходит без участия инспекторов. Информационная система инспекции производит проверку вашей отчетности и контрольных соотношений, декларации по НДС дополнительно проверяют по АСК НДС.

Если в вашей отчетности были обнаружены какие-то расхождения или несоответствия, то это причина для проведения ее углубленной проверки. Углубленную проверку проводят при наличии на это оснований:

  • заявленный к возмещению из бюджета НДС;
  • заявленные в отчетности налоговые льготы.

4.2. Углубленная камеральная налоговая проверка

При углубленной камеральной проверке инспекция проводит мероприятия налогового контроля, чтобы проверить, нарушили вы налоговое законодательство или нет. Основными этапами углубленной камеральной проверки являются:

  • Проверка полноты представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности.
  • Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.).
  • Проверка своевременности представления налоговой отчетности.
  • Арифметический контроль данных налоговой отчетности.
  • Проверка обоснованности применения налоговых ставок и льгот.
  • Проверка правильности исчисления налоговой базы.

На практике проверяющие чаще всего:

  • истребуют у проверяемого лица документы;
  • проводят "встречную" проверку, то есть запрашивают документы и информацию у третьих лиц. Официально термин "встречная проверка" не применяется с 2007 г., но его используют и сейчас. Под встречной проверкой понимают истребование налоговой инспекцией у вас документов (информации) по контрагентам (третьим лицам), у которых проходит камеральная или выездная проверка. Истребование документов, информации возможно и вне рамок проверок, в частности, когда инспекции нужны данные о конкретной сделке;
  • запрашивают у проверяемого лица пояснения, в том числе путем вызова в инспекцию;
  • реже проводят осмотр помещений, территорий, документов и предметов.

4.3. Истребование документов при камералке

Истребование документов допускается:

  1. при проведении камеральных проверок у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы;
  2. подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога;
  3. проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов.

Данный перечень является ограниченным и не подлежит расширению, в иных ситуациях у налогового органа отсутствует право на истребование документов. Если налоговый орган, который при проведении камеральной проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной декларации, не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.

Также не предполагается обязанность налогоплательщика представлять в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по налогу на прибыль документы, подтверждающие правильность исчисления налога. Следовательно, налоговый орган вправе истребовать только те документы, которые относятся к предмету проверки. В ходе проведения налоговой проверки контроля налоговые органы не вправе истребовать документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данной организации. В требовании налогового органа должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве затребованы.

Часто налоговые органы в требовании о представлении документов запрашивают расшифровки, своды, перечни, расчеты и прочие документы, составление которых является необязательным.

5. Продление срока налоговой камеральной проверки

Часто случается, что проверяющие просят большое количество документов, и налогоплательщик не может представить их в обозначенные в требовании сроки. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня получения соответствующего требования. Поэтому налогоплательщик может продлить срок представления документов по согласованию с налоговым органом. Для этого ему необходимо в течение одного рабочего дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомить инспекцию о том, что он не может представить все документы в установленный срок, и объяснить причины, указать срок, когда документы будут представлены.

Не установлено, на какой срок организация может сместить момент представления документов. Данный вопрос решается индивидуально в зависимости от ситуации, в частности от количества документов, наличия штата сотрудников. Если налогоплательщик в принципе не направлял уведомлений о невозможности представления документов, оснований для его освобождения от ответственности не имеется.

6. Акт о результатах камеральной проверки

Акт камеральной налоговой проверки составляется в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В нем указываются:

  • дата акта налоговой проверки, то есть дата подписания акта лицами, проводившими эту проверку;
  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество проверяемого лица. В случае проведения проверки организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, помимо наименования организации, указываются полное и сокращенное наименования проверяемого подразделения и место его нахождения;
  • фамилии, имена, отчества лиц, проводивших проверку, их должности с указанием наименования налогового органа, который они представляют.

Акт о результатах проверки вручается лицу, в адрес которого она проводилась, в течение 5 рабочих дней с даты его составления.

Если у налогоплательщика появляются возражения по поводу результатов камеральной налоговой проверки, то он вправе их изложить в письменном виде и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Возражения должны быть переданы в ИФНС в период 15 рабочих дней с момента получения Акта.


Фирммейкер, 2012 (следим за актуальностью)
Ирина Семченкова (Журавлева)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Ведем бухгалтерию - простую и сложную

Проходим камеральные и выездные налоговые проверки клиентов

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь
Прайс на все услуги