22  ноября 2011 года Госдумой был принят во втором и третьем чтении законопроект №385329-5 «О бухгалтерском учете». В действие он вступил с 01 января 2013 года и привнес много нового.

закон о бухучете 2013Действие изменений в закон "О Бухгалтерском учете" 2013 распространяется на коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы, ЦБ РФ, индивидуальных редпринимателей, частных адвокатов и нотариусов, филиалы и представительства (а так же иные структурные подразделения), находящиеся на территории РФ.

Упрощенцы должны вести бухучет

Одно из самых значительных нововведений касается организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. После вступления в силу нового закона, они будут вести бухгалтерский учет, а также предоставлять отчетность в полном объеме. Тогда как действующий закон о бухучете позволяет компаниям на УСН отражать лишь основные средства и нематериальные активы. Начиная с 2013 года, у бухгалтеров, работающих в компаниях на «упрощенке», прибавится работы. В числе прочего, им предстоит заполнять форму баланса, где предусмотрены графы для сведений за два предшествующих года. Получается, что в балансе за 2013 год нужно указать данные за 2011-2012 годы, то есть за период, когда «упрощенцы» еще не вели бухучет. Означает ли это, что учет придется восстановить? В новом законе на этот счет ничего не сказано, а Минфин пока не дал официальных разъяснений.

Положения нового закона о бухучете распространяются, в том числе, и на индивидуальных предпринимателей. Но есть одна существенная оговорка: ИП могут не вести бухгалтерский учет, если они отражают доходы (либо доходы и расходы) по нормам налогового законодательства. Таким образом, от составления балансов освобождены предприниматели, которые применяют общую или упрощенную систему налогообложения, либо перешедшие на уплату единого сельхозналога.

А вот предприниматели - «вмененщики» будут делать проводки, составлять регистры и проч. Причина в том, что величина ЕНВД не зависит от выручки, в связи с чем, закон не обязывает налогоплательщиков, применяющих данный спецрежим, учитывать доходы и расходы. Значит, им придется вести бухгалтерский учет на общих основаниях.

При этом в соответствии с п. 2 ст. 6 нового законопроекта, бухгалтерский учет могут не вести:

1) индивидуальные предприниматели, лица, занимающиеся частной практикой, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов ирасходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, - в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

Специально отмечены организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010г. №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково». В соответствии с п.4 ст.6 нового ФЗ «О бухучете», такие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства.

Новое понятие "международный стандарт бухучета"

Впервые упомянуты международные стандарты (стандарты бухгалтерского учета, применение которых является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта – п.4 ст.3 нового законопроекта).

Руководитель обязан нанять бухгалтера

В отличие от действующего законодательства, в соответствии п.3 ст.7 нового Федерального закона, руководитель организации (за исключением кредитной организации) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо организации либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

Возможность заключения договора по ведению бухгалтерского учета для кредитных организаций не предусмотрена. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. И только руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

Новым федеральным законом введены требования, которым должны будут отвечать главные бухгалтера (или иные должностные лица, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета):

  • ОАО (за исключением кредитных организаций);
  • Страховых организаций;
  • Негосударственных пенсионных фондов;
  • Акционерных инвестиционных фондов;
  • Управляющих компаний паевых инвестиционных фондов;
  • Иных организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций);
  • Органов управления государственных внебюджетных фондов;
  • Органов управления государственных территориальных внебюджетных фондов.

Таких требований несколько. В соответствии с п.4 ст.7 нового ФЗ, главный бухгалтер (или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета) вышеперечисленных организаций должен:

1) иметь высшее профессиональное образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Этим же требованиям должны соответствовать физические лица, с которыми организация заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета. Юридические лица, оказывающие такие услуги, должны иметь не менее одного работника, отвечающего установленным требованиям (п.6 ст.7 нового ФЗ). Главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Центральным банком РФ (п.7 ст.7 нового ФЗ). Однако, для главбухов, принятых в штат до 1 января 2013 года, соблюдение данных критериев не обязательно. Это отдельно прописано в новом законе о бухучете.

Как поступать в случае разногласий между директором и главбухом

Законодатели предусмотрели четкий алгоритм действий на случай, если у руководителя и главного бухгалтера разные мнения относительно отражения в учете операций и объектов. В такой ситуации главный бухгалтер (или иной человек, на которого возложено ведение бухучета) не вправе принять решение самостоятельно. Вместо этого главбух должен получить письменное распоряжение директора с указаниями, как следует поступить, и действовать строго в соответствии с этой инструкцией. Если руководитель решит, что ту или иную операцию нужно провести, то главбуху ничего не останется, кроме как сделать проводки.

Если же директор распорядится не показывать в учете объект, то бухгалтеру придется отказаться от проводок и т.д. Важно, что вся ответственность за принятое решение и его последствия целиком и полностью ложится на руководителя.

Введено понятие "Учетная политика", отменены обязательные формы первичных документов

Новым ФЗ введено само понятие учетной политики. Учетной политикой признается совокупность способов ведения организацией бухгалтерского учета (п.1 ст.8 нового ФЗ). При формировании учетной политики в отношении конкретных объектов бухучета, организации должны выбрать способ его ведения из способов, допускаемых федеральными стандартами (п.3 ст.8 нового ФЗ). При недостаточности рекомендаций федеральных стандартов организация самостоятельно устанавливает способ ведения бухучета. При этом необходимо исходить из требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами (п.4 ст.8 нового ФЗ).

Еще одно очень важное изменение – это отмена обязательного использования унифицированных форм первичной документации. В пункте 2 статьи 9 действующего закона говорится: «первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации». В новом законе подобное правило отсутствует. Эта поправка, вероятно, отразится не только на бухгалтерском, но и на налоговом учете. На практике, сотрудники ИФНС, как правило, отказываются признать расходы, если первичные документы заполнены на бланке свободной формы. В качестве примера можно привести появившуюся недавно транспортную накладную, которая, по мнению чиновников, не подходит для подтверждения расходов на доставку. Причина в том, что существует унифицированная форма № 1-Т, и только она годится для признания транспортных затрат.  После вступления в силу нового закона о бухучете, ситуация, похоже, изменится. Инспекторы уже не смогут аннулировать расходы по причине «неправильного» бланка первичного документа, ведь само требование об использовании унифицированных форм останется в прошлом.

Что касается перечня обязательных реквизитов «первички», то он сохранится. В каждом документе по-прежнему должны быть указаны: наименование, дата, название организации или ФИО предпринимателя, величина измерения, количество единиц, должности ответственных лиц и их подписи. В отличие от действующего ФЗ, в новом отсутствует прямой запрет на внесение исправлений в кассовые и банковские документы, однако есть условие допустимости исправлений:

Допускаются исправления в первичных документах, если иное не предусмотрено действующим законодательством. Исправление должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц (п.7 ст.9 нового ФЗ).

Уточнены регистры и объекты бухгалтерского учета

Формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель организации (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.5 ст.10 нового ФЗ). Так же как и первичные документы, регистры бухучета могут быть составлены на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Статьей 5 нового закона более подробно, чем сейчас, обозначены объекты бухгалтерского учета. В соответствии с п.2 ст.1 закона 129-ФЗ, объектами бухгалтерского учета являются:

  • имущество организаций;
  • обязательства;
  • хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Новый закон выделяет следующие объекты бухгалтерского учета:

  • факты хозяйственной жизни;
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования его деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Отчет о прибылях и убытках переименован

В действующем Законе о бухучете №129-ФЗ отсутствует описание требований, предъявляемых к бухгалтерской отчетности. Эти требования содержатся в ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Требования к бухгалтерской отчетности, указанные в новом ФЗ, перекликаются с ПБУ 4/99 и не содержат принципиально новых моментов. В описании состава бухгалтерской отчетности «отчет о прибылях и убытках» (129-ФЗ) заменен на «отчет о финансовых результатах» (новый ФЗ).

Обратите внимание: в новом ФЗ отсутствует прямое описание случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Но при этом, в соответствии с п.38 ПБУ 4/99, статьи бухгалтерской отчетности, составляемой за отчетный год, должны подтверждаться результатами инвентаризации активов и обязательств.

Дальнейшее развитие бухгалтерского учета

В рамках нового закона будут разработаны стандарты, регламентирующие ведение бухгалтерского учета. Одни стандарты будут федеральными, другие – отраслевыми, и те и другие обязательны для применения. Федеральные стандарты установят единые для всех отраслей правила, например, план счетов, состав последней и первой отчетности при реорганизации, упрощенные способы бухгалтерского учета и прочее. Отраслевые стандарты адаптируют общие правила к особенностям отдельных сфер экономической деятельности.

Разрабатывать стандарты будет Минфин России, а также саморегулируемые организации предпринимателей, аудиторов и прочие объединения людей, заинтересованных в развитии бухучета. Проекты всех федеральных стандартов будут в обязательном порядке опубликованы и открыты для публичного обсуждения. Срок такого обсуждения – не менее трех месяцев с даты опубликования проекта. Разработчики проекта учтут все замечания, доработают проект, и только после этого стандарт будет принят.

В соответствии со ст. 23 нового ФЗ, на органы государственного регулирования возлагается:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение Федеральных и отраслевых стандартов;
  • организация экспертизы проектов стандартов;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов;
  • участие в разработке международных стандартов;
  • разработка стандартов для организаций государственного сектора;
  • представление РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухучета и бухгалтерской отчетности.

В соответствии со ст.24 нового ФЗ, на субъекты негосударственного регулирования возлагается:

  • Разработка проектов федеральных стандартов, публичное обсуждение и предоставление в федеральный орган;
  • Участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • Участие в экспертизе проектов стандартов;
  • Обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он разработан;
  • Разработка и принятие рекомендаций в области бухучета;
  • Разработка предложений по совершенствованию стандартов бухучета;
  • Участие в разработке международных стандартов.

Обратите внимание: если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, разработкой стандарта займется уполномоченный федеральный орган (пп.2 п.1 ст.28 нового ФЗ).

Экспертиза проектов федеральных стандартов проводится советом по стандартам бухгалтерского учета. В состав совета по стандартам бухучета входят 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухучета и 5 представителей органов государственного регулирования. Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учета должны иметь высшее профессиональное образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учета или аудита. Решения совета по стандартам бухгалтерского учета принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании. Заседания совета являются открытыми.

Разработчиком федерального стандарта может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учета. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме.

 

Фирммейкер, 2012
Дина Ермакова
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter