Если вы получали от государства путевку на санаторно-профилактический отдых, то наверное задумывались над вопросом «А из каких средств финансируется мой отдых?». Эти деньги выделяются из Социального фонда РФ, речь о назначении и деятельности которого пойдет ниже. Материал вводный, мы хотим дать лишь короткое представления о вопросе.

1. История возникновения социальных фондов в мире и России

1.1. Социальные фонды в мире

Идея создания социальных фондов как способа обеспечения социальной защиты населения возникла в XIX веке во многих странах мира. Одним из ранних примеров таких фондов был Немецкий социальный фонд, созданный канцлером Отто фон Бисмарком в Германии в 1883 году. Этот фонд предоставлял рабочим страхование от несчастных случаев на производстве, пенсии и даже отпуска.

Первый крупный социальный фонд был создан в США в начале XX века. Это был Фонд Рокфеллера, основанный Джоном Д. Рокфеллером в 1913 году. Целью фонда было финансирование научных исследований и образовательных программ. Вторая мировая война привела к созданию еще большего числа социальных фондов. В послевоенной Европе были созданы такие организации, как Европейский фонд развития (European Development Fund) и Всемирный банк (World Bank), целью которых было восстановление экономики и поддержка развивающихся стран.

В 1960-х годах начали появляться социальные фонды, ориентированные на решение конкретных социальных проблем. Например, Фонд Макартуров (MacArthur Foundation) был создан для поддержки образования и науки, а Фонд Форда (Ford Foundation) – для борьбы с бедностью и дискриминацией.

С течением времени многие страны мира сформировали свои собственные социальные фонды, предназначенные для обеспечения социальной защиты населения. Эти фонды финансируются как за счет государственных средств, так и за счет взносов работников и работодателей.

Сегодня социальные фонды играют важную роль в обеспечении социальной защиты и помощи людям в трудной жизненной ситуации. Они обеспечивают различные виды социальных выплат, включая пособия по безработице, пенсионное обеспечение, медицинское страхование и другие виды социальной поддержки.

Социальный фонд России

1.2. Социальные фонды в России

Первый социальный фонд в царской России был создан в 1701 году по указу Петра I. Этот фонд назывался «домовые Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых». Он положил начало созданию государственной системы социальной защиты. Первый социальный фонд в царской России был создан в 1861 году в виде закона "Об обязательном учреждении вспомогательных товариществ на казённых горных заводах". Этот закон предусматривал создание страховых фондов, формируемых из взносов рабочих и заводоуправлений. Средства этих фондов использовались для выплаты пособий по болезни, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам. Полноценная система социального страхования была заложена в 1912 году, когда III Государственная Дума приняла ряд законов, регулирующих социальное страхование рабочих.

Первым социальным фондом в СССР стал Фонд социального страхования, созданный в 1918 году. Его задачей было обеспечение социальной защиты работников в случае болезни, инвалидности, старости и других социальных рисков. Фонд финансировался за счет взносов работодателей и работников.

В дальнейшем система социального страхования в СССР развивалась и совершенствовалась. Были созданы специализированные фонды, такие как Пенсионный фонд, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и другие. Эти фонды осуществляли выплаты различных видов социальной помощи, включая пенсии, пособия по безработице, медицинскую помощь и т.д.

Важно отметить, что в СССР социальное обеспечение было одним из приоритетов государства. Оно гарантировало минимальный уровень социальной защиты всем гражданам, независимо от их дохода и статуса. Это позволило снизить социальное неравенство и обеспечить базовые потребности населения.

2. Фонд социального страхования РФ (ФСС), 1991-2022: как он работал

В РФ был учрежден ФСС (Фонд Социального Страхования РФ) 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР № 600/9-3 от 25 декабря 1990 года для управления средствами государственного социального страхования.

Как работал ФСС?

Исполнительными органами фонда являлись региональные и центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного социального страхования на территории субъектов РФ или в отдельных отраслях хозяйства, и их филиалы. Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения являлись юридическими лицами, имели гербовую печать со своим наименованием, текущие валютные и иные счета в банках.

Основными задачами ФСС являлись:

  • обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  • участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  • осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
  • разработка предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование.

Доходы ФСС образовывались из страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности), а также страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством.

К примеру, доходы ФСС в разные периоды составляли:

  • 2009 год - 440 млрд. руб.,
  • 2010 г. - 463 млрд. руб.,
  • 2011 г. - 558 млрд руб.,
  • 2018 - 708 млрд. руб.,
  • 2019 - 753 млрд. руб.,
  • 2020 - 783 млрд. руб.,
  • 2021 - 793 млрд. руб.

Собранные средства ФСС расходовал на выплату следующих пособий:

  1. пособие по временной нетрудоспособности;
  2. пособие по беременности и родам;
  3. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в женской консультации в ранние сроки беременности (до 12 недель);
  4. пособие при рождении ребенка;
  5. ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
  6. оплата дополнительных выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет;
  7. пособие на погребение и другие пособия.

Общее расходование денежных средств, к примеру, составило:

  • в 2009 г - 449 млрд. руб.,
  • в 2010 г - 491 млрд. руб.,
  • в 2011 г - 498 млрд руб.,
  • ....
  • в 2018 г. - 702 млрд руб.;
  • в 2019 г. - 741 млрд руб.;
  • в 2020 г. - 787 млрд руб....

Тенденция увеличения расходов, наряду с доходами характерна для фонда с момента его образования.  Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях осуществлялось через бухгалтерии работодателей.

После объединения ПФР и ФСС прогнозируется следующее (см. таблицу в млрд. руб):

  Доходы Расходы Профицит
2023 г 13 711 13 541 170
2024 г 14 495 14 304 191
2025 г 15 422 14 975 447

3. Пенсионный фонд и ФСС РФ с 1 января 2023 года объединились в Социальный фонд

1 января 2023 года Пенсионный фонд и Фонд социального страхования объединились в Социальный фонд России (СФР) путем реорганизации государственного учреждения Пенсионного фонда РФ в форме присоединения к нему Фонда социального страхования РФ.

3.1. Для чего объединили ПФР и ФСС в СФР

Такое решение было принято для оптимизации работы ведомства с представителями бизнеса и физическими лицами (ФЗ от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ). Вот несколько ключевых моментов этого процесса:

  1. Упрощение процедур получения социальных выплат. Ранее для получения некоторых видов социальной помощи гражданам приходилось обращаться в разные организации - Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Теперь все услуги будут предоставляться через одну организацию, что упрощает процесс оформления документов и получения выплат. К примеру, Пенсионный фонд Российской Федерации начиная с 1990-х годов, получал различные функции, связанные не только с пенсионным обеспечением граждан, но и с реализацией социальных выплат за счет средств федерального бюджета. Он занимался предоставлением ежемесячных денежных выплат отдельным группам населения в рамках социальной поддержки, а также управлением программой материнского капитала. Во время пандемии COVID-19 (с 2020 по 2021 год) Пенсионный фонд Российской Федерации играл ключевую роль в техническом и организационном сопровождении механизма разовых социальных выплат различным категориям граждан. С 1 января 2022 года, в связи с внесением поправок в федеральное законодательство, на Пенсионный фонд Российской Федерации были возложены новые дополнительные функции и бюджетные полномочия по осуществлению более 20 различных видов социальных выплат гражданам, которые ранее выполнялись органами социальной защиты населения;
  2. Экономия времени и ресурсов. Объединение фондов позволит сократить дублирование функций, снизить административные расходы и повысить эффективность работы всей системы социального обеспечения. Это также поможет избежать ошибок при расчете пенсий и других социальных выплат. К примеру, в 2022 году расходы на обеспечение функционирования аппарата Пенсионного фонда Российской Федерации составили 121 млрд. рублей, а на выплаты персоналу - 94 млрд. рублей. В то же время, расходы на комплекс процессных мероприятий "Обеспечение деятельности ФСС и Министерства труда и социальной защиты РФ" были равны 29 млрд. рублей, расходы на выплаты персоналу - 22 млрд. рублей. Объединение этих двух фондов позволяет оптимизировать расходы - автоматизация некоторых процессов с использованием цифровых технологий, оптимизация процессов административно-хозяйственной деятельности позволяет и централизация бухгалтерского учета. Причем все эти меры не требуют дополнительных затрат, так как они достигаются за счет оптимизации уже существующих процессов;
  3. Расширение возможностей для граждан. В рамках новой структуры граждане получат возможность получать больше информации о своих правах на социальную помощь, а также быстрее решать возникающие вопросы. Кроме того, будет создана единая база данных, которая позволит быстро обрабатывать информацию о каждом гражданине и предоставлять ему необходимую поддержку;
  4. Улучшение качества услуг. Объединение фондов позволит создать единую систему контроля качества предоставляемых услуг. Это поможет устранить недостатки в работе отдельных организаций и повысить уровень обслуживания населения.

Кроме того, объединение ПФР и ФСС также связано с созданием в России системы "социального казначейства". Основная цель этой системы - предоставление мер социальной поддержки без необходимости сбора документов на печатных носителях, в кратчайшие сроки и с минимальными затратами со стороны органов власти. Ключевым элементом системы социального казначейства является единая цифровая платформа, которая объединяет все российские информационные системы в социальной сфере. Благодаря этому обеспечивается централизованное управление всеми социальными выплатами. Пенсионный фонд Российской Федерации играет важную роль в реализации проекта социального казначейства. Именно через него осуществляется оперативная работа. Единая государственная информационная система социального обеспечения, которую также курирует Пенсионный фонд, служит основой для создания новой информационной платформы. Эта система собирает и хранит данные о предоставлении гражданам мер социальной поддержки. Учитывая вышеизложенную информацию, становится понятно, почему произошло реорганизация и присоединение Фонда социального страхования Российской Федерации к Пенсионному фонду Российской Федерации.

3.2. Почему к СФР не присоединили ФОМС

Предполагаем, что Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) не был присоединен к Социальному фонду России в процессе их объединения из-за различий в целях и функциях этих организаций. ФОМС является специализированным фондом, ответственным за финансирование и организацию медицинской помощи гражданам в рамках обязательного медицинского страхования. Его задача заключается в обеспечении доступности и качества медицинских услуг, компенсации расходов на лечение и профилактику заболеваний.

Социальный фонд России, в свою очередь, занимается организацией и выплатой социальных пособий, пенсий, выплат по инвалидности и других социальных выплат.

Объединение ФОМС и СФР не привело бы к существенным выгодам в смысле сокращения бюрократических издержек или повышения эффективности управления социальными выплатами, так как их функции и цели существенно отличаются друг от друга.

Таким образом, данные организации не были объединены, чтобы сохранить их специфичные функции и гарантировать эффективное выполнение своих задач в рамках соответствующих областей социальной защиты населения.

3.3. Чем регулируется работа социальных фондов в РФ

Работа Социального фонда России регулируется несколькими законами. До 1 января 2023 года деятельность Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС) регулировалась Бюджетным кодексом, Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» и другими нормативными актами РФ. После объединения ФСС и Пенсионного фонда России был создан единый Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (Социальный фонд России). Теперь деятельность социального страхования регулируется такими ключевыми федеральными законами:

  1. Рамочный закон: Об основах обязательного социального страхования (ФЗ 165-ФЗ);
  2. Пенсионное страхование: О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ФЗ 236-ФЗ), Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации (ФЗ 167-ФЗ), О страховых пенсиях (ФЗ 400-ФЗ), О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений (ФЗ 56-ФЗ);
  3. Социальное страхование: Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ФЗ 125-ФЗ), Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ФЗ 255-ФЗ);
  4. Медицинское страхование: Об основах охраны здоровья граждан в РФ (ФЗ 323-ФЗ), Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации (ФЗ 326-ФЗ).

Далее мы рассказываем об СФР.

3.4. Какая структура управления СФР

Структура СФР включает следующие элементы:

  1. Наблюдательный совет, отвечающий за бюджетирование, формирование резервов, установление и изменение тарифов страховых взносов;
  2. Председатель и правление, которые координируют работу фонда;
  3. Центральный аппарат, выполняющий организационно-техническое и документационное обеспечение;
  4. Территориальные отделения и подведомственные учреждения, предоставляющие услуги населению и бизнесу;
  5. Контрольно-ревизионная комиссия, которая контролирует финансово-хозяйственную деятельность структурных подразделений фонда.

3.5. Какие основные функции и услуги СФР

СФР выполняет те же функции, которые раньше возлагались на ПФР и ФСС. Работа фонда ориентирована на население, юридические лица и индивидуальных предпринимателей. Среди основных функций СФР:

  • назначение и выплата пенсий, государственных пособий, компенсаций;
  • обеспечение по обязательному социальному страхованию;
  • персонифицированный учёт граждан в системах пенсионного и социального страхования;
  • инвестирование пенсионных накоплений;
  • анализ финансового состояния систем социального и пенсионного страхования, определение стратегии долгосрочного развития;
  • обеспечение социальной защиты населения;
  • обеспечение медицинской, социальной и профессиональной реабилитации;
  • другие функции.

Социальный фонд России (СФР) предоставляет широкий спектр услуг, которые ранее оказывались Пенсионным фондом Российской Федерации (ПФР) и Фондом социального страхования Российской Федерации (ФСС). Подача заявлений на получение услуг теперь возможна в территориальном отделении СФР, многофункциональном центре (МФЦ) или через портал Госуслуг.

Среди основных услуг, предоставляемых СФР, можно выделить следующие:

  1. Прием документов от населения и бизнеса;
  2. Регистрация и снятие с учета страхователей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  3. Назначение и выплата единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком;
  4. Компенсация расходов, возникших из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  5. Выплата единовременных или ежемесячных пособий, назначенных из-за несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;
  6. Подтверждение основного вида деятельности ООО и ИП, по которому устанавливается тариф страховых взносов на травматизм;
  7. Назначение скидок по взносам на травматизм;
  8. Финансовое обеспечение работодателей для введения предупредительных мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  9. Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими услугами;
  10. Возмещение расходов на погребение и на дополнительные выходные по уходу за детьми-инвалидами;
  11. Другие услуги, связанные с социальным обеспечением и поддержкой населения.

4. Как формируются доходы Фонда пенсионного и социального страхования РФ

Доходы бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации формируются из доходов (ст. 146 БК РФ):

  1. налоговых (до 2011 года шли зачисления по определенным нормативам от УСН, ЕНВД, патента, ЕХСН);
  2. неналоговых.

Налоговых доходов, таким образом, сейчас у СФР нет.

Неналоговые доходы формируются из следующих источников:

4.1. Страховые взносы

Страховые взносы - основной источник доходов Социального фонда России. Они уплачиваются работодателями за своих работников и самозанятыми гражданами за себя. Раньше предприниматели делали отдельные взносы в Пенсионный фонд России (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). У каждого из этих фондов были свои правила расчёта взносов, свой круг застрахованных лиц и разные процентные ставки. Теперь вместо этого появился единый платёж. Федеральное Казначейство само распределяет поступившие средства по разным направлениям. По общему правилу, страховой взнос делится так: 72,8% идёт в бюджет ПФР на обязательное пенсионное страхование, 8,9% - в ФСС на социальное страхование (больничные и выплаты в связи с материнством), 18,3% - в ФОМС на обязательное медицинское страхование.

Размер страховых взносов зависит от заработной платы или дохода и составляет 30% от зарплаты работника до определенного предела (в 2023 году – 1 917 000 рублей, в 2024 году - 2 225 000 рублей), сверх которого ставка снижается до 15,1%.

Например, если работник получает зарплату в размере 30 тысяч рублей в месяц, то расчет будет такой. До 2023 года работодатель заплатил бы 30% * 30 000 рублей = 9 000 рублей. По новой схеме работодатель заплатит в 2023 году 30 % * 16 242 + 15% * (30 000 — 16 242) = 4 872,60 рублей + 2 063,70 рублей = 6 936,30 рублей.

4.2. Нестраховые взносы

Это дополнительные платежи, которые уплачиваются работодателями за своих работников. Например:

  • Взносы на профессиональное пенсионное обеспечение. Некоторые профессии требуют дополнительного пенсионного обеспечения, которое осуществляется через специальные профессиональные пенсионные системы. Работодатели обязаны уплачивать взносы в эти системы, чтобы гарантировать своим работникам дополнительную пенсию;
  • Взносы на медицинское страхование: Некоторые компании предлагают своим сотрудникам дополнительное медицинское страхование, которое покрывает расходы на лечение, не предусмотренные обязательным медицинским страхованием. Для этого работодатели уплачивают дополнительные взносы в соответствующие страховые компании;
  • Взносы на страхование от несчастных случаев: В некоторых отраслях повышен риск получения травм на производстве. Чтобы защитить своих сотрудников, работодатели могут заключать договоры страхования от несчастных случаев, за которые уплачиваются дополнительные взносы;
  • Взносы на дополнительное социальное обеспечение. В некоторых случаях работодатели могут предоставлять своим сотрудникам дополнительные социальные льготы, такие как оплата обучения, компенсация расходов на жилье или транспорт. Для этого работодатели уплачивают дополнительные взносы.

4.3. Добровольные взносы физических лиц

Добровольные взносы физических лиц - это взносы, которые граждане могут делать по своему желанию для увеличения размера будущей пенсии или формирования накопительной части пенсии. Такие взносы могут быть направлены в Пенсионный фонд или в негосударственные пенсионные фонды. Размер добровольного взноса определяется самим плательщиком и может быть любым. Обычно сумма взноса зависит от финансовых возможностей гражданина и его желания увеличить свою будущую пенсию. Добровольные взносы могут быть как однократными, так и регулярными. Гражданин может выбрать удобный для себя график платежей - ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный и т.д. Добровольные взносы имеют ряд преимуществ. Во-первых, они позволяют увеличить размер будущей пенсии. Во-вторых, они дают возможность сформировать накопительную часть пенсии, которая может быть использована при достижении пенсионного возраста. Кроме того, добровольные взносы могут быть полезны для тех, кто хочет сохранить и приумножить свои накопления.

4.4. Бюджетные трансферты

В некоторых случаях государство может выделять средства из федерального бюджета для финансирования отдельных программ социального обеспечения. Эти доходы не связаны с налогами или страховыми взносами, а являются прямыми трансфертами из федерального бюджета. Неналоговые доходы Социального фонда России из бюджета могут использоваться для финансирования следующих целей:

  • Выплата пенсий. Государство может выделять средства для выплаты пенсий тем гражданам, которые не имеют достаточного трудового стажа или не участвовали в системе социального страхования;
  • Финансирование социальных программ. Средства из бюджета могут быть использованы для реализации различных социальных программ, таких как поддержка малообеспеченных семей, инвалидов, безработных и других социально незащищенных групп населения;
  • Оказание помощи в чрезвычайных ситуациях: В случае возникновения стихийных бедствий или катастроф, государство может выделять средства из бюджета Социального фонда России для оказания помощи пострадавшим;
  • Развитие инфраструктуры. Средства из бюджета могут быть использованы для строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, таких как больницы, школы, детские сады и другие объекты;
  • Научные исследования. Государство может выделять средства из бюджета Социального фонда России для проведения научных исследований в области социальной защиты и социального обеспечения.

4.5. Доходы от инвестиционной деятельности

Социальный фонд России также может получать доходы от инвестирования временно свободных средств в финансовые инструменты, такие как государственные облигации или депозиты в банках. Полученные проценты добавляются к доходам фонда.

4.6. Штрафы и пени

Если работодатели нарушают законодательство о социальном страховании, они могут быть подвержены штрафам и пеням. Эти суммы также поступают в бюджет Социального фонда России.

Все эти источники вместе формируют доходы Социального фонда России, которые затем используются для выплаты пенсий, пособий и других видов социальной поддержки населению. Эти доходы обеспечивают финансирование пенсионных выплат и других социальных выплат, а также обеспечивают нормальное функционирование Фонда.

5. Какие расходы осуществляет СФР

Расходы Социального фонда России (СФР) включают в себя финансирование:

  • выплат пенсий;
  • пособий и других социальных обязательств перед населением;
  • выплаты на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, 
  • выплаты при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний.

В состав прочих расходов СФР входят расходы на содержание. Это арендные платежи за арендуемое имущество, затраты на командировки, оплата услуг по охране имущества, расходы на оплату консультационных и аудиторских услуг, расходы на рекламу, на подготовку и переподготовку кадров, оплата услуг связи, вычислительных центров, банков и другие затраты, производимые за счет прибыли, оставшейся в распоряжении организации.

Расскажем более подробно о наиболее распространенных, на наш взгляд, выплатах.

5.1. Пособие по временной нетрудоспособности

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам в следующих случаях:

  • при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы;
  • при карантине;
  • при протезировании по медицинским показаниям;
  • при лечении в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.

Размер пособия зависит от страхового стажа застрахованного лица:

  1. 100% среднего заработка — при страховом стаже 8 и более лет;
  2. 80% среднего заработка — при страховом стаже от 5 до 8 лет;
  3. 60% среднего заработка — при страховом стаже до 5 лет;
  4. 60% среднего заработка, если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору;
  5. при уходе за больным ребёнком пособие выплачивается в размере 100% среднего заработка, если ребёнку нет 8 лет. Если ребёнку от 8 лет и старше, то пособие выплачивается в зависимости от страхового стажа застрахованного лицаза первые 10 календарных дней — в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа,за последующие дни — в размере 50% среднего заработка.

В общем случае основанием для назначения пособия является электронный больничный лист, сформированный медицинской организацией. Информация о закрытии электронного больничного листа работника предоставляется работодателю автоматически в онлайн-режиме через сервис электронного взаимодействия "Социальный электронный документооборот". После получения необходимых документов территориальный орган СФР начисляет и выплачивает пособие не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня их получения. Работодатель должен выплатить пособие за первые 3 (три) дня болезни в порядке, установленном для выплаты зарплаты.

За счет работодателя оплачиваются первые 3 (три) календарных дня больничного только в случае болезни или травмы работника (кроме травмы на производстве и профзаболевания). СФР оплачивает больничный лист, сформированный в связи с болезнью или травмой (кроме травмы на производстве и профзаболевания), начиная с 4-го дня нетрудоспособности. Во всех остальных случаях пособие полностью оплачивает СФР начиная с первого дня. К таким случаям относятся: уход за больным членом семьи, карантин работника, его ребенка до 7 лет, посещающего детский сад, или недееспособного члена семьи работника, протезирование по медицинским показаниям в стационаре, долечивание работника в санаторно-курортной организации на территории РФ непосредственно после оказания ему медицинской помощи в стационаре.

Пример расчёта пособия по временной нетрудоспособности

Сотрудник Петров заболел на 10 дней в феврале 2023 года. Его страховой стаж составляет 7 лет (80% от среднего заработка). Заработок Петрова за 2021 и 2022 годы составил 800 000 рублей. Средний дневной заработок Петрова: 800 000 рублей / 730 дней = 1 096,22 рубля. Сумма пособия: 1 096,22 рубля * 80% * 10 дней = 8 769,84 рубля. Таким образом, Петров получит пособие в размере 8 769,84 рубля.

5.2. Пособие по беременности и родам

Пособие по беременности и родам выплачивается за период отпуска по беременности и родам, который включает в себя:

  1. дни до родов;
  2. дни после родов.

Дни до родов составляют 70 дней (общее правило) или 84 дня (в случае многоплодной беременности), а дни после родов - 70 дней (общее правило), 86 дней (при осложнении родов) или 110 дней (при рождении двух и более детей). Эти дни суммируются. Пособие выплачивается застрахованной женщине работодателем, который осуществляет выплату не позднее 10 дней с момента подачи документов.

Отпуск по беременности и родам предоставляется женщине полностью, независимо от числа дней, фактически использованных до родов. При усыновлении ребенка пособие выплачивается за период со дня усыновления и до истечения семидесяти календарных дней. Размер пособия не должен превышать максимальный размер, установленный в законе о бюджете. Выплата пособия осуществляется страхователем по месту работы. Если женщина занята у нескольких страхователей, то выплаты назначаются и выплачиваются по всем местам работы

Для получения пособия по беременности и родам вам понадобятся следующие документы:

  1. Электронный листок нетрудоспособности по беременности и родам (выписка из ЭЛН или номер ЭЛН);
  2. Заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам, которое вы подаёте своему работодателю.

Пример расчета пособия по беременности и родам

Сережкина Валентина в 2021–2022 годах была в декретном отпуске, а 1 января 2023 года вышла на работу. В 2024 году она уходит в отпуск по беременности и родам. Известно, что в 2020 году Сережкина работала. В таком случае сотрудница может заменить 2022 год на 2020-й. В 2024 году расчётный период - 2023 и 2022 годы. В него входит 730 календарных дней (365 дней — в 2022 году и 365 дней — в 2023 году).

Допустим, Сережкина получает зарплату 50 000 рублей в месяц. Её доход за 2023 год составляет 600 000 рублей (50 000 рублей × 12 месяцев), а за 2022 год — 504 000 рублей (50 000 рублей × 10 месяцев + 60 000 рублей). Среднедневной заработок Сережкиной равен: (600 000 рублей + 504 000 рублей) / (365 дней + 365 дней) = 1 104 рубля.

Теперь определим сумму пособия по беременности и родам: 1 104 рубля × 140 дней = 154 560 рублей.

5.3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком выплачивается в размере 40% среднего заработка за последние два года, но не ниже минимального размера и не выше максимального. Неработающие граждане могут выбрать получение пособия или оформление единого детского пособия.

Для работающих граждан необходимо подать заявление об отпуске по уходу за ребёнком и назначении пособия в отдел кадров или бухгалтерию по месту работы. Неработающим и ИП нужно обратиться в отделение Социального фонда России (СФР) через портал «Госуслуги».

Первая выплата должна поступить в течение 10 дней после подачи заявления, затем пособие будет приходить каждый месяц на карту «Мир».

Документы, необходимые для назначения и выплаты пособия:

  • заявление о назначении пособия;
  • свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копия либо выписка из решения об установлении над ребенком опеки;
  • свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;
  • справка с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Пример расчёта ежемесячного пособия по уходу за ребёнком до полутора лет

Данные: дата рождения ребёнка — 1 января 2024 года, мать ребёнка работает на полную ставку и имеет доход 100 000 рублей в месяц, отец ребёнка не работает и ухаживает за ребёнком.

Расчёт:

Определяем среднемесячный доход матери. Среднемесячный доход = (Доход матери за год) / 12 месяцев = (100 000 * 12) / 12 = 100 000 рублей.

Определяем среднемесячный доход отца. Среднемесячный доход отца = (Доход отца за год) / 12 месяцев = (0) / 12 = 0 рублей.

Определяем общий среднемесячный доход семьи. Общий среднемесячный доход = Среднемесячный доход матери + Среднемесячный доход отца = 100 000 + 0 = 100 000 рублей.

Определяем размер пособия. Размер пособия = 40 % от общего среднемесячного дохода = 40 % * 100 000 = 40 000 рублей.

Ежемесячное пособие по уходу за ребёнком до полутора лет составит 40 000 рублей.


Фирммейкер, август 2013 (следим за актуальностью)
Анна Шешенина (Лукша)
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Ведём бухгалтерию

рассчитываем при этом пособия, больничные, декретные

Оставить заявку

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь
Прайс на все услуги