прайс на все услуги

Транспортный налог для организаций 2020

Многие организации приобретают и регистрируют на свои фирмы машины и другие транспортные средства. Это влечёт за собой необходимость начислять и уплачивать транспортный налог, а также представлять соответствующую отчетность. Какие организации и как это должны делать расскажем в статье, используя в качестве примера Смоленскую область.

История транспортного налога в России

История транспортного налога в России берет свое начало еще в 20-е годы 20-го века. Почти 100 лет назад транспортными средствами были лошади, конные экипажи, велосипеды и т.п. Однако в постановлении ВЦИК «О волостном бюджете» от 1924 года уже есть в разделе «Доходные источники» пункт «Налог с транспортных средств». С тех пор транспортный налог претерпевал множество изменений, а список объектов налогообложения становился всё шире. Транспортный налог для организаций

К 1981 году технический прогресс привел к исключению из числа налогоплательщиков велосипедистов, владельцев лошадей и прочих ездовых животных. С этого года на величину транспортного налога стала влиять только мощность автомобиля. В 1991 году впервые ставки налога на транспорт дифференцировали в зависимости от их мощности.

Еще через 10 лет Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Новый федеральный закон о налоговых ставках приблизил их к тем значениям, которые выглядят привычными и сегодня. Это означало одно – резкое увеличение налоговых ставок, при этом региональные власти могли их увеличивать либо уменьшать. Ранее, до указанной реформы, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии. Сейчас же весь транспортный налог идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.

В 2013 году принят Федеральный закон «О внесении изменений в статью 362 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Он дополнил правила исчисления транспортного налога введением повышающих коэффициентов для дорогих авто. С тех пор значительных изменений не происходило.
Мы описали лишь вкратце, как долго существует транспортный налог в России и как много изменений претерпел порядок его расчета. При этом многие автолюбители искренне не понимают, за что и почему они платят. Ведь, даже если машина стоит в гараже годами, но мощность у нее большая, приходится платить налога больше, чем при интенсивной эксплуатации дорог менее мощными авто. Кроме того, как мы писали выше, само предназначение взимания транспортного налога стало весьма расплывчатым. На протяжении нескольких последних лет регулярно появляются слухи и рождаются всевозможные обсуждения об «отмене» транспортного налога, а точнее замене его или экологическим сбором, или включением его в стоимость бензина, и др. Однако против указанных инициатив выступало правительство РФ, поскольку это приведет к выпадению доходов бюджетов субъектов РФ. И когда что-то изменится – неизвестно.

01. Чем регулируется транспортный налог

1) Глава 28 НК РФ;
2) Законы субъектов РФ – т.е. налоговые ставки, льготы, сроки уплаты утверждаются субъектами РФ в пределах, закрепленных в НК РФ. Для Смоленской области – это Закон Смоленской области от 27.11.2002 № 87-з «О транспортном налоге» и статья 2 Закона Смоленской области от 30.11.2011 № 114-з «О налоговых льготах».

02. Налогоплательщики

Самым, пожалуй, важным в транспортном налоге является то, что налогоплательщиками являются организации, на которых зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ. Т.е. продали ли вы автомобиль, сдали ли в аренду, пользуетесь вы им или он находится в разобранном состоянии – всё это не имеет значения.

Пока машина зарегистрирована за вами, налог платите вы.

При этом индивидуальные предприниматели не названы в качестве налогоплательщиков транспортного налога, исходя из чего они его уплачивают как физические лица.

03. Объект налогообложения

Еще один немаловажный момент – транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения, - это не только привычные в понимании легковые автомобили и грузовики, но и множество других видов транспортных средств, в т.ч. мотоциклы, снегоходы, моторные лодки с двигателем свыше 5 лошадиных сил (полный перечень см. в ст. 358 НК РФ).

Исключения, например:

  • тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины, зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
  • легковые авто, специально оборудованные для использования инвалидами;
  • транспортные средства, находящиеся в розыске, и др. (полный список изложен в ст. 358 НК РФ).

04. Налоговая база

Налоговая база по транспортному налогу организациями определяется отдельно по каждому транспортному средству:

  • для транспортных средств, имеющих двигатели, (в т.ч. водных и воздушных) - это мощность в лошадиных силах (определяется исходя из технической документации на транспортное средство и указывается в регистрационных документах);
  • для остальных водных и воздушных транспортных средств – это единица транспортного средства;
  • для несамоходных (буксируемых) транспортных средств – валовая вместимость.

Кроме того, отдельно предусмотрен расчет в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя (подробнее в ст. 359 НК РФ).

05. Налоговый и отчетные периоды

Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами по транспортному налогу для организаций являются 1, 2 и 3 квартал при утверждении таковых субъектами РФ.

К слову, в Смоленской области отчетные периоды утверждены, т.е. раз в квартал организации должны самостоятельно рассчитывать и уплачивать авансовые платежи по налогу (авансовые расчеты при этом в ФНС представлять не надо).

06. Налоговая ставка

Налоговая ставка по транспортному налогу устанавливается в рублях субъектами РФ в зависимости от вида налоговой базы и ее количественного измерения в пределах, установленных в статье 361 НК РФ.
В Смоленской области ставки для организаций и физических лиц одни и те же. Например:

  • для легковых авто мощностью до 100 лошадиных сил (далее – л.с.) – 10 рублей с каждой л.с., а от 100 до 150 л.с. – 20 рублей;
  • для мотоциклов и мотороллеров мощностью до 20 л.с. включительно – ставка составит 5 руб.;
  • для грузовых машин до 100 л.с. – 20 руб., от 100 до 150 л.с. – 31 руб.

07. Расчет налога

Налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и авансовые платежи по нему самостоятельно. В общем случае транспортный налог рассчитывается по формулам:

Сумма налога за налоговый период = Налоговая база х Налоговая ставка
Сумма налога к уплате за налоговый период = Сумма налога за налоговый период – Суммы авансовых платежей, уплаченные в течение налогового периода
Авансовые платежи = ¼ х (Налоговая база х Налоговая ставка)

Повышающий коэффициент для дорогих авто

Для легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей при расчете суммы налога применяется повышающий коэффициент (п.2 ст. 362 НК РФ). Перечень указанных автомобилей ежегодно не позднее 1 марта размещается на официальном сайте Минпромторга России. Обратите внимание, что Минпромторг России публикует указанную информацию для конкретного налогового периода - Перечень легковых автомобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей.

При использовании повышающего коэффициента необходимо также учитывать количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, при подсчете которых сам год выпуска также входит в расчет. Например, если автомобиль выпущен в 2013 году, то в 2013 году количество лет, прошедших с года его выпуска составит 1 год, в 2014 – 2 года и т.д.  Обратите внимание, что не имеет значения, за сколько и когда организация приобрела автомобиль и когда поставила на учет.

Когда транспортное средство зарегистрировано не полный календарный год

В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия его с регистрации в регистрирующих органах в течение налогового периода транспортный налог и соответственно суммы авансового платежа по нему рассчитываются с учетом коэффициента (далее – коэффициент владения). Для его расчета надо поделить число полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, на число календарных месяцев в налоговом периоде (обычно это 12). Значение коэффициента определяется с точностью до четвертого знака после запятой. При этом месяц приобретения включается в расчет, если транспортное средство поставлено на учет до 15-го числа включительно. А месяц выбытия учитывается, если транспортное средство снято с учета после 15-го числа.

Транспортные средства, находящиеся в розыске

Расчет транспортного налога по таким транспортным средствам производится с учетом количества месяцев, в течение которых они находились во владении налогоплательщика. При этом необходимо представить в ФНС подлинник или копию справки об угоне, выданной соответствующим подразделением ОВД России после подачи заявления о краже транспортного средства.

Пример1 Расчет транспортного налога при стандартной купле-продаже автомобиля

У покупателя
ООО «Тыковка» приобрело легковой автомобиль мощностью 120 л.с. 14 февраля 2020 г. и 16 февраля 2020 г. зарегистрировало его в ГИБДД Смоленской области на себя. При расчете коэффициента владения февраль не учитываем, т.к. постановка на учет произведена после 15-го числа. Итого полных месяцев 10 (март – декабрь).  Коэффициент владения будет: 10÷12 = 0,8333. Сумма транспортного налога за 2020 г. = 0,8333 х 20 руб. (ставка налога для легкового автомобиля от 100 до 150 л.с. в 2020 г. для Смоленской области) х 120 л.с. = 1999,92 руб. = 2000 руб. (т.к. суммы налогов необходимо исчислять в полных рублях).


У продавца
ООО «Подснежник» продало автомобиль 14 февраля, снятие его с учета в органах ГИБДД Смоленской области произошло 16 февраля 2020 г. Февраль включаем в расчет коэффициента владения, т.к. снятие с учета произошло после 15-го числа. Итого число полных месяцев владения 2.  Коэффициент владения в 2020 г. в данном случае: 2÷12 = 0,1667. Сумма транспортного налога за 2020 г. = 0,1667 х 20 руб. х 120 л.с. = 400,08 руб. = 400 руб.  Итого сумма транспортного налога за 2020 г. по указанному транспортному средству составит 2000 + 400 = 2400 руб.

В случае продажи автомобиля обязанность перерегистрации возложена на нового собственника законодательно (в течение 10 дней после приобретения). Кроме того, организация – бывший владелец может прописать такую обязанность в договоре. НО это не гарантирует выполнение новым собственником указанных обязательств. Ответственность за нарушение для нового владельца – административный штраф. Причём срок давности привлечения к ответственности составляет всего 2 месяца и исчисляется по прошествии 10 дней с момента, когда новый владелец должен изменить регистрационные данные. Таким образом, бывший собственник транспортного средства несет связанный с данными обстоятельствами риск остаться плательщиком транспортного долга еще несколько месяцев после осуществления продажи. Возможное решение - перерегистрация транспортного средства по заявлению прежнего собственника (продавца) в случае неисполнения покупателем рассмотренных выше обязанностей в течение 10 дней со дня приобретения автомобиля при условии отсутствия подтверждения регистрации этого автомобиля за новым владельцем.

Пример2 Расчет транспортного налога при полном владении автомобилем

Транспортный налог за 2020 г. = 20 руб. х 120 л.с. = 2400 руб. Аналогично расчету в примере 1 рассчитывайте транспортный налог, когда владеете транспортным средством неполный год (в т.ч. в случае угона авто).

Калькулятор транспортного налога

Если ставка зависит от возраста машины, считайте его с года, следующего за годом выпуска. Существует множество сайтов с калькуляторами транспортного налога. ФНС разработала свой вариант калькулятора для физических лиц и достаточно неплохой. При его использовании не забудьте выбрать вверху страницы нужный Вам регион. Т.к. рассчитывать транспортный налог сервис будет по выбранному региону и для него же предложит список льгот. Кроме того, в данном калькуляторе предусмотрена возможность расчета транспортного налога для дорогих авто из вышеупомянутого списка Минпромторга России. Для организаций Смоленской области он так же весьма успешно может использоваться, т.к. налоговые ставки для физ. лиц и организаций одинаковы.

Внимание! На практике приходилось сталкиваться с некоторой задержкой в обновлении данных в сервисе. Поэтому при его использовании для расчета налогов и составления налоговых деклараций в подтверждение их обоснованности сделайте скриншоты интернет-страниц с полученными из сервиса данными. Распечатайте их с указанием даты и времени создания снимка экрана, адреса интернет-страницы, с которого он выполнен, подписи и сведений о лице, сделавшем и распечатавшем снимок экрана. Указанные действия займут немного времени, зато в случае спора будут весомым аргументом в пользу налогоплательщика.

08. Налоговые льготы

Льготы по транспортному налогу устанавливает закон субъекта РФ, в котором зарегистрирован автомобиль (Письмо Минфина от 24.03.2017 N 03-05-06-04/17112). Например, в Смоленской области в 2018-2020 годах от уплаты транспортного налога полностью освободили организации:

  • в отношении машин скорой помощи и санитарных автомобилей, а также пожарных машин;
  • содержащие в своем составе автомобильные колонны войскового типа и выполняющие мобилизационные задания, - в отношении транспортных средств, используемых для выполнения мобилизационных заданий;
  • религиозные организации, общественные организации инвалидов – при определенных ограничениях.

Кроме того, на 30% снижен размер ставки налога в 2015–2019 годах налогоплательщикам, осуществляющим регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом общего пользования в междугородном, пригородном и городском сообщении, в отношении автобусов, имеющих газовый тип двигателя.

Уменьшение или полное освобождение от уплаты транспортного налога при плате в систему «Платон»

Налоговым кодексом организации освобождены от уплаты исчисленных авансовых платежей по транспортному налогу в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре (система «Платон»). Данная норма применяется до 31 декабря 2018 года. При этом исчисленный транспортный налог по итогам налогового периода в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре, уменьшается на сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде. В случае если сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, принимает отрицательное значение, сумма налога принимается равной нулю, т.е. транспортный налог организации платить не нужно.

Внимание! С 2020 года вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам организаций. Говоря совими словами, с 2020 года организации должны сообщать о льготах по транспортному налогу специальным заявлением. ФНС пояснила: подавать заявление придется только за налоговые периоды начиная с 2020 года.

09. Уплата налога

Уплата транспортного налога производится по месту нахождения транспортных средств, а сроки уплаты устанавливаются субъектами РФ. По транспортным средствам, зарегистрированным в Смоленской области, в течение налогового периода налогоплательщики-организации уплачивают авансовые платежи по налогу не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (кварталом), а сумму налога по истечении налогового периода - не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

10. Транспортный налог - отчетность

С 1 января 2021 налоговую декларацию по транспортному налогу отменили. Последний раз организации должны были отчитаться за 2019 год.

Транспортный налог, в том числе авансовые платежи по нему, за 2020 год организации должны самостоятельно рассчитывать и перечислять в бюджет без подачи декларации.

Контролировать правильность расчета налоговые будут на основании сведений, которые получают из ГИБДД и других источников. Результаты своих расчетов инспекция отразит в сообщении по утвержденной форме - Сообщение о сумме транспортного налога. По общим правилам инспекция сможет прислать его не позднее 6 месяцев после срока уплаты налога. Иные сроки установлены для перерасчета или при ликвидации организации. Уведомления налоговая будет направлять через ТКС либо в личный кабинет. Если иной возможности нет, сообщение об исчисленном налоге будут направлены по почте или вручены лично руководителю (представителю) организации под расписку. В сообщении укажут сведения об объекте налогообложения, налоговой базе, налоговом периоде, налоговой ставке и сумме исчисленного налога.

Если организация не согласна с расчетом инспекции, она вправе в течение 10 дней после получения сообщения подать в ИФНС пояснения или документы, подтверждающие правильность ее варианта.
Рассмотрев возражения, инспекция направит организации ответ по рекомендованной форме - О результатах рассмотрения сообщения о сумме транспортного или земельного налога. В зависимости от результата рассмотрения налоговики:

  • либо уточнят свой расчет и уменьшат сумму налога, если организация докажет, что она завышена;
  • либо выставят организации требование о погашении недоимки, если не примут возражения организации.

11. Ответственность налогоплательщика

11.1 Просрочка платежа

В случае несвоевременной уплаты суммы налога налогоплательщику, помимо суммы транспортного налога, следует уплатить и пеню. Сумма пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пени рассчитайте за каждый день просрочки платежа по налогу (ст. 75 НК РФ). Если недоимка возникла после 30 сентября 2017 года, пени за просрочку более 30 дней рассчитайте исходя из 1/150 ставки рефинансирования от неуплаченной суммы налога. Если продолжительность просрочки менее 30 дней или если недоимка возникла до 1 октября 2017 года, пени рассчитайте исходя из 1/300 ставки рефинансирования.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений. Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

11.2 Неуплата налога

Если неуплата транспортного налога выявлена в результате проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ).
В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной и к уголовной ответственности:

  • Административная ответственность может наступить за занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10% вследствие искажения данных бухгалтерского учета. Это влечёт наложение штрафа на должностных лиц от 5 000 руб. до 10 000 руб., а за повторное нарушение – от 10 000 руб. до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет (ст. 15.11 КОАП);
  • Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере (ст. 199 УК РФ). Указанной статьёй предусмотрены виды наказаний, начиная от штрафов от 100 000 руб. и заканчивая лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога составляет 20 % от суммы неуплаченного налога (ст. 122 НК РФ). Если инспекторы докажут, что неуплата произошла умышленно, то штраф возрастет до 40 %.
Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

11.3 Непредставление налоговой декларации

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 (одна) тысяча руб (ст. 119 НК РФ). Таким образом, за непредставление налоговой декларации минимальный размер штрафа составляет 1 (одна) тысяча руб.

За нарушение сроков представления налоговой декларации предусмотрена ответственность и ст. 15.5 КоАП РФ в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

 

Бухгалтерские услуги для ООО от Фирммейкер, январь 2018 (актуализировано в феврале 2020)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также