прайс на все услуги

Бухучет: как принять б/у основные средства к налоговому учету

Не всегда у организации есть возможность приобрести новое основное средство, например, оборудование, транспорт. А зачастую покупка основного средства (ОС), бывшего в употреблении, является более выгодной сделкой. При приобретении ОС, бывшего в употреблении, необходимо определить его первоначальную стоимость, срок полезного использования, сумму ежемесячной амортизации. О том, как грамотно определить данные показатели в налоговом учете, и пойдет речь ниже.

Чем регулируется

  1. Глава 25 НК РФ (основные применяемые статьи – 257, 258, 259);
  2. Классификация ОС (Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1).

Основные средства в налоговом учете – это часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей (ст. 257 НК РФ).

Как принять б/у основные средства к налоговому учету

1 этап. Определить первоначальную стоимость ОС

Объект ОС (будь он новым или бывшим в употреблении) принимается к налоговому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальная стоимость ОС в налоговом учете в общем случае складывается из расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (ст. 257 НК РФ). Кроме того, все расходы организации, связанные с приобретением и (или) созданием амортизируемого имущества, не учитываются в целях налогообложения прибыли (ст. 270 НК РФ). Это означает, что затраты на приобретение или создание ОС самостоятельно не могут быть приняты для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль, они лишь формируют первоначальную стоимость, а значит, включаются в расходы в течение всего срока полезного использования в составе амортизационных расходов. Например, суммы государственных пошлин за регистрацию права собственности на недвижимое имущество или в связи с постановкой на учет в ГИБДД по приобретенным ОС учитываются в первоначальной стоимости ОС. Порядок определения первоначальной стоимости одинаков как для новых ОС, так и для бывших в употреблении.

2 этап. Определить срок полезного использования ОС

Сроком полезного использования (СПИ) признается период, в течение которого объект ОС служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика (ст. 258 НК РФ).

СПИ объекта ОС устанавливается организацией согласно ст. 258 НК РФ и Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы. Если же объект ОС не поименован в Классификации, то установить его СПИ можно в соответствии с его техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п.6 ст. 258 НК РФ).

В случае приобретения объекта ОС, бывшего в употреблении, налогоплательщик вправе уменьшить срок его полезного использования на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками (п. 7 ст. 258 НК РФ).

При этом ОС включаются в состав той амортизационной группы (подгруппы), в которую они были включены у предыдущего собственника (п. 12 ст. 258 НК РФ). Следует подчеркнуть, что уменьшение СПИ является правом, а не обязанностью налогоплательщика, т.е. организация, приобретающая ОС, бывшее в употреблении, вправе выбирать:

  • Вариант 1 - установить СПИ согласно Классификатору как для нового ОС;
  • Вариант 2 - уменьшить СПИ на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества ппредыдущими собственниками по следующей формуле:
    СПИ = СПИ, установленный продавцом – Срок фактической эксплуатации у продавца.

ВАЖНО: В случае выбора второго варианта, срок эксплуатации ОС предыдущими собственниками придется документально подтвердить.


Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, необходимых для подтверждения срока эксплуатации ОС предыдущими собственниками. Такими документами могут быть:

  1. Акт о приеме-передаче объекта ОС по форме № ОС-1 , здания или сооружения  (форма ОС-1А), группа объектов (форма ОС-1б). Подробнее в письме Минфина РФ от 05.07.2010 № 03-03-06/1/448 или письме УФНС России по городу Москве от 07.07.2008 № 20-12/064109;
  2. Копия инвентарной карточки учета объекта ОС (форма № ОС-6) или инвентарной карточки группового учета объектов ОС (форма № ОС-6а) от предыдущего собственника имущества. Копия инвентарной карточки должна быть заверена печатью и подписью руководителя компании, передающей основное средство.

Однако данные документы не всегда можно истребовать у продавца. Это может быть в случае, например, покупки имущества у ИП или у организации, применяющей специальные режимы налогообложения, либо в случаях, когда продавец учитывал данное имущество в качестве товара. В такой ситуации подтверждающими документами могут послужить:

  • Паспорт транспортного средства (то, что можно воспользоваться этим документом, подтвердил Минфин России в Письме от 03.08.2005г. № 03-03-04/1/142) или свидетельства о государственной регистрации недвижимости, техпаспорта здания либо копии или выписки из него с указанием года постройки здания, а также письмо-справка от продавца, в которой будет указано время фактического использования имущества;
  • Документы, оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства или обычаями делового оборота, применяемыми в нем, если предыдущий собственник - иностранная организация (Письмо Минфина России от 16.06.2010 № 03-03-06/1/414).

Несмотря на Письма Минфина, использовать ПТС, справки от бывших собственников и другие подобные документы, рискованно. Суды не всегда встают на сторону налогоплательщика.

Например, в постановлении АС Московского округа от 14.10.2015 по делу № А40-191195/14 было указано на недопустимость использования ПТС в качестве подтверждения срока эксплуатации транспортного средства предыдущими собственниками для целей применения положений НК РФ, поскольку данный документ не подтверждает факт эксплуатации ОС. Кроме того, согласно мнению Минфина России, при приобретении ОС у физлица, не являющегося ИП, СПИ уменьшить не получится (например, Письмо Минфина № 03-03-06/1/7937 от 15.03.2013). Хотя физлицо мало чем отличается от ИП, применяющего УСН. Если же все-таки документально подтвердить время фактического использования объекта ОС предыдущими собственниками не получилось, то придется определять СПИ по Классификатору, как для нового объекта ОС (Письмо Минфина России от 20.01.2020 № 03-03-06/1/2355). Кроме того, согласно мнению Минфина России, при приобретении ОС у физлица, не являющегося ИП, СПИ уменьшить не получится (например, Письмо Минфина № 03-03-06/1/7937 от 15.03.2013, № 03-03-07/93315 от 27.10.2020).

3 этап. Начислить амортизацию

Амортизация по новым ОС и бывшим в употреблении начисляется п о общим правилам, установленным в НК РФ, а именно:

  • Амортизация начинает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором амортизируемое имущество было введено в эксплуатацию (ст. 259 НК РФ);
  • Амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта либо когда объект выбыл из состава амортизируемого имущества по любым основаниям. Если объект был продан, передан безвозмездно, внесен в виде вклада в уставный капитал другой организации и т. п. (ст. 259.1 и 259.2 НК РФ);
  • Сумма амортизации для целей налогообложения определяется ежемесячно (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Способ, которым организация будет начислять амортизацию и в налогом, и в бухгалтерском учете, должен быть закреплен в учетной политике. Для налогового учета это линейный и нелинейный методы. Следует иметь в виду, что по таким объектам ОС как: здания, сооружения, передаточные устройства, входящим в восьмую — десятую амортизационные группы, - в налоговом учете предусмотрен только линейный метод начисления амортизации (ст. 259 НК РФ).

Самый простой и популярный метод в налоговом учете - это линейный, так как он позволяет относить объект основных средств на затраты равномерными частями в течение всего срока полезного использования. Кроме того, идентичный способ может применяться и в бухгалтерском учете, что позволяет максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.


ИТОГИ

Приобретение основных средств, бывших в употреблении, дает организации ряд преимуществ, таких как:

  • рыночная цена данных основных средств, как правило, ниже, чем у новых;
  • срок полезного использования таких основных средств может быть сокращен, а, следовательно, основные средства, бывшие в употреблении, могут быть полностью самортизированы раньше, чем новые.

Чтобы учесть срок фактической эксплуатации объекта основных средств предыдущим собственником, обязательно необходимо документальное подтверждение указанного срока. Самым надежным документом для подтверждения будет Акт о приеме-передаче объекта ОС. При отсутствии данных документов вероятен риск спора с налоговой инспекцией и судебного разбирательства. Что касается учета объектов основных средств, то рекомендуем и бухгалтерском, и в налоговом учете устанавливать одинаковые первоначальную стоимость, срок полезного использования и методы амортизации, что позволит максимально сблизить бухгалтерский и налоговый учет.


На эту тему читать:
Налог на имущество 2013
Налог на имущество 2023
Амортизационная премия как способ оптимизации


Фирммейкер, ноябрь 2014 (следим за актуальностью)
Светлана Маркина (Митюхина), Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

Ведем бухучет - простой и сложный

Учитываем основные средства, считаем амортизацию и налоги

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также