прайс на все услуги

Революция в лицензировании в 2011 году

Законодательство о лицензировании снова изменилось, по сути произошла революция. За 10 лет Госдума 42 раза меняла Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». И вот результат — 4 мая 2011 года Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 99-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 99-ФЗ), а прежний нормативный акт полностью отменен.

Цель нового закона о лицензировании

Цель Закона № 99-ФЗ — введение единых правил лицензирования на всей территории РФ и развитие других способов контроля деятельности компаний — через саморегулируемые организации, страхование ответственности или с помощью технических регламентов.Когда требуется лицензия

Начнем с двух самых важных вопросов.

В каких случаях новый закон не требует лицензии

1

Если есть технический регламент на производство и обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники. Аналогичная норма содержалась в Законе № 128-ФЗ.

Важно.До выхода регламента лицензирование проходит в общем порядке.

2

Если ваш вид деятельности отсутствует в списке статьи 12 и в списке статьи 1 Закона № 99-ФЗ. Уже выданные лицензии прекращаются с 3 ноября 2011 года (через 180 дней с момента официального опубликования нового Закона).

3

Если вы занимаетесь аудиторской деятельностью или проектированием зданий и сооружений, строительством зданий и сооружений, инженерными изысканиями для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Лицензирование этих видов деятельности отменено еще старым Законом о лицензировании с 1 января 2010 года. Вместо лицензии применяется членство в саморегулируемой организации. Его порядок регламентирован Градостроительным  кодексом РФ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» соответственно. Выданные лицензии прекращены с 1 января 2010 года.

Если вы занимаетесь оценочной деятельностью. Лицензирование прекращено с 1 июля 2006 года (пункт 5.1. статьи 18 старого Закона о лицензировании). Вместо лицензии Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусматривает членство в саморегулируемой организации и страхование ответственности.

4

Если принят отдельный федеральный закон, например, устанавливающий обязательное страхование гражданской ответственности для морских перевозок опасных грузов или их погрузки-разгрузки, буксировки морским транспортом. До появления отдельного закона действует лицензирование. Если принят федеральный закон о правилах аккредитации или саморегулирования деятельности по экспертизе промышленной безопасности. В старом законе лицензирование этого вида деятельности тоже предполагалось отменить, но после введения технического регламента (статья 17 Закона № 128-ФЗ).

5

Если есть исключения. Например, не подлежит лицензированию деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказу граждан, а также по производству и реализации специального игрового оборудования.

 Что делать, если наименование вида деятельности в Вашей действующей лицензии и в Законе № 99-ФЗ не совпадают? Например, название входит в укрупненное наименование или изменено. Ответ дан в статье 22 Закона № 99-ФЗ — по истечении срока действия лицензия переоформляется по новому порядку лицензирования 2012, но «при условии соблюдения лицензионных требований».В итоге переоформление фактически приравнено к получению новой лицензии.  работ и услуг. В остальных случаях лицензии, выданные до даты вступления в силу Закона № 99-ФЗ, действуют бессрочно. Мы провели анализ того, как отдельные виды деятельности изменились по сравнению со старым законом 128-ФЗ (см. таблицу №1)

Таблица №1 Сравнительный анализ изменений видов деятельности в Законе 99-ФЗ по сравнению с Законом 128-ФЗ

Наименование по «старому закону»

Наименование по «новому» закону

Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств

Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств

Предоставление услуг в области шифрования информации

Разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность поразработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации

Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации

 Деятельность по технической защите конфиденциальной информации

Деятельностьпо технической защите конфиденциальной информации

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации

Деятельность по изготовлениюзащищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией

Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров

Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Деятельность  по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений

Фармацевтическая деятельность

Фармацевтическая деятельность

Производство лекарственных средств

Производство лекарственных средств

Производство медицинской техники

Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники

Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ

Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений

Культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности

Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список IIв соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ

Деятельность,  связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ

Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов

Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов

Заготовка, переработка и реализация лома черных

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора)

Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора);

Медицинская деятельность

Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")

Нет в перечне

Частная охранная деятельность

Нет в перечне

Частная детективная (сыскная) деятельность

Нет в перечне

Оказание услуг связи

Нет в перечне

Телевизионное вещание и радиовещание

Когда требуется лицензия

1

Если ваш вид деятельности указан в статье 12 или в статье 1 Закона № 99-ФЗ (полный перечень см. в приложении №1). В первом случае лицензирование будет проходить по новому Закону, а во втором по специальному федеральному закону об этом виде деятельности. Это значит, что изменения в лицензировании не коснулись списка статьи 1: атомной энергетики; оборота алкогольной продукции; кредитных, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг; инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. Полный перечень того, что не подлежит лицензированию по новому закону 2011, указан в статье 1 текста Закона.

2

Лицензирование с 1 января 2012 г.станет актуальным для  занимающихся тушением лесных пожаров. Об этом говорится в статье 24 Закона № 99-ФЗ.

 

3

Если вы осуществляете деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Статья 18 Закона № 128-ФЗ предполагала замену лицензирования на технический регламент.

4

Закон о лицензировании 2011 распространяется на нотариат, использование природных ресурсов, таможенное дело. А к услугам в области связи, частной детективной, охранной и медицинской деятельности он применяется с оговорками.

Основные отличия нового закона о лицензировании 99-ФЗ от старого 128-ФЗ

Мы проанализировали, чем отличается новый закон о лицензировании 99-фз от закона 128-фз (см. таблицу №2)

Таблица №2 Отличия нового закона о лицензировании 99-фз от прежнего 128-фз

Разделы

Старый закон

Новый закон

Понятийный аппарат

Отсутствует легальное определение понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», что приводит к спорам о том, какие сведения о месте деятельности должны включаться в лицензию.

Введены новые понятия — место осуществления лицензируемого вида деятельности. В лицензию будут вписывать объекты, принадлежащие лицензиату на основании закона и соответствующие требованиям лицензирования. Это сделано, чтобы свести к минимуму случаи, когда нужно переоформлять лицензию.

Всем остальным понятиям даны уточняющие определения.

Принципы и цели лицензирования

Отсылочная норма статьи 3дает возможность лицензирующим органам устанавливать по своему желанию лицензионные требования и условия

В текст закона включенастатья 2 «Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности» и в новом виде сформулированы принципы лицензирования (статья 4). Особого внимания заслуживают два момента. Во-первых,не допускается взыскания платы с соискателя или лицензиата, кроме госпошлины. Во-вторых, запрещается лицензирование с иными, чем указано в статье 2 целями.

Лицензирующие органы, их полномочия, права, обязанности и ответственность

Правительство РФ обладает полномочиями определять виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов РФ.

Виды деятельности, которые будут лицензироваться органами исполнительной власти субъектов РФ, устанавливаются только законом.

Полномочия определены законом и подзаконными актами — положениями о лицензировании отдельных видов деятельности.

Отдельная правовая норма об обязанностях и ответственности отсутствует.

Полномочия разделены на две группы — Правительство РФ и собственно лицензирующие органы. Перечень полномочий носит закрытий характер.

Добавлена Статья 7 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов». Это облегчит предпринимателям процедуру обжалования действий чиновников.

Лицензии и лицензионные требования

Отсутствует определение понятия «лицензионные требования» и общий подход к их формированию.

Дано легальное определение «лицензионных требований» и сформулирован общий подход к их формированию. И, главное, перечислены требования, которые не входят в понятие лицензионных. Нормотворчество чиновников ограничено четкими рамками.

Порядок подачи документов на получение лицензии

Перечень документов, порядок их подачи, приема и отправки лицензиату или соискателю после проверке содержались в одной норме — статье 9. Права и обязанности государственных органов и предпринимателей были смешаны в одну кучу.

Новый порядок лицензирования 2012отдельно регламентирует действия лицензиата и чиновников. Подача и прием документов определяются в статье 13, а процедура принятия решения в статье 14. Требования закона стали понятней. Сам перечень документов для лицензии практически не изменился.

Принятие решения о предоставлении лицензии

Два общихоснования для отказа в выдаче лицензии и одно специальное для деятельности по деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей.

Триобщих основания для отказа в выдаче лицензии. Но фактически они перенесены (с уточнением) из «старого» закона.

Дальнейшее взаимодействие лицензиата и лицензирующего органа

Порядок получения дубликатов и копий, переоформления лицензии сформулирован без подробностей. Срок выдачи не установлен.

Однооснование дляприостановления действия лицензии — привлечение лицензиата к административной ответственности. Порядок возобновления лицензии не определен.

Аннулирование лицензии только по решению суда.

Отдельно прописано получение дубликатов или копий (статья 17). Оно осуществляется на основании заявления. Срок выдачи — три рабочих дня.

Установлен порядок переоформления лицензии через электронную переписку (с 1 июля 2012 года).

Дваоснования для приостановления действия лицензии — привлечение к ответственности и неисполнение предписания лицензирующего органа.

Возобновление действия лицензии происходит по решению лицензирующего органа, если отпали основания для приостановки. Например, истек срок административного наказания.

Порядок аннулирования лицензии не изменился.

Выгоды нового закона о лицензировании 2011 №99-ФЗ

  • Лицензия навсегда. Ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые  и временные затраты. Теперь бюрократическая волокита в прошлом. Новый порядок лицензирования 2012  четко устанавливает — лицензия действует бессрочно (п.4 ст.9). Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет.
  • Лицензия с доставкой в офис. Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении.
  • Прокуроры нам помогут или как теперь будут проверять  лицензии. Статья 12 «Лицензионный контроль» прежнего закона полностью оправдывала свое название. Она не содержала конкретики и просто отсылала к нормам Федерального закона от  26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите). Теперь вопросы проверки частично регламентированы в самом тексте Закона № 99-ФЗ. Статья 19 прописывает организацию и проведение лицензионного контроля, а также особенности применения Закона о защите. Особого внимания заслуживает пункт 12 статьи 19 Закона № 99-ФЗ. По общему правилу  внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций  или  СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства. Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение. Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года.
  • В законе четко регламентированы права и обязанности должностных лиц, а также ответственность за неисполнение.
  • Закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием.

Порядок введения закона 99-фз в действие

Новый порядок вводится поэтапно. Это предусмотрено статьей 24 Закона № 99-ФЗ.

1.С 06.05.2011 действуют — определение лицензионных требований, данное в пункте 2 Закона № 99-ФЗ; дополнительное лицензионное требование для деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей — наличие собственного производственного оборудования; новая причина для отказа в выдаче лицензии для деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей — аннулирование ранее выданной лицензии.

2.С 01.07.2011 действуют новые правила лицензионного контроля.

3.С 03.11.2011 вступают в силу остальные нормы, кроме приведенных ниже исключений.

4.С 01.01.2012 лицензируется деятельность по тушению лесных пожаров.

5.С 01.07.2012 вступает в силу электронный документооборот, например, направление документов на лицензию.

Список видов деятельности, подлежащих лицензированию

Фирммейкер, 2011
Евгений Морозов, Константин Слабодяник
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Хотите узнать больше?
Анастасия Чижова

Анастасия ЧижоваСтарший-бухгалтер

+ 7 (4812) 701-700

смотрите также