Лицензии: революция в лицензировании в 2011 году
Содержание
Законодательство о лицензировании снова изменилось, по сути произошла революция. За 10 лет Госдума 42 раза меняла Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». И вот результат — 4 мая 2011 года Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 99-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 99-ФЗ), а прежний нормативный акт полностью отменен.
1. Цель нового закона о лицензировании
Цель Закона № 99-ФЗ — введение единых правил лицензирования на всей территории РФ и развитие других способов контроля деятельности компаний — через саморегулируемые организации, страхование ответственности или с помощью технических регламентов.
Отличия нового закона о лицензировании 99-фз от прежнего 128-фз
Разделы | Старый закон | Новый закон |
Понятия | Отсутствует легальное определение понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», что приводит к спорам о том, какие сведения о месте деятельности должны включаться в лицензию. | Введены новые понятия — место осуществления лицензируемого вида деятельности. В лицензию будут вписывать объекты, принадлежащие лицензиату на основании закона и соответствующие требованиям лицензирования. Это сделано, чтобы свести к минимуму случаи, когда нужно переоформлять лицензию. Всем остальным понятиям даны уточняющие определения. |
Принципы и цели лицензирования | Отсылочная норма статьи 3дает возможность лицензирующим органам устанавливать по своему желанию лицензионные требования и условия | В текст закона включенастатья 2 «Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности» и в новом виде сформулированы принципы лицензирования (статья 4). Особого внимания заслуживают два момента. Во-первых,не допускается взыскания платы с соискателя или лицензиата, кроме госпошлины. Во-вторых, запрещается лицензирование с иными, чем указано в статье 2 целями. |
Лицензирующие органы, их полномочия, права, обязанности и ответственность | Правительство РФ обладает полномочиями определять виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов РФ. | Виды деятельности, которые будут лицензироваться органами исполнительной власти субъектов РФ, устанавливаются только законом. |
Полномочия определены законом и подзаконными актами — положениями о лицензировании отдельных видов деятельности. | Полномочия разделены на две группы — Правительство РФ и собственно лицензирующие органы. Перечень полномочий носит закрытий характер. | |
Отдельная правовая норма об обязанностях и ответственности отсутствует. | Добавлена Статья 7 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов». Это облегчит предпринимателям процедуру обжалования действий чиновников. | |
Лицензии и лицензионные требования | Отсутствует определение понятия «лицензионные требования» и общий подход к их формированию. | Дано легальное определение «лицензионных требований» и сформулирован общий подход к их формированию. И, главное, перечислены требования, которые не входят в понятие лицензионных. Нормотворчество чиновников ограничено четкими рамками. |
Порядок подачи документов на получение лицензии | Перечень документов, порядок их подачи, приема и отправки лицензиату или соискателю после проверке содержались в одной норме — статье 9. Права и обязанности государственных органов и предпринимателей были смешаны в одну кучу. | Новый порядок лицензирования 2012 отдельно регламентирует действия лицензиата и чиновников. Подача и прием документов определяются в статье 13, а процедура принятия решения в статье 14. Требования закона стали понятней. Сам перечень документов для лицензии практически не изменился. |
Принятие решения о предоставлении лицензии | Два общих основания для отказа в выдаче лицензии и одно специальное для деятельности по деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей. | Три общих основания для отказа в выдаче лицензии. Но фактически они перенесены (с уточнением) из «старого» закона. |
Дальнейшее взаимодействие лицензиата и лицензирующего органа | Порядок получения дубликатов и копий, переоформления лицензии сформулирован без подробностей. Срок выдачи не установлен. | Отдельно прописано получение дубликатов или копий (статья 17). Оно осуществляется на основании заявления. Срок выдачи — три рабочих дня. Установлен порядок переоформления лицензии через электронную переписку (с 1 июля 2012 года). |
Одно основание для приостановления действия лицензии — привлечение лицензиата к административной ответственности. Порядок возобновления лицензии не определен. | Два основания для приостановления действия лицензии — привлечение к ответственности и неисполнение предписания лицензирующего органа. Возобновление действия лицензии происходит по решению лицензирующего органа, если отпали основания для приостановки. Например, истек срок административного наказания. | |
Аннулирование лицензии только по решению суда. | Порядок аннулирования лицензии не изменился. |
1.1. Выгоды нового закона о лицензировании 2011 №99-ФЗ
- Лицензия навсегда. Ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые и временные затраты. Теперь бюрократическая волокита в прошлом. Новый порядок лицензирования 2012 четко устанавливает — лицензия действует бессрочно. Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет;
- Лицензия с доставкой в офис. Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении;
- Прокуроры будут проверять лицензии. Статья 12 «Лицензионный контроль» прежнего закона полностью оправдывала свое название. Она не содержала конкретики и просто отсылала к нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите). Теперь вопросы проверки частично регламентированы в самом тексте Закона № 99-ФЗ. Статья 19 прописывает организацию и проведение лицензионного контроля, а также особенности применения Закона о защите. Особого внимания заслуживает пункт 12 статьи 19 Закона № 99-ФЗ. По общему правилу внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций или СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства. Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение. Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года;
- В законе четко регламентированы права и обязанности должностных лиц, а также ответственность за неисполнение;
- Закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием.
2. В каких случаях новый закон не требует лицензирования
Положения 99-ФЗ Закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования:
- использования атомной энергии;
- производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- деятельности, связанной с защитой государственной тайны;
- деятельности кредитных организаций;
- деятельность по проведению организованных торгов;
- видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
- деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами;
- деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
- деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
- клиринговой деятельности;
- страховой деятельности;
- репозитарной деятельности;
- пользования недрами.
Это не означает, что указанные виды деятельности не подлежат контролю, просто они лицензируются в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Для отдельных видов деятельности есть особенности регулирования (отдельные ФЗ):
- оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание;
- частная детективная (сыскная) деятельность и частная охранная деятельность;
- образовательная деятельность;
- предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
- сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I - IV классов опасности;
- деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- Аудиторская деятельность. Если вы занимаетесь аудиторской деятельностью или проектированием зданий и сооружений, строительством зданий и сооружений, инженерными изысканиями для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения нужно знать, что лицензирование этих видов деятельности отменено еще старым Законом о лицензировании с 1 января 2010 года. Вместо лицензии применяется членство в саморегулируемой организации. Его порядок регламентирован Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» соответственно. Выданные лицензии прекращены с 1 января 2010 года;
- Лицензирование оценочной деятельности прекращено с 1 июля 2006 года. Вместо лицензии Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусматривает членство в саморегулируемой организации и страхование ответственности.
3. Когда закон требует лицензии
Лицензия требуется на следующие виды деятельности:
- разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
- деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
- деятельность по технической защите конфиденциальной информации;
- производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
- разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники, за исключением беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, включающих беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее;
- разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники, разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
- разработка, производство, испытание, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, разработка, производство, испытание, утилизация патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
- хранение и торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия, патронами к гражданскому и служебному оружию и составными частями патронов (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
- разработка, производство, испытание, хранение, реализация (в том числе распространение), утилизация пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (за исключением указанной деятельности, осуществляемой воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации и войск национальной гвардии Российской Федерации, в случае, если осуществление указанной деятельности предусмотрено их учредительными документами);
- деятельность по хранению и уничтожению химического оружия;
- эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
- деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;
- деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;
- производство лекарственных средств;
- техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения);
- оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений;
- деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах;
- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров;
- деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов;
- деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области разведывательной деятельности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, органов прокуратуры Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его управлений в субъектах Российской Федерации, органов федеральной фельдъегерской связи, таможенных органов Российской Федерации, федерального органа исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (за исключением использования автобусов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в целях осуществления приносящей доход деятельности), а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования;
- деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
- деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов;
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте;
- погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах;
- деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;
- деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах;
- частная охранная деятельность;
- частная детективная (сыскная) деятельность;
- заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов;
- оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- оказание услуг связи;
- телевизионное вещание и радиовещание;
- деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности);
- образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково");
- геодезическая и картографическая деятельность (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения Государственной границы Российской Федерации, установление, изменение границ между субъектами Российской Федерации, границ муниципальных образований, границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории;
- производство маркшейдерских работ;
- работы по активным воздействиям на гидрометеорологические процессы;
- деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства);
- медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково");
- фармацевтическая деятельность;
- деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;
- деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения;
- предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами;
- выполнение работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;
- деятельность по производству биомедицинских клеточных продуктов;
- деятельность по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах;
- космическая деятельность;
- деятельность по обработке (переработке) лома и отходов драгоценных металлов (за исключением деятельности по обработке (переработке) организациями и индивидуальными предпринимателями лома и отходов драгоценных металлов, образовавшихся и собранных ими в процессе собственного производства, а также ювелирных и других изделий из драгоценных металлов собственного производства, нереализованных и возвращенных производителю);
- деятельность по скупке у физических лиц ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лома таких изделий;
- сервисное обслуживание вооружения и военной техники.
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter