Законодательство о лицензировании снова изменилось, по сути произошла революция. За 10 лет Госдума 42 раза меняла Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». И вот результат — 4 мая 2011 года Президент РФ подписал новый Федеральный закон № 99-ФЗ с тем же названием (далее — Закон № 99-ФЗ), а прежний нормативный акт полностью отменен.
Цель нового закона о лицензировании
Цель Закона № 99-ФЗ — введение единых правил лицензирования на всей территории РФ и развитие других способов контроля деятельности компаний — через саморегулируемые организации, страхование ответственности или с помощью технических регламентов.
Начнем с двух самых важных вопросов.
В каких случаях новый закон не требует лицензии
1
Если есть технический регламент на производство и обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники. Аналогичная норма содержалась в Законе № 128-ФЗ.
Важно.До выхода регламента лицензирование проходит в общем порядке.
2
Если ваш вид деятельности отсутствует в списке статьи 12 и в списке статьи 1 Закона № 99-ФЗ. Уже выданные лицензии прекращаются с 3 ноября 2011 года (через 180 дней с момента официального опубликования нового Закона).
3
Если вы занимаетесь аудиторской деятельностью или проектированием зданий и сооружений, строительством зданий и сооружений, инженерными изысканиями для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения. Лицензирование этих видов деятельности отменено еще старым Законом о лицензировании с 1 января 2010 года. Вместо лицензии применяется членство в саморегулируемой организации. Его порядок регламентирован Градостроительным кодексом РФ и Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» соответственно. Выданные лицензии прекращены с 1 января 2010 года.
Если вы занимаетесь оценочной деятельностью. Лицензирование прекращено с 1 июля 2006 года (пункт 5.1. статьи 18 старого Закона о лицензировании). Вместо лицензии Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» предусматривает членство в саморегулируемой организации и страхование ответственности.
4
Если принят отдельный федеральный закон, например, устанавливающий обязательное страхование гражданской ответственности для морских перевозок опасных грузов или их погрузки-разгрузки, буксировки морским транспортом. До появления отдельного закона действует лицензирование. Если принят федеральный закон о правилах аккредитации или саморегулирования деятельности по экспертизе промышленной безопасности. В старом законе лицензирование этого вида деятельности тоже предполагалось отменить, но после введения технического регламента (статья 17 Закона № 128-ФЗ).
5
Если есть исключения. Например, не подлежит лицензированию деятельность по изготовлению протезно-ортопедических изделий по заказу граждан, а также по производству и реализации специального игрового оборудования.
Что делать, если наименование вида деятельности в Вашей действующей лицензии и в Законе № 99-ФЗ не совпадают? Например, название входит в укрупненное наименование или изменено. Ответ дан в статье 22 Закона № 99-ФЗ — по истечении срока действия лицензия переоформляется по новому порядку лицензирования 2012, но «при условии соблюдения лицензионных требований».В итоге переоформление фактически приравнено к получению новой лицензии. работ и услуг. В остальных случаях лицензии, выданные до даты вступления в силу Закона № 99-ФЗ, действуют бессрочно. Мы провели анализ того, как отдельные виды деятельности изменились по сравнению со старым законом 128-ФЗ (см. таблицу №1)
Таблица №1 Сравнительный анализ изменений видов деятельности в Законе 99-ФЗ по сравнению с Законом 128-ФЗ
Наименование по «старому закону» |
Наименование по «новому» закону |
Деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств |
Разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) |
Деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств |
|
Предоставление услуг в области шифрования информации |
|
Разработка и производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем |
|
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) |
Деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) |
Деятельность поразработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации |
Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации |
Деятельность по технической защите конфиденциальной информации |
Деятельностьпо технической защите конфиденциальной информации |
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации,индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность |
Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации |
Деятельность по изготовлениюзащищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией |
Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции |
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности |
Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности |
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры |
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров |
Производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений |
Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений |
Фармацевтическая деятельность |
Фармацевтическая деятельность |
Производство лекарственных средств |
Производство лекарственных средств |
Производство медицинской техники |
Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники |
Техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) |
|
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ |
Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений |
Культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, для использования в научных, учебных целях и в экспертной деятельности |
|
Деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список IIв соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ |
|
Деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ |
|
Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов |
Заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов |
Заготовка, переработка и реализация лома черных |
|
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование указанных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) |
Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора); |
Медицинская деятельность |
Медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") |
Нет в перечне |
Частная охранная деятельность |
Нет в перечне |
Частная детективная (сыскная) деятельность |
Нет в перечне |
Оказание услуг связи |
Нет в перечне |
Телевизионное вещание и радиовещание |
Когда требуется лицензия
1
Если ваш вид деятельности указан в статье 12 или в статье 1 Закона № 99-ФЗ (полный перечень см. в приложении №1). В первом случае лицензирование будет проходить по новому Закону, а во втором по специальному федеральному закону об этом виде деятельности. Это значит, что изменения в лицензировании не коснулись списка статьи 1: атомной энергетики; оборота алкогольной продукции; кредитных, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг; инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов. Полный перечень того, что не подлежит лицензированию по новому закону 2011, указан в статье 1 текста Закона.
2
Лицензирование с 1 января 2012 г.станет актуальным для занимающихся тушением лесных пожаров. Об этом говорится в статье 24 Закона № 99-ФЗ.
3
Если вы осуществляете деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Статья 18 Закона № 128-ФЗ предполагала замену лицензирования на технический регламент.
4
Закон о лицензировании 2011 распространяется на нотариат, использование природных ресурсов, таможенное дело. А к услугам в области связи, частной детективной, охранной и медицинской деятельности он применяется с оговорками.
Основные отличия нового закона о лицензировании 99-ФЗ от старого 128-ФЗ
Мы проанализировали, чем отличается новый закон о лицензировании 99-фз от закона 128-фз (см. таблицу №2)
Таблица №2 Отличия нового закона о лицензировании 99-фз от прежнего 128-фз
Разделы |
Старый закон |
Новый закон |
Понятийный аппарат |
Отсутствует легальное определение понятия «место осуществления лицензируемого вида деятельности», что приводит к спорам о том, какие сведения о месте деятельности должны включаться в лицензию. |
Введены новые понятия — место осуществления лицензируемого вида деятельности. В лицензию будут вписывать объекты, принадлежащие лицензиату на основании закона и соответствующие требованиям лицензирования. Это сделано, чтобы свести к минимуму случаи, когда нужно переоформлять лицензию. Всем остальным понятиям даны уточняющие определения. |
Принципы и цели лицензирования |
Отсылочная норма статьи 3дает возможность лицензирующим органам устанавливать по своему желанию лицензионные требования и условия |
В текст закона включенастатья 2 «Цели, задачи лицензирования отдельных видов деятельности и критерии определения лицензируемых видов деятельности» и в новом виде сформулированы принципы лицензирования (статья 4). Особого внимания заслуживают два момента. Во-первых,не допускается взыскания платы с соискателя или лицензиата, кроме госпошлины. Во-вторых, запрещается лицензирование с иными, чем указано в статье 2 целями. |
Лицензирующие органы, их полномочия, права, обязанности и ответственность |
Правительство РФ обладает полномочиями определять виды деятельности, лицензирование которых осуществляется органами власти субъектов РФ. |
Виды деятельности, которые будут лицензироваться органами исполнительной власти субъектов РФ, устанавливаются только законом. |
Полномочия определены законом и подзаконными актами — положениями о лицензировании отдельных видов деятельности. Отдельная правовая норма об обязанностях и ответственности отсутствует. |
Полномочия разделены на две группы — Правительство РФ и собственно лицензирующие органы. Перечень полномочий носит закрытий характер. Добавлена Статья 7 «Права, обязанности и ответственность должностных лиц лицензирующих органов». Это облегчит предпринимателям процедуру обжалования действий чиновников. |
|
Лицензии и лицензионные требования |
Отсутствует определение понятия «лицензионные требования» и общий подход к их формированию. |
Дано легальное определение «лицензионных требований» и сформулирован общий подход к их формированию. И, главное, перечислены требования, которые не входят в понятие лицензионных. Нормотворчество чиновников ограничено четкими рамками. |
Порядок подачи документов на получение лицензии |
Перечень документов, порядок их подачи, приема и отправки лицензиату или соискателю после проверке содержались в одной норме — статье 9. Права и обязанности государственных органов и предпринимателей были смешаны в одну кучу. |
Новый порядок лицензирования 2012отдельно регламентирует действия лицензиата и чиновников. Подача и прием документов определяются в статье 13, а процедура принятия решения в статье 14. Требования закона стали понятней. Сам перечень документов для лицензии практически не изменился. |
Принятие решения о предоставлении лицензии |
Два общихоснования для отказа в выдаче лицензии и одно специальное для деятельности по деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ), баз данных и фонограмм на любых видах носителей. |
Триобщих основания для отказа в выдаче лицензии. Но фактически они перенесены (с уточнением) из «старого» закона. |
Дальнейшее взаимодействие лицензиата и лицензирующего органа |
Порядок получения дубликатов и копий, переоформления лицензии сформулирован без подробностей. Срок выдачи не установлен. Однооснование дляприостановления действия лицензии — привлечение лицензиата к административной ответственности. Порядок возобновления лицензии не определен. Аннулирование лицензии только по решению суда. |
Отдельно прописано получение дубликатов или копий (статья 17). Оно осуществляется на основании заявления. Срок выдачи — три рабочих дня. Установлен порядок переоформления лицензии через электронную переписку (с 1 июля 2012 года). Дваоснования для приостановления действия лицензии — привлечение к ответственности и неисполнение предписания лицензирующего органа. Возобновление действия лицензии происходит по решению лицензирующего органа, если отпали основания для приостановки. Например, истек срок административного наказания. Порядок аннулирования лицензии не изменился. |
Выгоды нового закона о лицензировании 2011 №99-ФЗ
- Лицензия навсегда. Ранее действовавшее законодательство либо вообще не предусматривало продление, либо предполагало процедуры, аналогичные получению новой лицензии. В результате лицензиаты несли существенные финансовые и временные затраты. Теперь бюрократическая волокита в прошлом. Новый порядок лицензирования 2012 четко устанавливает — лицензия действует бессрочно (п.4 ст.9). Прекратить ее действие может только сам лицензиат, подав заявление в уполномоченный орган. По прежнему закону лицензия выдавалась всего на 5 лет.
- Лицензия с доставкой в офис. Новый порядок лицензирования 2012, вступающий в силу с 1 июля, дает право лицензиатам и соискателям направлять в лицензирующий орган пакет документов для оформления лицензии в электронном виде с ЭЦП. В свою очередь, лицензирующий орган с 1 июля 2012 года тоже может выслать лицензию или уведомление об отказе в её выдаче в электронном виде при одном условии. Если соискатель или лицензиат просили об этом в заявлении.
- Прокуроры нам помогут или как теперь будут проверять лицензии. Статья 12 «Лицензионный контроль» прежнего закона полностью оправдывала свое название. Она не содержала конкретики и просто отсылала к нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон о защите). Теперь вопросы проверки частично регламентированы в самом тексте Закона № 99-ФЗ. Статья 19 прописывает организацию и проведение лицензионного контроля, а также особенности применения Закона о защите. Особого внимания заслуживает пункт 12 статьи 19 Закона № 99-ФЗ. По общему правилу внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой проводится в двух случаях. Если уполномоченный орган получил сообщения граждан, организаций или СМИ о возможном или наступившем вреде жизни, здоровью людей, вреде животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства. Законодателем к двум предыдущим добавлен специальный случай — сообщение о грубом нарушении лицензиатом лицензионных требований, поступившее в уполномоченный орган. Закрытый перечень этих нарушений устанавливается нормативным актом о лицензировании конкретного вида деятельности. Если решение о проведении внеплановой проверки принято незаконно, то прокуратура отменит её проведение. Плановая проверка лицензиата первый раз пройдет через год, считая с момента принятия решения о выдаче лицензии, потому что именно в первый год максимален риск нанесения ущерба при осуществлении деятельности. Затем — раз в три года.
- В законе четко регламентированы права и обязанности должностных лиц, а также ответственность за неисполнение.
- Закон уменьшил издержки лицензиатов и соискателей. Укрупнение наименований деятельности — это большой плюс в пользу соискателей и лицензиатов. Оно дает возможность осуществлять несколько видов деятельности по одной лицензии. В итоге сокращаются финансовые и временные издержки, связанные с лицензированием.
Порядок введения закона 99-фз в действие
Новый порядок вводится поэтапно. Это предусмотрено статьей 24 Закона № 99-ФЗ.
1.С 06.05.2011 действуют — определение лицензионных требований, данное в пункте 2 Закона № 99-ФЗ; дополнительное лицензионное требование для деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей — наличие собственного производственного оборудования; новая причина для отказа в выдаче лицензии для деятельности по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей — аннулирование ранее выданной лицензии.
2.С 01.07.2011 действуют новые правила лицензионного контроля.
3.С 03.11.2011 вступают в силу остальные нормы, кроме приведенных ниже исключений.
4.С 01.01.2012 лицензируется деятельность по тушению лесных пожаров.
5.С 01.07.2012 вступает в силу электронный документооборот, например, направление документов на лицензию.
Список видов деятельности, подлежащих лицензированиюФирммейкер, 2011
Евгений Морозов, Константин Слабодяник
При использовании материала ссылка на статью обязательна