Контрольно-кассовая машина (далее ККМ) – это электронно-вычислительная машина, оснащенная фискальной памятью и используемая как инструмент для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. В 1875 году появился первый «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов», с чего и   началась эра автоматизации и учета розничных операций. Уже в 1884 году появился первый кассовый аппарат, который занял центральное место в инфраструктуре того времени. Сегодня современная ККМ представляется как персональный кассовый аппарат, а в связи со стремительным развитием беспроводного интернета возможности кассовой техники значительно расширяются. Поговорим о регистрации ККМ в РФ, как первом шаге работы с ней. 

Основной задачей кассового аппарата является фиксация на бумаге сделки купли-продажи. В России ККМ используется для контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом. Стоит отметить, что в Европе основным предназначением кассового аппарата является упрощения учета товаров.

Чем регулируется применение ККМ

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы применения и регистрации контрольно-кассовой техники в РФ, является Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Дополняет его Порядок ведения кассовых операций - Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У)
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/152-kassknig-ip
.

Когда требуется ККМ

Согласно данному закону ККМ, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Так наличие кассового аппарата необходимо как при осуществлении розничной торговли, так и при приеме наличных денежных средств за товар, реализованный через Интернет.

Когда ККМ не нужна?

Стоит отметить, что существуют случаи, когда нет необходимости применения ККМ, такие например как:

1) продажа газет, журналов, лотерейных билетов, проездных билетов;

2) продажа ценных бумаг;

3) торговля на рынках, ярмарках, выставочных комплексах;

4) осуществление деятельности в отдаленных и труднодоступных местах и другие.

Кто ставит на учет ККМ

Если организация попадает под обязанность применения ККМ, то у нее возникает необходимость в ее регистрации. Постановка ККМ на учет осуществляется ИФНС России. В чем разница постановки ККМ у ИП и у организаций? Стоит обратить внимание на то, что места регистрации ККМ для юридических лиц и ИП отличаются:

1) регистрация ККМ в налоговом органе для ИП осуществляется по месту регистрации налогоплательщика.

2) регистрация ККТ организациями осуществляется по месту регистрации юридического лица. Исключение являются обособленные подразделения (филиалы, представительства, прочие обособленные подразделения). Контрольно-кассовая техника в таких случаях ставится на учет по месту их расположения, а регистрационные данные этих кассовых аппаратов отправляются в налоговую инспекцию по месту нахождения основной организации.

Интернет-ККМ с 2017 года

Преждем чем рассказывать дальше, нужно понимать, что происходит на рынке ККМ. В 2014-2015 году проведен эксперимент. Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации. Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Эксперимент ставил перед собой задачи:онлайн ккм 2017

  • Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных;
  • Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ;
  • Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок;
  • Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года. На сегодняшний день к апробируемой технологии подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей. Добросовестному владельцу ККТ позволяет:

  • снизить ежегодные расходы на ККТ;
  • получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  • иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  • применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  • избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  • работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:

  • получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  • самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С учетом сказанного мы выделяем две процедуры регистрации ККМ - в 2016 году и после.

Процедура регистрации ККМ 2016

1. Покупаем кассовый аппарат в любом центре технического обслуживания (ЦТО) соответствии с Реестром ККМ, на корпусе аппарата должна быть голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, а также серийный номер и название модели.

2. Заключаем договор на сервисное обслуживание ККМ в ЦТО. Сделать это можно в месте покупки кассового аппарата или в ЦТО того города, в котором будете вести деятельность. На руки получите договор, на кассовый аппарат наклеят объёмную голограмму «Сервисное обслуживание».

3. Регистрация ККМ.

Поручаем регистрацию ЦТО или регистрируем самостоятельно. Документы для регистрации кассового аппарата самостоятельно:

  • Заявление владельца ККМ по установленной форме;
  • Свидетельство о регистрации  - (ксерокопия);
  • Свидетельство о постановке на налоговый учет (О присвоении ИНН) - (ксерокопия);
  • Технический паспорт ККМ (Формуляр);
  • Паспорт версии ККМ;
  • Договор на техническое обслуживание ККМ с Центром Технического Обслуживания;
  • Средства визуального контроля (СВК): Знак "Государственный реестр" - устанавливается Генеральным поставщиком ККМ;
  • Знак "Сервисное обслуживание" - устанавливается при заключении договора на ТО с центром технического обслуживания;
  • Журнал кассира-операциониста (форма КМ-4 утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.98 № 132). Журнал должен быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации;
  • Доверенность на право регистрации ККМ в налоговой инспекции (ст.185 ГК РФ), если регистрацию осуществляет не руководитель предприятия;
  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Журнал учета вызовов технического специалиста ЦТО.

4. После проверки документов налоговый инспектор назначит вам дату и время для проведения фискализации ККМ (процедура активации фискальной памяти аппарата).

5. После фискализации в течении 5 рабочих дней в налоговой должны провести регистрацию ККМ, о чём  вносятся сведения о контрольно-кассовой технике в Книгу учета ККМ.

6. Получаете карточку регистрации ККМ, оригиналы документов, поданные при регистрации, и можете начинать работать с кассой.

Процедура регистрации ККМ 2017

1. Покупаем кассовый аппарат в любом центре технического обслуживания (ЦТО) соответствии с Реестром ККМ, на корпусе аппарата должна быть голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, а также серийный номер и название модели.

2. Заключаем договор на сервисное обслуживание ККМ в ЦТО - добровольно, не обязательно.

3. Заключаем договор на обработку фискальных данных с оператором обработки фискальных данных в соответствии с Реестром. Обязательно. У них же можно купить электронную цифровую подпись для использования личного кабинета и электронной регистрации ККМ, без КЭП ни заключить договор ни работать не сможете. Пример - Такском (мы не рекламируем, просто привели пример).

3. Регистрация ККМ. Она сводится к подаче заявления. Его можно подать в электронном виде или лично. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники. В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники (форма) должны быть указаны следующие сведения:

  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • адрес (при расчете в сети "Интернет" - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники.

Список не закрытый, уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники. При личной явке все же первое время рекомендуем иметь копии ИНН, ОГРН, техпаспорт ККМ, договор ОФД, журнал кассира-операциониста.

Какие обязанности возникают при использовании ККМ

1) применение только исправной ККМ;

2) выдача покупателю отпечатанного машинного чека;

Кроме этого, Закон обязывает организацию обеспечивать налоговым органам беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю и предоставлять документацию на них. Мы рекомендуем хранить карточку регистрации контрольно-кассовой техники по месту установки ККМ вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов (при наличии). 

Кто проверяет и как проводится проверка кассовой дисциплины

Проверка кассовой дисциплины проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом МФ РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Документы кассовых операций;
  • Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ;
  • Приказ на установление кассовых лимитов;
  • Авансовые отчеты и т.д.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной, регулируется ст. 14.5 КОАП, мы расскажем лишь о части из них:

1.Неприменение ККТ

 

 

 

штраф для должностных лиц в размере от 25 до 50% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 руб.;
штраф для юрлиц в размере от 75 до 100% суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 30 000 руб.

Если организация попадется вторично на неприменении ККТ, то в случае, когда сумма расчетов без применения ККТ составит (в том числе в совокупности) 1 млн руб. и более, это повлечет:

дисквалификацию должностных лиц на срок от 1 года до 2 лет;
приостановление деятельности до 90 суток для ИП и организаций.

2.ККТ не соответствует требованиям

 

 

 

предупреждение или штраф в размере от 1500 руб. до 3 000 руб. для должностных лиц;

предупреждение или штрафа в размере от 5 000 руб. до 10 000 руб. для юрлиц

3.Нет ответа на запрос налоговой

 

 

 

Непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов или представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, - влечет

предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей;

на юридических лиц - предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей.

 

Да уж!

 

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, август 2016
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter