прайс на все услуги

Как зарегистрировать ККТ - порядок, документы, срок

Контрольно-кассовая машина (далее ККМ) или контрольно-кассовая техника (ККТ) – это электронно-вычислительная машина, оснащенная фискальной памятью и используемая как инструмент для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. В 1875 году появился первый «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов», с чего и началась эра автоматизации и учета розничных операций. Уже в 1884 году появился первый кассовый аппарат, который занял центральное место в инфраструктуре того времени. Сегодня современная ККМ представляется как персональный кассовый аппарат, а в связи со стремительным развитием беспроводного интернета возможности кассовой техники значительно расширяются. Поговорим о регистрации ККМ в РФ, как первом шаге работы с ней. 

Основной задачей кассового аппарата является фиксация на бумаге сделки купли-продажи. В России ККМ (ККТ) используется для контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом. Стоит отметить, что в Европе основным предназначением кассового аппарата является упрощения учета товаров.

Чем регулируется применение ККТ

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим вопросы применения и регистрации контрольно-кассовой техники в РФ, является Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Дополняет его Порядок ведения кассовых операций - Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее – Указание № 3210-У)
Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kassknig-ip
.

Когда требуется ККТ

Согласно данному закону ККМ, включенная в Государственный реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Так наличие кассового аппарата необходимо как при осуществлении розничной торговли, так и при приеме наличных денежных средств за товар, реализованный через Интернет.

Когда ККТ не нужна?

ККМ (ККТ) может не применяться (ст. 2 ФЗ №54-ФЗ):

  1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями. Особенности: не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств, а также организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России;
  2. При продаже газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  3. При продаже ценных бумаг;
  4. При продаже водителем или кондуктором в салоне транспортного средства проездных документов (билетов) и талонов для проезда в общественном транспорте;
  5. При обеспечении питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  6. При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  7. При осуществляемое вне стационарной торговой сети разносной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  8. При торговле в киосках мороженым, а также торговле в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  9. При торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  10. При приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  11. При ремонте и окраске обуви;
  12. При изготовлении и ремонте металлической галантереи и ключей;
  13. При присмотре и уходе за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  14. При реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  15. При вспашке огородов и распиловке дров;
  16. За услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  17. При сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  18. ИП на патенте могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты;
  19. ИП на спец. налоговом режиме "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход;
  20. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (должен быть утвержден перечень), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, и подписанного лицом, выдавшим этот документ;
  21. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику;
  22. ККТ может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций;
  23. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с "критериями", установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;
  24. ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением;
  25. ККТ не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств;
  26. ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом.

Кто ставит на учет ККТ

Если организация попадает под обязанность применения ККМ, то у нее возникает необходимость в ее регистрации. Постановка ККМ на учет осуществляется ИФНС России. В чем разница постановки ККМ у ИП и у организаций? Стоит обратить внимание на то, что места регистрации ККМ для юридических лиц и ИП отличаются:

  • регистрация ККМ в налоговом органе для ИП осуществляется по месту регистрации налогоплательщика;
  • регистрация ККТ организациями осуществляется по месту регистрации юридического лица. Исключение являются обособленные подразделения (филиалы, представительства, прочие обособленные подразделения). Контрольно-кассовая техника в таких случаях ставится на учет по месту их расположения, а регистрационные данные этих кассовых аппаратов отправляются в налоговую инспекцию по месту нахождения основной организации.

Интернет ККТ с 2017 года

Преждем чем рассказывать дальше, нужно понимать, что происходит на рынке ККМ. В 2014-2015 году проведен эксперимент. Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации. Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Эксперимент ставил перед собой задачи:kartinka

  • Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных;
  • Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ;
  • Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок;
  • Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года, однако по просьбе налогоплательщиков – участников эксперимента постановлением Правительства РФ от 03.06.2015 № 543 им предоставлено право регистрировать ККТ и работать по новой технологии до конца 2015 года. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2015 № 1402 участникам эксперимента предоставлено право применять ККТ по новой технологии до конца 2016 года. На август 2016 года к апробируемой технологии было подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей. Добросовестному владельцу ККТ позволяет:

  • снизить ежегодные расходы на ККТ;
  • получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  • иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  • применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  • избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  • работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:

  • получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  • самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С учетом сказанного мы выделяем две процедуры регистрации ККМ - в 2016 году и после.

Старая процедура регистрации ККТ 2016

  1. Покупка кассового аппарата в любом центре технического обслуживания (ЦТО) в соответствии с Реестром ККМ, на корпусе аппарата была голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, а также серийный номер и название модели;
  2. Заключение договора сервисного обслуживания ККМ в ЦТО. Сделать это можно было в месте покупки кассового аппарата или в ЦТО того города, в котором будете вести деятельность. На руки выдавали договор, на кассовый аппарат клеили объёмную голограмму «Сервисное обслуживание»;
  3. Регистрация ККМ. Поручали обычно регистрацию ЦТО или регистрировали самостоятельно. Документы для регистрации кассового аппарата самостоятельно: Заявление владельца ККМ по установленной форме, Свидетельство о регистрации, Свидетельство о постановке на налоговый учет ИНН, Технический паспорт ККМ (Формуляр), Паспорт версии ККМ, Договор на техническое обслуживание ККМ с Центром Технического Обслуживания, Средства визуального контроля (СВК): Знак "Государственный реестр" - устанавливается Генеральным поставщиком ККМ, Знак "Сервисное обслуживание" - устанавливается при заключении договора на ТО с центром технического обслуживания, Журнал кассира-операциониста. Журнал должен был быть прошнурован, пронумерован, скреплен подписями и печатью организации, Доверенность на право регистрации ККМ в налоговой инспекции, Документ, удостоверяющий личность, Журнал учета вызовов технического специалиста ЦТО.
  4. После проверки документов налоговый инспектор назначал дату и время для проведения фискализации ККМ (процедура активации фискальной памяти аппарата);
  5. После фискализации в течении 5 рабочих дней в налоговой проводили регистрацию ККМ, о чём  вносятся сведения о контрольно-кассовой технике в Книгу учета ККМ;
  6. Получение карточки регистрации ККМ, оригиналы документов, поданные при регистрации.  Можно было работать с кассой.

Новая процедура регистрации ККТ

  1. Покупаем кассовый аппарат в любом центре технического обслуживания (ЦТО) соответствии с Реестром ККМ, на корпусе аппарата должна быть голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, а также серийный номер и название модели;
  2. Заключаем договор на сервисное обслуживание ККМ в ЦТО - добровольно, не обязательно;
  3. Заключаем договор на обработку фискальных данных с оператором обработки фискальных данных в соответствии с Реестром. Обязательно. У них же можно купить электронную цифровую подпись для использования личного кабинета и электронной регистрации ККМ, без КЭП ни заключить договор ни работать не сможете. Пример - Такском (мы не рекламируем, просто привели пример);
  4. Регистрация ККМ. Она сводится к подаче заявления. Его можно подать в электронном виде или лично. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники. В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • адрес (при расчете в сети "Интернет" - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники.

Список не закрытый, уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники. При личной явке все же первое время рекомендуем иметь копии ИНН, ОГРН, техпаспорт ККМ, договор ОФД, журнал кассира-операциониста.

Какие обязанности возникают при использовании ККТ

1) применение только исправной ККМ;

2) выдача покупателю отпечатанного машинного чека;

Кроме этого, Закон обязывает организацию обеспечивать налоговым органам беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю и предоставлять документацию на них. Мы рекомендуем хранить карточку регистрации контрольно-кассовой техники по месту установки ККМ вместе с журналом кассира-операциониста и журналом учета вызовов технических специалистов (при наличии). 

Кто проверяет и как проводится проверка кассовой дисциплины

Проверка кассовой дисциплины проводится по решению руководителя ИФНС в порядке, установленном приказом МФ РФ от 17.10.2011 № 133н. В процессе проверки изучаются:

  • Документы кассовых операций;
  • Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ;
  • Приказ на установление кассовых лимитов;
  • Авансовые отчеты и т.д.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения.

Штрафы ККТ

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной (ст. 14.5 КОАП):

  1. Отсутствие информации об изготовителе (исполнителе, продавце) - штраф 1,5-2 тыс. руб (граждан), 3-4 тыс. руб (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц);
  2. Неприменение ККТ - штраф 10 тыс. руб или от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники (на должностных лиц), 30 тыс. руб или от 3/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники. Повторное совершение административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила один миллион рублей и более, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. ККТ не соответствует установленным требованиям либо нарушен порядок регистрации ККТ, перерегистрация, порядок и условие применения - предупреждение или штраф 1,5-3 тыс. руб(на должностных лиц), 5-10 тыс. руб. (на юридических лиц);
  4. Непредставление информации и документов или представление с нарушением сроков - предупреждение или штраф 1,5-3 тыс. руб (на должностных лиц), 5-10 тыс. руб. (на юридических лиц);
  5. Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию, - предупреждение или штраф 2 тыс. руб (на должностных лиц), 10 тыс. руб. (на юридических лиц).

Бухгалтерские услуги от Фирммейкер, август 2016
Алина Марина, Анастасия Чижова (Конатова)
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также