прайс на все услуги

Касса (ККМ, ККТ): кому нужна, какую купить, поставить на учет, проверки и штрафы

Контрольно-кассовая машина (ККМ) или контрольно-кассовая техника (ККТ) – это электронно-вычислительная машина, оснащенная фискальной памятью и используемая как инструмент для регистрации приобретения товара и печати кассового чека. В 1875 году появился первый «аппарат для транспортировки товаров, наличных денег и прочих мелких грузов», с чего и началась эра автоматизации и учета розничных операций. Уже в 1884 году появился первый кассовый аппарат, который занял центральное место в инфраструктуре того времени. Сегодня современная ККМ представляется как персональный кассовый аппарат, а в связи со стремительным развитием беспроводного интернета возможности кассовой техники значительно расширяются. Поговорим о выборе и регистрации ККМ в РФ. 

Основной задачей кассового аппарата является фиксация на бумаге сделки купли-продажи. В России ККМ (ККТ) используется для контроля со стороны государства за налично-денежным оборотом. Стоит отметить, что в Европе основным предназначением кассового аппарата является упрощения учета товаров.

онлайн касса - какую купить

01. Появление онлайн-касс в России с 2017 года

В 2014-2015 году в России был проведен эксперимент. Цели эксперимента – определение для организаций и индивидуальных предпринимателей финансовой эффективности и удобства применения технологии передачи информации, а также технических возможностей эксплуатации ККТ и технологии передачи информации. Эксперимент проведен в течение шести месяцев с 1 августа 2014 года в четырех субъектах Российской Федерации: в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Калужской области. Эксперимент ставил перед собой задачи:

  • Передача информации о расчетах в электронном виде в адрес налоговых органов через оператора фискальных данных;
  • Электронная регистрация ККТ без посещения налогового органа и без физического предоставления ККТ;
  • Построение системы гарантированного выявления нарушений на основе автоматизированного анализа информации о расчетах, выявления зон риска совершения правонарушений и проведения точечных результативных проверок;
  • Вовлечение покупателей в гражданский контроль.

Эксперимент завершен 1 февраля 2015 года. На август 2016 года к апробируемой технологии было подключено 3,5 тысячи единиц кассовой техники, пробито 50 млн. чеков на сумму 40 млрд. рублей.

Участники эксперимента отметили, что добросовестному владельцу онлайн-касса позволяет:

  • снизить ежегодные расходы на ККТ;
  • получить инструмент, с помощью которого он сможет в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями, и лучше контролировать свой бизнес;
  • иметь возможность через сайт ФНС России зарегистрировать ККТ без ее физического предоставления в налоговый орган;
  • применять в составе ККТ современные электронные устройства – мобильные телефоны и планшеты;
  • избавиться от проверок, так как оперативное получение информации о расчетах обеспечивает соответствующую среду доверия;
  • работать в условиях честной конкурентной бизнес среды за счет пресечения возможности недобросовестных налогоплательщиков незаконно минимизировать свои налоговые обязательства и нечестно получать конкурентное преимущество.

Гражданину новая технология дает дополнительную защиту своих прав как потребителя за счет возможности:

  • получить электронный чек у оператора фискальных данных и (или) в своей электронной почте;
  • самостоятельно быстро и удобно проверить легальность кассового чека через бесплатное мобильное приложение и в случае возникновения вопросов тут же направить жалобу в ФНС России.

С 1 февраля 2017 года онлайн кассы внедрили во всей стране. Сначала прекратили регистрировать старые ККМ. Дали отсрочку компаниям на ЕНВД и патенте, остальные полностью перешли на онлайн-кассы с 1 июля 2017 года.

Работает онлайн-касса так:

  1. Покупатель оплачивает покупку наличными или через карту;
  2. Кассир выдает чек;
  3. Данные об операции записываются на фискальный накопитель;
  4. Фискальный накопитель подписывает чек индивидуальным фискальным признаком и шифрует его;
  5. Касса передает чек Оператору Фискальных Данных (ОФД);
  6. ОФД проверяет чек и сообщает кассе о принятии;
  7. ОФД сохраняет данные и передаёт их в налоговый орган.

Новые кассы практически не отличаются от старых, разница в форме чека (QR код) и в передаче данных через оператора в налоговый орган через Интернет. При этом услуги ОФД платные, еще необходимо регулярно обновлять фискальный накопитель.

02. Чем регулируется применение ККМ

  1. Применение ККТ при использовании наличных расчетов и платежных карт (ФЗ 54-ФЗ);
  2. Порядок ведения кассовых операций (Указание 3210-У)Источник: https://firmmaker.ru/stat/nalogovye/kassknig-ip

03. Когда нужна онлайн-касса ККМ

ККМ, включенная в реестр ККТ, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Так наличие кассового аппарата необходимо как при осуществлении розничной торговли, так и при приеме наличных денежных средств за товар, реализованный через Интернет.

С 1 июля 2019 необходимо пробивать чеки на все безналичные оплаты от физических лиц (например, перевод денег через онлайн-банк, мобильное приложение или банковский терминал). Также с этой даты Вы должны пробивать чеки, если получаете или выдаете взамен проданных товаров не деньги, а другой встречный товар. И взаимные долги потом зачитываете.

04. Когда не нужна онлайн-касса ККМ

ККМ (ККТ) может не применяться (ст. 2 ФЗ №54-ФЗ) в следующих случаях -

большой список:

  1. Контрольно-кассовая техника не применяется кредитными организациями. Особенности: не применяется в устройствах для осуществления с участием уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя операций по передаче с использованием электронных средств платежа распоряжений кредитной организации об осуществлении перевода денежных средств, а также организациями и индивидуальными предпринимателями в автоматических устройствах при осуществлении расчетов, совершаемых исключительно монетой Банка России;
  2. При продаже газет и журналов на бумажном носителе, а также продажа в газетно-журнальных киосках сопутствующих товаров при условии, что доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов товарооборота и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  3. При продаже ценных бумаг;
  4. При обеспечении питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
  5. При торговле на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами, кроме торговли непродовольственными товарами, которые определены в перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации;
  6. При осуществляемое вне стационарной торговой сети разносной торговле продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи, товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации) с рук, из ручных тележек, корзин и иных специальных приспособлений для демонстрации, удобства переноски и продажи товаров, в том числе в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  7. При торговле в киосках мороженым, а также торговле в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  8. При торговле из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами, в том числе картофелем, фруктами и бахчевыми культурами;
  9. При приеме от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома, драгоценных металлов и драгоценных камней;
  10. При ремонте и окраске обуви;
  11. При изготовлении и ремонте металлической галантереи и ключей;
  12. При присмотре и уходе за детьми, больными, престарелыми и инвалидами;
  13. При реализации изготовителем изделий народных художественных промыслов;
  14. При вспашке огородов и распиловке дров;
  15. За услуги носильщиков на железнодорожных вокзалах, автовокзалах, аэровокзалах, в аэропортах, морских, речных портах;
  16. При сдаче индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) жилых помещений, принадлежащих этому индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
  17. ИП на патенте могут осуществлять расчеты без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи (направления) покупателю (клиенту) документа, подтверждающего факт осуществления расчета между индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты;
  18. ИП на спец. налоговом режиме "Налог на профессиональный доход" в отношении доходов, облагаемых налогом на профессиональный доход;
  19. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (должен быть утвержден перечень), вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, и подписанного лицом, выдавшим этот документ;
  20. Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут не применять контрольно-кассовую технику;
  21. ККТ может не применяться при оказании услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний, а также при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций;
  22. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с "критериями", установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных;
  23. ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением;
  24. ККТ не применяется организациями, реализующими полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению за плату права пользования парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального (межмуниципального) и местного значения, а также парковками (парковочными местами), создаваемыми на земельных участках, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований или государственная собственность на которые не разграничена, при осуществлении такими организациями расчетов за предоставление указанного права при условии перечисления в полном объеме в разрезе каждого расчета на счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, в течение пяти рабочих дней со дня получения такими организациями денежных средств;
  25. ККТ может не применяться государственными и муниципальными библиотеками, а также библиотеками Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных организаций при оказании в помещениях указанных библиотек платных услуг населению, связанных с библиотечным делом;
  26. ККТ может не применяться при осуществлении расчетов: товариществами собственников недвижимости (в том числе товариществами собственников жилья, садоводческими и огородническими некоммерческими товариществами), жилищными, жилищно-строительными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами за оказание услуг своим членам в рамках уставной деятельности указанных товариществ и кооперативов, а также при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги; образовательными организациями при оказании услуг населению в сфере образования; физкультурно-спортивными организациями при оказании услуг населению в сфере физической культуры и спорта; домами и дворцами культуры, домами народного творчества, клубами, центрами культурного развития, этнокультурными центрами, центрами культуры и досуга, домами фольклора, домами ремесел, домами досуга, культурно-досуговыми и культурно-спортивными центрами при оказании услуг населению в области культуры;
  27. ККТ может не применяться индивидуальными предпринимателями при реализации входных билетов и абонементов на посещение театров, являющихся государственными или муниципальными учреждениями, осуществляемой с рук и (или) лотка.
  28. Муниципальные дома и дворцы культуры, муниципальные дома народного творчества, муниципальные клубы, муниципальные центры культурного развития, муниципальные этнокультурные центры, муниципальные центры культуры и досуга, муниципальные дома фольклора, муниципальные дома ремесел, муниципальные дома досуга, муниципальные культурно-досуговые и культурно-спортивные центры, муниципальные музеи (за исключением указанных муниципальных учреждений культуры, располагающихся в городах, районных центрах (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселках городского типа) вправе не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за оказанные ими услуги населению в области культуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

05. Постановка на учет ККТ

Если организация попадает под обязанность применения ККТ, то у нее возникает необходимость в ее регистрации. Постановка ККМ на учет осуществляется ИФНС России. В чем разница постановки ККТ у ИП и у организаций? Стоит обратить внимание на то, что места регистрации ККТ для юридических лиц и ИП отличаются:

  • регистрация ККТ в налоговом органе для ИП осуществляется по месту регистрации налогоплательщика;
  • регистрация ККТ организациями осуществляется по месту регистрации юридического лица. Исключение являются обособленные подразделения (филиалы, представительства, прочие обособленные подразделения). Контрольно-кассовая техника в таких случаях ставится на учет по месту их расположения, а регистрационные данные этих кассовых аппаратов отправляются в налоговую инспекцию по месту нахождения основной организации.

Процедура регистрации ККТ:

  1. Покупаем кассовый аппарат в любом центре технического обслуживания (ЦТО) соответствии с Реестром ККМ, на корпусе аппарата должна быть голографическая наклейка «Государственный реестр» с указанием текущего года, а также серийный номер и название модели;
  2. Заключаем договор на сервисное обслуживание ККМ в ЦТО - добровольно, не обязательно;
  3. Заключаем договор на обработку фискальных данных с оператором обработки фискальных данных в соответствии с Реестром ОФД. Обязательно. У них же можно купить электронную цифровую подпись для использования личного кабинета и электронной регистрации ККМ, без КЭП ни заключить договор ни работать не сможете. Пример - Такском (мы не рекламируем, просто привели пример);
  4. Регистрация ККМ. Она сводится к подаче заявления. Его можно подать в электронном виде или лично. Датой подачи заявления в электронной форме считается дата его размещения в кабинете контрольно-кассовой техники. Заходим в личный кабинет налогоплательщика на сайте nalog.ru. Если такого кабинета у Вас нет, создайте его. В личном кабинете находим вкладку «Учет контрольно-кассовой техники» и заполняем онлайн заявление о регистрации ККТ, заверив его КЭП (квалифицированной электронной подписью). Для этого Вам потребуются: адрес установки онлайн кассы, модель ККТ и ее заводской номер (нанесен на корпус и есть в паспорте), модель фискального накопителя и его серийный номер. Также, нужно будет выбрать ОФД из списка. В результате - Вы должны получить номер регистрации кассы. Потом проводим установку онлайн кассы. С помощью утилиты фискализации (поставляется вместе с ККМ), вводим в кассу данные организации (ИНН и прочее), номер регистрации кассы (полученный на сайте nalog.ru), данные ОФД (находим их на сайте выбранного оператора). В итоге, касса должна напечатать отчет о регистрации. Снова заходим на сайт nalog.ru, вносим данные из напечатанного отчета о регистрации и получаем карточку регистрации ККТ. В заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники должны быть указаны следующие сведения:
  • полное наименование организации-пользователя или фамилия, имя, отчество (при его наличии) индивидуального предпринимателя - пользователя;
  • идентификационный номер налогоплательщика пользователя;
  • адрес (при расчете в сети "Интернет" - адрес (адреса) сайта пользователя) и место установки (применения) контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели контрольно-кассовой техники;
  • заводской номер экземпляра модели контрольно-кассовой техники;
  • наименование модели фискального накопителя;
  • заводской номер экземпляра модели фискального накопителя;
  • номер автоматического устройства для расчетов (в случае применения контрольно-кассовой техники в составе автоматического устройства для расчетов);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных (в случае применения такого режима);
  • сведения о применении регистрируемой контрольно-кассовой техники.

Список не закрытый, уполномоченный орган вправе устанавливать дополнительные сведения, указание которых необходимо в заявлении о регистрации контрольно-кассовой техники. При личной явке все же первое время рекомендуем иметь копии ИНН, ОГРН, техпаспорт ККМ, договор ОФД, журнал кассира-операциониста.

06. Как выбрать онлайн-кассу

Кассы бывают следующих типов:

  • Переносные;
  • Стационарные;
  • Облачные;
  • Принтеры чеков (фиксальные регистраторы).

Статья не подразумевает подробный анализ моделей на рынке. Мы далее будем говорить о некой универсальной массовой стационарной модели, которая должна обладать набором признаков.Онлайн-касса главное

Фискальный накопитель

  • Срок работы ФН. Накопитель работает 13, 15 или 36 месяцев, после чего придется купить новый и перерегистрировать кассу. Фискальник на 36 месяцев нужно купить, если оказываете услуги или    применяете специальные налоговые режимы (УСН, ПСН, ЕСХН). Можете установить ФН с меньшим периодом работы, если деятельность сезонная, используете совмещенный режим налогообложения ОСНО, работаете в местности, где плохое интернет соединение, ИП – субагент. Предприятиям по продаже подакцизных товаров можно устанавливать ФН с любым периодом действия. Все требования к фискальному накопителю (ст. 4.1 54-ФЗ);
  • Формат ФН. Также выбирайте фискальный накопитель, который поддерживает нужный формат и реквизиты фискального документа. На данный момент существует три версии ФФД: 1.0, 1.05, 1.1. ФФД определяет состав, формат и порядок реквизитов, которые должны отображаться во всех фискальных документах (кассовый чек, электронный чек, БСО, отчет об открытии/закрытии смены, отчет о регистрации и т.д.). Версии ФФД отличаются между собой набором обязательных реквизитов фискальных документов. Первым форматом был ФФД 1.0 — поддерживался всеми онлайн-кассами, которые находятся в реестре. В процессе уже действующих новых правил, законодатели стали думать о нюансах бизнеса и вводить ФФД 1.1. Дело непростое, выпустили ФФД 1.05 как промежуточный формат, где исправлены основные ошибки первой версии. С 21.12.2020г. ФНС России ввело новые форматы фискальных документов версии 1.2. Для работы с ФФД 1.2 покупать новую онлайн-кассу не нужно. Достаточно установить фискальный накопитель, поддерживающий новый формат. Фискальные накопители версии 1.05 и 1.1 можно было регистрировать, перерегистрировать и применять до 06.08.2021. С 1 февраля 2022 года фискальный накопитель должен поддерживать новый формат фискальных данных 1.2 и иметь возможность отправлять запросы в «Честный знак» для проверки кода маркировки.

Технические характеристики

  • Скорость печати чека. Высокая скорость нужна только для магазинов с большим потоком покупателей. 40 мм/сек – считается низкой скоростью, 80-100 мм/сек – это высокая скорость;
  • Объем памяти. Если у вас обширная база товаров, касса должна быть соответствующая;
  • Мобильность важна для работы на выезде, без доступа к подзарядке – например, для службы доставки. Убедитесь, что ККТ может работать от аккумуляторов;
  • Способ интернет-подключения: проводной, беспроводной или сим-карта;
  • Внешний вид. Кнопочные кассы недорогие, удобно работать при большом наплыве покупателей. Сенсорные кассы компактны, с презентабельным дисплеем и современным интерфейсом. Похожи на планшет. Аппараты-принтеры со встроенным фискальным накопителем могут только печатать чеки. Для полноценной работы их нужно подключить к планшету или компьютеру;
  • Компактность и вес. Это всегда плюс;
  • Ширина ленты чека. Мало кто смотрит на такие нюансы, а зря. Например, если в вашем магазине длинные наименования, хорошо бы сделать так, чтобы они поместились в одну строку;
  • Поддержка ЕГАИС и дополнительно сканер штрих-кодов для онлайн-кассы понадобится, если вы торгуете алкоголем;
  • Поддержка маркировки нужна, если вы торгуете табачными изделиями, шубами, медицинскими препаратами или обувью.

Возможности онлайн-кассы

  • Доступ через интернет-браузер на любом компьютере, планшете или смартфоне;
  • Возможность объединения десятков торговых точек и касс в единую централизованно управляемую сеть;
  • Удобство работы и возможность подключения сканеров штрихкодов, банковских терминалов;
  • Работа с маркированным товаром и алкоголем (ЕГАИС), обмен данными с ЭДО;
  • Приёмка товаров, учёт остатков товаров и денежных средств в разрезе торговых точек. Помощь при заведении товаров от сервиса 1С-Номенклатура;
  • Работа с несколькими юридическими лицами и системами налогообложения;
  • Печать ценников и этикеток;
  • Импорт и обработка заказов из интернет-магазинов, простая интеграция с СРМ и сайтами;
  • Простая интеграция с приложениями для ведения бухгалтерского учёта - 1С:Бухгалтерия.

Мы описали основные моменты при выборе онлайн-кассы. В большинстве случаев этих критериев достаточно для грамотного выбора ККТ для малого и среднего бизнеса. Наиболее известны следующие производители:

  • Атол,
  • Эвотор,
  • Штрих-М (Штрих, Элвес),
  • Дримкас (Вики,Viki),
  • Меркурий.

Мы настойчиво рекомендуем приобретать онлайн-кассу ККМ, сертифицированную под самую массовую учетную программу 1с, перечень

07. Как снять кассу с учета

Когда кассовый аппарат снимают с учета

  • продажа, потеря или хищение ККМ (заявление в течение 1 дня);
  • поломка ККМ (заявление в течение 5 дней);
  • несоответствие требованиям,
  • истек срока ФН фискального накопителя (можно заменить и перерегистрировать кассу),
  • ликвидация или банкротство.

Процедура снятия кассы с учета

Общий порядок снятия кассы установлен Законом (ст. 4.2 Закона 54-ФЗ).

Рассказываем своим языком.

Подайте в налоговую заявление через личный кабинет налогоплательщика или через оператора фискальных данных. Можно подать заявление в бумажном виде при личном обращении владельца кассы в ИФНС.

Сдайте ФН. Перед подачей заявления сформируйте на кассе отчет о закрытии фискального накопителя. Сам ФН (фискальный накопитель) в течение 30 календарных дней от даты заявления обязан предоставить в налоговый орган для осуществления считывания фискальных данных:

  1. касса сломалась, но ФН рабочий - вынуть и сдать в ИФНС с заявлением,
  2. сломался ФН - передать производителю для экспертизы. Изготовитель ФН в течение 30 календарных дней со дня получения фискального накопителя для проведения экспертизы направляет пользователю и через кабинет контрольно-кассовой техники в налоговые органы заключение по результатам экспертизы фискального накопителя, содержащее сведения о заводском номере фискального накопителя, наличии заводского брака, а также о возможности считывания всех фискальных данных, которые должны храниться в памяти фискального накопителя. Пользователь в течение 60 календарных дней с даты подачи заявления о регистрации (перерегистрации) контрольно-кассовой техники или заявления о снятии контрольно-кассовой техники с регистрационного учета в случае поломки фискального накопителя подает в налоговые органы сведения, содержащиеся в фискальном накопителе, в случае, если изготовителем фискального накопителя подтверждена возможность считывания фискальных данных из сломанного фискального накопителя. Экспертиза ФН по причине заводского брака проводится бесплатно,
  3. касса украдена. Необходимо провести внутреннее раследование или обратиться в правоохранительные органы.

Получите новую карточку ККМ. Датой перерегистрации или снятия ККТ с регистрационного учета считается дата формирования налоговым органом Карточки регистрации ККТ, выдается в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты подачи заявления. Карточка подготавливается в электронном виде и размещается в Личном кабинете на сайте ФНС.

Важно. ФН необходимо хранить в течение 5 лет с даты окончания их использования (статья 5 Закона № 54-ФЗ). ФНС может запросить ФН при проверке. 

08. Проверки кассовой дисциплины

Что требует Закон от пользователя ККМ? Вроде немного:

  • применение только исправной ККМ;
  • выдача покупателю отпечатанного машинного чека;

Кроме этого, Закон обязывает организацию обеспечивать налоговым органам беспрепятственный доступ к контрольно-кассовой технике и фискальному накопителю и предоставлять документацию на них.

С 1 марта 2022 года плановые проверки онлайн-касс и полноты учета выручки больше проводиться не будут. Проверки будут только внеплановые (ст. 7 54-ФЗ)

Налоговая проверка онлайн-кассы: профилактика и внеплановые проверки

Контроль и надзор за применением ККТ с 1 марта 2022 года будет регулироваться законом № 248-ФЗ. Посмотрим на него. Теперь вместо четко регламентированных проверок будет более мягкий подход:

  1. Консультация. Люая организация вправе получать у инспекторов консультацию. Если в налоговую поступит более 10 однотипных обращений, то налоговая служба будет выкладывать разъяснения по таким вопросам на своем сайте или отправлять рассылки;
  2. Профилактика нарушений. Будут уведомлять об изменениях, вести разъяснения, сообщать о письмах. Для этого изменили личные кабинеты ККТ. Дублировать информацию планируют на сайте ФНС и в средствах массовой информации. Новый порядок ведения кабинета ККТ смотрим в приказе от 08.09.2021 № ЕД-7-20/798@. Обещают делать ежегодные обзоры практики, которые будут содержать официальные трактовки спорных законодательных норм;
  3. Анализ и предупреждение. Налоговая служба собирается анализировать показатели бизнеса из данных ОФД, сравнивать с полученной отчетностью, выносить предостережения о фактах различий. Пример: в праздник у магазина количество чеков резко снизисло - торговля идет мимо кассы, прийдет предостережение, на которое необходимо ответить;
  4. Личный или дистанционный визит. Могут придти лично или позвонить по видеосвязи раз в три года. Впервые посетить объект инспекторы будут вправе сразу после открытия бизнеса и регистрации кассы. Причем должны предупредить о намерении посетить место ведения бизнеса за 5 рабочих дней и вправе только наблюдать, фиксировать нарушения и выдавать рекомендации. Выписывать штрафы они не смогут. Если нарушения будут, то иснпектор вправе открыть внеплановую проверку;
  5. Внеплановые проверки. Проверки проходят без предупреждений в следующем виде - контрольная закупка, документарная проверка (лично, удаленно) или выездное обследование. На проведение контрольной закупки не требуется решение начальства или согласование с прокуратурой.

Если детальнее, то проверка кассовой дисциплины проводится в соответствии с ФЗ №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". В процессе проверки изучаются:

  • Документы кассовых операций;
  • Отчеты фискальной памяти и контрольные ленты ККТ;
  • Приказ на установление кассовых лимитов;
  • Авансовые отчеты и т.д.

При проверке могут запрашиваться любые другие документы, имеющие отношение к предмету проверки, а также пояснения. Теперь инспекторы вправе вести фотосъемку, делать видео- и аудио-записи не только коннтрольной закупки, но и проведения самого опроса (требуется письменное согласие). После каждой внеплановой проверки будут составлять акт контрольно-надзорного мероприятия, а если будут зафиксированы нарушения, то их отразят в предписании об устранении нарушений.

09. Штрафы за онлайн-кассы

Ответственность за нарушение кассовой дисциплины является административной (ст. 14.5 КОАП):

  1. Отсутствие информации об изготовителе (исполнителе, продавце) - штраф 1,5-2 тыс. руб (граждан), 3-4 тыс. руб (на должностных лиц), 30-40 тыс. руб. (на юридических лиц);
  2. Неприменение ККТ - штраф 10 тыс. руб или от 1/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники (на должностных лиц), 30 тыс. руб или от 3/4 до 1/2 размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники. Повторное совершение административного правонарушения, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила один миллион рублей и более, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  3. ККТ не соответствует установленным требованиям либо нарушен порядок регистрации ККТ, перерегистрация, порядок и условие применения - предупреждение или штраф 1,5-3 тыс. руб(на должностных лиц), 5-10 тыс. руб. (на юридических лиц);
  4. Непредставление информации и документов или представление с нарушением сроков - предупреждение или штраф 1,5-3 тыс. руб (на должностных лиц), 5-10 тыс. руб. (на юридических лиц);
  5. Ненаправление покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию, - предупреждение или штраф 2 тыс. руб (на должностных лиц), 10 тыс. руб. (на юридических лиц).

Фирммейкер, август 2016 (следим за актуальностью)

Алина Марина, Анастасия Чижова (Конатова)
При использовании материала ссылка обязательна

Ведем бухгалтерию - простую и сложную

Помогаем с ККМ, настроим в учетной программе

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также