прайс на все услуги

Налог на прибыль: предельный размер расходов на рекламу

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (ст. 3 ФЗ 38-ФЗ "О рекламе").

Налоговый кодекс разрешает учитывать расходы на рекламу в размере фактически понесенных затрат.

Предельный размер расходов на рекламу

01. Предельный размер расходов на рекламу НЕ установлен: ненормируемые расходы

Расходы на рекламу делятся на ненормируемые и нормируемые. Ненормируемыми являются расходы, которые направлены на:

  1. Рекламные мероприятия через СМИ (объявления в печати, передача по радио и телевидению) и информационно-телекоммуникационные сети;
  2. Световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
  3. Участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  4. Оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов;
  5. Изготовление рекламных брошюр и каталогов;
  6. Уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

02. Предельный размер расходов на рекламу составляет 1%: нормируемые расходы

Расходы налогоплательщика на иные виды рекламы, не указанные выше, а так же расходы на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, которая рассчитывается за минусом сумм НДС и акцизов (п.4 ст.264 НК РФ).

03. Проблемы с отнесением рекламы на расходы

Расходы на рекламу в целях налогообложения прибыли можно учесть, если они экономически оправданы, документально подтверждены, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и не упомянуты в ст. 270 НК РФ (содержит перечень затрат, не учитываемых при налогообложении). Для подтверждения расходов необходимо иметь:

  1. договор на размещение рекламы;
  2. акт о выполнении работ (оказании услуг);
  3. платежные документы.

ИФНС часто высказывает претензии -  информация не является рекламой, поскольку предназначена для определенного круга лиц; не направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования; рекламные расходы не являются обоснованными; недостаточно документов для подтверждения произведенных расходов.

Проблема в том, что НК РФ не содержит конкретного закрытого перечня рекламных расходов, названы лишь те виды, которые не относятся к нормируемым. Хотя это объяснимо, сделать закрытый список для всех случаев не представляется возможным. Поэтому при использовании оригинального рекламного хода налогоплательщику приходится доказывать, что осуществленные расходы носят рекламный характер.

Примеры проблем:

  • Реклама на квиточках на оплату коммунальных услуг. Минфин России считает, что реклама, размещаемая на таких квитанциях, предназначена для конкретных лиц. Следовательно, затраты налогоплательщика, связанные с ее размещением, не признаются расходами на рекламу и не учитываются при налогообложении;
  • Визитницы, открытки, конфеты, ежедневники НК РФ не предусмотрены. Впрочем, суды готовы признать эти расходы обоснованными;
  • Поздравления с Новым годом и Рождеством, адресованное жителям города. ИФНС считает, что данное поздравление не несет рекламной информации;
  • Рекламные материалы с иностранными названиями "лифлет", "флайерс", "буклет" не перечислены в НК;
  • Рекламное объявление, размещенное в газете, без пометки "на правах рекламы". ИФНС нужно доказывать, что информация, содержащаяся в статье, предназначена для неопределенного круга лиц, направлена на формирование и поддержание интереса к деятельности общества. Пометка "на правах рекламы" вообще не является существенным признаком рекламы, а ответственность за распространение рекламной информации без пометки возлагается на рекламораспространителя. Отсутствие отметки "на правах рекламы" не меняет сути информации и не влияет на обоснованность расходов;
  • Вечеринки и концерты - это не реклама. Рекламой является распространяемая во время этих мероприятий информация об организации и ее услугах;
  • Размещение на радио поздравления работникам. ИФНС считает, что поздравления не связаны с деятельностью организации и не направлены на получение дохода. Но клиент пустил в трансляцию рекламу товара и его подробности, а суд решил, что расходы обоснованны и могут быть учтены для целей налогообложения;
  • Реклама на сайте - баннер и бегущая строка. Если сайт зарегистрирован, как средство массовой информации, то принять такие расходы можно.

Фирммейкер, декабрь 2014 (обновляется ежегодно)
Анна Шешенина (Лукша)
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

Следим за законами - рассказываем простым языком

То, что надо
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также