Постановка и снятие с налогового учета организации
Содержание
- Для чего нужна постановка на налоговый учет
- Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет
- Постановка на налоговый учет при создании организации
- Постановка на налоговый учет при создании ОП
- Постановка на налоговый учет при создании филиала
- Снятие с налогового учета при реорганизации, ликвидации, изменении адреса
- Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя
Первая редакция Налогового кодекса РФ, принятая в 1998 году, обязывала налогоплательщиков вставать и сниматься с учета путем подачи ими соответствующего заявления. Требование выглядело логично, потому что налоговый и регистрирующий орган на тот момент не совпадали. Сегодня ситуация во многом проще, разберемся с ней.
Действительно, довольно долго налогоплательщик был обязан помимо прочего самостоятельно следить за постановкой и снятие с налогового учета.
Впрочем, в 2001 году приняли закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и функция по регистрации перешла к налоговым инспекциям. Хотя старый порядок постановки и снятия с учета еще не изменился.
Кардинальные изменения произошли только с 1 января 2004 года. Сегодня в соответствии со ст. 83 НК РФ постановка и снятие с учета больше не требует участия налогоплательщиков, кроме некоторых случаев, о которых мы расскажем дальше. Прежде чем перейти к подробностям учета по каждому из оснований, определимся с рядом вопросов.
1. Для чего нужна постановка на налоговый учет
Ответ дан в статье 83 НК РФ. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ. О постановке на учет и получении ИНН физических лиц мы рассказали в отдельной статье. Далее говорим об организациях.
2. Кто и как осуществляет постановку на налоговый учет
В соответствии со статьями 32, 83 НК РФ эту работу делают налоговые органы на основании сведений ЕГРЮЛ (ЕГРИП), информации от органов, указанных в статье 85 НК РФ или заявлений (сообщений) налогоплательщиков.
Таблица 1 Постановка на учет
Мероприятие | Чем регулируется | Входные документы | Срок постановки на учет | Выходные формы |
Создание организации | Заявление; решение о создании; устав; госпошлина(при личной подаче). | 3 дня | Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе | |
Создание обособленного подразделения (ОП) | Порядок постановки на учет | Договор аренды помещения; ТД с сотрудником ОП; приказ о создании ОП и т.д.. | 5 дней | Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье |
Создание филиала или представительства | Порядок постановки на учет | Заявление | 5 дней | Уведомление о постановке на учет. Подробнее в статье |
Теперь о некоторых нюансах для каждого основания постановки и снятия с учета.
3. Постановка на налоговый учет при создании организации
Регистрация и постановка на учет осуществляются налоговой инспекцией одновременно. Вы подаете только документы на создание, а уже на 6 (шестой) день со дня их подачи ваша организация сможет в полном объеме приступить к хозяйственной деятельности.
После государственной регистрации инспекция присвоит вашей компании основной государственный регистрационный номер (ОГРН), идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП).
Обращаем внимание, что за осуществление деятельности без государственной регистрации установлена уголовная ответственность — ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство».
4. Постановка на налоговый учет при создании ОП
НК РФ различает три вида обособленных подразделений: филиал, представительство, иное обособленное подразделение. Для ясности предлагаем вам краткую таблицу терминов налогового права.
Таблица 2 Виды обособленных подразделений
Подразделение | Определение | Чем регулируется |
Обособленное подразделение (ОП) | Любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. | Ст. 11 НК РФ |
Рабочее место | Место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. | С. 209 ТК РФ |
Филиал (Ф) | Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. | С. 55 ГК РФ |
Представительство (П) | Обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. | Ст. 55 ГК РФ |
Вы сообщаете о создании ОП в налоговую по юридическому адресу организации в месячный срок с момента создания. В случае изменения в сведениях вы подаете сообщение в ту же инспекцию в трехдневный срок (ст. 23 НК РФ). За нарушение сроков — ответственность по ст. 116 НК РФ и ст. 15.3 КоАП РФ, но не всегда. Если организация уже состоит на учете в налоговом органе по одному из оснований, указанных в ст. 83 НК РФ, то к ней не применяется ответственность за неподачу заявления для постановки на учет по иному упомянутому в этой статье основанию (см. п. 39 Постановления Пленума Вас РФ от 28.02.01 № 5).
5. Постановка на налоговый учет при создании филиала
Юридическое лицо в течение 7 (семи) рабочих дней со дня создания филиала обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения (ст. 5 ФЗ № 129-ФЗ). Филиалы и представительства общества должны быть указаны в ЕГРЮЛ. Для этого необходимо подготовить заявление о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица по форме Р13014.
Заявление должно быть подписано исполнительным органом общества. Подлинность подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование в нотариальном порядке подписи не требуется, в случае если заявление направляется в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
После регистрации документ, подтверждающий факт внесения записи в ЕГРЮЛ, направляется по адресу электронной почты юридического лица, нотариуса или в МФЦ, в зависимости от способа подачи заявления.
При создании филиала не следует отдельно ставить его на налоговый учет. Налоговый орган самостоятельно поставит организацию на учет по месту нахождения филиала на основании сведений из ЕГРЮЛ (ст. 83 НК РФ).
6. Снятие с налогового учета при реорганизации, ликвидации, изменении адреса
Мероприятие | Основание | Срок постановки на учет | Выходные формы | Чем регулируется |
Реорганизация | Заявление, учредительные документы, решение о реорганизации, договор, передаточный акт, баланс, госпошлина | 1 день | Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета |
Статьи 14, 17 №129-ФЗ «О регистрации ЮЛ», |
Ликвидация | Заявление, ликвидационный баланс, госпошлина | 1 день | Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета | Статья 21 ФЗ «О регистрации ЮЛ» |
Изменение адреса (места нахождения) | Заявление, решение, изменения, госпошлина | 1 день | Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ, уведомление о снятии с учета. На учет по новому адресу ставит налоговый орган. Организации выдается (направляется почтой) новое свидетельство ИНН | Статья 17 ФЗ «О регистрации ЮЛ» |
Прекращение деятельности через ОП | Сообщение о прекращении деятельности | 10 дней | Уведомление о снятии с учета | Порядок снятия с учета |
Прекращение деятельности через Ф/П | Заявление, решение о закрытии Ф/П, устав, госпошлина, сообщение о прекращении деятельности | 10 дней | Уведомление о снятии с учета | Статья 17 ФЗ «О регистрации ЮЛ» |
Реорганизация. Если реорганизация проходила в форме слияния, разделения, присоединения или преобразования, то ИНН ликвидированных организаций признаются недействительными. Инспекция извещает другие налоговые органы, имеющие отношение к этим организациям, о снятии их с учета. Постановка на учет образованных в результате реорганизации юридических лиц проходит в том же порядке, что и при обычном создании. Одновременно с документами по государственной регистрации выдается «Свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения».
Ликвидация. ИНН ликвидированной организации признается недействительным. О снятии с учета выдается уведомление.
Изменение адреса. Обращаем ваше внимание на то, что при смене места нахождения Вы можете столкнуться с двумя проблемами. Первая — проверка предприятия налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Вторая — новый адрес в «черном списке» налоговой как адрес «множественной регистрации». Тут не исключен конфликт с новой инспекцией, вплоть до судебных разбирательств о признании государственной регистрации недействительной. Особо хотим отметить такой момент, как изменение наименования организации. Ваш порядок действий аналогичен смене адреса. Вместе со свидетельством о государственной регистрации изменений Вы получите новое свидетельство ИНН.
Прекращение деятельности через ОП или Ф/П. Сообщение о прекращении подается налогоплательщиком в инспекцию по юридическому адресу организации в течение 3 (трех) дней со дня прекращения деятельности (закрытия).
7. Особенности постановки на налоговый учет для индивидуального предпринимателя
Постановка на учет осуществляется инспекцией по месту жительства физического лица. Если у вас нет ИНН, то инспекция присваивает его и оформляет два документа — свидетельство и уведомление. Если ИНН имеется, то выдается только уведомление. При прекращении деятельности в качестве ИП инспекция снимает физическое лицо с учета на основании выписки из ЕГРИП. ИНН при этом не меняется и остается действующим. Гражданину выдается «Уведомление о снятии с учета физического лица в налоговом органе» одновременно с документами о государственной регистрации. При смене адреса инспекция снимает ИП с учета по выписке из ЕГРИП и выдает уведомление о снятии. Инспекция по новому адресу вручает предпринимателю новое свидетельство и уведомление о постановке на учет. При изменении ФИО у ИП вы подаете документы на внесение изменений в ЕГРИП и получаете в итоге свидетельство о государственной регистрации, новое свидетельство ИНН.
7.1. Что делать ИП в случае утраты свидетельства ИНН
С 8 августа 2024 года повторная выдача на бумажном носителе свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и российской организации (ИНН и КПП) осуществляется бесплатно.
Для получения документа физлицо, ИП, организация представляет в налоговую инспекцию по своему месту нахождения заявление о повторной выдаче в связи с утратой.
Срок предоставления не более 5 дней со дня получения запроса. Срочное предоставление информации осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса.
И в заключение, несколько слов об электронном обмене документами по постановке и снятию с учета. Если организации или физические лица желают получить свидетельства или уведомления в электронном виде, то им нужно направить в инспекцию запрос по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
Фирммейкер, 2011 (следим за актуальностью)
Евгений Морозов, Полина Жукайтите
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter