Микрофинансовые организации (МФО) – это юридические лица, зарегистрированные в форме фонда, автономной некоммерческой организации, хозяйственного общества или товарищества, осуществляющие выдачу микрозаймов не более 3 (трех) млн. руб. на постоянной основе.

Регистрация Микрофинансовой организацииТакого рода институты стали появляться еще в 90-е годы прошлого столетия, что было связано главным образом с постоянной нехваткой финансов в сегменте малого и среднего бизнеса, который стал набирать обороты и укреплять свои позиции. Однако с развитием банковского сектора МФО как-то отошли на второй план, как на финансовом рынке, так и в сознании предпринимателей.

 

Сегодня МФО имеют как популярность со стороны потребителей и инвесторов, так и внимание со стороны контрольных органов. МФО обеспечивают более легкое получение займа, без многочисленных справок, долгого принятия решений о выдаче и т.д. От банков микрофинансовые организации отличает сумма кредита - в большинстве случаев, клиентам МФО необходима небольшая сумма на непредвиденные расходы. Тогда данный способ получения займа невольно становится предпочтительнее кредита в банке.

 

Регулирует предмет деятельности - Федеральный Закон №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» от 02 июля 2010 года. Всю процедуру регистрации МФО можно разделить на два этапа: создание юридического лица и получение для созданной организации статуса микрофинансовой организации.

Регистрация микрофинансовой организации

Итак, какие есть требования к учредительным документам МФО? Что нужно указать в Уставе? Устав организации - это всегда индивидуальный документ, т.к. по нему жить организации, и поэтому требует конкретизации: в частности, какой орган будет утверждать Правила предоставления микрозаймов (Общее собрание участников или Директор общества). В соответствии с Федеральным законом № 151-ФЗ существуют требования к Уставным документам МФО, в частности необходимо указать требования:

1. по видам деятельности,
2. по предварительному одобрения сделок размером 10 и более % от балансовой стоимости имущества на последнюю отчетную дату,
3. по раскрытию информации и другие.

 

Законом предусмотрена возможность использования юридическими лицами, получившими статус микрофинансовых организаций в наименовании словосочетание «микрофинансовая организация». В то время как использование данного словосочетания в названии другими юридическими лицами, не осуществляющими микрофинансовую деятельность, запрещено.

Юридическое лицо приобретает официальный статус МФО с момента внесения в реестр микрофинансовых организаций соответствующей записи. Ведение реестра микрофинансовых организаций возложено указанным выше Законом сначала на Министерство Финансов РФ, ранее контроль за деятельностью микрофинансовых организаций осуществляла Федеральная служба по финансовым рынкам Российской Федерации, ныне ЦБ РФ.

Для внесения в реестр организация оформляет заявление, к которому прилагается пакет документов, в том числе:

1) копии учредительных документов юридического лица;
3) копия решения о создании юридического лица;
4) сведения об юрадресе;
5) копия решения об избрании органов управления юридического лица;
6) сведения об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица по форме, установленной нормативным актом Банка России;
7) оригинал справки о наличии (отсутствии) судимости у членов совета директоров (наблюдательного совета), членов коллегиального исполнительного органа, единоличного исполнительного органа юридического лица, учредителей (участников, акционеров), имеющих право распоряжения 10 и более процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал юридического лица, которая выдана уполномоченным органом государственной власти и дата выдачи которой не превышает три месяца до даты ее представления;
8) документа, подтверждающего уплату государственной пошлины за внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций;
9) правила внутреннего контроля, разработанных в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - правила внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма);
10) копию документа о назначении специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма.

 

Иностранной компании с иностранными учредителями необходимо представить в составе пакета документов выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иного документа, равного по юридической силе, который подтверждает правовой статус учредителя. Документы, которые представляет иностранная компания, должны быть составлены на государственном языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и в установленном порядке удостоверены.

 

В течение 30 (тридцати) рабочих дней сведения об организации вносятся в государственный реестр микрофинансовых организаций, о чём организация получает свидетельство. Со дня внесения в реестр она приобретает статус, права и обязанности микрофинансовой организации. Обо всех изменениях, внесённых в учредительные документы, микрофинансовая организация должна сообщать органу, который осуществляет ведение реестра. Помимо статуса микрофинансовой организации со дня внесения в реестр юридическое лицо приобретает права и обязанности микрофинансовой организации в соответствии с законом № 151-ФЗ.

 

Фирммейкер, 2011
Елена Романова
При использовании материала ссылка на статью обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter