прайс на все услуги

Нельзя ликвидировать фирму при выездной налоговой проверке

Вопрос Клиента: Организация приняла решение о ликвидации. Но несколькими днями позже налоговая инспекция начала в отношении этой организации выездную налоговую проверку. Выездная налоговая проверка с учетом используемых приостановок может длиться целый год, а процедура ликвидации фирмы имеет более четкие сроки - средний срок 3-4 месяца. Можно ли ликвидировать организацию до завершения налоговой проверки?


Ответ Эксперта: До марта 2015 года мы бы отвечали - да, можно. И обоснование было такое - налоговый орган должен был соблюсти как кредитор установленный законодательством порядок предъявления требований при ликвидации организации. Но были внесены изменения в закон о регистрации №129-ФЗ. Теперь в регистрирующий орган необходимо сообщить о составлении ликвидационного промежуточного баланса. А его нельзя составить, так как уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки. Таким образом, завершить процедуру ликвидации до завершения выездной налоговой проверки нельзя.

Подробное обоснование:

Ситуация Клиента такова. Единственный учредитель ООО принял решение о начале процедуры добровольной ликвидации и назначении ликвидатора. В ЕГРЮЛ была внесена запись о принятии названного решения. Через короткое время ИФНС назначена выездная налоговая проверка ООО.ликвидировать  фирму  при выездной налоговой проверке можно? Нельзя!

Однако, общество продолжало ликвидацию и представило в регистрирующий орган:

  1. решения о ликвидации;
  2. заявление (уведомление) о принятии решения о ликвидации общества по форме Р15016;
  3. промежуточный ликвидационный баланс;
  4. заявление (уведомление) о составлении и промежуточного ликвидационного баланса общества по форме Р15016;
  5. заявление о завершении ликвидации по форме Р15016;
  6. справку, подтверждающую представление сведений в ПФР;
  7. решение об утверждении ликвидационного баланса;
  8. ликвидационный баланс;
  9. документ об оплате государственной пошлины.

Регистрирующий орган отказал в государственной регистрации ликвидации юридического лица. Основание - ликвидационный бухгалтерский баланс считается не представленным, поскольку имеется информация о проведении в отношении ООО выездной налоговой проверки. При этом результаты проверки не оформлены соответствующим актом и решением.

Общество восприняло отказ негативно, не согласилось с мнением эксперта, регистрирующего органа и самостоятельно обратилось в арбитражный суд. Суд согласился с регистрирующим органом, мотивируя следующим.

Ликвидация юридического лица по решению учредителей (участников) означает добровольное прекращение деятельности такого юридического лица. При этом прекращение деятельности одного лица не должно преследовать своей целью причинение вреда другому лицу. Процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган для ликвидации, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом для ООО является ИФНС.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 (трех) рабочих дней после даты принятия решения обязаны уведомить в письменной форме:

  • о ликвидации с приложением решения;
  • о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора;
  • о составлении промежуточного ликвидационного баланса;
  • об утверждении ликвидационного баланса.

Согласно редакции статьи 20 Федерального закона № 129-ФЗ (пункт 4 введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ, действует с 31.03.2015) уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса не может быть представлено в регистрирующий орган ранее срока, в том числе, окончания выездной налоговой проверки, оформления ее результатов (в том числе рассмотрения ее материалов) и вступления в силу итогового документа по результатам этой проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в случае проведения в отношении юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, выездной налоговой проверки.

Материалами дела подтверждено, что Общество представило в регистрирующий орган заявление о государственной регистрации Общества в связи с его ликвидацией. Как следует из материалов дела, промежуточный и ликвидационный баланс утверждены ликвидатором Общества в период проведения выездной налоговой проверки. Акт проверки составлен 20.01, подписан и получен ликвидатором Общества. Решение о привлечении Общества к ответственности к ответственности за совершение налогового правонарушения принято налоговым органом 20.02. Доказательств того, что Общество не знало и не могло знать о проводимой выездной проверке по состоянию на дату представления пакета документов, в том числе ликвидационного баланса, суду первой и апелляционной инстанции не представлено.

Довод Общества, что положения пункта 4 статьи 20 Федерального закона N 129-ФЗ ухудшают положение Общества, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку указанная норма регулирует процедуру ликвидации юридического лица. Условия осуществления процедуры ликвидации не ухудшили положение Общества по выполнению им своих обязательств, касающихся окончания процесса ликвидации.

На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что у Общества не имелось оснований претендовать на регистрацию ликвидации до вынесения решения по результатам указанной проверки.


Фирммейкер, июль 2020 (следим за актуальностью)
Екатерина Морозова
При использовании материала ссылка обязательна

Добровольная ликвидация ООО

бесплатная консультация

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также