прайс на все услуги

Маркировка товаров: что это, для кого и как

Что такое маркировка товаров
Какие законы регулируют маркировку товаров
Для чего нужна маркировка товаров
Как начиналась маркировка
Как работает система маркировки Честный Знак
Маркировка товара штрафы
К чему приведет маркировка товаров

1. Что такое маркировка товаров - основные определения

Маркировка, своими словами, - это специальный код или информационная запись на товаре (код, надпись, цифровое или цветовое условное обозначение).  В системе маркировки товару присваивается код. По нему отслеживается движение товара с момента производства (ввоза) до продажи. Все данные передаются в информационную систему.

Маркировка товара - это ответ на проблему. Проблему с контрафактным товаром. Так ее заявляет Правительство РФ.

Существует базовый документ - Стратегия (2016 год). В Стратегии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в России определили проблемные понятия:

  • незаконный оборот промышленной продукции - процессы (стадии) производства, переработки, реализации (купли-продажи или поставки) промышленной продукции, включая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) промышленной продукции, в том числе контрафактной промышленной продукции и фальсифицированной промышленной продукции, а также связанные с ними процессы расфасовки, упаковки, маркировки, хранения и транспортировки, осуществляемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением требований законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, а также установленных вступившими в законную силу решений суда или уполномоченного органа государственной власти;
    контрафактная промышленная продукция - промышленная продукция, находящаяся в обороте с нарушением прав правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации;
  • фальсифицированная промышленная продукция - промышленная продукция, сопровождаемая заведомо неполной или недостоверной (ложной) информацией о составе и (или) ее потребительских свойствах, предоставление которой установлено законодательством Российской Федерации и (или) правом Евразийского экономического союза.

Существует Концепция системы маркировки товаров (2018 год), которая тоже ввела ряд определений:

  • Маркировка - комплекс мероприятий по идентификации единицы товара либо совокупности единиц товара с помощью нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, содержащего средство идентификации, в целях обеспечения прослеживаемости товаров при их движении по товаропроводящей сети;
  • Средство идентификации - уникальная последовательность символов в машиночитаемой форме, представленная в виде штрихового кода либо с использованием иного средства (технологии) автоматической идентификации или записанная на радиочастотную метку;
  • Контрольный (идентификационный) знак - бланк строгой отчетности (документ) с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащий средство идентификации и предназначенный для маркировки товаров;
  • Прослеживаемость движения товаров - комплекс мероприятий, обеспечивающих регистрацию движения товаров по товаропроводящей сети с момента нанесения средства идентификации или контрольного (идентификационного) знака, а также автоматизированное предоставление юридически значимых сведений о совершенных операциях с единицей товара и их обработку в государственной информационной системе;
  • Физическая прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью маркировки;
  • Документальная прослеживаемость - вид прослеживаемости, обеспеченной с помощью передачи данных о движении товара в сопроводительных документах (товарно-транспортные накладные, товарные накладные, налоговые и иные документы);
  • Маркированные товары - товары, на которые нанесены средства идентификации с соблюдением установленных требований и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) должны быть представлены в государственную информационную систему;
  • Мониторинг оборота маркированных товаров - функция федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере мониторинга оборота отдельных групп товаров, по обработке данных государственной информационной системы в целях реализации своих полномочий в области контроля и надзора за оборотом товаров, а также при решении фискальных и антимонопольных задач;
  • Обязательные данные - данные, предоставляемые физическими и юридическими лицами в силу требований нормативных правовых актов;
  • Система маркировки и прослеживаемости товаров - комплексный механизм обеспечения достижения целей и выполнения задач прослеживаемости товаров, состоящий из взаимосвязанных элементов информационно-технологического, организационного и нормативно-правового характера.

Для исполнения Концепции изданы законы и распоряжения, где в том числе также определена маркировка. Например, изменения внесены в основы госрегулирования торговой деятельности:Честный знак маркировка товаров

  • Товары, маркированные средствами идентификации, - товары, на которые нанесены средства идентификации и достоверные сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации и (или) материальных носителях, содержащих средства идентификации) содержатся в государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
  • Товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, - товары, включенные в перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденный Правительством Российской Федерации.

Существует модель системы маркировки товаров (2018 год). Что содержит модель? Модель маркировки товаров содержит:

  1. принятие решения о введении обязательной маркировки товаров средствами идентификации в Российской Федерации на основе анализа целесообразности ее введения по конкретной группе товаров;
  2. обеспечение минимизации затрат участников оборота товаров при введении маркировки товаров средствами идентификации;
  3. идентификация каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов;
  4. регистрация всех этапов оборота товаров (от производства или ввоза в Российскую Федерацию до расчета за товар с применением контрольно-кассовой техники или иного вывода товара из оборота) в информационной системе маркировки товаров (далее - информационная система);
  5. юридическая значимость информации, передаваемой участниками оборота товара в информационную систему;
  6. ответственность для всех участников оборота товара за своевременность передачи информации о товаре и этапах его оборота в информационную систему, а также за достоверность указанной информации;
  7. формирование кода маркировки осуществляется централизованно и состоит из 2 частей - кода идентификации и кода проверки. Код идентификации содержит код товарной позиции по единому каталогу товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, и уникальный код экземпляра товара. Код проверки формируется с использованием российских криптографических технологий;
  8. создание условий для развития эффективной системы государственного и общественного контроля в сфере оборота товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации;
  9. открытость и доступность информации о маркировке товаров, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  10. единоразовое взимание платы за единицу кода маркировки товара при его генерации. За счет указанной платы обеспечивается в том числе регистрация всех этапов оборота товаров в информационной системе. Размер указанной платы устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  11. создание единого каталога товаров Российской Федерации, маркированных средствами идентификации, его ведение и поддержание актуальности, предоставление доступа к нему всем заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и бизнес-сообществу;
  12. обеспечение круглосуточного, бесперебойного доступа участников к информационной системе.

Думаем, на этом этапе мы сообщили, что является маркировкой. Пойдем дальше.

2. Какие законы регулируют маркировку товаров

  1. Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Российской Федерации на период до 2020 года и плановый период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 2592-р);
  2. Концепция создания и функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (Распоряжение от 28.12.2018 № 2963-р);
  3. Модель маркировки (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р);
  4. Соглашение о маркировке товаров В ЕВРАЗЭС;
  5. Основы торговой деятельности (ФЗ от 28.12.2009 № 381-ФЗ, здесь речь идет о ст.5, где определяется полномочие Правительства утверждать перечня маркируемых товаров, правила маркировки и системы мониторинга);
  6. Закон о применении ККТ (ФЗ от 22.05.2003 № 54-ФЗ, здесь речь идет о пункте, необходимом для маркировки, в статье 4.7 - Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительный обязательный реквизит кассового чека или бланка строгой отчетности - "код товарной номенклатуры", определяемый Правительством Российской Федерации);
  7. Перечень маркируемых товаров (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р);
  8. Правила маркировки и Положение о мониторинге маркируемых товаров (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515).

3. Для чего нужна маркировка товаров

Маркировка товаров задумана для борьбы с подделками или "серым" ввозом. Например, бытовая техника - ее ввозят незаконно. Так в торговые сети попадает очень много контрафакта. Те, кто ввозит незаконно, не платят налоги, не отвечают по гарантии, не контролируются в производстве и в качестве. Покупатель тратит деньги на товар, по которому нет гарантии качества и сервиса, а "белый" товар не ввозится, не выдерживая конкуренции в цене.

Первый шаг в борьбе с "серым" товаром и контрафактом государство сделало, запустив в 2005 году ЕГАИС, для контроля качества на спиртную продукцию начали ставить акцизные марки. Эти марки наносились только на этапе производства в России или ввоза в страну. Так государство начало контроль над производимой спиртной продукцией. Позднее в 2015 году через запуск 182-ФЗ государство начало контролировать продажу алкогольной продукции. Все эти нововведения по статистике помогли сократить преступления в сфере производства и оборота спирта на 20%.

Но если производство и торговлю алкоголя можно контролировать через лицензию, то для продавцов обуви, одежды или фототехники придумали обязательную маркировку. Так она и появилась.

К слову, проблема контрафакта - общемировая проблема. Перед запуском законодательных мер в России был проведен анализ международной практики борьбы с незаконным оборотом промышленной продукции.

Так, помимо прочего отметим интересные меры в Малайзии:

  • создание экспертно-криминалистического центра при департаменте химии в целях проведения экспертиз для обнаружения источника производства;
    усиление мер пограничного контроля;
  • создание системы поощрений за информацию об источниках продаж (производства) контрафактной промышленной продукции (поощрение выплачивается непосредственно из суммы штрафа в рамках установленной нормы, согласно которой в случае вынесения обвинительного приговора, предусматривающего штраф, суд может обязать обвиняемого выплатить информатору часть штрафа в размере определенной судом доли суммы штрафа, при этом размер выплаты не может превышать половину суммы штрафа);
  • упрощение процедуры подачи жалобы владельцами торговой марки в случае наличия у них подозрений на поставку незаконно оборачиваемой продукции;
  • предоставление заинтересованным сторонам технической и лабораторной поддержки для проведения экспертной оценки.

Как результат - число случаев изъятия товара из незаконного производства или оборота в 2004 - 2010 годах снизилось с 3914 единиц до 1328 единиц, стоимость конфискованной продукции - с 28 млн. долларов до 4 млн. долларов. В 2011 году дополнительно были повышены штрафы за нарушение законодательства Малайзии об интеллектуальной собственности - с 70 тыс. долларов до 140 тыс. долларов за первое нарушение, со 140 тыс. долларов до 280 тыс. долларов для последующих случаев.

В Нигерии для решения проблемы незаконного оборота промышленной продукции в 2001 году была принята новая стратегия:

  • обязательная сертификация поставщиков по требованиям стандарта "Надлежащая производственная практика";
  • обязательная проверка всех иностранных предприятий перед регистрацией лекарств;
  • тестирование всех препаратов, ввозимых из Республики Индии или Китайской Народной Республики;
  • внедрение системы мобильной авторизации - обязательное нанесение специального кода на упаковку лекарственного препарата, по которому потребитель посредством коротких сообщений может проверить его подлинность до приобретения лекарства. В случае невозможности отследить импортера товара владелец склада, где обнаружен товар, подлежит аресту для проведения мероприятий по отслеживанию импортера.

В результате принятых мер число поддельных или несертифицированных лекарств сократилось в несколько раз. К 2005 году доля поддельных лекарств в общем их обороте снизилась до 16 процентов. К 2012 году доля поддельных лекарств в общем их обороте оценивалась в 6 процентов.

В законе об интеллектуальной собственности Италии отражены следующие положения:

  • принятие решения об ответственности покупателя продукции, находящейся в незаконном обороте (штраф до 7000 евро);
  • проверка покупателем законности происхождения товара (в 2004 - 2009 годах);
  • проведение рейдов финансовой полиции, проверок на таможне, расследований отделом по борьбе с организованной преступностью (мафией);
  • ведение единой таможенной базы (автоматизированной логической системы вычисления подделок и мошенничества) с информацией о том, как распознать контрафактную промышленную продукцию.

В 2008 - 2012 годах в Италии было конфисковано соответствующих товаров на сумму 3 млрд. евро, 55 процентов объема конфискованных товаров составили предметы одежды и аксессуары.

В 2008 году в Венгрии была разработана национальная антиконтрафактная стратегия. На I этапе реализации указанной стратегии (2008 - 2010 годы) предусматривались следующие меры:

  • сбор статистики, в том числе разработка единых методологий учета незаконного производства и оборота, единых стандартов данных в различных органах власти, методики анализа экономических последствий;
  • проведение программ просвещения и образования населения, в том числе проведение обучения представителей правоохранительных органов и таможни;
  • создание баз данных торговых марок, позволяющих упростить взаимодействие таможни и полиции с владельцами торговых марок, внедрение технологий идентификации продукции на основе радиочастотной идентификации и внедрение иных элементов отслеживания незаконно оборачиваемой продукции.

На II этапе реализации указанной стратегии (2011 - 2015 годы) предусматривались следующие меры:

  • противодействие производству фальсифицированных продуктов питания и пестицидов;
  • противодействие торговле контрафактной промышленной продукцией;
  • противодействие притоку контрафактной промышленной продукции из третьих стран.

Как результат, число обнаружения незаконного производства и незаконного импорта на таможне Венгрии сократилось с 457 и 359 случаев соответственно в 2007 году до 94 и 61 случая соответственно в 2013 году. Венгрия была удалена из перечня приоритетного наблюдения Управления торгового представителя Соединенных Штатов Америки в 2010 году. В 2014 году Венгрия также отсутствовала в листе наблюдения.

В 2008 году в Великобритании принята стратегия по борьбе с контрафактной фармацевтической продукцией, включающая следующие меры:

  • компонент информирования - обеспечение потребителей информацией, позволяющей проявлять осторожность при выборе лекарственных средств;
  • создание горячей линии, системы онлайн-обращений при подозрениях о контрафактной промышленной продукции;
  • распространение списка медикаментов, наиболее подверженных фальсификации;
  • мониторинг рынка, проведение тестовых закупок, в том числе через интернет-магазины, с усиленным вниманием к медикаментам из листа наблюдения.

После 2007 года были выявлены только единичные случаи попадания фальсифицированных лекарств в систему здравоохранения Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (лекарство от астмы в 2009 году, единичные случаи попадания медикаментов от артрита и синдрома приобретенного иммунодефицита в фальсифицированной упаковке в 2008 - 2011 годах).

В России подобная Стратегия принята в 2016 году. И одним из механизмов, про который мы говорим в этой статье, является разработка и внедрение на территории Российской Федерации системы маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками, позволяющей потребителям проводить проверку законности промышленной продукции, в том числе посредством мобильной связи.

Своими словами, задумано сразу много. С рынка должны уйти недобросовестные компании, уклоняющиеся от налогов и занимающиеся контрафактом. А честные производители должны увеличить долю на рынке. Потребитель же получит возможность приобретать легальный и качественный товар с гарантией. Кроме того, он получит возможность давать прямую обратную связь по серым товарам контролирующим органам, возможно, через приложения в смартфоне.

4. Как начиналась маркировка товаров

4.1 Перечень товаров для маркировки

Итак, мы уже сказали, что довольно быстро создана Стратегия, на ее основе сформирована Концепция и Модель, а первыми практическими шагами стали формирование перечня товаров для маркировки и запуск пилотных проектов.

как начиналась маркировка товаров 

Перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке* (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-Р):

Товар Эксперимент Обязательное использование
Лекарства 01.02.2017 01.01.2020
Табак 01.01.2018 01.03.2019
Обувь 01.06.2018 01.07.2019
Шины и покрышки нет инфо 01.12.2019
Духи и туалетная вода 01.03.2019 01.12.2019
Товары легкой промышленности нет инфо 01.12.2019
Фотоаппараты и лампы-вспышки 01.03.2019 01.12.2019
Пиво 01.07.2018 нет инфо

* - детальную информацию см. в перечне по ссылке.

Будет ли расширен перечень товаров

Такое горячее желание есть у Правительства. Об этом говорят СМИ, это подтверждает ЦРТП на своем сайте. Цитируем:

"Предполагалось, что в 2019 г. маркировка станет обязательной для 12 категорий товаров и к списку добавятся шины, фотокамеры, обувь, блузы, верхняя одежда, одежда из кожи, парфюмерия, кухонное и постельное белье. Но Медведев решил добавить еще восемь групп товаров — готовые продукты из мяса и рыбы, бакалею, бытовую технику, детское питание, растительные масла, бытовую химию, косметику, безалкогольные напитки. Такие предложения правительство направило в совет Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), говорится в распоряжении. Решение о маркировке новых групп еще не принято, рассказал представитель вице-премьера Максима Акимова.  Кроме того, после года споров чиновники решили маркировать еще и готовую молочную продукцию. Поставка сырья будет контролироваться с помощью системы электронной ветсертификации «Меркурий», а от завода — с помощью маркировки, поясняет федеральный чиновник. Таким образом, всего чиновники намерены маркировать 21 группу товаров. К 2024 г. должна быть создана сплошная система маркировки и прослеживания, в которую войдет широкий список товаров, говорит представитель ЦРПТ. С большей частью перечисленных товарных групп ЦРПТ уже работает, тестирует механизмы, чтобы не увеличивать нагрузку на бизнес и снизить стоимость товаров для потребителей, рассказывает он."

У нас нет других комментариев на этот счет.

4.2 Пилотные проекты

Пилотные проекты были запущены по следующим товарным группам:

  1. Лекарственные средства (Постановление Правительства от 24.01.2017 № 62);
  2. Табачная продукция (Постановление Правительства от 27.11.2017 № 1433);
  3. Обувь (Постановление Правительства от 30.05.2018 № 620);
  4. Духи и туалетная вода (Проект);
  5. Фотокамеры, фотовспышки и лампы-вспышки (Постановление Правительства РФ от 14 мая 2019 г. № 589);
  6. Одежда (Проект).

Ведется подготовка проектов по маркировке шин, молока.

На примере пилотного проекта по группе "Лекарства", эксперты подчеркивают важность проводимой работы:

  • Леонид Рошаль. Педиатр, президент НИИ неотложной детской хирургии и детской травматологии:«Я думаю, что санкции не повлияли непосредственно на производство медикаментов. Но не забывайте, что и за рубежом бывают недоброкачественные лекарства, поэтому контроль с маркировкой, который сейчас собираются ввести, поможет бороться с подделками. Этот вопрос очень важный: когда ты приходишь в аптеку, ты должен быть уверен, что покупаешь антибиотик, а не мел». Источник: МИР-24;
  • Иван Глушков, Заместитель генерального директора Stada CIS, председатель правления Калужского фармкластера: «Маркировка лекарственных препаратов поможет сделать всю цепочку продвижения лекарств максимально прозрачной. В результате дистрибуторы не смогут так сильно, как раньше, «выкручивать нам руки». Мы рассчитываем, что это поможет снизить объем оборотного капитала. Главным образом за счет жесткого мониторинга движения лекарственных препаратов благодаря информационным технологиям и федеральной государственной  информационной системе (ФГИС). Именно обмен данными с помощью устройств, которые будут в распоряжении и аптек, и производителей, станут частями большого пазла, который мы собираемся собрать». Источник: Московские аптеки;
  • Елена Неклюдова,  Заведующая аптечным пунктом ООО «ФарГранд»: «Цель данного проекта - отследить качество лекарственного препарата на всем пути товаропроводящей цепочки. И если маркировка поможет этому, мы только за! Для этого разрабатывается целая программа мероприятий, а пилотный проект показал плюсы и минусы данной задумки. Потребитель должен быть уверен в качестве препарата. Я думаю, что проект будет доработан и станет более понятен нам как конечному звену при отпуске. Мы ждем технических преобразований. Идея хорошая, и должна быть воплощена в понятной и удобной форме. Думаю, внедряемая система контроля качества станет незаменимой, давая еще большую уверенность потребителя в аптеке». Источник: Московские аптеки.

4.3 Контролер и оператор системы маркировки

Нормативное регулирование отношений в сфере маркировки обеспечивает Минфин России. Управляющим системы маркировки определён Минпромторг России.  Контроль за функционированием информационной системы, а также за деятельностью её оператора возложен на Минкомсвязь России.

Оператором системы мониторинга за оборотом маркированных товаров является ЦРПТ. На сайте самой компании есть запись: "ЦРПТ совместный проект ЮСМ, госкорпорации Ростех и «Элвис-Плюс групп» А.Галицкого. Такой состав акционеров позволяет объединять производственные ресурсы, опыт реализации крупных трансформационных проектов, экспертизу в области криптографии, обслуживания сотен тысяч клиентов и технической поддержки. Кроме того, финансовые возможности акционеров позволят организовать локализацию оборудования и его производства в достаточных для рынка объемах".

Все коды выпускаются в едином центре эмиссии, то есть государство наделило правом выпускать коды только одну компанию. Решение о создании до 2024 года системы сплошной маркировки товаров на базе ООО «Оператор-ЦРПТ» было принято правительством РФ и одобрено президентом РФ (Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2018 г. N 2828-р).

4.4 Проблемы пилотной маркировки группы лекарства

Конечно, любое внедрение не обходится без проблем:

  • оборудование для маркировки. На базе концерна "Автоматика" определена линейка отечественных моделей оборудования для маркировки лекарственных средств с учетом потребностей рынка. По сведениям "Ростеха" до конца 2018–го объем выпуска оборудования маркировки на базе АО "Калугаприбор" составит 200 комплектов по цене от 3,5 до 9,5 млн руб.(в зависимости от комплектации). По словам руководителя продуктового направления "Фарма" Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Антона Харитонова, полностью локализованное и во многом импортозамещенное оборудование при высочайшем уровне технологических решений будет на 20–30% дешевле импортных аналогов. Однако у фармпроизводителей на этот счет имеются сомнения, которые они не скрывают. Есть также опасения, что из–за сжатости сроков перехода к обязательной маркировке может возникнуть дефицит необходимого оборудования, и тогда приобретать придется не то, что дешевле или лучше, а то, которое в наличии;
  • требуется субсидирование. По мнению Павла Булгакова из АО "Синтез", универсального рецепта внедрения этого проекта не может быть в принципе, поскольку каждое из предприятий имеет свои особенности. В одном только "Синтезе", с его разнесенными по разным цехам тридцатью линиями (1976–2012 гг. выпуска), среди которых 16 автоматических и 14 ручных, по сути, сколько линий, столько и экспериментов. Оборудование для маркировки должно быть каким–то образом встроено в каждую из них и в уже существующий бизнес–процесс. Отсюда вывод: внедрение маркировки будет иметь для предприятия негативный экономический эффект не только из-за стоимости нового оборудования, но и вынужденного простоя линий. А потому на "Синтезе" очень рассчитывают на программу субсидирования, не скрывая, что сделают выбор в пользу импортного оборудования;
  • дистрибуторы первопроходцы. В особом положении, как выяснилось, оказались около 3000 дистрибуторов, включая четыре федеральных. А все потому, что, как говорит исполнительный директор СПФО Лилия Титова, международного опыта по их переходу на систему маркировки попросту нет, есть только по производителям и аптекам. В странах, где к обязательной маркировке лекарственных препаратов приступили раньше, чем у нас, включение в проект дистрибуторов отодвинули на более поздний срок. А, следовательно, Российская Федерация станет в этом вопросе первопроходцем. При установке оборудования и программного обеспечения дистрибуторам необходимо учитывать сразу два процесса, которые проходят параллельно, различаясь при этом технически и логистически. Должно быть два метода акцептирования: прямой и обратный. Первый - при приемке товара, второй — при его отправке в аптеки.Еще одна актуальная для дистрибуторов тема - тема агрегированных кодов. Хотя государственный регулятор не считает агрегирование обязательным условием выпуска продукции, дистрибуторы на нем настаивают, утверждая, что в противном случае не смогут принять и обработать товар;
  • в рознице проблем меньше. Намного проще, по словам генерального директора группы компаний "Нео-Фарм" Евгения Нифантьева, ситуация в розничном звене. По крайней мере, с точки зрения стоимости необходимого оборудования и его сложности. Группа компаний "Нео–Фарм" является пионером проекта, 18 августа 2017 г. в сети "Аптеки "Столички" была реализована первая упаковка лекарственного препарата, прошедшая все этапы в ИС "Маркировка". В этой системе есть три возможности передачи данных: через личный кабинет, с помощью УСО (универсальной системы обмена данными) и АPI (аппаратно–программного интерфейса). Когда все только начиналось, предполагалось, что УСО для аптечных сетей станет основным способом передачи данных, однако эксперимент показал, что АPI в этом смысле предпочтительнее. Замена оборудования в аптеках — процесс несложный, для этого на место прежним сканирующим устройствам должны прийти 2D–сканеры, считывающие код Data–Matrix. Однако не стоит забывать, что на рынке сегодня более 60 тыс. торговых точек, и в каждую потребуется не менее двух–трех новых устройств. А значит напрашивается вопрос "Хватит ли их на всех и сколько они будут стоить"? Больше времени и усилий потребуется для того, чтобы переработать саму товарную программу, и в этой части многие участники розничного рынка недооценивают риски. И все же срок 1 января 2020 г. для внедрения системы маркировки в розничное звено реален. При этом понятно, что аптеки и аптечные сети в любом случае будут ориентироваться на производителей;
  • коммерческая тайна. На участников оборота возлагается обязанность предоставления оператору данных об обороте товаров для включения этой информации в ГИС. Предоставляемые данные, в частности, должны включать сведения об участниках оборота маркированных товаров, информацию о самих товарах, данные об используемых в этом процессе технических средствах, все о нарушениях требований маркировки, выявленных пользователями, и другие данные. Полный доступ к данным ГИС с возможностью их обработки имеет только оператор. Случаев, когда подобная закрытая информация, становилась общедоступной - немало. И проблема утечек конфиденциальной информации не может радовать многих участников рынка;
  • уход с рынка малого бизнеса и рост цен. Необходимо наладить работу с маркированным товаром, она будет возможна на складах с применением систем автоматизированного учета (сканеры кодов). Это реально делать либо на более качественных складских площадях сторонних операторов (дорогих), либо внедрять собственные системы управления складом и приобретать соответствующее оборудование, обучать персонал. При доставке продукции в точки продаж водитель-экспедитор должен будет также использовать средства сканирования упаковок и документов, чтобы убедиться в правильности отгружаемого товара, аналогичные действия необходимы и при приёмке. При импорте маркированных товаров нужно осуществить маркировку товаров до пересечения границы или на территории ЕвразЭС в контролируемом режиме. Усложнится процесс оформления недостачей, пересортицы импортного товара. Значительной части мелких поставщиков будет не по силам осуществить эти процессы. Укрупнение поставщиков приведет к новому росту цен.

В целом, перед производителями, дистрибуторами и розничной сетью поставлена трудная и ответственная задача. Введение ИС "Маркировка лекарств" — крупный социальный проект, касающийся не только 350 тыс. участников фармацевтического рынка, но и практически каждого жителя страны. При этом на его введение отводится очень короткий срок. Для сравнения: в Евросоюзе подобный проект запланировано внедрить в течение восьми лет начиная с 2011 г. Причем уникальным идентификатором там должны быть промаркированы все рецептурные препараты и некоторые безрецептурные. В России же еще до переноса реализации закона (и окончания эксперимента) предполагалось, что с 1 января 2019 г. маркироваться контрольными знаками должны абсолютно все лекарственные препараты для медицинского применения. В этой связи ассоциация фармацевтических производителей выдвигает следующие предложения:

  • определить перечень лекарств, для которых целесообразно вводить систему мониторинга (дорогостоящие онкопрепараты, орфанные препараты и т.п.);
  • в течение трех лет отработать и проанализировать итоги введенной системы мониторинга движения дорогостоящих лекарств с использованием маркировки с учетом затрат производителей, и только в случае ее эффективности распространить на другие группы лекарств;
  • установить переходный период для переоснащения технологического оборудования, связанного с процессами упаковки и маркировки.

В противном случае, предупреждают в АПФ, не исключен лекарственный кризис, который потребует выделения из государственного бюджета дополнительных средств для закупки зарубежных препаратов. По материалам конференции "Маркировка лекарственных препаратов: человек и закон", ИД "Коммерсантъ.

4.5 Принять участие: что такое "Честный Знак", Национальный каталог товаров и Data Matix код

Задача - в 2024 году обеспечить полноценное функционирование всей Единой национальной системы маркировки.  Для участия в пилотном проекте нужно подать заявку на участие и следовать рекомендациям системы "Честный знак". Система цифровой маркировки и отслеживания товаров называется Честный ЗНАК:

  • информационная система маркировки и отслеживания;
  • приложение для общественного контроля.

Национальный каталог маркированных товаров

Национальный каталог - это упорядоченная информация по всем маркированным товарным категориям. Информация будет использоваться далее в ОФД и в розничных сетях для контроля операций по товарным категориям.  Все участники товарооборота получат бесплатный и свободный доступ к каталогу. Каталог планируется интегрировать с федеральными информационными ресурсами Россельхознадзора, Росаккредитации, Роскачества и ФНС. В нем будет храниться разрешительная и сопроводительная документация, без которой, например, невозможна продажа лекарств и продуктов животного происхождения. Национальный каталог товаров также будет работать с классификаторами ТН ВЭД, ОКПД 2, ОКВЭД 2 и КТРУ, системой GS1.

Уникальный код

На упаковке товара (например, бутылке или пачке сигарет, лекарстве) будет размещаться идентификационный код (Data Matrix, RFID или другой), что позволит эффективно бороться с контрафактом и контрабандой.

Код - это уникальный ключ к информации о товаре в базе данных системы Честный ЗНАК. Код  наносится один раз при производстве товара. Используя его, при входе в систему (онлайн или через мобильное приложение), можно получить доступ ко всей информации о товаре: место, дата и время производства, срок годности, процесс перехода товара от собственника к собственнику, дата и место продажи. Такой код практически невозможно подделать, поскольку в него вложены сложные криптографические технологии. На каждом этапе движение товара будет фиксироваться в системе Честный ЗНАК. Это позволит получать информацию о производителе товара, его характеристиках, в том числе сроке годности для некоторых категорий товаров. В ЦРПТ отмечают, что система маркировки в России будет радикально отличаться от той, что существует в других странах. Основное отличие заключается в едином центре эмиссии кода: код выпускается в одном месте, то есть только одна компания (ЦРПТ) в рамках партнерства с государством отвечает за выпуск этого кода. В других странах каждое предприятие выпускает свой код.

Приложение Честный Знак

Приложение Честный Знак доступно в App Store и Google Play. С помощью смартфона можно считать код маркировки на упаковке товара и моментально получить результаты проверки. Через приложение можно сообщить об обнаружении контрафакта, для мотивации участников будут запущены бонусные программы. Пока будет работать уведомительный порядок контроля. При покупке товара система сообщит о контрафакте, но не запретит сделку.

5. Как работает система маркировки Честный Знак

Сайт Честный Знак теоретически говорит об этапах маркировки товара следующее:


  1. Производитель. По запросу производителя ЦРТП генерирует коды для новой продукции. Информация о движении товаров циркулирует в электронном виде: о перемещении между юрлицами — через универсальные передаточные документы (УПД) в системах электронного документооборота, о продажах потребителям — через электронные чеки, которые онлайн-кассы отправляют в ОФД. ЦРТП присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на упаковке товара. Весь путь товара фиксируется на каждом этапе. Цифровой код — это паспорт, который невозможно потерять или подделать. Он позволяет проследить весь путь товара на каждом этапе - от завода до потребителя. Производитель наносит коды на все виды упаковки. Производитель сообщает ЦРПТ, какие коды он использовал и указывает коды в первичных документах, которые оформляются при продаже. Подписывает документы КЭП;
  2. Логистика. Отправители и получатели груза (дистрибутеры, оптовики, сетевые магазины) сообщают в систему, что приняли продукцию - подписывают электронные документы. Чтобы сохранялась прослеживаемость движения кодов, при получении груза рекомендуется сканировать упаковки;
  3. Магазин или склад. Магазин получает маркированный товар от поставщика и товарные накладные в электронном виде. Электронный документ содержит не только информацию из накладной, но и коды каждой промаркированной упаковки. Сотрудник подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий документ при помощи КЭП.В магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
  4. Касса. Товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота». При продаже товара на онлайн-кассе система не позволит реализовать контрафакт;
  5. Потребитель. Вся правда о товаре содержится в мобильном приложении.
Как это работает сейчас: вы заказываете в какой-то стране партию новейших фотоаппаратов, оплачиваете, получаете и продаете.

Как будет работать маркировка товаров. Версия

Договорная работа с маркированным товаром

  • регистрируем новую модель фотоаппарата в Национальном каталоге;
  • приобретаем специальный регистратор эмиссии - это устройство, которое выдает коды маркировки (вроде кассы онлайн, криптозащищенный программно-аппаратный комплекс);
  • получаем коды для фотоаппаратов, отправляем производителю;
  • требуем у производителя разместить коды на фотоаппараты и упаковку;
  • фотоаппараты приезжают на таможню с кодами;
  • таможня контролирует наличие кодов, если кода нет - продукцию в РФ не пропустит.

Хорошо, если пункты 1, 3 и 4 иностранный производитель, заинтересованный в рынке России, осуществит самостоятельно. Небольшому российскому производству проще - можно купить регистратор эмиссии и принтер этикеток, на месте по мере необходимости печатать и наклеивать этикетки. Скорее всего, появятся по аналогии с онлайн-кассами центры этикетирования и маркировки, у которых можно будет заказать партию готовых штрих-кодов за дополнительную плату.

Приемка и продажа маркированного товара

  • электронные документы. приобретаем ЭЦП и подключаемся к ЭДО. Для работы с поставщиками придется использовать электронный документооборот (ЭДО). Без исключения. Вся информация о движении товаров с маркировкой будет передаваться в электронном виде. При приемке товара получаете электронный УПД, подписываете ЭЦП, отправляете его поставщику через ЭДО. Нужно сразу заранее согласовать обмен документами с контрагентами;
  • процесс приемки товара на склад. Склад или торговая точка получает маркированный товар. Какое-то время будут товарные накладные в бумажном и электронном виде одновременно. В системе ЭДО склад видит УПД для данной поставки с количеством и кодами. Склад подтверждает или отклоняет поставку через ЭДО, подписывая входящий УПД при помощи ЭЦП. Для этого нужно будет сканировать товар (упаковки или единицы). Сканировать и проверять товар с данными в электронном УПД. Наверняка для этого понадобится мобильный сканер и не один, подключенные к учетной системе. Точный складской учет придется наладить - штрафов за несоответствия пока нет, но они явно задуманы;
  • процесс продажи на кассе. Покупатель считывает код с товара, получая информацию о происхождении. Кассир при продаже считывает код с пачки. Касса отправляет в ОФД данные о продаже. ОФД отправляет фискальные данные в налоговую, а сведения о кодах — в ИС.

 Возможно, упрощенно именно так и будет выглядеть схема работы.

6. Маркировка товара штрафы

Административная ответственность (КоАП РФ Статья 15.12)

А что будет, если не маркировать товар? Продавать товар без маркировки запрещено, наступает административная или уголовная ответственность, зависит от суммы ущерба государству.
Таблица административных штрафов за маркировку товара.
 
Вид деятельности Товар Штраф + конфискация товара, в тыс. руб
ФЛ ДЛ ЮЛ ЮЛ
Производство без маркировки или с нарушениями Любой, кроме табака и алкоголя - 5-10 50-100
Табак и алкоголь - 10-15 100-150
Оборот (Продажа, приобретение, хранение, перевозка) без маркировки или с нарушениями Любой, кроме табака и алкоголя 2-4 5-10 50-300
Табак и алкоголь 4-5 10-15 200-300

Уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ)

 Таблица уголовной ответственности за маркировку товара.
Вид деятельности Товар Размер Ответственность
Штраф Работы Срок
Производство и оборот без маркировки или с нарушениями Любой, кроме продовольственных товаров, табака и алкоголя Крупный от 2,250 тыс. руб до 300 тыс.руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб
Крупный от 2.250 тыс. руб + сговор от 100 до 300 тыс. руб до 4 лет до 4 лет со штрафом до 100 тыс.руб
Особо крупный от 9 млн или орг. Группа от 200 до 500 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб
Продовольственные товары Крупный от 400 тыс. руб до 400 тыс. руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 80 тыс.руб
Особо крупный от 1.5 млн, сговор или орг. группа от 300 до 700 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб
Алкоголь и табак Крупный от 100 тыс. руб до 500 тыс. руб до 3 лет до 3 лет со штрафом до 120 тыс.руб
Особо крупный от 1 млн, сговор или орг. группа от 400 до 800 тыс. руб до 5 лет до 6 лет со штрафом до 1 млн.руб
 

7. К чему приведет маркировка товаров - мнения экспертов

По материалам "Прайм", газеты "Известия", "Коммерсантъ", Рамблер.

Глава "Союзлегпрома" Андрей Разбродин согласен, что маркировка товаров будет способствовать увеличению собственного производства в России. Это произойдет за счет того, что с рынка уйдет нелегальная продукция. Эксперт добавил, что контроль за рынком легпрома стоит осуществлять не только с помощью идентификации продукции. Он считает, что вместе с маркировкой товаров следует вести реестр отечественных и иностранных производителей. По его словам, зачастую компании покупают маркировку для российских производителей, но ими не являются. Это позволяет компаниям не платить таможенных пошлин.

Директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton Игорь Николаев подчеркнул, что маркировка потребительских товаров может создать риск удорожания продукции. Тем не менее, по его словам, в целом рост цен не превысит 10 проц.

Исполнительный директор Российской парфюмерно-косметической ассоциации Александра Скоробогатова уверена, что в массовом сегменте продукции (150–400 рублей за 100 мл) повышение цен может произойти в 1,5 раза.

Руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташев уверен, что рынок на новшество отреагирует спокойно, поскольку оно ничего принципиально не меняет. Торговля законно ввезенной брендированной продукцией и контрафактом, по его словам, во многом распределена. "Контрафактом, подделками и контрабандой торгуют рынки. Их маркировка не касается. Как торговали, так и будут торговать. Что есть маркировка у этих товаров, что нет, они одинаково не являются брендовыми. Мелкая торговля как жила, так и будет жить, если только на нее не обрушатся с преследованиями, проверками и травлей", - сказал агентству Колташев.

Эксперт также считает, что все-таки сохраняется прежнее правило, существовавшее веками - контролировать ввоз нужно на границе, а не после. И это правило маркировка отменить не в состоянии. "Предполагается, что товары маркируются внутри страны, а потом все это как-то отслеживается. Это - сложный и дорогостоящий процесс. Гораздо правильнее было бы наладить контроль на границе. Дело в том, что часть товаров ввозится мимо таможенных пунктов", - пояснил Колташев.

Независимый финансовый советник, доцент Финансового университета при правительстве РФ Саида Сулейманова отметила, вероятно, инфляция по продукции, попавшей в перечень, ускорится. Таким будет негативный эффект с точки зрения потребителя. Несомненно будет положительный эффект на уровне государства. Можно ожидать повышения налоговых платежей, поскольку меры направлены на увеличение налогооблагаемой базы и, соответственно, поступлений в бюджет. Скажется новшество и на импортозамещении, но не во всех отраслях. "С точки зрения импортозамещения, в части обуви и одежды, наверное, это возможно. Насчет парфюмерии, скорее всего, нет, поскольку в России исторически не было такого производства", - считает Сулейманова.

Косвенно новшество будет вести к увеличению объемов продукции, производимой в России. С точки зрения обуви и одежды, подчеркнула эксперт, в стране есть достаточное количество молодых дизайнеров, имеющих собственные линии.

"Это, возможно, окажет им поддержку. Но, опять же, плюсы получат, скорее всего, крупные производства, которые могут понести эти расходы. Для кустарных, мелких ремесленников это будет неподъемно. Скорее всего, они будут искать другие способы. Либо объединяться в крупные артели или как-то иначе обойти эти требования", - сказала она.

Распространение этой практики на продовольственные товары приведет к серьезному увеличению розничных цен, уверен исполнительный директор содружества «РусБренд» Алексей Поповичев.

«Введение такой системы, особенно если она будет отслеживать продукт на всем пути от производства до прилавка, конечно, приведет к серьезным издержкам и потребует существенного переоснащения производства, складских помещений, обеспечением их необходимым программным продуктом, дополнительными компьютерными мощностями. Стоит учитывать, что и генерация кода будет платной.

Конечно, расходы будут значительными. Кроме того, в этом случае нас ждет проблема роста брака, потому что код предполагает, что он будет знаком строгой отчетности. Товар без кода не сможет находиться в обороте. Соответственно, увеличится выбраковка продукции, связанная с его нечитаемостью», — пояснил эксперт.

По сути, государство вводит новый и, что важно отметить, частный налог (операторами администрирования и управления процессом маркировки выступают негосударственные компании) на качество покупаемых товаров. Хотя платить его придется производителям и ретейлерам, он разгонит розничные цены и ляжет очередным грузом на рядовых потребителей. «Издержки производителей оплатят рядовые граждане, которые за каждую вещь будут выкладывать дополнительные деньги. Потока жалоб на повышенный уровень контрафакта, контрабанды по перечисленным товарам не зафиксировано. Зачем тогда нужны такие кардинальные решения?» — задается вопросом президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева.

«Примеров аналогичной повальной практики сплошной маркировки в мире не существует. Российские надзорные органы предпочитают перекладывать ответственность и затраты на потребителя, демонстрируя тем самым свою беспомощность. Сотни тысяч российских потребителей смогут предъявить претензии государству, если приобретенный ими товар не соответствует заявленному качеству. Существует подозрение, что чиновники будут справляться с этой проблемой превентивными мерами, способными поставить крест на предприятиях малого и среднего бизнеса», — полагает председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин.

По словам эксперта, инициатива по маркировке всех без исключения выпускающихся в России товаров несет в себе угрозу для потребительского рынка. Международный опыт доказал, что полезный эффект от маркировки ощущается только при оснащении чипами подакцизной продукции - табачных изделий и алкоголя. Все остальные товары могут просуществовать и без чипов. Еще в середине 1990‑х годов правительство уже пыталось запустить программу тотальной маркировки, но впоследствии эти меры были успешно оспорены в судах и отменены, так как шли вразрез с конституционными правами граждан и не оправдывали издержки.

 

Фирммейкер, июнь 2019
Валерия Булавкина (Яренкова), Евгений Морозов
При использовании материалов ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Хотите узнать больше?
Анастасия Чижова

Анастасия ЧижоваБухгалтер-консультант

+ 7 (4812) 701-700

смотрите также