В данной статье приведены, на наш взгляд, пять наиболее важных изменений в законодательстве, которые касаются регистрации юридических лиц. Изменения направлены на усиление роли нотариата при совершении регистрационных действий. Законодатель преследовал цель перекрыть пути, которыми пользуются мошенники и рейдеры, пытающиеся с помощью подложных операций с долями ООО и иными незаконными действиями отнять чужую собственность. Закон также обязал налоговый орган проверять достоверность включаемых в ЕГРЮЛ данных. В случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности или в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующий орган обязан будет провести проверку.

Итак, с 1 января 2016 года:

1. Нотариально удостоверяется факт принятия решения об увеличении уставного капитала ООО

на основании пункта 3 статьи 17 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (на общества с одним участником не распространяется).

что изменилось в регистрации юрлиц в 2016 году

2. Нотариально удостоверяется заявление участника о выходе из ООО

на основании статьи 26 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».

3. Усложняется процедура смены юрадреса ООО

Узаконены гарантийные письма и прочие доказательства реальности адреса. Ранее при смене юридического адреса, если организация меняла налоговую инспекцию, то документы о всех изменениях она подавала в инспекцию, где состояла на учете до внесения изменений (п. 4 ст. 84 НК РФ). Комментируя закон № 67-ФЗ, ФНС России сообщила в пункте 5 письма от 27.03.15 № СА-4-14/5039@: «Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться инспекцией по новому месту нахождения».

Итак, если компания решит изменить место своего нахождения (например, переехать из Москвы в Смоленск), основные этапы этой процедуры будут следующими:

Этап 1: Необходимо обратиться в налоговую инспекцию по месту регистрации

Для этого в инспекцию течение трех дней со дня принятия указанного решения нужно представить:

  • заявление о внесении в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения;
  • решение о смене места нахождения.

Этап 2: Налоговая инспекция внесет запись в ЕГРЮЛ и перешлет регистрационное дело.

Получив документы, отдел регистрации должен будет внести в ЕГРЮЛ сведения о том, что организацией принято решение о смене юридического адреса. После внесения записи в реестре, инспекция должна будет переслать регистрационное дело в инспекцию по новому месту нахождения юридического лица (то есть в нашем случае — в Смоленск).

Этап 3: Сдача документов на смену адреса в инспекцию по новому местонахождению.
Через 20 дней после появления в ЕГРЮЛ записи о принятии решения о смене места нахождения, организация сможет обратиться в инспекцию по новому адресу. И уже в эту инспекцию потребуется представить документы на регистрацию смены юридического адреса. Причем, обращаться до истечения 20 дней будет запрещено (пункт 5 письма ФНС России от 27.03.15 № СА-4-14/5039@).
Предоставляется следующий комплект документов:

  • заявление на государственную регистрацию внесения изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ;
  • документы, подтверждающие право использовать объект недвижимости, расположенный по адресу, который указан в решении о смене места нахождения (договор аренды, гарантийное письмо, договор безвозмездного пользования, свидетельство о праве собственности) .

Если претензий к документам не возникнет, то «новая» инспекция проведет процедуру государственной регистрации смены юридического адреса.

Законодательно разрешена регистрация организаций по домашнему адресу

Организации по домашнему адресу руководителей и учредителей можно было регистрировать и ранее, но этот вопрос регулировался на уровне разъяснений и судебной практики. Уже с 2016 года право регистрировать организации по домашнему адресу руководителя или участника с долей 50 процентов голосов и больше будет закреплено законом. Более того, закон предусмотрел такой аспект, что если организация будет менять место нахождения на адрес руководителя или участника, то при регистрации не нужно будет подтверждать специальными документами право пользования помещением и ждать 20 дней для подачи документов на регистрацию (пункт 7 ст. 4 Федерального закона от 30.03.15 № 67-ФЗ).

Регистрирующему органу предоставлено право проверять достоверность адреса

После вступления в силу вышеуказанных положений закона регистрирующий орган будет обязан проверять достоверность включаемых в ЕГРЮЛ данных. В случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности или в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, регистрирующий орган обязан будет провести проверку.

В законе определены методы подобных проверок:

  • Изучение документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем.
  • Получение необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки.
  • Получение сведений и справок по всем возникающим вопросам при проведении проверки.
  • Проведение осмотра объектов недвижимости.
  • Привлечение специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Если у регистрирующего органа появятся основания для проведения проверки достоверности данных об юридическом адресе, у него будет право принять решение о приостановлении государственной регистрации до конца проверки, но не более чем на один месяц. В случае если по результатам проверки регистрирующий орган выявит недостоверность сведений о юридическом адресе, то юридическому лицу будет направлено уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В течение тридцати дней с даты отправки уведомления юридическое лицо будет обязано сообщить в регистрирующий орган данные или документы, свидетельствующие о достоверности сведений. Если юридическое лицо не выполнит эту обязанность, а также в случае, если представленные документы окажутся недостоверными, регистрирующий орган внесет в реестр запись о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице.

5. Перестает действовать классификатор ОКВЭД 2001

Старый классификатор ОКВЭД 2001 (ОК 029-2001 утв.  постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-СТ) перестает действовать и вступает в силу новый классификатор ОКВЭД 2014 (ОК 029-2014  утвержденный приказом Росстандарта от 31 января 2014 года № 14-СТ).

Замена старых кодов на новые будет произведена ФНС России без участия юридических лиц после разработки необходимого программного обеспечения. Согласно Письму ФНС от 26 ноября 2015 г. N СД-4-3/20618@ и приказу Росстандарта от 10 ноября 2015 г. N 1745-ст данный классификатор может использоваться до конца 2016 года. В соответствии с Приказом Росстандарта от 10 ноября 2015 г. N 1745-ст c 1 января 2017 года будет осуществлен переход на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).

Будьте внимательным к нововведениям при самостоятельной подготовке документов. Если Вам понадобиться помощь в регистрации, специалисты компании Фирммейкер готовы помочь Вам в регистрации любых изменений для ООО и ИП.

 

Фирммейкер, январь 2016
Асмик Маргарян
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter