С 1 января 2014 года все организации и ИП, имеющие наемных рабочих, обязаны пройти специальную оценку условий труда взамен существовавшей ранее аттестации рабочих мест согласно предписаниям Трудового кодекса и Федерального закона №426 от 28.12.2013 «О специальной оценке условий труда». В данной статье пойдет речь о понятии спец. оценки, для чего она необходима, каким образом она проводится и на какие средства ее возможно провести.

Необходимость и понятие спецоценки условий труда

Специальная оценка условий труда (далее СОУТ) - это ряд действий, прописанный законодательно,  направленных на определение вредных и опасных факторов производства и измерение уровня их воздействия на работника.

для чего нужна специальная оценка условий трудаПроцедура обязательна для всех работодателей за исключением физических лиц, являющихся работодателями, но не имеющих статуса ИП.  Не подлежат обязательной специальной оценке условия труда надомников и тех, кто трудится удаленно. Помимо этого ИП, не имеющие рабочих, СОУТ «за себя» не проводят, а вот директора организаций, в которых нет наемных рабочих, обязаны оценить свое рабочее место.

 

Для чего же проводится специальная оценка условий труда? Она необходима для оценки безопасности рабочего места и направлена на устранение выявленных вредных факторов, либо предоставление льгот и гарантий в связи с «вредностью» данных рабочих мест.

Организация проведения специальной оценки условий труда

Для организации проведения спец.оценки условий труда организации необходимо предпринять следующие шаги:

1 шаг. Выбрать организацию,которая занимается проведением СОУТ (далее специализированная организация) Такая организация должна отвечать следующим требованиям:

  • в Уставе основной вид деятельности указана специальная оценка условий труда;
  • в штате работают не меньше пяти экспертов, у которых есть сертификаты на выполнение работ по спец.оценке. Один из них должен быть врачом по общей гигиене, гигиене труда или по санитарно-гигиеническим лабораторным исследования;
  • соответствующие организации и эксперты должны быть занесены в специальный реестр и иметь аккредитацию МинТруда;
  • наличие испытательной лаборатории, аккредитованной на измерение вредных и опасных факторов производственной среды.

2 шаг. Заключение договора со специализированной организацией

При заключении договора с выбранной специализированной организацией необходимо отдельно оговорить порядок заключения договора, стоимость работ и сроки совершения специальной оценки. Обычно для заключения договора необходимо оформить заявку, на основании которой он заключается, и представить штатное расписание, на основании которого сообщается примерная цена процедуры СОУТ. Для проведения непосредственно процедуры СОУТ понадобятся многие другие документы, которые необходимо предоставить в оговоренный срок. Список документов приведен ниже.

Примерный перечень документов, которые могут потребоваться для проведении СОУТ:

  • приказ о назначении комиссии для проведения СОУТ (об этом расскажем в п.3)
  • штатное расписание организации
  • реквизиты юридического лица
  • коды статистики
  • список должностей и профессий, подлежащих предварительным и периодическим медицинским осмотрам (при наличии)
  • результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в виде сводной таблицы классов условий труда (при наличии)
  • результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии).
  • инструкции по охране труда
  • сведения  о несчастных случаях за последние 5 лет (копия акта Н-1 или копия журнала регистрации несчастных случаев)
  • перечень должностей, работа на которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, сокращение продолжительности рабочей недели, предоставляется лечебно-профилактическое питание (при наличии)
  • перечень средств индивидуальной защиты (при наличии).
  • сертификаты на средства индивидуальной защиты работников (при наличии СИЗ).
  • письмо о наличии сотрудников в возрасте  до 18 лет с указанием их должности
  • сведения о производственном оборудовании, материалах и сырье, документация на производственное оборудование, используемое на рабочих местах конкретных работников; технологическая документация, характеристики технологического процесса
  • схема расположения рабочих мест (можно использовать План эвакуации или Приложение к договору аренды помещения)
  • сведения о СНИЛС сотрудников
  • правила внутреннего трудового распорядка (количество регламентированных перерывов в работе и их продолжительность)
  • список автотранспортной техники организации с указанием количества водителей, работающих в каждом автомобиле, грузоподъемности и вида используемого топлива, марки и года выпуска

 

Сроки проведения СОУТ зависят от количества оцениваемых рабочих мест, наличия среди них аналогичных мест, наличия вредных условий труда и территориального расположения организации. Процедура специальной оценки проводится по фактическому местонахождению фирмы.

 

От вышеперечисленных факторов будет зависеть и стоимость спец.оценки рабочего места. Так, если оценить необходимо «обычное» рабочее место, то стоимость может варьироваться от 1200 до 1800, а за «вредные» рабочие места стоимость составит  от 2500 руб. «Надбавки» к стоимости могут быть также начислены и за срочность заказа.

 

Ниже приведен список некоторых организаций, предоставляющих услуги по СОУТ, которых мы нашли в поиске и обзвонили при подготовке данного материала:

Название

Город

Цена за место

Сроки выполнения

1

БелСЭС

Смоленск

от 1400

240 дней

2

HAS Company

Смоленск

от 1800

 договор

3

ВВА Эксперт

Смоленск

от 1500

 договор

4

EcoStandard group

Москва

от 700

 договор

5

ПромМашТест

Москва

от 1200

3 месяца

6

Служба аттестации рабочих мест

Москва

договор

6 месяцев

После согласования всех вопросов можно подписывать договор и вносить предоплату за проведение спец.оценки.

 

3 шаг. Создание комиссии, членами которой могут являться представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и представитель от работников. Возглавлять комиссию обязан работодатель. Состав и обязанности комиссии устанавливаются приказом или распоряжением. Также приказами оформляются начало и окончание процедуры СОУТ.

В обязанности комиссии по проведению спец.оценки условий труда входят:

  • установление графика проведения специальной оценки;
  • установление списка рабочих мест, подлежащих оценке;
  • определение количества аналогичных рабочих мест;
  • подписание отчета о проведении спец.оценки.

Важно: аналогичные рабочие места оцениваются не все, а лишь  20% таких мест от общего числа, но не меньше двух, но результаты проверки применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Таким образом, организационный этап закончен. Далее специальную оценку условий труда проводит эксперт выбранной специализированной компании. Для этого проводится определенный ряд действий, которые приведены ниже.

Этапы проведения специальной оценки условий труда

  1. изучение рабочих мест для выявления вредных факторов при их наличии. Если такие факторы не обнаружились, то второй этап пропускается;
  2. измерение уровня вредных факторов;
  3. распределение рабочих мест по классам условий труда;
  4. оформление результатов спец.оценки условий труда.

Оформление результатов спец.оценки условий труда

этапы специальной оценки трудаВ случае обнаружения на рабочих местах вредных факторов, проводятся дополнительные испытания и измерения. По результатам измерений происходит распределение классов условий труда:

  1. оптимальный,
  2. допустимый,
  3. вредный
  4. опасный.

Исходя из принадлежности рабочего места к одному из этих классов, происходит расчет дополнительных тарифов или скидок в Пенсионном фонде и в Фонде социального страхования.

 

Рабочие места, на которых вредных факторов не обнаружено, подлежат декларированию. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда должна быть предъявлена в трудовую инспекцию в 30-дневный срок со дня утверждения отчета спец.оценки условий труда.

 

По окончании проведения спец.оценки составляется отчет о проведении спец.оценки условий труда. Отчет состоит из следующих документов:

  • сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие установленным;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты специальной оценки условий труда, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда;
  • заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии.

 

В 30-дневный срок со дня со дня утверждения отчета работодатель должен ознакомить с отчетом каждого работника под роспись. В те же сроки сводные данные спец.оценки размещают на официальном сайте организации. Также не позднее 10 дней со дня утверждения отчета данные о проведенной спец.оценки передаются в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения спец.оценки условий труда.

Сроки проведения спец.оценки условий труда

Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение 5 лет, срок исчисляется со дня утверждения отчета проведении спец.оценки условий труда. Следовательно обычно спец.оценка проводится 1 раз  в 5 лет. Стоит заметить, что если в течение срока действия декларации у организации в отношении оцененных рабочих мест не выявлено нарушений (несчастный случай, появление проф.заболеваний), то срок действия этой декларации продляется ещё на 5 лет.

 

В противном случае, декларация прекращает свое действие и возникает необходимость в проведении внеплановой спец.оценки условий труда. Помимо вышеуказанного внеплановая спец.оценка может проводиться и в других случаях (см. ст.17 закона № 426). Срок проведения внеплановой оценки определяется 6 месяцами со дня наступления вышеперечисленных случаев. В случае проведения организацией аттестации рабочих мест до вступления в силу закона «О специальной оценке условий труда», организация имеет право не проводить спец.оценку в течение 5 лет со дня завершения данной аттестации. Если же процедура аттестации рабочих мест была начата в 2013 году, но не доведена до конца к началу 2014 года, то ей необходимо заново начать процедуру спец.оценки.

 

Спец.оценку рабочих мест, причисленных к вредным необходимо завершить к окончанию 2014 года, что касается прочих рабочих мест, но законодательно разрешено проводить их поэтапно. Окончательный срок проведения спец.оценки таких мест – конец 2018 года.

Возможность проведения спец.оценки условий труда за счет средств ФСС

Исходя из п.1 ст.8 закона «О специальной оценке условий труда», оплачивать мероприятия по спец.оценки должна организация. Но есть и исключения, а именно для рабочих мест связанных с вредными и (или) опасными производственными факторами суммы, потраченные на проведение мероприятий по спец.оценке можно зачесть при уплате страховых взносов «на травматизм».

Для этого необходимо обратиться с заявлением в Фонд социального страхования по месту регистрации  не позднее 1 августа текущего года. Помимо заявления в ФСС могут запросить такие документы как

  • копию приказа или распоряжения о создании комиссии по спец.оценке;
  • копию договора с организацией, проводящей спец.оценку.
  • план финансового обеспечения предупредительных мер в текущем календарном году;
  • копию перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

При получении положительного ответа на запрос о финансировании мероприятий спец.оценки условий труда, организация проводит спец.оценку за свой счет, а после учитывает использованные суммы при перечислении взносов в ФСС. Конечно суммы, которые работодатель может зачесть, ограничиваются определенными рамками, а именно 20% от величины взносов «на травматизм» за предшествующий календарный год за вычетом расходов на выплату обеспечения за тот же год. Хотя для предприятий, которые за два предыдущих года не проводили никаких мероприятий за счет ФСС, а также численность которых не превышает 100 человек, эти суммы увеличены. Расчет в этом случае производится по формуле, согласно которой лимит не должен превышать 20% суммы взносов «на травматизм» за три предыдущих года, уменьшенных на расходы на выплаты обеспечения; и сумму взносов «на травматизм» за текущий год.

Штрафы за непроведение (или несвоевременное проведение) спец. оценки

А. Нарушения трудового законодательства, административная ответственность  ст. 5.27 КоАП
1. Нарушение трудового законодательства и других нормативно-правовых актов, которые содержат нормы трудового права. На должностные лица налагается административный штраф в размере 1-5 тысяч рублей, на юридические лица 30-50 тысяч рублей. Нарушение ТЗ (трудового законодательства) и других нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, лицом, которое ранее уже подвергалось админ.наказанию за аналогичное нарушение. На должностные лица налагается штраф в размере 10-20 тысяч рублей, на юридических – 50-70 тысяч рублей. Наказание предусматривается и за не проведение процедуры –  специальная оценка условий труда. Штрафы и санкции в этом случае куда более внушительные, а именно:

2. Нарушение работодателем определенного ФЗ порядка проведения СОУТ (специальной оценки условий труда) на рабочих местах либо ее не проведение - На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица – 60-80 тысяч рублей.

3. Допуск сотрудников к работе без прохождения обязательного и периодического медицинских осмотров - На должностные лица налагается штраф, в размере 10-20 тысяч рублей, на юридические лица – 80-100 тысяч рублей.

4. Допуск к осуществлению трудовой деятельности работника, не прошедшего обучение и проверку знаний по ОТ в установленном порядке - На должностные лица налагается штраф, в размере 15-20 тысяч рублей, на юридические лица – 110-130 тысяч рублей.

5. Непредоставление работникам средств ИЗ (индивидуальной защиты) - На должностные лица налагается штраф, в размере 20-30 тысяч рублей, на юридические лица – 130-150 тысяч рублей.

6. Несоблюдение гос. нормативов по ОТ по обеспечению безопасности сотрудников при эксплуатации сооружений, зданий, оборудования и т.д. - На должностные лица налагается штраф, в размере 5-10 тысяч рублей, на юридические лица – 50-70 тысяч рублей.

Б. Нарушения трудового законодательства, уголовная ответственность Ст.143 УК РФ.

1. Нарушение требований ОТ, совершенное лицом, отвечающим за их выполнение, повлекшее по неосторожности причинение тяжелого вреда здоровью человека.

2. Штраф до 400 тыс.рублей либо лишение свободы сроком на 1 год с невозможностью занимать определенные должности; То же, повлекшее смерть человека по неосторожности – лишение свободы до 4 лет;То же, повлекшее смерть двух лиц и более – лишение свободы до 5 лет.

3. Специализированная организация, проводящая спец.оценку, также может быть оштрафована, если она нарушила установленный порядок проведения процедуры спец.оценки. В этом случае штрафы могут быть выписаны как эксперту (в размере 20 тыс.руб. до 30 тыс.руб.), так и самой организации (размер составит от 70 тыс.руб. до 100 тыс.руб.)

 

Итак, мы выяснили, что процедура специальной оценки условий труда является обязательной и неотъемлемой частью процедуры по улучшению условий труда и федеральному контролю ее эффективности.

 

Фирммейкер, август 2014
Ольга Анисимова
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter