прайс на все услуги

Росстат: сплошное статистическое наблюдение

Ежегодно сотрудники Росстата проводят статистические наблюдения в отношении экономических субъектов РФ. В 2026 г. будет осуществляться сплошное федеральное статистическое наблюдение за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. В данной статье мы расскажем о том, кто обязан отчитаться перед Росстатом во время такого наблюдения, какие статформы являются обязательными, а также, чем грозит несдача статотчетности организации.

Сплошное наблюдение Росстата

01. Сплошное статистическое обследование: что это и для чего

Сплошное федеральное статистическое наблюдение (обследование) за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства - это комплексное федеральное статистическое обследование, предусматривающее сбор основных экономических показателей по производству товаров (работ, услуг), занятости и оплате труда, финансовым результатам по состоянию на определенную дату/ 

Сплошное наблюдение периодически проводится на всей территории Российской Федерации по единой официальной статистической методологии в целях получения официальной статистической информации. Статинформацию подразумевают использовать для улучшения качества прогнозов и выработки конкретных мер. Созданная в рамках проведения сплошного наблюдения официальная статистическая информация обеспечит повышение качества статистических оценок параметров и структуры экономики, наличия и использования ресурсного потенциала экономики страны.

Раз в пять лет Росстат проводит сплошную перепись субъектов малого и среднего бизнеса, и тогда отчитываться должны все. Последнее сплошное наблюдение было в 2021 году, следующее будет в 2026 году. Результаты сплошного статнаблюдения за 2020 год.

02. Чем регулируется

03. Срок проведения сплошного обследования

На примере последнего наблюдения:

  • Срок представления сведений субъектами МСП - до 1 апреля 2021 года;
  • Подведение и опубликование итогов сплошного наблюдения: предварительные - в декабре 2021 года, окончательные - в июне 2022 года.

04. Сплошное обследование: кто сдает

Практически весь малый бизнес, можно проверить себя по реестру. А если быть точным, то подотчетные лица определены ФЗ:

4.1 Юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями:

  • хозяйственные товарищества (полные товарищества и товарищества на вере),
  • хозяйственные общества,
  • акционерные общества (публичные и непубличные),
  • общества с ограниченной ответственностью,
  • хозяйственные партнерства,
  • производственные кооперативы,
  • крестьянские (фермерские) хозяйства.

4.2 Потребительские кооперативы

В категорию потребительские кооперативы входят добровольные объединения граждан или граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемые путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

4.3. Главы КФК - ИП

При этом крестьянское (фермерское) хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (статья 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие деятельность без образования юридического лица, главы которых не прошли государственную регистрацию в качестве индивидуальных предпринимателей, не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства и не подлежат сплошному наблюдению.

4.4 Физические лица - ИП

При этом параметры деятельности указанных объектов для его отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства должны соответствовать условиям по размеру дохода, среднесписочной численности работников, структуре уставного капитала (последнее только в отношении юридических лиц).

Условие 1: Предельный доход

Устанавливается для наблюдаемых предприятий предельный доход от предпринимательской деятельности. К примеру, за 2020 год он определен:

  • средние предприятия - 2 млрд рублей;
  • малые предприятия (без микропредприятий) - 800 млн рублей;
  • микропредприятия - 120 млн рублей.

Условие 2: Предельная численность

Устанавливается для наблюдаемых предприятий среднесписочная численность работников. К примеру, за 2020 год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

  • средние предприятия - от 101 до 250 человек включительно;
  • малые предприятия (без микропредприятий) - до 100 человек включительно;
  • микропредприятия - до 15 человек.

Условие 3: Предельное участие в уставном капитале

Структура уставного капитала для юридических лиц:

  • участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25 (двадцатью пятью) процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества - иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49 (сорока девятью) процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества.
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта "Об инновационном центре "Сколково";
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
    юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
    юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
    юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 211-ФЗ "О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий";
  • участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.

05. Формы сплошного статнаблюдения

Система статистических показателей сплошного наблюдения размещается в формах федерального статистического наблюдения:

Сдать отчетность до 2022 года можно было следующими способами:

  • лично в отделы статистики по месту регистрации организации или ИП. Отчетность считается сданной в день ее фактической передачи в органы статистики;
  • по почте. Отчетность считается сданной в день почтового отправления;
  • в электронном виде через ТКС. Отчетность считается сданной в день отправки отчета.

С 01.01.2022 период, когда у малого бизнеса было право выбирать, в какой форме отчитаться в Росстат, завершен. Обязанность сдавать положенные формы статнаблюдения только электронно закреплена за любыми субъектами бизнеса, включая ИП.

06. Сплошное стат. обследование: срок сдачи

Срок сдачи отчетов сплошного статнаблюдения установлливается в каждом конкретном случае. Так для наблюдения за 2020 год срок был установлен до 1 апреля 2021 года.

07. Ответственность

Непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных (Статья 13.19 КоАП РФ ):

Административный штраф:

  • на должностных лиц в размере от 10 (десяти) тысяч до 20 (двадцати) тысяч рублей;
  • на юридических лиц - от 20 (двадцати) тысяч до 70 (семидесяти) тысяч рублей.

Фирммейкер, февраль 2016 (следим за актуальностью)
Алина Марина
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

Сдаем статистическую отчетность

То, что надо
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также