прайс на все услуги

Бухучет: можно ли списать в расходы фирмы покупку служебной квартиры?

Отметим, что сразу отнести в расходы покупку квартиры не получится.

Основное средство, приобретенное организацией относится на расходы в виде ежемесячных амортизационных отчислений в течение срока полезного использования основного средства. К основным средствам относится имущество, используемое в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией, первоначальной стоимостью более 100 000 руб (ст. 257 НК РФ).

Амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации (256 НК РФ).

На основании указанных положений Минфин неоднократно привел свою позицию - служебная квартира не является основным средством и не относится к амортизируемому имуществу и, следовательно, амортизационные отчисления по ней для целей налогообложения не учитываются (Письмо Минфина от 16.04.2007 N 03-03-06/2/69, Письмо Минфина от 24.11.2014 № 03-03-06/2/59534, Письмо Минфина от 24.01.2019 N 03-03-06/1/3843).

Одновременно Минфин выразил мнение, что служебную квартиру можно учитывать в составе обслуживающих хозяйств. В этом случае расходы на содержание квартиры, например, коммунальные расходы при налогообложении можно учесть на основании ст. 275.1 НК РФ.

Но в конце 2022 года вышло письмо Минфина № 03-03-06/1/110896 от 14.11.2022 г., в котором ведомством был сделан новый вывод: служебную квартиру, в которой живет вахтовый или командированный персонал, используют в производственной деятельности – и такое имущество признают амортизируемым в целях налога на прибыль. Ранее уже звучали похожие выводы (например, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2009 по делу № А33-14312/2006), однако данное письмо значительно укрепило позиции налогоплательщика при признании амортизации по служебной квартире в налоговом учете.

Как итог у налогоплательщика есть 2 варианта признания расходов по служебной квартире:

  1. в составе обслуживающих хозяйств – достаточно сложный вариант учета, расходы будут признаваться при этом минимальные;
  2. через амортизацию в случае использования квартиры вахтовиками и командированными персоналом – достаточно привычный и понятный для большинства налогоплательщиков способ, расходы при этом признаются в более существенном размере.

Не забываем: предоставление жилья должно быть прописано в нормативных актах работодателя (коллективный договор) и трудовом договоре. Необходимо оформить приказ руководителя и договор с сотрудником (договор безвозмездного пользования или договор коммерческого найма).


 

Фирммейкер, декабрь 2014 (следим за актуальностью)
Светлана Маркина, Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также