Открытие фирмы: что изменилось в регистрации юрлиц в 2011 году
Содержание
С 1 июля 2011 года в ФЗ 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон о регистрации) внесли новые изменения. Подразумеваемые цели нововведений — упрощение и ускорение межведомственного обмена документами на основе электронного документооборота. Изменения введены для удобства налогоплательщиков, эффект будет заметен на практике.
Судите сами.
1. Бесплатные оригиналы вместо копий за деньги
При создании, внесении изменений и реорганизации учредительные документы подаются заявителем в двух экземплярах, один из которых с отметкой налоговой возвращается вместе со свидетельством о внесении записи и выпиской из реестра. Так делается в случаях, когда документы представляются на бумаге лично (через представителя) или по почте.
Для тех, кто решился на подачу через интернет, действует отдельный порядок:
- учредительные документы или изменения направляются в одном экземпляре;
- они возвращаются заявителю на электронную почту с ЭЦП регистрирующего органа;
- один экземпляр учредительных документов выдается на бумажном носителе заявителю или его представителю, если он укажет на такую необходимость в электронном отправлении.
И самое главное, что все это абсолютно бесплатно и без дополнительных запросов.
Кстати, здесь же нужно сказать о еще одной новости для г. Москвы. По информации, размещенной на официальном сайте ФНС России, запущен в опытную эксплуатацию сервис «Электронная регистрация». Он позволяет, в частности, направлять в электронном виде документы, требующие нотариального свидетельствования. Подробно со списком участвующих нотариусов и общим порядком работы можно ознакомиться на сайте службы.
2. Налоговая сама запрашивает документы в ПФ и МВД
Налоговая инспекция самостоятельно запрашивает справки в Пенсионном фонде в случае ликвидации и реорганизации юридического лица, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя. То же самое касается и справки об отсутствии судимости от МВД РФ, необходимой для приобретения статуса индивидуального предпринимателя. Правда, есть один нюанс. Практика работы с налоговой инспекцией по новому закону показала, что пока налоговая обкатывает технологию обмена данными, справки лучше получать самим. Регистрация пойдет быстрее.
3. Часть документов отменили
Решение о реорганизации. Раньше Закон о регистрации обязывал заявителя дважды приносить в налоговую инспекцию решение о реорганизации. Первый раз при подаче уведомления о начале процедуры, а второй раз при подаче заявления.
Сейчас заявитель избавлен от необходимости повторной подачи решения. Эти нормы исключены из Закона о регистрации. Копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения. В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации этот документ направляется в налоговую инспекцию подразделением Федеральной регистрационной службы.
Сокращение количества обязательных документов упрощает сбор и подачу документов, устраняет ведомственные препятствия на пути предпринимателей. Например, после изменений в Законе о регистрации подразделения Пенсионного фонда РФ не смогут отказывать предпринимателям в выдаче справок из-за неуплаченных взносов. Более того, в соответствии со статьей 7.1. Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» отсутствие в срок ответа на запрос не является основанием для отказа в государственной регистрации. Чиновник, по вине которого произошло несвоевременное предоставление или непредставление сведений, несет дисциплинарную, административную ответственность. Сотрудник налоговой инспекции, вынесший незаконный отказ в регистрации, подлежит административной и уголовной ответственности.
4. За изменениями паспорта будет следить налоговая
Наконец-то заявитель свободен от необходимости отслеживать и подавать в регистрирующий орган сведения об изменении паспортных данных и сведений о месте жительства:
- учредителей (участников) юридического лица - физических лиц;
- лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;
- индивидуального предпринимателя.
Отсюда следует еще один позитивный момент. В связи с отменой обязанности должностные лица организаций и предприниматели больше не подлежат административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление сведений.
5. Ошибок станет меньше, инспектора будут штрафоваться
В статье 4 впервые за все время существования Закона о регистрации вводится понятие «исправление технической ошибки» — устранение несоответствия между данными записей электронных реестров и документами, на основании которых эти записи внесены. Правда, порядок исправления в законе не прописан, а выйдет позднее отдельным документом.
Но появление понятия уже достижение. Его отсутствие позволяло чиновникам уклоняться от административной ответственности за неточное внесение записей в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по пункту 1 статьи 14.25 КоАП. Безнаказанность порождала ошибки в записях, которые, например, некоторым организациям стоили задержек в выдаче банковских кредитов или в судебных разбирательствах. Это приводило к финансовым потерям.
Теперь чиновники будут внимательней вносить сведения, а юридические лица и предприниматели смогут защитить себя, сообщив в прокуратуру об искажении данных в реестре. За неточное внесение сведений в реестр предусмотрена административная ответственность в виде штрафов.
6. Принудительная ликвидация стала прозрачнее
Если арбитражный суд вынес решение о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, то суд направляет копию судебного акта заказным письмом с уведомлением о вручении или электронным письмом через интернет.
Аналогичный порядок введен для отправки определения о завершении конкурсного производства. Прежняя редакция Закона о регистрации порождала неопределенность в вопросах о том, от кого и как налоговая инспекция должна получить судебный акт, чтобы внести запись в реестр. В результате часть сведений в реестры попадала несвоевременно или не попадала вообще, поэтому заинтересованные лица не могли получить достоверную информацию о статусе организации или предпринимателя. Теперь эта проблема решена.
7. Адреса ИП сообщат в рамках обмена
Статья 6 Закона о регистрации снимает ограничение на передачу сведений о месте жительства ИП органам государственной власти, иным государственным органам, органам государственных внебюджетных фондов при одном условии - если они предоставляются в порядке межведомственного информационного обмена.
Новшество связано с необходимостью в дополнительном идентифицирующем признаке физического лица при оказании государственных или муниципальных услуг.
Причин для тревоги из-за «рассекречивания» данных о месте жительства у предпринимателей нет. Получатели информации обязаны соблюдать Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Лица, виновные в нарушении требований названного закона, несут гражданскую, уголовную, административную и дисциплинарную ответственность.
Фирммейкер, 2011
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка на статью обязательна
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter