Фирмы-однодневки - это компании, созданные для краткосрочного использования с целью уклонения от уплаты налогов, проведения мошеннических операций или обналичивания денежных средств. Такие организации часто регистрируются на подставных лиц и быстро прекращают свою деятельность после выполнения сомнительных сделок. Расскажем подробнее.

Что такое фирмы-однодневки

1. Для чего нужны технические фирмы

Фирма-однодневка (разг.: "помойка", "фонарь", "серая", "техническая".) — это жаргонный термин для организаций, созданных исключительно с целью уклонения от уплаты налогов, мошеннических операций. Фирмы-однодневки - это контрагенты, которые ведут свою деятельность только «на бумаге». Как правило, единственным результатом их работы является сокращение налогов для их юридических партнёров или расхищение государственных средств.

Если использовать только "формальные" признаки, то  к фирмам-однодневкам можно отнести более половины юридических лиц РФ. Поэтому при рассмотрении используют комплекс признаков и цель использования. Основная цель создания однодневки – возмещение НДС, уход от налогов, отмывание крупных сумм денег, хищение денежных средств из бюджета.

Статистика показывает, что какая-то часть организаций находятся в «тени». В основном, это малый бизнес. Они идут на риск, потому что не в состоянии применять сложные схемы оптимизации налогообложения, им не по карману услуги высококвалифицированных юристов и аналитиков. Но это не фирмы-однодневки. Это просто компании, которые всячески уменьшают отчисления в бюджет. Впрочем, так или иначе деятельность однодневок их затронет.

Многие крупные организации применяют схемы уходов от налогов, в которых участвуют однодневки. Одна из причин – это конкуренция. Допустим, ваша фирма работает «по белому», выплачивает реальную заработную плату. Значит, она отдает в бюджет средств больше, чем та компания, которая уходит от налогов. Что ей остается делать? Поднимать цену на свой товар? Вот и выдумываются различные схемы ухода от «лишних» налогов с помощью фирм-однодневок.

2. Типичная схема ухода налогов

Есть, например, ООО «Хлеб, которое осуществляет оптовую торговлю безалкогольными напитками. ООО «Хлеб» заключило договор поставки с поставщиком, который работает только «по документам». Казалось бы, что делать? Вот тут используют фирмы-однодневки. Создают второе ООО, назовем его, к примеру, «Деньги». И вот ООО «Хлеб» заключает с ООО «Деньги» договор о сотрудничестве. Вы спросите, а что здесь такого «однодневного»? Ответ – ООО «Хлеб» реализует свой товар как «по документам», так и «без документов». Но, поставщику платить надо официально по расчетному счету на полную сумму. Мы же не можем сказать поставщику – «извини, всю сумму не можем оплатить, так как часть идет как «черная касса». Откуда тогда взять законные «белые» денежные средства? Вот тут нам и поможет ООО «Деньги». По договору сотрудничества, ООО «Деньги» как будто бы получит товар от ООО «Хлеб» (на самом деле товар никто в ООО «Деньги» не отправлял, многие сотрудники ООО «Хлеб» и не подозревают о том, что есть ООО «Деньги»). А потом, чтобы расплатиться за товар, фирма «помощница» заплатит на расчетный счет ООО «Хлеб» или напрямую (по тройственному соглашению) поставщику. Просто инкассированные денежные средства от «черной кассы» отправляют не в инкассаторскую сумку ООО «Хлеб», а в ООО «Деньги». А уже в ООО «Деньги» создают учет таким образом, чтобы налоговая нагрузка была минимальной, например применяют спецрежимы.

Часто можно встретить такие схемы, как оказание услуг по консультированию, маркетинговые, информационные и иные подобные услуги. К таким схемам привлекают «неблагонадежные» банки, чтобы можно было без проблем обналичить необходимую сумму денежных средств. У таких банков регулярно отзывают лицензии.  Иными словами, создание фирмы-однодневки влечет за собой уменьшение налоговой нагрузки, сокращение поступающих налоговых платежей в бюджет.

Мы настоятельно советуем не использовать схемы по уклонению от уплаты налогов. Кроме того, ФНС фактически видит все схемы и обязательно придет на проверку.

3. Риски работы с техническими фирмами

Если компания работает с технической фирмой, налоговые органы могут усомниться в законности ваших действий и предположить, что вы пытаетесь получить необоснованную налоговую выгоду.

Например, если ваша организация закупила товары у такой фирмы, но впоследствии выяснится, что эта фирма не ведет реальной деятельности, зарегистрирована на фиктивного директора и не платит налоги, то это может стать основанием для подозрений. В таком случае налоговые инспекторы могут включить вашу компанию в план выездных налоговых проверок.

И далее если в ходе этих проверок будет доказано, что сделки с техническими фирмами действительно проводились с целью получения необоснованной налоговой выгоды, последствий может быть множество:

  • налоговики уберут вычеты по НДС. Инспекция может аннулировать право на вычет «входного» НДС, который был заявлен по сделкам с этой фирмой. А если ранее было подано заявление на возмещение НДС, оно также может быть отклонено;
  • откажут в принятии расходов по налогу на прибыль;
  • доначислят налоги, пени, штраф за неуплату налогов. Штраф составит 20% от суммы задолженности, но если будет доказан умысел, то штраф увеличится до 40%. Налоговые органы особенно тщательно проверяют наличие умысла, чтобы применить больший штраф;
  • будет наложен административный штраф за несвоевременное предоставление информации, необходимой для налогового контроля, либо за серьезные ошибки в бухгалтерской отчетности;
  • возможна уголовная ответственность, если сумма задолженности значительна.

4. Признаки технической компании

Информация о способах ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском размещается на официальном сайте ФНС России. При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки:

  • отсутствие личных контактов руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-поставщика и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании-покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и/или производственных и/или торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ (общий доступ, официальный сайт ФНС России www.nalog.ru).

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или "однодневки"), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными.

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

  • контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;
  • наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.);
  • отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
  • приобретение через посредников товаров, производство и заготовление которых традиционно производится физическими лицами, не являющимися предпринимателями (сельхозпродукция, вторичное сырье (включая металлолом), продукция промысла и т.п.);
  • отсутствие реальных действий плательщика (или его контрагента) по взысканию задолженности. Рост задолженности плательщика (или его контрагента) на фоне продолжения поставки в адрес должника крупных партий товаров или существенных объемов работ (услуг);
  • выпуск, покупка/продажа контрагентами векселей, ликвидность которых не очевидна или не исследована, а также выдача/получение займов без обеспечения. При этом негативность данного признака усугубляет отсутствие условий о процентах по долговым обязательствам любого вида, а также сроки погашения указанных долговых обязательств больше трех лет;
  • существенная доля расходов по сделке с "проблемными" контрагентами в общей сумме затрат налогоплательщика, при этом отсутствие экономического обоснования целесообразности такой сделки при одновременном отсутствии положительного экономического эффекта от ее осуществления и т.п.

Соответственно, чем больше вышеперечисленных признаков одновременно присутствуют во взаимоотношениях налогоплательщика с контрагентами, тем выше степень его налоговых рисков.

4.1. Основные признаки технических компаний по судебной практике

  1. отсутствие регистрации в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 N 03-02-08/25);
  2. "массовый" учредитель (участник), руководитель контрагента (Письмо Минфина России от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65228). В то же время следует учитывать, что сам по себе факт участия одного учредителя в нескольких компаниях не говорит о недобросовестности. Оценку риска при выборе контрагента следует проводить по совокупности признаков (Письмо Минфина России от 22.10.2020 N 03-12-13/91957);
  3. наличие адреса массовой регистрации (Письмо ФНС России от 24.07.2015 N ЕД-4-2/13005@);
  4. отсутствие расходов, характерных для ведения деятельности (п. 5 Постановления N 53, п. 4 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014);
  5. отсутствие персонала (п. 5 Постановления N 53, п. 4 Обзора практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023, Определение Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 305-КГ16-4155 по делу N А40-87379/2014, Информация ФНС России);
  6. отсутствие основных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
  7. отсутствие складских помещений (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@, Информация ФНС России);
  8. отсутствие транспортных средств (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@, Информация ФНС России);
  9. отсутствие производственных активов (п. 5 Постановления N 53, Письмо ФНС России от 08.04.2011 N КЕ-4-3/5585@);
  10. отсутствие лицензий и необходимых допусков к определенным видам работ (Определение Верховного Суда РФ от 25.01.2021 N 309-ЭС20-17277).

Приведённый выше список факторов, влияющих на оценку налоговой выгоды, не является окончательным. В каждой конкретной ситуации оценка будет зависеть от множества различных аспектов, таких как особенности деятельности самой компании, её партнёров, поведение ответственных лиц, а также способ ведения документации. Все эти аспекты необходимо учитывать комплексно, чтобы правильно понять риски и принять взвешенное решение относительно заключения той или иной сделки.

Для того чтобы минимизировать вероятность возникновения претензий со стороны налоговых органов, компаниям важно анализировать все возможные обстоятельства взаимодействия с контрагентами. Это поможет определить степень риска и решить, стоит ли продолжать сотрудничество с определённым поставщиком или клиентом. Зачастую налоговые органы стремятся детально изучить все схемы взаимодействий между участниками сделки, чтобы выявить потенциальную возможность ухода от налогообложения. Именно поэтому компаниям рекомендуется уделять особое внимание оформлению документов и прозрачности своих деловых отношений.

Однако даже если налоговые органы выдвинули претензии, оспаривание их решения требует тщательной подготовки. Компании придётся не просто аргументированно опровергнуть конкретные обвинения, но и показать, что предложенная налоговыми органами интерпретация событий неверна или неполна. Важно убедить суд в том, что основной целью сделки не являлось уменьшение налоговой нагрузки, а сама сделка имела реальную экономическую целесообразность.

5. Как проверить контрагента

Основные шаги включают проверки контрагента могут быть такие:

  1. Проверить регистрацию компании через сервисы проверки контрагента, убедиться в наличии актуальной записи в ЕГРЮЛ, уточнить данные о руководстве и учредителях;
  2. Запросить и изучить уставные документы, бухгалтерскую отчетность, наличие судебных дел, исполнительных производств, задолженностей перед бюджетом и другими кредиторами;
  3. Посмотреть отзывы других компаний, изучить публичные источники информации, включая СМИ и социальные сети, обратить внимание на участие в тендерах и государственных контрактах.

Подробнее о проверке контрагента здесь.


Фирммейкер, январь 2014
Евгений Морозов
При использовании материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию - простую и сложную

консультация бесплатная

узнать подробнее

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Подпишитесь на нашу рассылку полезностей

Даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности.

Image
+7(4812)701-700 - Смоленск
+7(4822)710-845 - Тверь
Прайс на все услуги