Налоговая служба забирает себе новые функции, развивает все большее количество сервисов и стремится упорядочить свое взаимодействие с налогоплательщиками. Этой цели служит регламент и стандарты. Поговорим о них детальнее.

1. Зачем налоговой вообще что-то стандартизировать

Начнем с двух цитат известных людей.
Генри Форд, промышленный деятель из США, однажды сказал:

«Если вы понимаете «стандарт» как лучшее из достигнутого на сегодняшний день и завтра это лучшее нужно будет внедрять в практику, вы на верном пути. Но если вы понимаете стандарт как ограничение, прогресс остановится».

Масааки Имаи, основатель концепции непрерывного совершенствования из Японии, утверждал:

«Невозможно заниматься совершенствованием процесса, пока он не стандартизирован».

Исходя из этого, стандарт – это нечто хорошее, способствующее прогрессу и совершенствованию. В широком смысле слова стандарт (от англ. standard – норма, образец) – это образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов. В современном общепринятом понимании – это нормативный документ, устанавливающий требования к определенным объектам. Он утверждается компетентной организацией и призван навести максимальный порядок в определенной сфере деятельности.

Корни стандартизации в России уходят к XVI веку в эпоху правления Ивана Грозного, когда были введены калибры для измерения пушечных ядер; а также к началу XVIII века в эпоху правления Петра I, когда была введена проверка качества экспортируемого сырья. Интенсивное развитие стандартизации началось в 20-х годах прошлого века с организации Комитета по стандартизации при Совете Труда и Обороны, являвшегося предком Госстандарта СССР, Госстандарта России и ныне действующего Росстандарта.

Виды и категории стандартов

На сегодняшний день к документам по стандартизации относятся:
1. национальные стандарты (самые известные – ГОСТ);
2. общероссийские классификаторы (ОК);
3. стандарты организаций, в том числе технические условия (ТУ);
4. своды правил (например, СанПиН);
5. стандарты в отношении гособоронзаказа, гостайны и в связи с использованием атомной энергии;
6. международные стандарты (ISO и т.п.).

 

Стимулами к налоговой стандартизации после принятия Налогового кодекса стали Бюджетные послания Президента РФ Федеральному собранию:

- в июне 2002 года: «Следует сделать налоговый учет максимально удобным как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов»;
- в июле 2004 года: «В 2004 - 2005 годах предстоит в основном завершить налоговую реформу. Налоговая система должна обеспечивать финансирование бюджетных потребностей, быть при этом необременительной для субъектов экономики и не препятствовать повышению их конкурентоспособности и росту деловой активности. Работу налоговых инспекций следует оценивать по таким показателям, как строгое выполнение требований налогового законодательства, качество работы с налогоплательщиками. Необходимо приступить к разработке и применению на практике стандартов деятельности налоговых инспекций, в том числе учитывающих временные издержки налогоплательщиков на сдачу налоговой отчетности».

В первоначальной редакции Налогового кодекса с 1999 года налоговым органам передавались полномочия разрабатывать и утверждать формы налоговых деклараций. Впоследствии реализация полномочий по данному направлению закрепилась исключительно на федеральном уровне, однако единые требования отсутствовали вплоть до конца 2002 года, когда МНС России издало приказ, призванный навести порядок при оформлении деклараций. Подобное нововведение задало верное направление, поскольку помогало налогоплательщикам быстрее и качественнее заполнять декларации и снижало налоговый произвол при их приеме. Положительная тенденция после начала применения приказа способствовала как развитию самого порядка оформления документов, так и расширению понимания единых требований. Новые приказы ФНС России от 2008 и 2010 годов распространили регламент и единые требования не только на декларации, но и на другие соответствующие документы, в том числе представляемые в электронном виде. Кроме того, до настоящего времени существовали ГОСТы, устанавливающие общие требования к оформлению документов без учета налоговой специфики.

Первым налоговым стандартом стал Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, утвержденный приказом ФНС России в сентябре 2005 года и впоследствии переиздававшийся в 2007, 2008, 2010 годах. Он был призван усовершенствовать организацию взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков и содержал таблицу с перечнем налоговых услуг, сроками их реализации, формой представления, ссылкой на нормативные правовые акты. Поскольку данная таблица не могла долго носить громкое наименование «стандарт», в 2016 году она была отменена в связи с систематизацией технологических процессов ФНС России.

Дополнительными стимулами к стандартизации стали:

- создание в 2014 году Управления стандартов и международного сотрудничества в структуре ФНС России, уполномоченного разрабатывать и внедрять системы налоговых стандартов;
- принятие в 2015 году Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации».

Естественным развитием стал приказ ФНС России от 6 июля 2017 года № ММВ-7-17/535@ «Об утверждении стандарта форм документов», представляющий интерес для всех участников налоговых взаимоотношений.

2. Чем регулируются налоговые стандарты и регламент

3. Стандарты разработки, оформления, заполнения налоговых форм

Упоминаемый выше приказ 535 вводит единый стандарт налоговых форм, разделен на 4 части:

1. сами формы;

2. как их заполнять;

3. как осуществить замену старых формы на новые;

4. формы, отправляемые по почте. Им посвящен целый стандарт.

3.1 Налоговый Стандарт форм документовНалоговый стандарт

Вид форм. Учитывает требования ГОСТов, устанавливает единый вид форм.  Например, документ должен использовать традиционный формата листа А4, четко определены размеры полей, вариант шрифта - Time New Roman или Arial, размер шрифта 10 или 11, вид полужирный, межстрочный интервал - одинарный. На оборотной стороне печать не предусматривается, а на печать выводиться в книжной или альбомной ориентации на офисных принтерах. Допустимая величина шрифта должна позволять удобно читать документ, размеры строк позволяют помещать в них все необходимые сведения.

Реквизиты форм. Каждый реквизит формы документа должен иметь наименование. Наименование формы документа, ее разделов и подразделов указываются с прописной буквы и располагаются по центру страницы. Наименования реквизитов, обозначения терминов и единиц измерения должны соответствовать наименованиям и обозначениям реквизитов, терминов и единиц измерения, принятым в общероссийских классификаторах технико-экономической информации. Реквизиты формы документа должны размещаться в трех зонах каждого листа формы: заголовочной, содержательной и заверяющей. Форма документа может содержать несколько листов. При этом первый лист формы документа может являться ее титульным листом.

Удобно! В правом верхнем углу заголовочной формы документа (кроме машиноориентированных форм документов) проставляется указание на утверждающий данную форму нормативный правовой акт.

Каждому листу формы документа присваивается уникальный штриховой код. В заверяющей зоне листа первого (титульного) листа формы документа размещаются сведения, необходимые для придания юридической силы документу, а именно:
а) раздел подтверждения достоверности и полноты сведений, указанных в документе;
б) раздел для заполнения работником налогового органа;
в) дата составления документа и личная подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту представленных в документе сведений.

3.2 Налоговый Стандарт заполнения форм документов

Порядок заполнения форм привязан к Правилам подготовки нормативных правовых актов (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009). К слову, правила устаналивают, что наименование печатается полужирным шрифтом по центру страницы с прописной буквы. После наименования точка не ставится. Порядок заполнения оформляется в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. При наличии приложений к порядку заполнения каждое приложение располагается с нового листа.

Особенно удобно! Порядок заполнения не смешивается с порядком представления документов. Предусматривается порядок проставления отметок о приеме документа в налоговой, что является важным для налогоплательщика в случае необходимости подтверждения представления.

Если в Порядке заполнения используются аббревиатуры необходимо удостовериться, что при первом использовании в тексте термина, имеющего аббревиатуру, указано его полное расшифрованное наименование, аббревиатура приведена в круглых скобках, следующих за наименованием, а далее по тексту использована только аббревиатура.

Удобно! Не допускается сокращение слов.

Порядок заполнения может содержать примеры заполнения, которые располагаются после слова "Например,". Примеров заполнения одного поля, строки или графы не может быть больше двух. Порядок заполнения может содержать образцы заполнения. При использовании специальных знаков ("", N, и т.д.) необходимо использовать единообразное написание таких знаков.

Порядок заполнения должен содержать указания на:

  • цвет чернил (синего или черного цвета);
  • буквы (заглавные печатные);
  • количество полей для каждого показателя;
  • формат указания даты;
  • формат написания дроби или процентов;
  • формат написания стоимостных показателей, например  в полных рублях, а значения показателей менее 50 копеек отбрасываются, а 50 копеек и более округляются до полного рубля.
  • порядок вывода на печать - не допускается двусторонняя печать документа;
  • невозможность исправления ошибок любым способом;
  • недопущение скрепления листов, приводящее к порче бумажного носителя учету;
  • порядок проставления прочерков в незаполненных знакоместах;
  • порядок нумерации страниц, например для первой страницы "001"; для десятой страницы, соответственно, "010".

Указание адресов при оформлении документов также регламентировано как в части формы, так и в части структуры и обозначений, что позволит избежать разночтений.

3.3 Налоговый Стандарт разработки форм документов

Разработка форм документов, осуществляемая Федеральной налоговой службой, теперь подчинена стандарту, который применяется, в том числе, при вводе форм в действие или внесении изменений в уже действующие формы, используемые в рамках реализации полномочий налоговых органов. Это позволит налогоплательщикам своевременно получать актуальные формы. Ведь некоторые из них неоднократно сталкивались с тем, что налоговая не принимает старую форму, а новая еще отсутствует в любом виде.

Четко определены правила разработки

Сами формы документов подчиняются уже упоминаемым Правилам подготовки нормативных правовых актов (постановление Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009).
Сроки разработки (изменения), ввода в действие форм документов должны соответствовать срокам, установленным в планах-графиках подготовки нормативных правовых актов.
Формы появляются и изменяются в определенных случаях:
а) в связи с изменением законодательства Российской Федерации;
б) в связи с изменением технологий (в том числе технологий обработки документов), применяемых в ФНС России;
в) по результатам анализа требований референтных групп и иных потребителей результатов деятельности ФНС России, в том числе по результатам мероприятий, проведенных в отношении референтных групп;
г) по результатам анализа предложений работников ФНС России, ее территориальных органов;
д) по результатам аудита деятельности ФНС России.

Процесс разработки налоговой формы

1 этап. Подразделение-методолог размещает заявку в специализированном разделе сайта службы технической поддержки, а к ней приложения:
а) макет формы документа в редакторе Microsoft Word или Excel, или формате .pdf с пояснениями;
б) проект порядка заполнения формы документа (при необходимости);
в) проект порядка представления формы документа в налоговый орган (при необходимости);
г) проект изменений в Справочник КНД;

2 этап. Подразделение-методолог информирует об утверждении заявки:
а) подразделение, ответственное за организацию разработки и внедрения системы стандартов деятельности и менеджмента качества ФНС России,
б) подразделение, ответственное за информационное и техническое обеспечение,
в) исполнителя по контракту информационного обеспечения.

3 этап. Подразделение-методолог вносит сведения оформе в Справочник КНД

4 этап. Исполнитель по контракту:
а) разрабатывает проект формы документа;
б) разрабатывает проект формата представления документа в электронной форме;
в) осуществляет проверку наличия сведений о проекте формы документа, требующей разработки, в Справочнике КНД;
г) осуществляет в ФАП (Фонде алгоритмов и программ ФНС России) автоматическую проверку разрабатываемой формы документа на предмет недопущения дублирования кода форм документов;
д) формирует в формате автоматизированной системы ведения классификаторов проект изменений Справочника КНД с включенным проектом формы налогового документа и размещает его в ФАП;
е) направляет подготовленный проект формы документа и проект формата (при необходимости) подразделению-методологу и подразделению, ответственному за информационное и техническое обеспечение, для согласования.

5 этап. Подразделение-методолог направляет замечания или согласовывает формы.

Примерно в такой последовательности и появляются всем известные формы.Кроме этого, готовые формы попадают на государственную регистрации Минюстом России, после чего следует их доработка и размещение на сайте ФНС России. Ведь нужно еще:

- разместить шаблоны печати, шаблоны ввода и распознавания;

- актуализировать СППФД (Справочник периодов применения форматов представления в электронном виде налоговых деклараций, расчетов и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов);
- актуализировать СФНД (Справочник форматов документов, используемых налоговыми органами и налогоплательщиками, при реализации электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах).

В общем, процесс непростой и трудоемкий, но механизм работает и приносит свои результаты. Существует и еще один Стандарт налоговых форм. Речь идет о документах, которые мы получаем через почту. 

3.4. Стандарт оформления налоговых почтовых документов

Подчинено стандарту теперь и оформление документов, направляемых налоговыми органами юридическим и физлицам почтой. К предыдущим Стандартом он добавляет особенности почтового отправления.

О чем идет речь? Например, окно на конверте должно представлять вырез прямоугольной формы в лицевой стороне конверта для визуального прочтения через него адреса получателя. Размещение адресного окна на листе и его размеры должны соответствовать требованиям государственного стандарта "Конверты почтовые. Технические требования. Методы контроля", утвержденному Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

Конверты с окном должны иметь размеры: 110 мм x 220 мм (DL/O) и 162 мм x 229 мм (C5/O). Документы, направляемые налоговым органом, подлежащие массовой печати, направляются только с использованием конвертов формата C5/O. Документы, направляемые налоговым органом и не подлежащие массовой печати, направляются как с использованием конвертов формата C5/O, так и в конвертах формата DL/O.

 

Рассказали про Стандарты форм. Теперь расскажем про Стандарты обслуживания. Они представлены таким документом - Регламент организации работы с налогоплательщиками.

4. Регламент организации работы с налогоплательщиками

Порядок обслуживания налогоплательщиков появился в 2005 году, в 2013 году была редакция. Состоит из 5 разделов:

1 раздел. Правила приема налогоплательщиков

Режим работы налоговой инспекции

Прием налогоплательщиков в инспекциях ФНС России осуществляется ежедневно в течение всего рабочего дня. Сам график работы сотрудников по приему налогоплательщиков утверждается руководителем инспекции ФНС России. Работа сотрудников налогового органа по приему налогоплательщиков во время перерыва для отдыха и питания, установленного Правилами внутреннего трудового распорядка, должна быть организована по сменному графику в период времени с 11 часов 30 минут до 14 часов 30 минут. Для повышения профессионального уровня сотрудников отдела необходимо предусмотреть еженедельно 2 часа на проведение учебы в любой день недели (за исключением пятницы). День проведения учебы должен быть утвержден распорядительным документом по инспекции ФНС России. Во время учебы прием налогоплательщиков не прекращается.

Идентификация сотрудников налоговой инспекции

При осуществлении приема налогоплательщиков прикрепление налогоплательщиков к налоговому инспектору по первым буквам фамилий или названий организаций, по улицам и т.д. недопустимо. Налогоплательщиков необходимо обеспечить информацией о фамилии, имени, отчестве и должности сотрудника отдела работы с налогоплательщиками. Для этого сотрудники отдела работы с налогоплательщиками обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками. Должностные лица отдела работы с налогоплательщиками должны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их уполномоченным представителям и иным участникам налоговых правоотношений, не унижая их чести и достоинства, формируя позитивное отношение к налоговым органам.

Как должны выглядеть помещения налоговой инспекции для приема налогоплательщиков

Прием налогоплательщиков рекомендуется осуществлять в специально выделенных для этих целей залах обслуживания налогоплательщиков, кабинетах. Помещения для работы с налогоплательщиками целесообразно размещать на нижних этажах зданий налоговых инспекций и для удобства работы с налогоплательщиками организовать отдельный вход для налогоплательщиков.

В помещениях, предназначенных для работы с налогоплательщиками, необходимо иметь информационные стенды, в том числе стенд с указанием размещения рабочих мест сотрудников, осуществляющих прием налогоплательщиков. В инспекции рекомендуется иметь систему звукового информирования налогоплательщиков и применять данную систему в периоды проведения информационных кампаний. Длительность одного звукового сообщения не должна превышать 5 минут. Рекомендуется установить компьютер со справочно-правовыми системами и программными продуктами, разработанными ФНС России и ФГУП "ГНИВЦ ФНС России". Компьютер, предназначенный для налогоплательщиков, не должен быть подключен к локальной сети инспекции ФНС России. Правила работы с ним, а также фамилия, имя, отчество, телефон, номер кабинета должностного лица инспекции ФНС России, отвечающего за работу компьютера, размещаются на видном месте. Должностное лицо, ответственное за работу компьютера, определяется руководителем налогового органа и закрепляется распорядительным документом по инспекции ФНС России. Помещение для работы с налогоплательщиками рекомендуется оборудовать электронной системой управления очередью, световым информационным табло (видеоэкран с информацией). Световое информационное табло размещается в инспекции ФНС России недалеко от входа в помещение. Информация на световом информационном табло может быть представлена в виде бегущей строки. Для налогоплательщиков должны быть оборудованы места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов.

2 раздел. Как должен происходить прием и выдача документов в налоговой инспекции

На стенде инспекции должны быть размещены образцы запросов (писем, заявлений), а также информацию о том, что налогоплательщик должен указать в запросе (письме, заявлении) и т.д. способ получения ответа (лично или по почте).

Прием документов

Отдел работы с налогоплательщиками осуществляет прием от налогоплательщиков - организаций и физических лиц всех видов документов (заявлений о переходе на систему сельскохозяйственных товаропроизводителей, на упрощенную систему налогообложения, о регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес, о зачете налоговых платежей, о представлении льгот по имущественным налогам и т.д.), относящихся к компетенции налоговых органов. На втором экземпляре представленных документов сотрудник отдела работы с налогоплательщиками проставляет по просьбе налогоплательщика отметку о принятии и дату представления заявления.

Как это работает внутри. Отдел работы с налогоплательщиками регистрирует в информационной системе налогового органа полученные от налогоплательщиков и из отдела общего и финансового обеспечения (общего обеспечения) заявления, подлежащие вводу в информационную систему (данные о регистрации документа отражаются в соответствующих информационных ресурсах). Зарегистрированные в информационной системе документы передаются в отдел ввода и обработки данных. После ввода данных в информационную систему будут переданы документы для дальнейшей обработки.

Выдача документов

Выдача налогоплательщикам по их запросам справок и иных документов осуществляется, если налогоплательщик в заявлении указал: "Получить лично". Отделы в зависимости от способа выдачи передают подготовленные справки и документы в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте или по реестру в 2-х экземплярах в отдел работы с налогоплательщиками для выдачи налогоплательщику (его представителю) лично. Если налогоплательщик не получил на руки Уведомление, Свидетельство, др., документ передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте.

3 раздел. Как должна происходить сверка расчетов в налоговой инспекции

Сверка расчетов налогоплательщика проводится налоговым органом в обязательном порядке в следующих случаях:

  • ежеквартально с крупнейшими налогоплательщиками;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при переходе из одной налоговой инспекции в другую;
  • при процедуре снятия налогоплательщика с учета при ликвидации (реорганизации) организации;
  • по инициативе налогоплательщика;
  • в иных случаях, установленных законодательством о налогах и сборах.

Формирование акта
Должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками формирует акт сверки. Срок проведения сверки, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней. При выявлении расхождений данных налогового органа и налогоплательщика срок проведения сверки расчетов, формирования и оформления акта сверки расчетов налогоплательщика не должен превышать 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов налогоплательщика по почте. Срок проведения сверки расчетов с крупнейшими налогоплательщиками при необходимости может быть увеличен.

Нет расхождений
В случае отсутствия расхождений данных налогового органа с данными налогоплательщика на документ ставятся подписи налогоплательщика или его уполномоченного представителя и должностного лица отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр подготовленного акта сверки в течение 3 рабочих дней вручается налогоплательщику или передается в отдел финансового и общего обеспечения (общего обеспечения) для отправки по почте. Если акт сверки расчетов налогоплательщика вручается лично, то на втором экземпляре ставится дата получения и подпись налогоплательщика (его представителя).

Есть расхождения
При выявлении расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должностное лицо отдела работы с налогоплательщиками осуществляет сверку расчетов налогоплательщика по данным информационных ресурсов налогового органа с данными первичных документов налогоплательщика для устранения причины возникновения разногласий. Для выявления и фиксирования причин расхождения оформляется акт сверки полная форма. При выявлении ошибки, допущенной по вине налогового органа, в тот же день готовится служебная записка в отдел, допустивший эту ошибку. Срок для исправления ошибок - не более 5 рабочих дней, после чего о проведенной работе в отдел работы с налогоплательщиками направляется служебная записка . После получения служебных записок из отделов об исправлении ошибок в базе данных в течение 3-х рабочих дней со дня получения последней служебной записки формируется акт сверки расчетов с учетом внесенных изменений на текущую дату в двух экземплярах. Снова акт передается налогоплательщику.
 
В регламенте также указана процедура сверки при ликвидации, по инициативе налогоплательщика, по сборам и взносам. Принципиальных отличий нет.  Подробно останавливаться не будем.

4 раздел. Информирование налогоплательщиков тоже стандартизировано

Руководство информированием налогоплательщиков через средства массовой информации осуществляют Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации. Управлениям ФНС России рекомендуется направлять в инспекции ФНС России готовые материалы для местных СМИ и контролировать их обязательное размещение.

Налоговые инспекции должны проводить информационную работу по представлению налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности по почте и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Для этого они должны регулярно проводить семинары с налогоплательщиками, активно привлекать к участию в семинарах руководителей организаций, размещать в СМИ информацию о преимуществах представления налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности по почте и в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Налоговым органам рекомендуется вручать налогоплательщикам памятки о преимуществах представления налоговых деклараций, иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, и бухгалтерской отчетности в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

До налогоплательщиков необходимо доводить информацию о специализированных операторах связи в регионе. Для обеспечения налогоплательщика программными продуктами целесообразно установить компьютер и предоставить к нему доступ налогоплательщиков. Запись программных продуктов на электронные носители производится налогоплательщиком самостоятельно. При использовании компьютера с общим доступом на видном месте возле компьютера разместить перечень имеющихся программных продуктов и подробную инструкцию о действиях налогоплательщика при осуществлении записи этих программных продуктов.

Работа по информированию налогоплательщиков должна быть организована по следующим основным направлениям:

4.1. индивидуальное информирование

При приеме устного запроса налогоплательщика (по телефону или лично) сотрудник отдела работы с налогоплательщиками дает ответ самостоятельно. Если сотрудник отдела, к которому обратился налогоплательщик, не может ответить на вопрос самостоятельно, то он приглашает сотрудника отдела работы с налогоплательщиками, занимающегося информированием налогоплательщиков (в том числе в письменной форме). Сотрудники отдела работы с налогоплательщиками принимают все необходимые меры для ответа налогоплательщику.

Письменные запросы налогоплательщиков направляются в отдел работы с налогоплательщиками для подготовки ответов. В отделе работы с налогоплательщиками запросы налогоплательщиков, поступившие в налоговый орган в письменной форме не позднее следующего дня, подлежат регистрации в информационном ресурсе налогового органа. Ответ должен быть дан налогоплательщику в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса в налоговый орган от налогоплательщика (лично или по почте). При необходимости срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен заместителем руководителя, но не более чем на 30 дней, с одновременным информированием заявителя и указанием причин продления. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием ФИО, номера телефона исполнителя.

 

4.2. публичное информирование

Информация, размещаемая на стендах, должна содержать подпись начальника отдела работы с налогоплательщиками, дату размещения. Информационные стенды делятся на стенды с постоянной информацией и стенды с изменяемой информацией.

 

По типу размещения стенды делятся на внутренние (находящиеся в здании инспекции) и внешние (размещаемые в других учреждениях или общественных местах). Внутренние стенды делятся на стенды с организационно-распорядительной информацией и тематические.

На стендах с организационно-распорядительной информацией размещается следующая информация:

  • режим работы инспекции ФНС России;
  • реквизиты инспекции ФНС России (почтовый адрес, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет и др.);
  • коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации, общего классификатора административно-территориальных образований и т.д.;
  • о семинарах, круглых столах и т.д.;
  • адреса официальных Интернет-сайтов ФНС России, УФНС России по субъекту Российской Федерации, координаты специализированного оператора связи;
  • номер телефона отдела работы с налогоплательщиками, телефона "горячей линии" в дни проведения декларационной кампании, других кампаний.

На тематических стендах должна быть размещена следующая информация:

  • Государственная регистрация и постановка на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • Порядок учета физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям.
  • Информация о порядке представления налоговых деклараций, деклараций по страховым взносам, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов (календарь налогоплательщика; коды бюджетной классификации; обзоры приказов ФНС России..)
  • Порядок оформления платежных документов на уплату налогов;
  • Информация о регистрации и снятии с учета контрольно-кассовой техники;
  • Информационные материалы по местным налогам и сборам

Информация на внешних стендах должна быть актуальна для налогоплательщиков и соответствующим образом размещена. Например, информацию о налоговых ставках и сроках уплаты транспортного налога рекомендуется размещать в органах ГИБДД, о ставках и сроках уплаты имущественных налогов - в регистрационных палатах, образцы заполнения платежных документов на перечисление сумм налогов, сборов и взносов в бюджет - в отделениях кредитных учреждений и т.д.
 
Семинары проводятся с различными категориями налогоплательщиков с целью информирования о действующем законодательстве о налогах, сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, формах налоговой отчетности и порядке их заполнения. В качестве лекторов принимают участие специалисты инспекции ФНС России и Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации. При организации проведения семинаров рекомендуется:

  • выявить актуальные проблемные вопросы на основе анализа работы инспекции ФНС России;
  • сформулировать тему семинара и определить дату его проведения;
  • обозначить цель проведения семинара;
  • согласовать тему и дату проведения семинара с отраслевыми отделами;
  • составить программу семинара;
  • согласовать с руководителем инспекции ФНС России кандидатуры специалистов, выступающих на семинаре;
  • утвердить программу семинара у руководителя инспекции ФНС России;
  • разместить объявление о проведении семинара на стенде в инспекции ФНС России, в средствах массовой информации.

Рекомендуется заранее обеспечить возможность налогоплательщикам задать вопросы по теме семинара. При проведении семинара рекомендуется использовать наглядные пособия, методическую литературу, разбирать ошибки налогоплательщиков на конкретных примерах. Для получения отзывов налогоплательщиков о проведенных семинарах рекомендуется использовать анкеты.

 

Пятый раздел устанавливает порядок организации работы налоговых инспекторов с налогоплательщиками на территориально отдаленных рабочих местах межрайонных инспекций. Порядок приема и выдачи документов, сверки расчетов будет зависеть от наличия у таких отдаленных филиалов налоговых органов доступа к информационным ресурсам инспекции межрайонного уровня. Мы на нем подробно останавливаться не будем.

Для чего же все-таки ввели Налоговый стандарт ФНС и что за этим последует

Появлению налогового стандарта послужили несколько причин:
1. После принятия Налогового кодекса расширился перечень отчетных форм.
2. В последнее время ускорился темп роста количества регистрируемых организаций, а значит и клиентов налоговых инспекций.
3. Налоговым органам передали полномочия по администрированию страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Исходя из этого, на налоговиков увеличилась нагрузка как в части принимаемых посетителей, так и в части принимаемых документов. И стандарт был введен для того, чтобы с одной стороны облегчить работу инспекторов, а с другой стороны предоставить налогоплательщикам простые для понимания и заполнения формы документов, понятные и единые регламенты обслуживания. Сейчас большое распространение получает высказывание о том, что стандартизация – это не революция, а эволюция, развитие. Значит, в перспективе следует ожидать как улучшение действующих стандартов, так и принятие новых, в частности – более совершенного стандарта обслуживания налогоплательщиков взамен ныне действующего регламента организации работы с налогоплательщиками.

 

Бухгалтерские услуги для ООО от Фирммейкер, август 2017
Ольга Усс
При использовании материала ссылка обязательна

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter