прайс на все услуги

Выездная налоговая проверка: порядок, виды, сроки

Выездная налоговая проверка - это один из методов налогового контроля. Упоминание о ее начале у бухгалтеров вызывает беспокойство, а то и панику. Так ли серьезен этот вопрос? Попробуем превратить проблему в задачу и решить ее.

Налогоплательщику необходимо представлять:

  • порядок проведения выездной налоговой проверки
  • права и обязанности налогоплательщика

Для этого понадобятся Налоговый Кодекс и Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

01. Подготовка к налоговой проверке

1.1 Критерии налоговых рисков

Готовят компанию к выездной налоговой проверке, используя критерии налоговых рисков (см. Концепцию системы планирования выездных налоговых проверок).

12 критериев известны, проверить свои риски можно самостоятельно. На каждый налоговый риск у нас есть подробный материал:

  1. Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Рассчитывается она, как отношение суммы уплаченных налогов к выручке организации по данным Росстата. Работает налоговый сервис - калькулятор налоговой нагрузки. Очень неплохо выглядит - выбираем налоговый период, вид деятельности по ОКВЭД и регион. Получаем - среднеотраслевой индикатор налоговой нагрузки, рентабельность продаж. Всё то, что так любят упоминать инспектора на налоговых комиссиях. Их же используют при планировании налоговых выездных проверок. В сервисе можно внести свои значения и получить сравнительную табличку;
  2. Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов. Задача ФНС обеспечить совевременное начисление налогов и поступление денежных средств в бюджет. ИФНС часто излишне внимательны к фирмам, работающим в минус. Для налоговиков убытки являются признаком целого ряда противоправных действий директора - уклонения от уплаты налогов, вывод активов, преднамеренное банкротство, мошенничество и тд.;
  3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период. Здесь могут иметь ввиду различные вычеты, но основной вычет связан с проверкой возмещения НДС. Критической отметкой является доля вычетов по Налогу на добавленную стоимость в размере 89 процентов и более;
  4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). Здесь снова речь про отражение убытков только уже с математической точки зрения;
  5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации. Зарплата не должна быть ниже МРОТ;
  6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы. В данном случае внимание стоит обратить на то, как компанией используется упрощенка, самозанятый и патент;
  7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Здесь речь идет о том, что налоговая нагрузка должна соответствовать среднеотраслевым значениям;
  8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками ("цепочки контрагентов") без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели). Суть: Если фирма осуществляет деятельность, у нее есть расходы, заключаются договоры и эти действия не направлены на получение прибыли, то и понесенные расходы не могут быть признаны экономически оправданными. Деятельность заведомо лишена экономической целесообразности. Налоговая выгода необоснованна. Как работает: Признается отсутствие прямой или косвенной связи расходов с доходами, осуществляется исключение сумм из расходов, уменьшающих базу по налогу на прибыль, восстановление НДС;
  9. Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности, и (или) непредставление налоговому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.п. Налоговые органы направляют налоговое требование о предоставлении документов или информации налогоплательщику в определенных случаях. Для ответа есть 10 дней. Непредставление информации вызывает внимание;
  10. Неоднократное снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах налогоплательщика в связи с изменением места нахождения ("миграция" между налоговыми органами). Смена юрадреса раньше была простой процедурой и позволяла в какой-то мере уходить от налоговой ответственности. Сегодня это окно практически закрыто;
  11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики. Снова про налоговую нагрузку, в ней контролируют уровень рентабельности;
  12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском. Здесь подразумевается использованием компаний серых контрагентов, дробления бизнеса, налоговые схемы.

1.2 Предпроверочный контроль

Если компания в зоне риска, то начинается анализ всей информации в ИФНС - внутренней и внешней.

Внутренняя:

  • результаты камеральных проверок;
  • информация из запросов и пояснений отдела оперативного контроля;
  • декларации по налогам.

Внешние источники:

  • информация из других организаций, с которыми есть соглашения об обмене информацией. Например, инспекторы могут направить запрос в банк о движении денег по расчетным счетам организации для проведения встречных проверок или поиска аффилированных лиц. Кого-то из контрагентов проверят на признаки «однодневки»;
  • специальные сервисы, например, «Взаимозависимые лица», «Утерянные паспорта» и т.д.;
  • неофициальная информация, информация из СМИ.

Внешние источники сегодня для налоговиков становятся качественным поставщиком информации.

Система "Платон". Дело А51-8372/2022, Владивосток. Налоговики доказали серого контрагента. Налогоплательщик выполнял госзаказ - работы по нанесению горизонтальной дорожной разметки, поставку пролетного строения автодорожного разборного мост. Налоговая установила использование технических компаний: имущество, земельные участки, транспорт, официальный сайт отсутствуют, юридическое лицо исключено из ЕГРЮЛ по причине недостоверности сведений о юридическом лице, налоговые декларации представлены с «минимальной» суммой налога к уплате в бюджет. Ко всем установленным признакам налоговым органом дополнительно проведены дополнительные мероприятия, транспортные средства, перевозящие со слов свидетелей спорное пролетное строение, не были подключены к Системе «Платон» и к системе ГЛОНАСС. По решению начислено 115 млн. руб.;

Система распознавания номеров "Поток". Дело А23-2937/2020, Калуга. Крупный индустриальный комплекс, имеющий литейное производство цветных металлов в виде двух цехов с плавильными печами, осуществляет производство алюминия вторичного, используя для этого газовую двухкамерную плавильную печь, в которые на плавку, по свидетельству сотрудников организации, подавали «лом и отходы алюминия». Согласно документам налогоплательщика в качестве сырья для производства алюминия вторичного общество приобретало «алюминиевый сплав АС», облагаемый НДС по ставке 18%, а поставщиками алюминия выступили спорные контрагенты. Входной контроль у общества по конкретным отгрузкам отсутствовал, его сочли излишним. Водителя автопогрузчика дал показания, что алюминий в чушках не разгружал. Контрагенты не имели в собственности земельных участков, производственных и складских помещений, производственного оборудования, основных средств, транспортных средств. У них отсутствовали расходы на аренду оборудования (в том числе плавильного), а также на переработку давальческого сырья. И по выпискам организаций и контрагентов последующих звеньев, алюминиевый сплав не приобретался. Спорные контрагенты осуществляли перечисление денежных средств в адрес физических лиц – сотрудников на 135 млн. руб и в банке обналичено около 495 млн. рублей по чековым книжкам (более 250 чеков). Транспортные средства, указанные в документах на перевозку товара по договорам поставки в реестре Системы взимания платы «Платон» не зарегистрированы. Не подтверждена ни одна перевозка и системой распознавания автомобильных номеров «Поток». По решению начислено 347 млн. руб.;

Отсутствие информации о маршрутах движения ТС используется налоговыми органами как доводы о нереальности сделок:

  • А67-4860/2021. Согласно ответа ООО «РТ-ИНВЕСТ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ» информация о маршрутах движения ТС с ГРЗ по данным, полученным от бортовых устройств, оформленных маршрутных карт, в Реестре Системы взимания платы «Платон»отсутствует;
  • А60-14393/2021. По транспортировке товара (зерна) установлена недостоверность содержания документов. Организация на основании документов, полученных от реальных производителей зерна (организаций, находящихся на ЕСХН) переписывает сведения о водителях, о товаре (класс, вид зерна), гос. номера машин, марки машин, но изменяет дату и место погрузки товара. Установлена недостоверность документов при указании марки машин и гос. номеров, время погрузки и время разгрузки товара. Инспекцией при анализе представленных ТТН установлено, что все транспортные средства указаны как автомобили КАМАЗ, в тоже время, по сведениям федерального информационного ресурса 10 машин не соответствую заявленной марке КАМАЗ. Проанализирована грузоподъемность заявленных в ТТН транспортных средств и установлено, что заявленные транспортные средства по своим техническим характеристикам не могли доставить товар с заявленным в ТТН весом (учитывая при этом, что часть заявленных автомобилей являются легковыми). Установлено несоответствие пункта погрузки, указанного в ТТН, пункту погрузки, указанному в спецификации к договору - «РТИТС» сообщила реальный маршрут. Водители автотранспортных средств осуществляли перевозку на разных автомобилях марки КАМАЗ, но в одно время. Также скорость грузовых транспортных средств марки КАМАЗ по ТТН превышает максимальную скорость КАМАЗ - 188 км/ч.

Переписка электронная и в мессенджерах. Дело А40-107139/2017. Переписку изъяли правоохранительные органы. Жалобу о том, что переписка не является допустимым доказательством, отклонили. Из изъятой в ходе выемки электронной переписки установлено, что участвующие в переписке лица располагали сведениями о планирующихся перечислениях со счетов, а также о том, что эти перечисления производятся с целью последующего обналичивания и возврата денежных средств. При этом в данной переписке регулярно фигурируют другие адреса, их переписку тоже изъяли. На них приходили распоряжения подготовить первичные документы от организаций по указанным в письме спецификациям. Переписка велась в программе Skype и по электронной почте. Полученные в ходе оперативно-розыскных мероприятий документы являются надлежащими и допустимыми доказательствами по делу, соответствующими ст.ст.67-69 АПК РФ.

Черные тетради учета. Дело А40-147363/2021. В ходе осмотра здания по адресу ХХХХ на 1 этаже в кабинете бухгалтерии проверяемого налогоплательщика на рабочем столе финансового директора ХХХХХ обнаружены документы, свидетельствующие о согласованности действий Общества и «сомнительных» контрагентов, в том числе рабочая тетрадь (ежедневник), в которой содержатся записи: арендодатель офисных и складских помещений - аффилированное лицо, «обнал», «конверт», «снятие наличных», а также поручение об истребовании документов (информации) с целью получения документов по взаимоотношениям.

Признание в ходе допроса. Дело А40-198119/22-99-3793. В ходе налоговой проверки допрошены учредители и директоры. Один смог назвать только двух контрагентов. Не смог пояснить факт взаимоотношений Общества со спорными контрагентами. Другой сообщил, что спорные контрагенты найдены через интернет, пояснить по факту взаимоотношений Общества с ними не смог. С их директорами лично не встречался, документооборот происходил по почте, либо с привлечением курьера. Меры «должной осмотрительности» не принимали. Подтвердил аффилированность. Супруга сообщила, что в офисе находились печати спорных контрагентов. Сотрудники этих организаций никогда в офисе не были, печатями и банковскими ключами распоряжались сотрудники офиса. Указанные организации подконтрольны директорам. «Обналичивание» денежных средств происходило часто, через «фирмы-однодневки». Денежные средства привозил курьер в офис регулярно. Заместитель ГД по безопасности сообщил, что есть «основная» компания и остальные технические компании. Основную деятельность осуществляет Х1, Х2 просто получает свою долю. «Большая часть денег уходит на откаты контрагентам, данный «обнал» закрывали техническими компаниями». Финансовый директор пояснил, что через спорных контрагентов были реальные закупки и технические, через них происходило и обналичивание денежных средств. Денежные средства возвращались Х1 и Х2 через третьих лиц. Таким образом установлена взаимозависимость и подконтрольность указанных организаций Обществу.

1.3 Формируют план проверок

Это документ для служебного пользования, публикации он не подлежит. Посмотреть на сайте план налоговых проверок не получится.

1.4 Собирают информацию

Направляют запросы, получают информацию, фиксирующую факты хозяйственной деятельности для обоснования своих решений. Для чего это делают? Налогоплательщики охотно делятся такой информацией вне рамок налоговой проверке, чем во время нее.

02. Начало налоговой проверки

Выездная налоговая проверка фактически начинается в день вынесения Решения о ее проведении (форма). Данное решение принимает тот налоговый орган, в котором проверяемое лицо состоит на налоговом учете. Так было до 2019 года и это подтверждалось многочисленной судебной практикой. Но с октября 2019 произошли изменения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит (ст. 89 НК РФ):

  1. налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица или по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации;
  2. налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта Российской Федерации в отношении налогоплательщиков, имеющих место нахождения (место жительства) на территории этого субъекта Российской Федерации.

Что это означает? Налоговая для лучшего контроля решила создать сеть центров компетенции ФНС РФ (Распоряжение ФНС 96@ от 23.04.2021 г., Стратегическая карта ФНС).  Для работы в этих центрах, скорее всего, соберут лучших специалистов и передадут контрольные функции (разрывы, анализ, проверки, взыскание задолженности). И это буквально означает, что проверить налогоплательщика может налоговая из другого региона.

Двигаемся дальше.

Решение о проведении выздной налоговой проверки должно содержать обязательные сведения:

  1. полное и сокращенное наименования налогоплательщика;
  2. предмет проверки;
  3. периоды, за которые она проводится;
  4. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается ее проведение

Сроков для вручения решения о начале проведения проверки нет, но обычно контролеры стараются ознакомить руководителя фирмы максимально быстро. Отказываться от подписи этого документа смысла нет никакого, его могут послать по почте заказным письмом и на шестой день оно будет считаться полученным.

При ознакомлении с Решением налоговики попросят вас предоставить им помещение для работы. У организаций по Налоговому Кодексу нет обязанности его предоставлять. Но при этом есть и оговорка – при отсутствии возможности предоставить помещение проверка может проводиться на территории налоговой инспекции. Для этого вам необходимо будет написать соответствующее ходатайство на имя руководителя инспекции. На наш взгляд, удобнее, когда инспектор работает в вашем офисе. Иначе придется передавать документы по описи в сжатые сроки, а штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ. А если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.

Фирммейкер предоставляет своим клиентам офисы для налоговых проверок. Режим работы и продолжительность рабочего дня в организациях может отличаться от установленного для служащих налогового ведомства, но, придя на проверку, они должны работать в режиме компании, поэтому вы не обязаны задерживаться с ними после окончания трудового дня. Все же для некоторых случаев проверку целесообразно проводить в офисе ИФНС, но нужно четко понимать риски.

Обратите внимание на оформление решения о начале выездной налоговой проверки

  1. Инспекторы должны предъявлять служебные удостоверения. На проверке должны быть инспекторы, перечисленные в решении. Проверьте правильность оформления решения. Есть смысл сделать копию неправильного решения, оспорить потом его в суде.
  2. Проверке подлежит период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение.
  3. Нельзя проводить две и более выездные проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, нельзя проводить в отношении одного налогоплательщика две и более проверки в течение календарного года.
  4. Решение о проведении проверки может быть изменено. Обычно это происходит, когда меняется состав проверяющих или к проверке привлекают сотрудников правоохранительных органов.
  5. Возможность переноса даты начала проверки, если вынесено решение о ее проведении, кодексом не предусмотрена. Но есть возможность приостановления проверки.
  6. Если вас вызвали на допрос, помните: никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Об этом сказано в статье 51 Конституции РФ. За неявку либо уклонение от явки без уважительных причин налоговая инспекция вправе оштрафовать свидетеля на 1 000 рублей. Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний или дача заведомо ложных показаний влекут штраф в размере 3 000 рублей (ст. 128 НК РФ).

Налоговая проверка начата. Инспектор просит ввести пароль от бухгалтерской программы

Налоговый инспектор может попросить бухгалтера дать доступ на компьютер, на котором установлена бухгалтерская программа - "Проверим гораздо быстрее. Не нужно печатать тонны документов". Стоит ли соглашаться на такое предложение?

Действительно, выглядит логично. Особенно для бухгалтеров зрелого возраста. Ведь раньше проверки именно так и проходили. Приходили налоговые инспекторы в офис компании, занимали отдельный кабинет на длительное время, требовали себе документы и тут же их проверяли, уточняли. Нередко инспекторы получали доступ в учетную программу, чтобы ускорить процесс проверки.

Сегодня многое изменилось. Бумажных документов стало меньше, а в некоторых компаниях их вообще нет. Подход к проверкам тоже изменился. Регламент проверки прямо указывает на то, что налоговый инспектор должен осматривать не только рабочие документы, но и личные файлы, электронную переписку. А уже из электронной почты проверяющие могут узнать о всем том, чего не хотелось бы говорить. Конечно, увиденное им придется еще доказать.

Мы уже говорили, нужно понимать свои права и обязанности. Статья 93 НК РФ обязывает организацию представлять документы, связанные с исчислением налогов, а требования представлять инспекторам электронные базы для проверки в налоговом законодательстве не содержится. Обычно налоговые инспекторы истребуют для проверки заверенные копии документов, которые нужно правильно предоставлять. Не забываем, что налоговый инспектор может провести выемку документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Если же бухгалтер решил предоставить доступ, то пусть примет меры предосторожности. Можно создать отдельную базу для проверки, можно создать отдельную учетную запись с ограниченными правами. Пусть уберет рабочие пометки из учетной базы: "проведены расходы без договора", «запросить у директора документы по сделкам №», «неверная накладная», «сняты наличные - закрыть», «нет счета-фактуры».

А будет ли реальное ускорение налоговой проверки, если дать ему доступ в бухгалтерскую программу? Сильный проверяющий (бывший главный бухгалтер) сможет за короткое время проанализировать и понять состояние учета, есть ли искажение доходов и расходов. Все ли денежные средства или товары приходуются, правомерны ли вычеты по налогам, правильно ли списывают дебиторскую и кредиторскую задолженность.

Бухгалтер может прибегать к разного рода хитростям, отказывая налоговым инспекторам в доступе. Кто-то ссылается на хранение информации в облаке (нет лишней учетной записи, облако висит), на хранение учетной базы на ноутбуке директора (директор в командировке), на отсутствие в данный момент сотрудника с паролем, на техническую поломку компьютера, технический сбой или отсутствие электроэнергии. На наш взгляд разумнее отнести нужную информацию к коммерческой тайне, разработать соответствующее положение и сослаться на него.

В сети можно встретить описание случаев, когда налоговые инспекторы изымали компьютер компании, потом его возвращали с трояном, позволяющим отслеживать действия пользователя. Мы за свою практику с подобными действиями не сталкивались.

03. Оформление результата налоговой проверки

Справка

Выездная налоговая проверка заканчивается в день подписания Справки о проведенной налоговой проверке (форма).

Предельный срок нужно считать с даты решения и до последнего дня двухмесячного срока. Например, Решение о проведении проверки вынесено 1 января. Фактически налоговики пришли на фирму и приступили к работе 5 февраля. При этом проверка не продлевалась и не приостанавливалась. Следовательно, день, когда должна быть подписана справка о проведении проверки, – 1 марта.

Акт

По результатам выездной проверки в течение 2 (двух) месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен Акт налоговой проверки (форма).

После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки.

Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 30 рабочих дней с момента его получения.

Решение

Решение о проведенной налоговой проверке (форма) принимается в течение 10 дней со дня истечения 30-дневного срока, отведенного на предоставление возражений. Решение вступает в силу по истечении 1 (одного) месяца со дня вручения его налогоплательщику. Именно в течении этого срока в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.

Подать иск, минуя обжалование решения в вышестоящей ИФНС, нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.

На что обратить внимание

  1. Следите за датами, которые стоят в подписываемых Вами документов;
  2. Следите за правильностью используемых налоговиками форм (все формы при налоговой проверке);
  3. Налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ);
  4. Использование ИФНС доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускаются;
  5. Несоблюдение должностными лицами ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п.14 ст.101 НК РФ).

04. Риски, которые несет налоговая проверка

Порассуждаем, какие риски может нести за собой налоговая проверка и связанные с ней мероприятия:

  1. Финансовые риски. Если налоговая инспекция обнаружит нарушения (а они иначе не приходят), то будут доначислены налоги, штрафы и пени. Многие компании разоряются после выездной налоговой проверки. В среднем за 2023 год по результатам выездных налоговых проверок компаниям доначисляли: в Москве - 89 млн. руб. (50 млн. руб в 2018 г), в Московской области - 47 млн. руб. (24 млн. руб в 2018 г), в областях ЦФО - 66 млн. руб. (10 млн. руб в 2018 г). Для статистики - в 2022 году количество налоговых дел, рассмотренных в арбитражных судах первой инстанции, составило 6 262, принято в пользу налогоплательщиков 37% решений. Однако успешно оспоренных доначислений снизилась практически в два раза: налогоплательщики пытались оспорить доначисления на 2 619 млн руб., но удовлетворенных требований было всего на 125 млн руб. (4,79%), в то время как в 2021 году данный показатель составил 8,95%, а в 2020 году – 10,18%.;
  2. Репутационные риски. Налогоплательщик получит акт, начнет защищаться в суде, суд сделает данные о схеме налогоплательщика публичной с контрагентами и даже суммами контрактов. Негативная репутации компании гарантирована;
  3. Административная и уголовная ответственность для руководителя, бухгалтера, субсидиарная ответственность для собственника. Ответственность может за такие действия, как уклонение от уплаты налогов, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств или имущества организации для избежания взыскания налогов. В случае суммы сокрытия от 2 250 000 до 9 000 000 рублей, это считается преступлением в крупном размере, а свыше 9 000 000 рублей - в особо крупном размере. Наказание варьируется от штрафа до лишения свободы на срок до 5 лет. Директора могут быть привлечены к ответственности в течение 2 или 6 лет после совершения преступления.

Итоги

Налоговая выездная проверка начинается с решения, им и заканчивается. Процедура регламентирована формами и инструкциями. Сама проверка начинается много раньше, чем ее официальное объявление. И если выездная налоговая проверка появилась в плане, то она все равно будет. А как она пройдет – зависит от Вас. Готовьтесь заранее. Самое простое, что можно сделать быстро - проверить свою учетную базу и нанять налогового консультанта.


Фирммейкер, октябрь 2014 (следим за актуальностью)
Валерия Булавкина (Яренкова)
При использования материала ссылка обязательна

Ведём бухгалтерию. Встречаем налоговые проверки

объясняем простым языком, как действовать

Оставьте заявку
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Категории

смотрите также